УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ГОРОДА БАЙКОНУР ОТДЕЛ ОБЩЕГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО,
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ЦЕЛЯХ
УСТАНОВЛЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ
БАЙКОНУР
2015 Общие положения Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогическим работникам указанных организаций и членам экспертных групп Главной аттестационной комиссии Управления образованием города Байконур (далее – ГАК) в прохождении процедур аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей).
В методических рекомендациях представлены материалы по оценке профессиональной деятельности педагогических работников. Представленные материалы образуют систему методического сопровождения оценки профессиональной деятельности, структурированную в соответствии с требованиями, предъявляемыми к квалификационным категориям (первой или высшей).
Организационно-методические условия проведения аттестации При подготовке аттестационных материалов педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, аттестуемым на соответствие уровня квалификации требованиям, предъявляемым к (первой или высшей) квалификационным категориям следует:
внимательно изучить правовые документы, регламентирующие аттестацию педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
тщательно изучить форму экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности педагогического работника (по конкретной должности), оценить свою работу в межаттестационный период в соответствии с критериями и показателями, представленными в экспертном заключении;
сформировать портфолио профессиональных достижений педагогического работника в соответствии с разделами экспертного заключения;
подать заявление в Главную аттестационную комиссию Управления образованием города Байконур (желательно не позднее чем за 3 месяца до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории);
предоставить в ГАК портфолио профессиональных достижений.
Для аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) необходимы следующие документы:
заявление;
портфолио профессиональных достижений.
Заявление
Заявление о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории должно быть подано впервые не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории (п. 30 Порядка).
Заявление о повторном проведении аттестации может быть подано не ранее чем через год с того момента, как аттестационная комиссия приняла решение об отказе установить ту же квалификационную категорию (п. 43 Порядка). При заполнении позиции «занимаемая должность» указывается должность на момент аттестации и наименование образовательной организации в соответствии с ее Уставом.
Образец: … учителя математики ГБОУ СОШ №…. им. …
В строке «аттестовать… по должности» указать точное наименование должности в соответствии с номенклатурой должностей педагогических работников (Постановление правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»).
В строке «Образование» (когда и какое образовательное учреждение профессионального образования окончил, полученная специальность и квалификация) указать специальность по образованию и квалификацию (по диплому об образовании).
Образец: 2005 год, ОГОУ «Томский государственный педагогический колледж» по специальности «Дошкольное образование» и квалификации «Воспитатель детей дошкольного возраста».
В строке «Наличии квалификационной категории» указать категорию и окончание действия квалификационной категории (число, месяц, год).
При заполнении строки «Основанием для аттестации на указанную в заявлении квалификационную категорию считаю следующие результаты работы …» можно воспользоваться критериями и показателями оценки деятельности педагогических работников: см. – п. 36, 37 «Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276).
В конце заявления нужно обязательно подчеркнуть членство в профсоюзной организации города Байконур.
Что касается пункта «Аттестацию на заседании аттестационной комиссии прошу провести в моем присутствии / без моего присутствия», то проведение аттестации в вашем присутствии означает, что в тот момент, когда будет обсуждаться присвоение квалификационной категории конкретно вам, вы будете приглашены на заседание аттестационной комиссии. И решение о присвоении/не присвоении вам заявленной квалификационной категории будет оглашено в вашем присутствии. Влиять как-то на решение аттестационной комиссии у вас вряд ли получится, но, если вам будет отказано в присвоении квалификационной категории, то у вас будет возможность внести какие-то коррективы, дать объяснения, чтобы получить шанс на пересмотр отрицательного решения комиссии.
Заявление направляется по адресу: г. Байконур, пр. Гагарина 13,
Управление образованием, каб. № 207,
тел. 5-62-06
Адрес электронной почты: oopdoipo.207@mail.ru Определение срока проведения аттестации педагогического работника Срок аттестации работника должен определяться с учетом периода действия ранее установленной ему квалификационной категории (пп. «а» п. 32 Порядка).
Продолжительность аттестации от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней (п. 33 Порядка).
Обратите внимание!
В случае принятия в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории за ним сохраняется первая категория до истечения срока ее действия (п. 42 Порядка).
Отметим, что квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте РФ.
На основании решения аттестационной комиссии Управления образованием города Байконур о результатах аттестации педагогических работников издается приказ об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайте Управления образованием в Интернете. Портфолио профессиональной деятельности педагогического работника
Общие положения
Для установления первой (высшей) квалификационной категории выбрана одна форма — портфолио профессиональной деятельности. Структура портфолио определяется экспертным заключением об уровне профессиональной деятельности педагога. Новые экспертные заключения приведены в соответствие с нормативными актами:
постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;
постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
приказ Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность».
Экспертные заключения утверждены Приказом начальника Управления образованием города Байконур от 05.02.2015 №13-1/19-50 «Об аттестации педагогических работников, организаций осуществляющих образовательную деятельность на территории города Байконур, в целях установления квалификационной категории».
В течение межаттестационного периода педагогический работник формирует портфолио, наличие которого является обязательным при аттестации на первую или высшую квалификационные категории.
Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений.
Портфолио педагогического работника - индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования в межаттестационный период.
Основная цель портфолио - проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста педагогического работника.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: обучающей, творческой, самообразовательной; провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность. Оформление портфолио Портфолио педагогического работника оформляется в папке - накопителе с файлами (скоросшивателе) желательно синего цвета.
Основными принципами составления портфолио являются: системность; полнота и конкретность представленных сведений; объективность информации; презентабельность.
Последовательность документов, вкладываемых в портфолио, должна соответствовать экспертному заключению.
Аттестуемый имеет право (по своему усмотрению) включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления и т.п., отражающие его индивидуальность. Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетичный вид, каждый документ датируется и имеет подпись автора (составителя, разработчика).
Все копии должны быть заверены руководителем образовательной организации.
Структура портфолио педагогического работника Титульный лист (см. Приложение)
Раздел 1. Общие сведения о педагоге
фамилия, имя, отчество;
должность (с указанием преподаваемого предмета для учителя, направления деятельности для иных педагогических работников);
базовое образование (копия диплома);
квалификационная категория;
общий трудовой стаж;
педагогический стаж;
копия страниц трудовой книжки, содержащих информацию о приёме на работу по указанной должности (заверенных руководителем организации);
профессиональная переподготовка (за последние 5 лет, копия диплома);
копия аттестационного листа или выписки из приказа о присвоении квалификационной категории предыдущей аттестации или выписки из приказа о присвоении квалификационной категории.
Раздел 2. Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения
Раздел 3. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта
Раздел 4. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений.
Раздел 5. Наличие отрицательных показателей в деятельности.
Раздел 6. Критерии и показатели, дающие дополнительные баллы.
Документы разделов 2-6 должны соответствовать требованиям, указанным в экспертном заключении по данной должности и типу учреждения.
Каждый пункт имеет свой балл. Педагогический работник, собрав портфолио, может провести самоэкспертизу и определить сумму баллов. Необходимую для аттестации на первую или высшую квалификационную категорию сумму баллов можно набрать, не имея собственных книг, монографий, не являясь доктором наук или победителем всероссийского профессионального конкурса. Педагог сам определяет «набор» документов (в соответствии со своей педагогической деятельностью), которые он может собрать в межаттестационный период.
Экспертные заключения утверждены приказом начальника Управления образованием №13-1/19-50 от 05.02.2015
Полное наименование образовательной организации по Уставу
Портфолио
профессиональной деятельности
Ивановой
Марии Ивановны,
учителя географии
(с указанием: преподаваемого предмета для учителя, направления деятельности для иных педагогических работников)
Байконур
2015
| Приложение
Надпись на корешке портфолио
(информация на корешке папки):
Заявленная квалификационная категория
(буквы В или римская I)
В – высшая
I - первая
| Должность
Предмет
Тип учреждения
(ГБОУ СОШ, ГБОУ ДОД ДХШ)
| ФИО
| Сроки прохождения аттестации
| Образец заполнения
В
| Учитель математики
ГБОУ СОШ №
| Иванова А.А.
| 17.02.2012-17.04.2012
| I
| Социальный педагог
ГБОУ СОШ №
| Иванова А.А.
| 17.02.2012-17.04.2012
|
Объяснения по основным показателям и критериям Экспертного заключения Электронные образовательные ресурсы Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
В данном случае вам обязательно нужно приложить скриншот — распечатку первого листа. Что здесь оценивается? Что вы можете предложить? Прежде всего, лицензионные электронные образовательные ресурсы — те, которые вы берете уже готовыми и используете у себя на занятиях. Можно их перечислить, либо дать скриншот первой страницы. Созданные самостоятельно электронные образовательные ресурсы — это чаще всего презентации, которые вы создаете сами для проведения занятий со своими учащимися. Для того чтобы подтвердить это, вам также придется сделать скриншот первой страницы, где будет указана тема занятий.
Если у вас имеется страница на сайте вашего образовательного учреждения либо других ОО, вы тоже можете заработать дополнительные баллы. Сейчас у каждой ОО обязательно имеется свой сайт, поэтому вы можете организовать свою страницу на этом сайте или в социальных сетях. Как доказать, что вы создали свой электронный ресурс? При помощи федерального портала «Российское образование» в том случае, если там будет соответствующая ссылка.
Другим подтверждением ваших авторских материалов может стать нечто подобное:
Подтверждения должны быть обязательно заверены руководителем ОО. Скриншоты страниц заверять не надо.
Публикация Публикация может иметься в Интернете, что является бесплатным и наиболее доступным ее видом, а может существовать в виде распечатанной методической разработки или статьи в сборнике и для подтверждения публикации нужно обязательно представить следующее
Здесь выделены выходные данные в виде значка ISBN с рядом цифр. 978 указывает на то
обстоятельство, что эта публикация является всероссийской и потому оценивается гораздо выше, чем другие. Все эти копии должны быть заверены директором ОО. Наставничество Отдельные баллы даются педагогическому работнику, если он является наставником. Для подтверждения того, что вы являетесь таковым, нужно приложить «Положение о наставничестве». Если «Положение о наставничестве» существует в вашей ОО, то необходима копия этого положения, плюс приказ директора о том, что вы назначены с такого-то числа наставником такого-то конкретного педагога. Ниже показано, как должны быть заверены те копии, которые следует вложить в портфолио вашей профессиональной деятельности. Должны быть: «копия верна», подпись директора и печать ОО.
Важно!
Наставником является педагог, который обучает и помогает в работе другому молодому педагогу, т.е. молодому специалисту, работающему в вашей ОО. Не является наставничеством, если у вас проходят практику студенты профильного вуза или другой ОО.
Достижения учащихся Для подтверждения успехов ваших учащихся в обучении и того, что именно вы этому поспособствовали, вам следует предоставить заверенные директором ОО копии грамот, дипломов, свидетельствующие о таких достижениях. Кроме копий наградных документов
учащихся вам также необходима справка, в которой сообщается о том, что именно вы являетесь педагогом, подготовившем данного ученика к участию в конкретном конкурсе или олимпиаде. Если такой справки нет, то эксперт вправе не засчитать вам баллы, на которые вы могли бы рассчитывать вследствие успешной подготовки детей. Часто педагогические работники вкладывают в портфолио грамоты, благодарственные письма либо за свое участие в профессиональных конкурсах, либо благодарности за участие своих учеников в таких конкурсах или олимпиадах. Однако никакое «участие» не учитывается, баллы начисляются педагогическому работнику только за «достижения».
Желаем успешного прохождения процедуры аттестации!
__________________________ |