Скачать 1.7 Mb.
|
Министерство образования Республики Башкортостан УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ДИСЦИПЛИНА «Метрология и стандартизация» специальность 280703 «Пожарная безопасность» (базовой подготовки) ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Уфа 2011 г. СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ Методические указания для студентов по выполнению практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Уфимский государственный колледж радиоэлектроники» по специальности СПО 280703«Пожарная безопасность» базовой подготовки. в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения. Методические указания для студентов по выполнению практических работ адресованы студентам очной, заочной и заочной с элементами дистанционных технологий формы обучения. Методические указания созданы в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов. Приступая к выполнению практической работы, необходимо внимательно прочитать цель работы, ознакомиться с требованиями к уровню подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими сведениями, выполнить задания работы, ответить на контрольные вопросы для закрепления теоретического материала и сделать выводы. Отчет о практической работе необходимо выполнить и сдать в срок, установленный преподавателем. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине «Метрология и стандартизация», поэтому в случае отсутствия студента на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую необходимо найти время для ее выполнения или пересдачи. Правила выполнения практических работ 1. Студент должен прийти на практическое занятие подготовленным к выполнению практической работы. 2. После проведения практической работы студент должен представить отчет о проделанной работе. 3. Отчет о проделанной работе следует выполнять в журнале практических работ на листах формата А4 с одной стороны листа. Оценку по практической работе студент получает, если: - студентом работа выполнена в полном объеме; - студент может пояснить выполнение любого этапа работы; - отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы; - студент отвечает на контрольные вопросы на удовлетворительную оценку и выше. Зачет по выполнению практических работ студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой практических работ после сдачи журнала с отчетами по работам и оценкам. Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий. Обеспеченность занятия (средства обучения):
Дополнительные источники:
Интернет ресурсы: 1. Федеральное агенство по техническому регулированию и метрологии ( Росстандарт) [Электронный ресурс] – режим доступа: http://standard.gost.ru
Порядок выполнения отчета по практической работе
Практическое занятие 1 Выбор средств измерений и расчет их погрешностей 1. Цель занятию 1.1 Научиться определять класс точности прибора 1.2 Научится снимать показания с приборов. Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения: Студент должен уметь: - приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой СИ знать: - основные понятия метрологии - терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой СИ .Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы Учёт всех нормируемых метрологических характеристик средств измерений – сложная и трудоёмкая процедура, оправданная только при измерениях очень высокой точности, характерных для метрологической практики. Поэтому для средств измерений, используемых в повседневной практике, принято деление по точности на классы Согласно ГОСТ 8.401-80 классом точности средства измерений называют обобщенную характеристику средства измерений, определяемую пределами допускаемых основных и дополнительных погрешностей, а также другими свойствами средств измерений, влияющими на точность, значения которых устанавливаются в стандартах на отдельные виды средств измерений. Следует отметить, что класс точности средств измерений характеризует их свойства в отношении точности, но не является непосредственным показателем точности измерений, выполняемых с помощью этих средств. Предел допускаемой основной погрешности – это наибольшая (без учёта знака) основная погрешность средств измерений, при которой оно может быть признано годным и допущено к применению. Предел допускаемой абсолютной основной погрешности может быть выражен: одним значением = a, (1) где – предел допускаемой абсолютной основной погрешности, выраженной в единицах измеряемой величины или условно в делениях шкалы; a – постоянная величина; (это относится к приборам, у которых преобладает аддитивная составляющая погрешности); в виде линейной зависимости = (a+bx), (2) где a, b - положительные числа, не зависящие от x (такая формула применяется для приборов, у которых аддитивная и мультипликативная составляющие погрешности соизмеримы), или иным уравнением =f(x); при сложной зависимости последняя представляется таблицей или графиком. Предел допускаемой приведенной основной погрешности следует устанавливать по формуле: (3) где - предел допускаемой приведенной основной погрешности, % ХN - нормирующее значение, выраженное в тех же единицах, что и А; р - отвлеченное положительное, число, выбираемое из ряда 110n, 1,510n, 210n, 2,510n, 410n, 510n, 610n (n=1,0,-1,-2 и т.д.). Нормирующее значение XN принимается равным конечному значению шкалы прибора, если нулевая отметка находится на краю или вне шкалы; сумме модулей пределов измерения, если нулевая отметка находится внутри шкалы; номинальному значению измеряемой величины, если таковое установлено; длине шкалы или её части, соответствующей диапазону измерений, если шкала существенно неравномерна. В этом случае пределы абсолютной погрешности, как и длину шкалы, выражают в единицах длины; в иных случаях указания по выбору нормирующего значения должны быть приведены в стандартах на средства измерений конкретного вида. Предел допускаемой относительной основной погрешности (в процентах) устанавливают по одной из следующих формул: где q – отвлеченное положительное число, выбираемое из того же ряда, что и р ; ХК – больший (по модулю) из пределов измерений; c, d – положительные числа, выбираемые из рада, что и q формула (5) получена из (4) следующим преобразованием: В обоснованных случаях пределы допускаемой относительной основной погрешности устанавливают по более сложной формуле или в виде графика либо таблицы. В стандартах или технических условиях на средства измерений должно быть установлено минимальное значение х, равное х0 , начиная от которого применим принятый способ выражения пределов допускаемой относительной погрешности, иначе при х0, . С использованием чисел указанного выше для p, q, c, d ряда разработаны условные обозначения классов точности, применяемые в документации на средства измерений, а также обозначения, наносимые на них. Примеры принятых обозначений классов точности этих средств измерений приведены в таблице 1. Пределы всех дополнительных погрешностей и другие свойства средств измерений, влияющие на точность результатов измерений, также связаны с их классом точности. Эта связь раскрывается в частных стандартах. Пределы допускаемых дополнительных погрешностей выражают в той же форме, что и основной. Например, изменение показаний электроизмерительного прибора класса точности 1.0, вызванное изменением температуры, не должно выходить за пределы 1,0 % на каждые 10 К изменения температуры в пределах рабочего интервала. Нормирование динамических характеристик средств измерений интересует нас в тех случаях, когда их нужно считать метрологическими. Задачи нормирования и общие принципы их решения остаются теми же, что и при нормировании погрешностей средств измерений. Таблица 1.1 - Обозначения классов точности
Классы точности присваиваются типам средств измерений с учётом результатов государственных приёмочных испытаний. Средствам измерений с несколькими диапазонами измерений одной и той же физической величины или предназначенным для измерений разных физических величин могут быть присвоены различные классы точности для каждого диапазона или каждой измеряемой величины. Так, амперметр с диапазонами 0-10, 0-20,0-50 А может иметь разные классы точности для отдельных диапазонов; электроизмерительному прибору; предназначенному для измерений напряжения и сопротивления, могут быть присвоены два класса точности: один как вольтметру, другой – как омметру. Обозначения классов точности наносятся на циферблаты, щитки и корпуса средств измерений, приводятся в нормативно-технических документах. Различают равномерные (рисунке 1, а, б, в, г) и неравномерные шкалы. Последние делятся на существенно неравномерные и степенные. Под существенно неравномерной шкалой понимают шкалу с сужающимися делениями, на которой отметка, соответствующая полусумме начального и конечного значения рабочей части шкалы, расположена между 65 и 100% длины этой рабочей части (рисунке 1,д). Под степенной шкалой понимают шкалу с расширяющимися или сужающимися делениями, но не попадающими под определение существенно неравномерных (рисунке 1,е). Тогда нормирующее значение принимается равным: конечному значению рабочей части шкалы xN= xK, если нулевая отметка — на краю или вне рабочей части шкалы (равномерная шкала рисунке 1, а — xN = 50; рисунке 1, б — xN = 55; степенная шкала — xN = 4 на рисунке 1,е); сумме конечных значений шкалы (без учета знака), если нулевая отметка — внутри шкалы рисунке 1,в, xN = 20+20=40; рисунке 1,г, х„= 20+40=60; длине шкалы, если она существенно неравномерна. В этом случае поскольку длина выражается в миллиметрах, то абсолютную погрешность надо выражать также в миллиметрах (рисунке 1,д); номинальному значению х, если СИ предназначено для измерения отклонения измеряемой величины от номинального значения. Рисунок 1 - Виды шкал СИ Обозначения могут иметь форму заглавных букв латинского алфавита (например, М, С и т. д.) или римских цифр (I, II, III, IV и т. д.) с добавлением условных знаков. Если класс точности обозначается арабскими цифрами с добавлением какого-либо условного знака, то эти цифры непосредственно устанавливают оценку снизу точности показаний средства измерений. Для средств измерений с равномерной, практически равномерной или степенной шкалой, нулевое значение входного (выходного) сигнала у которых находится на краю или вне диапазона измерений, обозначение класса точности арабскими цифрами из ряда (1; 1,5; 1,6; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6) , где= 1, 0, —1, —2 и т. д., означает, что значение измеряемой величины не отличается от того, что показывает указатель отсчетного устройства, более чем на соответствующее число процентов от верхнего предела измерений. |
Тесты разработаны преподавателем Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники | Практическая работа №29 Разработка проекта плана мероприятий угкр по совершенствованию пожарной безопасности объекта | ||
Практическое занятие №13 «Решение задач по определению соотношения Международной системы с единицами системы егс и внесистемными... | Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Уфимский государственный колледж... | ||
«Уфимский государственный колледж радиоэлектроники» по специальности спо 210709 «Многоканальные телекоммуникационные системы», 210723... | Бухгалтерский учет”, разработанную преподавателем Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники Гимаевой Р. Г. для специальности... | ||
Ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники | Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ||
Законом РФ «Об образовании» в редакции от 03. 01. 96 г. №12-Ф3, инструктивным письмом Министерства образования РФ №14-51-580 ин/12... | Гиндуллин Н. Ф., к с н., доцент кафедры политологии, социологии и связей с общественностью угнту |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |