ДОКЛАД
Уполномоченного по правам человека
в Республике Марий Эл
за 2013 год
Йошкар-Ола, 2014
Содержание
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона Республики Марий Эл № 44-З от 21 сентября 2000 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Марий Эл» представляю Главе Республики Марий Эл, Государственному Собранию Республики Марий Эл, Конституционному Суду Республики Марий Эл, Верховному Суду Республики Марий Эл, Арбитражному Суду Республики Марий Эл, прокурору Республики Марий Эл, руководителю следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл доклад за 2013 год. 3
1. О количестве и тематике обращений граждан 5
2. Право на жизнь 11
Общим условием существования всех других прав и свобод человека, согласно формулировке Европейской конвенции о защите прав и основных свобод (1950 г.), является право на жизнь. Государство обязано защищать право на жизнь и создавать благоприятные для жизни человека условия всеми в его распоряжении средствами. Существенная роль государства состоит в установление меры ответственности облеченных властными полномочиями лиц за смерть человека, находившегося под контролем власти. 11
3. Право на свободу и личную неприкосновенность 17
Уполномоченному по правам человека в отчетном году поступала информация от правозащитных организаций республики, проводящих общественные расследования нарушений прав граждан на достоинство, свободу и личную неприкосновенность сотрудниками правоохранительных органов. 17
4. Право на свободу собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирование 21
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации каждый имеет право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конституция Российской Федерации не предусматривают никаких ограничений права на свободу собраний, кроме тех, которые предусмотрены федеральным законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. 21
5. Право на жилище 23
Реализация жилищных прав граждан остается острой и актуальной. Стабильно в адрес российских уполномоченных жалобы на нарушение жилищных прав занимают самую большую долю. Данная статистика сохранилась и в Республике Марий Эл. Доля жалоб граждан этой категории составила 33% от общего количества письменных жалоб в группе социально-экономических прав. 23
5.1. Улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны 23
5.2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей 25
6. Право на местное самоуправление 34
«Местная власть должна быть устроена так … чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой. В этой связи обращаюсь к Всероссийскому совету местного самоуправления, Конгрессу муниципальных образований, к губернаторам, членам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации. Давайте посмотрим на эти проблемы ещё раз со всех сторон, чтобы, наконец, привести ситуацию в соответствие со здравым смыслом, с требованием времени» 34
В.В. Путин, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 2013 г. 34
В 2013 году в адрес Уполномоченного по правам человека поступили 52 жалобы от жителей республики, указывающие на нарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ). Главным образом, жалобы были посвящены действиям органов местного самоуправления, управляющих кампаний, энерго-сбытовых кампаний республики. Основные проблемы, поднятые в жалобах: 34
7. Право на труд 39
7.1. Взыскание задолженности по заработной плате с предприятий-банкротов 39
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. 39
7.2. Реализации права на труд лиц, осужденных к лишению свободы 41
8. Право на социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь людей с инвалидностью 47
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 47
Часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации (1993 г.). 47
«Государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности». Статья 4 Конвенции о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). 47
Больше всего обращений людей с инвалидностью к Уполномоченному зафиксировано по нарушениям статьи 25 «Здоровье», закрепленной Конвенцией ООН о правах инвалидов (далее – Конвенция ООН). 47
Статья 27 Конвенции ООН. Права инвалидов на труд. 49
9.1. Процедура установления гражданства 52
К Уполномоченному по правам человека, за отчетный год поступило 4 письменных обращения по реализации права на получение российского гражданства. В обращениях иностранными гражданами ставились вопросы сложности и запутанности процедуры установления гражданства Российской Федерации, в том числе в упрощенном порядке, участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, проблемы легализации и возвращения в страну исхода лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях на территории республики. В фокусе Уполномоченного по правам человека находились вопросы содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, в изоляторах временного содержания МВД Республики Марий Эл. 52
10. Соблюдение прав человека в местах принудительного содержания 61
10.1. Соблюдение прав человека в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Марий Эл 61
10.2. Соблюдение прав человека в местах принудительного содержания территориальных ОВД Республики Марий Эл 69
11. Гражданское образование. Вопросы совершенствования законодательства Республики Марий Эл 80
11.2. О некоторых вопросах совершенствования законодательства Республики Марий Эл 87
12. О развитии института государственной защиты прав человека в Республике Марий Эл 93
4 марта 1997 г. вступил в силу Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». 93
Федеральный закон статьей 5 предоставил право субъектам Российской Федерации самостоятельно учреждать должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации. Данной нормой определяется, что финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта Российской Федерации. 93
21 сентября 2000 г. Законом Республики Марий Эл № 44-З «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Марий Эл», учреждена должность регионального Уполномоченного по правам человека. 93
6 декабря 2012 г. в соответствие с частью 1 статьи 2 Закона «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Марий Эл» по представлению Главы Республики Марий Эл Л.И. Маркелова Государственное Собрание Республики Марий Эл назначает И.С. Татаринову Уполномоченным по правам человека в Республике Марий Эл. 94
В марте 2014 года Уполномоченный по правам человека, выполняя требования статьи 15 Закона «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Марий Эл», направил первый доклад о своей деятельности за 2013 год Государственному Собранию Республики Марий Эл, Главе Республики Марий Эл, прокурору Республики Марий Эл, руководителю следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл, в Конституционный Суд Республики Марий Эл, Верховный Суд Республики Марий Эл, Арбитражный Суд Республики Марий Эл, а также в газеты «Марийская правда», «Марий Эл» для официального опубликования на государственных языках Республики Маий Эл. 94
Задачами первого года деятельности явились: 94
формирование методов работы государственного правозащитного института; 94
формирование системы работы с гражданами, в том числе системы работы с жалобами и обращениями; 94
организация взаимодействия (в том числе просвещение) с федеральными, региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления; 94
организация взаимодействия с гражданскими институтами республики: Общественной палатой Республики Марий Эл, Общественно-наблюдательной комиссией, общественными (некоммерческими), в том числе с правозащитными, организациями республики; 94
организация взаимодействия с российскими уполномоченными; 95
организация взаимодействия со специализированными уполномоченными республики. 95
В Марий Эл учреждены должности специализированных государственных правозащитников: Уполномоченного при Главе Республики Марий Эл по правам ребенка, Уполномоченного по правам предпринимателей. Главный вызов, который стоит перед нами - договориться о стандартах, о единых нормах для того, чтобы мы в своей деятельности дополняли друг друга. 95
Уполномоченный по правам человека в своей деятельности исходит из конституционного императива, закрепленного во второй статье Конституции Российской Федерации - органы власти служат народу. 95
При определении форм и методов Уполномоченный по правам человека руководствовался принципами ООН, касающиеся статуса национальных правозащитных учреждений, а также исходил из анализа опыта правозащитной деятельности российских уполномоченных. 95
Принципы, касающиеся статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека [Парижские принципы]; Приложение к резолюции 48/134 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года 95
В случае выявления нарушения прав человека со стороны территориальных органов федеральных органов власти, региональный уполномоченный имеет право направить заключение в адрес руководителя федерального органа власти, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Комиссию по правам человека при Президенте Российской Федерации. Для оперативного решения вопросов защиты прав и свобод человека заключены соглашения о сотрудничестве Уполномоченного по правам человека с прокуратурой, с прокуратурой, УФСИН России по Республике Марий Эл, МВД по Республике Марий Эл, УССП по Республике Марий Эл. 96
В отчетном году у омбудсмана складывались конструктивные отношения с Конституционным Судом, министерствами Правительства республики: образования и науки, здравоохранения, социальной защиты населения и труда республики, юстиции; с федеральными органами исполнительной власти: прокуратурой, УФСИН России по Республике Марий Эл, МВД по Республике Марий Эл, Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл; органами местного самоуправления: администрациями Горномарийского, Медведевского, Моркинского, Оршанского, Юринского муниципальных районов. 96
Сотрудничество с органами власти зависит от понимания смысла деятельности Уполномоченного по правам человека, прежде всего, руководителей, что крайне важно для выполнения главной функции Уполномоченного в восстановлении нарушенного права. 97
Необходимо признать, что Уполномоченный по правам человека сталкивался в отчетном году с трудностями при взаимодействии, главная из которых - формализм сотрудников органов государственной власти, местного самоуправления при рассмотрении запросов и рекомендаций омбудсмана. 97
Приложение 1 100
Количество письменных жалоб, поступивших из муниципальных образований Республики Марий Эл, учреждений УФСИН России по Республике Марий Эл, других субъектов Российской Федерации 100
Приложение 2 100
Итоги республиканского конкурса «Я – человек. У меня есть права!» для обучающихся образовательных учреждений Республики Марий Эл, посвященного 20-летию принятия Конституции Российской Федерации 101
Приложение 3 107
Приложение 4 115
Заключение по результатам проведения экспертизы Закона Республики Марий Эл от 1 августа 2013 г. № 29-З (ред. от 23.10.2013) «Об образовании в Республике Марий Эл» 115
Заключение по результатам проведения экспертизы Закона Республики Марий Эл от 1 августа 2013 г. № 31-З «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Республике Марий Эл» 119
Введение
|