Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области и состоянии дел в сфере соблюдения и защиты прав и законных интересов ребенка в Ярославской области за 2014 год
2015 г. СОДЕРЖАНИЕ
Введение
| с. 3 - 4
| Основные направления, формы деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ярославской области за 2014 год
|
с. 5 - 9
| Общий анализ обращений и жалоб, поступивших к Уполномоченному по правам ребёнка в Ярославской области за 2014 год
|
с. 10 - 22
| Укрепление и развитие института Уполномоченного по правам ребёнка в Ярославской области
|
с. 23 - 49
| Обеспечение права на жизнь и охрана здоровья детей
| с. 49 - 91
| Обеспечение права на образование детей, досуг и культурная деятельность
|
с. 91 - 143
| Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних
|
с. 144 – 159
| Меры по предупреждению нарушений прав и охраняемых интересов несовершеннолетних в сфере немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ, а также их незаконного оборота
|
с. 160 – 167
| Защита прав детей в сфере миграционной политики
| с. 167 – 173
| Соблюдение законодательства по защите прав и законных интересов ребёнка в Ярославской области
|
с. 174 – 199
| Заключение
| с. 200 – 203
| ВВЕДЕНИЕ Защита прав ребёнка в современной России является особенно актуальной в связи c неблагополучием положения детей как в обществе, так и в семье.
Декларируемый интерес государства к детям сталкивается с ослаблением семейных устоев, потерей семьёй своего авторитета, снижением защитных функций семьи, что негативно сказывается на детях, представляя угрозу для несформировавшейся личности ребёнка.
Одной из гарантий защиты прав и интересов несовершеннолетних в нашем регионе является институт Уполномоченного по правам ребёнка в Ярославской области. Правовую основу деятельности Уполномоченного по правам ребёнка составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные и региональные законодательные акты в сфере защиты прав семьи и детства.
В основу деятельности Уполномоченного положены принципы независимости, справедливости, ответственности, объективности, конфиденциальности, открытости и доступности. Деятельность Уполномоченного призвана обеспечить контроль за соблюдением прав и законных интересов детей, дополняя существующие средства защиты ребёнка, но не подменяя компетенцию других государственных органов. Главной задачей Уполномоченного является оперативное включение в решение проблемы ребёнка в случае, когда иные способы защиты его прав не принесли положительного результата, или требуется незамедлительное вмешательство по принятию мер на восстановление нарушенных прав ребёнка.
В основу доклада положена обобщённая и систематизированная информация, полученная из следующих источников:
- индивидуальных и коллективных обращений, заявлений и жалоб граждан;
- публикаций и репортажей в средствах массовой информации и социальных сетях;
- встреч и бесед с жителями Ярославской области, личных наблюдений Уполномоченного в ходе выездных приёмов, выездов по рассмотрению фактов нарушения прав детей;
- материалов расследования обстоятельств гибели детей в Ярославской области, их травмировании, анализа причин и предпосылок трагических происшествий;
- социологических исследований по проблемам несовершеннолетних;
- заключений по итогам рассмотрения обращений;
- отчётов и информаций органов государственной власти и местного самоуправления Ярославской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, общественных и религиозных организаций по вопросам защиты семьи и детства;
- официальных статистических данных.
В докладе представлены информация о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в 2014 году в рамках, определённых Законом «Об Уполномоченном по правам ребёнка в Ярославской области» полномочий и анализ реализации прав детей в основных сферах их жизнедеятельности, сделан акцент на актуальные вопросы по защите прав и законных интересов детей в Ярославской области.
В докладе проанализированы проблемы, которые, по мнению Уполномоченного, препятствуют реализации прав ребёнка, условия и причины их возникновения, а также даны рекомендации по улучшению ситуации.
НА ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ Основные направления, формы деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ярославской области за 2014 год Деятельность Уполномоченного по правам ребёнка в Ярославской области осуществляется в соответствии с Законом Ярославской области от 28.12.2010 № 55-з «Об Уполномоченном по правам ребёнка в Ярославской области», на основе принципов независимости, справедливости, ответственности, открытости, объективности, конфиденциальности и доступности.
Деятельность Уполномоченного по правам ребёнка в Ярославской области в 2014 г. осуществлялась по следующим направлениям:
- защита конкретного ребёнка или группы детей путём оказания им помощи в предотвращении нарушений их прав и законных интересов или их восстановлении;
- организация и проведение независимых проверок деятельности организаций и учреждений с целью выяснения обстоятельств, которые привели к нарушению прав несовершеннолетних;
- взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления Ярославской области, общественными, религиозными и волонтёрскими организациями по вопросам организации обеспечения прав и законных интересов детей;
- участие в судебных заседаниях по вопросам защиты прав детей;
- экспертиза региональных нормативных правовых актов, внесение предложений в совершенствование федерального законодательства в интересах детей;
- консультирование и правовое просвещение жителей Ярославской области по вопросам защиты прав детей;
- формирование общественных структур при Уполномоченном по правам ребёнка по защите прав и законных интересов детей;
- информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав несовершеннолетних;
- защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью от пропаганды порнографии, педофилии, жестокости и насилия в отношении детей;
- представление Ярославской области на Всероссийских съездах Уполномоченных по правам ребёнка, совещаниях и конференциях, позиционировании опыта работы региона по отдельным направлениям;
- взаимодействие с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребёнка по вопросам защиты прав детей. Основные формы деятельности Уполномоченного по правам ребёнка:
работа с обращениями граждан, проведение консультаций по вопросам защиты прав детей;
проведение личных приёмов, в т.ч. выездных в муниципальных районах;
проведение собственных расследований по фактам нарушений прав и законных интересов детей;
подготовка заключений по фактам нарушений прав несовершеннолетних;
разработка и подготовка предложений по изменению законодательных и нормативных актов по вопросам прав ребёнка;
подготовка запросов в государственные и муниципальные органы власти, учреждения и организации по проблемным вопросам несовершеннолетних;
проведение и участие в совещаниях по рассмотрению вопросов по защите прав и законных интересов детей;
ведение круглых столов, в т.ч. на всероссийских мероприятиях;
проведение обучения общественных помощников Уполномоченного, Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса, по правовым вопросам, по медиации, организационным вопросам;
проведение встреч (совещаний) в муниципальных районах с приёмными семьями;
мониторинг СМИ, социальных сетей по вопросам, касающимся сферы детства;
публичная деятельность: привлечение внимания общества к проблемам детей.
Справочно:
В Ярославской области проживает - 220323 несовершеннолетних,
из них 3407 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3011 - дети-инвалиды;
7395 - многодетных семей, в которых воспитывается 23866 детей;
22297 - неполных семей, воспитывающих 29328 детей,
45107 - малоимущих семей, воспитывающих 63156 детей.
В 2014 году в Ярославской области родился 15191 ребёнок, умерло 153 ребёнка.
Имеющийся опыт обеспечения прав детей позволил Уполномоченному подойти к работе системно. Был разработан план мероприятий, выделены основные направления деятельности Уполномоченного по защите прав детей на 2014год, такие как, повышение правовой культуры детей и их родителей, мониторинг соблюдения прав детей на территории области, работа с письмами и обращениями граждан, взаимодействие с Уполномоченными по правам ребёнка в субъектах, органами государственной власти и местного самоуправления области, общественными организациями. Особое место в плане уделено развитию общественных структур - института Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса, общественных помощников Уполномоченного, Детского, Общественного экспертного советов при Уполномоченном. Например, для проведения заседаний детских советов темы выбирались детьми и потому заседания проходили очень заинтересованно и активно.
Для дальнейшего развития института Уполномоченного в регионе был принят новый порядок обеспечения его деятельности. Ежедневно проводится мониторинг соблюдения прав детей на территории Ярославской области, анализ которого позволяет своевременно принимать меры по восстановлению нарушенных прав несовершеннолетних. Для информационной открытости и доступности для населения области деятельности Уполномоченного в популярных социальных сетях созданы странички, на которых размещаются официальная информация о деятельности Уполномоченного, а также имеется возможность оперативно обратиться к Уполномоченному за разрешением конфликтной ситуации и незамедлительно получить от него ответ.
Закончено формирование нового состава общественных помощников Уполномоченного по правам ребёнка в Ярославской области. Для нового состава общественных помощников Уполномоченным проводились семинары по актуальным вопросам, например, «Защита жилищных прав детей» и пр.
Созданный по инициативе Уполномоченного в 2013 году на территории Ярославской области институт Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса, получил дальнейшее своё развитие. В 2014 году при поддержке глав муниципальных образований области выбраны уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса (далее – уполномоченный) в 651 образовательной организации. Уполномоченный введён в структуру органов общественного управления образовательной организации в целях усиления гарантий защиты прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса в образовательной организации, а также восстановления их нарушенных прав. Его деятельность осуществляется на общественных началах.
В 2014 году Уполномоченным по правам ребёнка в Ярославской области с участием специалистов Центра корпоративного обучения и консультирования при ЯРГУ им. П.Г. Демидова для общественных уполномоченных были проведены обучающие семинары и практические тренинги по теме: «Медиация как способ разрешения конфликтов». Подобные семинары и тренинги проведены и для общественных помощников Уполномоченного.
Важными в деятельности Уполномоченного в 2013-2014 годов были акции «Безопасность детей в дошкольных образовательных организациях» и, посвящённая Всероссийскому Дню правовой помощи детям. В ходе акции «Безопасность детей в дошкольных образовательных организациях» сотрудники аппарата Уполномоченного посетили 10-15% дошкольных образовательных организаций г. Ярославля, Тутаевского и Ростовского муниципальных районов Ярославской области.
По итогам проведённой акции были даны рекомендации:
- руководителям дошкольных образовательных организаций усилить контроль, обеспечивающий внутриобъектовый режим; продумать систему мер, направленных на повышение бдительности сотрудников по обеспечению безопасного пребывания детей в дошкольной организации;
- главе Ростовского муниципального района рекомендовано предусмотреть в бюджете на 2015 год средства на установку системы видеонаблюдения на территории детских садов.
В рамках проведения акции, посвящённой Всесоюзному дню помощи детям, проведённой 20.11.2014, Уполномоченным по правам ребёнка в Ярославской области проведены образовательные и консультационные мероприятия, встречи Уполномоченного и сотрудников его аппарата с обучающимися в общеобразовательных организаций Ярославской области, личный приём Уполномоченного по правовому консультированию несовершеннолетних и их родителей, а также всех граждан, нуждающихся в юридической помощи в связи с нарушениями прав и законных интересов детей и другие мероприятия, о которых более подробно будет рассказано в других главах и разделах доклада.
Для реализации поставленных задач Уполномоченным в 2014 г. ежемесячно проводились приёмы граждан, в том числе и в муниципальных районах области.
В 2014 году Уполномоченным проведено 47 личных приёмов, в рамках которых рассмотрено 143 обращения.
За период с марта 2013 по декабрь 2014 годов Уполномоченным осуществлено 15 выездов в муниципальные районы Ярославской области. (2013 год – Мышкинский, Переславский, Пошехонский, Рыбинский, Тутаевский, Ярославский, Гаврилов – Ямский; 2014 год – Большесельский, Брейтовский, Даниловский, Любимский, Некрасовский, Первомайский, Ростовский, г. Переславль - Залесский). В ходе проведения личных приёмов в муниципальных районах Уполномоченный встречалась с приёмными семьями. Эти встречи всегда проходили при участии заместителей глав муниципальных районов по социальным вопросам и представителей органов опеки района.
В 2014 году рассмотрено 681 обращение, из них: в ходе личного приёма - 143, по средствам электронной связи -182, письменных – 67, устных (учтённых) - 289.
Важным в деятельности Уполномоченного за прошедший год были вопросы законодательного характера (сохранены льготы на питание детей из малообеспеченных семей, обучающихся в 1-4 классах в образовательных организациях, сохранение нормативов бюджетного финансирования в детских дошкольных учреждениях).
ОБЩИЙ АНАЛИЗ ОБРАЩЕНИЙ И ЖАЛОБ, ПОСТУПИВШИХ К УПОЛНОМОЧЕННОМУ ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2014 ГОД Обработка всех обращений осуществляется с использованием автоматизированной базы обращений граждан к Уполномоченному по правам ребёнка в Ярославской области. Данная программа позволяет проводить мониторинг поступивших обращений по различным типам обращений, по категориям лиц, обратившихся к Уполномоченному, путём распределения заявителей по муниципальным районам. МОНИТОРИНГ ОБРАЩЕНИЙ по типам обращений
по категориям лиц, обратившимся к Уполномоченному по правам ребёнка в Ярославской области распределение заявителей по муниципальным районам
Район
| Количество
| Район
| Количество
| Большесельский
| 3
| Пошехонский
| 4
| Борисоглебский
| 4
| Ростовский
| 25
| Брейтовский
| 2
| Рыбинский
| 7
| Гаврилов-Ямский
| 2
| Тутаевский
| 20
| Даниловский
| 6
| Угличский
| 4
| Любимский
| 15
| Ярославский
| 29
| Мышкинский
| 5
| г. Переславль-Залесский
| 10
| Некоузский
| 3
| г. Рыбинск
| 33
| Некрасовский
| 7
| г. Ярославль
| 293
| Первомайский
| 4
| Иногородние
| 18
| Переславский
| 4
| без идентификации
| 183
| ИТОГО
| 681
|
| Поступившие на рассмотрение Уполномоченного обращения можно объединить в следующие группы по тематикам обращений
Жилищные вопросы
| 234
| Право на охрану здоровья
| 60
| Вопросы образования
| 78
| Жестокое обращение
| 11
| Гражданство, регистрация
| 49
| Жалобы на бездействие властей
| 29
| Семейные правоотношения
| 144
| Консультативная и юридическая помощь
| 45
| Алименты
| 17
| Сложная материальная ситуация
| 12
| Социальное обеспечение
| 25
| Иные
| 4
| Дети в конфликте с законом
| 10
|
|
| ВСЕГО
| 698 *
| *количество тем превышает количество обращений, т.к. в некоторых обращениях содержалось более одной тематики.
Основная часть обращений и жалоб (234 обращения) связана с вопросами, касающимися улучшения жилищных прав несовершеннолетних.
Прежде всего, это предоставление жилья детям – сиротам, детям – инвалидам, оказание помощи в улучшении жилищных условий многодетным матерям, сохранение жилья за несовершеннолетними при разделе имущества между бывшими супругами - законными представителями этих детей, о предоставлении жилого помещения при признании жилья непригодным, аварийным для проживания.
Значительная часть обращений (144 обращения) связаны с семейными правоотношениями.
Это вопросы, касающиеся раздела имущества, выдела доли собственности на несовершеннолетних в праве собственности на жилое помещение, определение места жительства несовершеннолетнего, о порядке общения ребёнка с его законными представителями, лишение родительских прав, возможности общения с детьми при ограничении прав законных представителей, о розыске детей, в том числе за пределами Российской Федерации, о сохранении семьи при условии, что биологический отец ребёнка находится в местах лишения свободы.
79 обращений по вопросам образования – жалобы на некорректность со стороны педагогов в отношении несовершеннолетних, конфликты между школой, родителями и детьми, конфликты между родителями и школой, присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных учреждениях, о законности и обоснованности предоставлении мест в дошкольных образовательных учреждениях, о создании дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях при наличии существующей очередности и санитарных норм комплектования групп в дошкольных образовательных учреждениях, организация питания для обучающихся, посещающих образовательные организации, обеспечение учебной литературой, о дополнительных сборах денежных средств в образовательных организациях.
60 обращений по вопросам охраны здоровья детей – жалобы на некачественное оказание медицинской помощи, обеспечение бесплатными лекарствами, установление детской инвалидности и пр.
Анализируя обращения на предмет, почему возникают такие проблемы у обратившихся к Уполномоченному граждан можно отметить следующее:
Граждане не знают к кому и куда обратиться по данному вопросу;
Отсутствие квалифицированной юридической помощи или несвоевременное её оказание;
Бездействие органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, федеральных органов государственной власти;
Несовершенство законодательства или отсутствие такового;
Отсутствие или не применение в практике разрешения школьных и семейных конфликтов такого способа разрешения конфликта, как медиация.
С вышеназванными проблемами Уполномоченному приходиться сталкиваться ежедневно. Для разрешения проблемных вопросов в рамках реализации своих полномочий, определённых Законом Ярославской области «Об Уполномоченном по правам ребёнка в Ярославской области», Уполномоченный при получении обращения, его рассматривает, анализирует действующее законодательство. Для более детального изучения вопроса, изложенного в обращении, при необходимости, делаются запросы в органы исполнительной власти Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований области и иные государственные органы и организации. На каждое обращение даются ответы в порядке, предусмотренным законодательством, в письменной или устной форме. Для оказания квалифицированной юридической помощи гражданам на каждом приёме Уполномоченного присутствует квалифицированный юрист. Для своевременного оказания юридической помощи во время проведения личных приёмов Уполномоченного в муниципальных районах приглашаются специалисты из различных ведомств, в чью компетенцию входит данный вопрос.
В случае выявления факта нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних при рассмотрении обращений, жалоб граждан, в том числе и во время личных приёмов, обращений общественных организаций, Уполномоченный направляет органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным лицам, руководителям организаций, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает указанные нарушения, своё заключение содержащее рекомендации о необходимых мерах по восстановлению нарушенных прав и законных интересов ребёнка и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем. Полученные от Уполномоченного заключения органы, в чей адрес они направлены, обязаны в 14–дневный срок, установленный областным законом, рассмотреть и дать ответ либо обоснованный отказ его невыполнения. В 2014 году было направлено 18 заключений.
Кроме того, о фактах нарушения прав и законных интересов ребёнка Уполномоченный информирует правоохранительные и надзорные органы (в 2014 г. направлено 78 информаций и запросов).
Уполномоченный выступает с инициативой по внесению изменений в федеральное и региональное законодательство, в случае, если разрешить проблему нельзя из–за отсутствия законодательного акта или его несовершенства, или существующих пробелов в праве. В отчётном году внесено 7 предложений по изменениям федерального законодательства на парламентских слушаниях. Кроме того, направляются предложения по совершенствованию нормативной базы в регионе по вопросам защиты прав детей. Вот пример, который касается безопасности детей на детских игровых площадках. Уполномоченным был проведён мониторинг детских игровых и игровых площадок области. Оказалось, что отсутствуют какие либо требования к их состоянию, только рекомендательного характера, но и те не выполняются. Немедленно Уполномоченным было направлены заключения в адрес Губернатора области, заместителям Губернатора области, главам муниципальных районов с рекомендациями проработать вопрос о необходимости разработки и принятия на уровне области нормативного акта, регламентирующего требования к состоянию детских и спортивных площадок, и выполнения имеющихся рекомендаций.
По безопасности детей в дошкольных образовательных организациях г. Ярославля, Ростовском и Тутаевском муниципальных районах. По итогам проведённого мониторинга 17 дошкольных образовательных организаций были даны рекомендации руководителям дошкольных образовательных организаций усилить контроль, обеспечивающий внутриобъектовый режим; продумать систему мер, направленных на повышение бдительности сотрудников по обеспечению безопасного пребывания детей в дошкольной организации, и Главе Ростовского муниципального района рекомендовать предусмотреть в бюджете на 2015 год средства на установку систем видеонаблюдения на территории детских садов.
Мониторинг по организации питания в лагерях дневного пребывания детей был осуществлён по инициативе Уполномоченного совместно со специалистом по питанию, заведующей пищевой лабораторией ГУ ЯО «Санаторий – профилакторий учреждений начального профессионального образования». По итогам даны рекомендации по изменению нормативных документов по питанию в лагерях дневного пребывания детей.
По безопасности детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию
По инициативе Уполномоченного в целях реализации Всероссийской информационной кампании во исполнение поручения Губернатора области С.Н. Ястребова об обеспечении выполнения органами исполнительной власти Ярославской области плана мероприятий, утверждённых распоряжением Губернатора области от 22.08.2013 № 507-р 09.06.2014, проведён круглый стол на тему: «Реализация Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». На заседании круглого стола присутствовали представителей всех социальных департаментов, и управления массовых коммуникаций. Каждой структурой был представлен отчёт о проделанной работе в рамках реализации плана.
По фактам нарушения прав несовершеннолетних
Пример 1. В адрес Уполномоченного обратилась опекун в отношении своей опекаемой (опекун – бабушка, опекаемая – внучка). Внучка после смерти родителей выехала из России в другую страну вместе с сестрой матери (на тот момент являлась опекуном девочки), где обучалась в форме самообразования. Затем в 2014 году девочка вернулась в Россию и продолжила обучение в одной из школ города Ярославля. Когда опекун обратилась в соответствующие органы за справками для получения опекаемой пенсии по случаю потери кормильца и ежемесячной выплаты на содержание ребёнка, находящегося под опекой, ей в этом было отказано по причине, что в справке были указаны факты, не отвечающие требованиям действующего законодательства при получении названных выплат. Бабушке приходилось не единожды (с апреля по октябрь) обращаться в те органы, от которых зависел положительный ответ. В октябре 2014 года опекун вынуждена была обратиться к Уполномоченному. Оказалось, что образовательная организация выдала справку без учёта требований не только федерального и регионального законодательства, но и локального нормативного акта, принятого самой школой. Уполномоченным было указано на необходимость выдачи справки соответствующей всем требованиям. С выдачей справки, отвечающей требованиям, органы социальной защиты и школа согласились, что были нарушены права несовершеннолетней. Опекуну в декабре 2014 года была перечислена выплата на содержание ребёнка, находящегося под опекой. В отношении получения пенсии по случаю потери кормильца заявлен иск в суд, в настоящее время исковое заявление находится в стадии рассмотрения.
Пример 2.
Родитель вместе с несовершеннолетним сыном ехал в транспорте. Контролёр проверил билеты, при этом справка из школы, о том, что семья многодетная была предъявлена. Однако контролёр, не имевший права проверки, и кондуктор потребовали отца ребёнка и самого ребёнка выйти из автобуса. Никакого вразумительного ответа на свои вопросы отец ребёнка от этих лиц не получил. Родитель обратился к Уполномоченному. Результат: получен ответ от транспортного предприятия с подтверждением факта нарушения прав ребёнка. Транспортным предприятиям по данному факту приняты меры к задержанию бывшего контролёра данного предприятия, контролёр задержан (сюжет был показан на одном из Ярославских телеканалов). По сообщению предприятия по факту проводятся следственные действия в отношении бывшего контролёра и, в дальнейшем, дело должно быть направлено в суд. Пример 3.
08.12.2014 отец ребенка – инвалида обратился к Уполномоченному в защиту прав своего несовершеннолетнего сына. Было получено уведомление о выплате компенсации за приобретённые им самим средства реабилитации, фактически выплата не производилась. В результате обращения Уполномоченного в адрес ГУ – Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по состоянию на 30.12.2014 года сумма компенсации была перечислена заявителю.
Обращение родителей по поводу нарушения прав ребёнка-инвалида
Ребёнок – инвалид имеет право льготного проезда на транспорте. При предъявлении справки бюро медико–социальной экспертизы об инвалидности кондуктор отказала в проезде ребёнка и высадила его с отцом из автобуса.
По инициативе Уполномоченного данный вопрос был вынесен на обсуждение департамента труда и социальной поддержки населения ЯО, агентства транспорта ЯО, заместителя Губернатора области, управления по социальной и демографической политике Правительства области. Проведено совещание по вопросу о возможности введения на территории области единого документа для детей – инвалидов, подтверждающих их право на льготы, предусмотренные действующим законодательством. По результатам проведённого совещания агентством транспорта ЯО были внесены изменения в приказ агентства.
Жалоба родителей на администрацию Рыбинской школы – интерната № 1 п. Переборы по причине, что во время учебного процесса проводятся ремонтно–строительные работы. У детей не проводятся качественно занятия, т.к. им приходиться переходить из класса в класс, появились головные боли, чаще стали болеть. В адрес департамента образования области направлен запрос по данной проблеме. Результатом явилось прекращение ремонтных работ в школе.
На личный приём обратилась женщина по вопросу непринятия должных мер в защите прав её несовершеннолетних внуков специалистами отдела опеки и попечительства по Заволжскому р-ну г. Ярославля Управления опеки и попечительства департамента образования мэрии г. Ярославля. Она неоднократно обращалась в органы опеки с тем, что дети фактически остались без попечения родителей (мать умерла, отец уклонялся от воспитания). Органы опеки не приняли своевременных мер по защите прав детей, не обеспечили устройство детей на воспитание, под опеку или попечительство, в приёмную семью. Воспитанием детей занималась бабушка, не являясь законным представителем, в журнал первичного учёта дети не были внесены. Специалисты опеки не видели оснований для признания факта отсутствия родительского попечения. Уполномоченным были направлены заключения в адрес департамента образования области, должностных лиц органов опеки и попечительства, прокуратуру г. Ярославля, Управление Минюста РФ по Ярославской области и Минобрнауки РФ. Результатом явилось признание Управлением Минюста РФ по Ярославской области приказа департамента образования мэрии г. Ярославля противоречащим требованиям Социального кодекса Ярославской области, в связи с этим в адрес департамента направлено экспертное заключение о приведении нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством, копии направлены Губернатору области, прокуратуру области, главному федеральному инспектору по Ярославской области. Прокуратура не усмотрела нарушений прав несовершеннолетних и поэтому не нашла оснований для принятия мер прокурорского реагирования, департамент образования продолжал прорабатывать вопрос об установлении опеки над несовершеннолетними детьми по заявлению отца, который должен был указать в заявлении о назначении детям опекуна бабушку на время пока он не может по уважительной причине выполнять родительские обязанности, а это привело к тому, что дети были бы лишены всех мер социальной поддержки и бабушка также лишалась бы выплат на содержание детей. Минобрнауки РФ однозначно согласилось с позицией Уполномоченного по правам ребёнка о признании факта отсутствия родительского попечения и опекуном для детей стала в установленном законом порядке бабушка.
По обращению на личном приёме в г. Переславль – Залесский
Уполномоченным во время личного приёма в г. Переславль - Залесский 24.01.2014 была организована встреча с членами приёмных семей. Помимо вопросов личного характера, у замещающих родителей возникло большое количество вопросов, касающихся компетенции органов опеки и попечительства и служб сопровождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних и незнания собственных прав в отношении приёмных детей. Уполномоченным направлено заключение в адрес департамента образования области о необходимости проанализировать работу органов опеки и попечительства и службы сопровождения опекунов и попечителей несовершеннолетних лиц г. Переславль – Залесский в части оказания квалифицированной помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних в реализации и защите прав подопечных. Результатом явилось проведение круглого стола по правовым вопросам с замещающими родителями г. Переславля – Залесского и Переславского муниципального района и формирование областного совета приёмных родителей Ярославской области.
В марте 2014 года к Уполномоченному обратились с вопросом - дать свои предложения о возможности разработки механизма совместных действий органов исполнительной власти по превентивному трудоустройству и социальной адаптации лиц, осуждённых к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте, и освободившихся в возрасте от 18 до 23 лет. Анализ законодательства показал, что единого Федерального закона по данной проблеме не существует. Созданные службы в уголовно – исправительной системе, уполномоченные органы исполнительной власти и находящиеся в их функциональном подчинении учреждения социального обслуживания осуществляют свою деятельность в соответствии с полномочиями, определёнными федеральными законами, законами Ярославской области и нормативно - правовыми актами. Лица, осуждённые к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте и освободившиеся в возрасте 18-23 лет, не выделяются в отдельную категорию для проведения мероприятий социальной и постпенитенциарной адаптации, а получают её наравне со всеми обратившимися за помощью гражданами, в том числе и лицами, осуждёнными и освободившимися из мест лишения свободы независимо от возраста. В связи с этим нет необходимости распространять на них права на получение социальной поддержки, сопровождение и постпенитенциарную реабилитацию, которые оказываются службами, осуществляющими эту работу в отношении несовершеннолетних. Уполномоченным даны предложения о необходимости совершенствования федерального законодательства в рамках реализации Программы по заключению соглашений для межведомственного взаимодействия между сторонами, оказывающими социальную поддержку, сопровождение и постпенитенциарную реабилитацию. Также отмечено, что важным аспектом в обеспечении ресоциализации лиц, осуждённых к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте и освободившихся в возрасте 16-23 лет является получение профессионального образования.
Уполномоченным в адрес Правительства Ярославской области направлялись предложения, касающиеся вопросов семейной политики, в частности повышение ответственности недобросовестных родителей по выполнению алиментных обязательств. При изучении данной проблемы Уполномоченным были проведены несколько совещаний с участием всех заинтересованных сторон - Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Ярославской области (далее - УФССП РФ по ЯО), департамента образования Ярославской области (далее – Департамент образования), прокуратуры Ярославской области, департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области, агентства по делам молодёжи Ярославской области, управления массовых коммуникаций Правительства области. При обсуждении было достигнуто понимание важности и значимости данной проблемы. Результат был достигнут. Департаментом образования создан список детей – сирот, находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и согласован УФССП РФ по ЯО. Уполномоченным даны рекомендации по проведению сверок по исполнению судебных решений по исполнению алиментных обязательств между УФССП РФ по ЯО и Департаментом образования. Предложение о целесообразности проведении сверок нашло подтверждение в словах руководителя Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации Парфенчикова А.О. и Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка Астахова П.А. при обсуждении данного вопроса 05.02.2015 на расширенной коллегии Федеральной службы судебных приставов «Об итогах деятельности ФССП РФ в 2014 году».
Уполномоченным направлялись предложения на парламентские слушания по внесению изменений в ряд федеральных законодательных актов, касающихся совершенствования законодательства в сфере защиты прав детей. Например, в ст.77 Семейного кодекса РФ. В соответствии с частью 2 ст.77 СК РФ при отобрании ребёнка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребёнка и в течение 7 дней после вынесения акта об отобрании ребёнка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав. Таким образом, отобрание ребёнка производится органом опеки и попечительства на основании акта главы муниципального образования, а суд впоследствии рассматривает вопрос об ограничении или лишении родительских прав граждан, у которых отобран ребёнок.
Вместе с тем, в рамках проведения мероприятий по патронажу и обследованию семей, находящихся в социально опасном положении, проводимых органами опеки и попечительства, на практике возникают ситуации, при которых угроза жизни ребёнка является настолько реальной, что изъятие ребёнка из семьи должно быть проведено без какого – либо промедления. При этом отобрание ребёнка в отсутствии акта главы муниципального образования невозможно в силу закона. Действующим законодательством не регламентирован срок, в течение которого орган местного самоуправления подготавливает акт об отобрании ребёнка, однако практика показывает, что принятие данного документа занимает несколько дней. Внесенные предложения по изменению в действующее законодательство:
- разработать механизм, позволяющий органам опеки и попечительства в случае возникновения реальной опасности, угрожающей жизни ребёнка, самостоятельно принимать решение о немедленном изъятии его из семьи и помещении в специализированной учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- установить срок, в течение которого должен быть принят акт органа исполнительной власти субъекта РФ либо главы муниципального образования об отобрании ребёнка. Результат проведённой работы Уполномоченным – замечания учтены и предложения внесены в план по совершенствованию законодательства, утверждённый распоряжением Правительства РФ.
За 2014 год Уполномоченным на основании обращений граждан, рабочих поездок, посещений учреждений подготовлено 23 заключения.*
|