ОТЧЕТ
о результатах мониторинга соответствия правоприменительной практики прохождения процедуры №27 «Предоставление градостроительного плана земельного участка» исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г., реестру описаний процедур указанного перечня Мониторинг проведен ООО «Институт развития строительной отрасли», являющимся членом Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства, совместно с региональными палатами ТПП.
Основанием для мониторинга явились письма:
Минстроя России от 17.03.2015г. № 7194-ММ/06 в адрес Президента ТПП РФ С.Н. Катырина (приложение № 1);
Президента ТПП РФ С.Н. Катырина от 08.04.2015г. № ПР/0175 в адрес региональных торгово-промышленных палат (приложение № 2). В рамках мониторинга выполнена следующая работа:
исследованы 85 сайтов администраций городов, в том числе сайты 82-х городов, являющихся столицами субъектов РФ, 3-х городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, на предмет размещения на этих сайтах административных регламентов в отношении процедуры №27 «Предоставление градостроительного плана земельного участка» исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г.;
исследованы выявленные на сайтах городов административные регламенты в отношении процедуры «Предоставление градостроительного плана земельного участка» (список городов, сайты администраций которых исследовались, и выявленных административных регламентов – в приложении № 3);
разработана и согласована в Минстрое России форма листа «контрольных закупок» в отношении процедуры №27 «Предоставление градостроительного плана земельного участка» (приложение № 4);
собраны и исследованы 59 листов «контрольных закупок» в отношении процедуры №27 «Предоставление градостроительного плана земельного участка», заполненных застройщиками из 39 городов (список городов – в приложении № 5). I. Результаты исследования сайтов администраций городов
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты. Согласно статье 13 указанного Федерального закона административные регламенты относятся к информации о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления (пункт 1, подпункт 2, подподпункт 2), подлежащей размещению в сети «Интернет».
Вместе с тем, не удалось выявить размещение административных регламентов в отношении процедуры «Предоставление градостроительного плана земельного участка» на сайтах администраций следующих городов: Анадырь, Владимир, Липецк, Рязань, Магадан, Махачкала, Нальчик, Петропавловск-Камчатский, Севастополь, Симферополь, Тамбов, Челябинск, Элиста.
На остальных 72 исследованных сайтах администраций городов административные регламенты в отношении процедуры «Предоставление градостроительного плана земельного участка» размещены. II. Результаты исследования административных регламентов
Административные регламенты в отношении процедуры «Предоставление градостроительного плана земельного участка» исследовались на предмет соответствия, содержащихся в них процедурных требований, реестру описаний процедур исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. (далее – реестр описаний процедур), размещенному на сайте Минстроя России.
Реестр описаний процедур содержит следующие параметры процедуры № 27 «Предоставление градостроительного плана земельного участка»1:
1) перечень документов, которые заявитель обязан предоставить для проведения процедуры:
заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка.
2) основания для отказа в принятии заявления и требуемых документов для проведения процедуры; основания для отказа в выдаче заключения, в том числе в выдаче отрицательного заключения, основание для непредоставления разрешения или отказа в иной установленной форме заявителю по итогам проведения процедуры:
не установлены.
3) срок проведения процедуры:
от 0 до 30 календарных дней.
4) стоимость проведения процедуры для заявителя или порядок определения такой стоимости:
орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы. 2.1. Перечень документов, которые заявитель обязан предоставить для проведения процедуры
Исследование 72-х административных регламентов выявило существенные отклонения их содержания от реестра описаний процедур в части перечня документов, которые заявитель обязан предоставить для проведения процедуры. С целью повышения наглядности предоставления результатов исследования все виды выявленных дополнительных документов разделены на следующие группы:
документы, удостоверяющие личность (приложение № 6);
документы на земельный участок (приложение № 7);
документы на объекты, находящиеся на земельном участке (приложение № 8);
сведения об объектах культурного наследия (приложение № 9);
сведения о застройке (приложение № 10);
информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) (приложение № 11);
топографическая основа (приложение № 12);
документы, подтверждающие правоспособность юридического лица (приложение № 13);
согласие собственников (приложение № 14);
чертеж градостроительного плана (приложение № 15).
Виды дополнительных документов по каждому городу, которые в соответствии с административными регламентами необходимо представить для прохождения процедуры «Предоставление градостроительного плана земельного участка» сверх реестра описаний процедур, отмечены красным цветом в сводной таблице (приложение № 16).
Только административные регламенты 4 городов содержат перечень документов, которые заявитель обязан предоставить для проведения процедуры, который соответствует реестру описаний процедур (Астрахань, Воронеж, Кызыл, Южно-Сахалинск).
В остальных 68 исследованных административных регламентах содержатся требования, обязывающие заявителя предоставлять для проведения процедуры «Предоставление градостроительного плана земельного участка» документы, не предусмотренные реестром описаний.
Один дополнительный вид документа требуется предоставлять в 11 городах (Великий Новгород, Москва, Тула, Ярославль, Краснодар, Нижний Новгород, Тюмень, Барнаул, Новосибирск, Благовещенск, Хабаровск). Во всех указанных городах требуется предоставлять копии документов, удостоверяющих личность, кроме Москвы, в которой установлено требование предоставления заявителем - юридическим лицом нотариально заверенной копии Устава.
Два дополнительных вида документов требуется предоставлять в 10 городах (Санкт-Петербург, Нарьян-Мар, Калуга, Владикавказ, Киров, Пенза, Пермь, Красноярск, Омск, Улан-Удэ).
Три дополнительных вида документов требуется предоставлять также в 10 городах (Архангельск, Калининград, Вологда, Мурманск, Волгоград, Ставрополь, Самара, Екатеринбург, Ханты-Мансийск, Абакан).
Четыре дополнительных вида документов требуется предоставлять в 14 городах (Белгород, Орёл, Грозный, Оренбург, Уфа, Казань, Саратов, Ижевск, Ульяновск, Чебоксары, Курган, Чита, Иркутск, Томск).
Пять и более дополнительных видов документов требуется предоставлять в 33 городах. При этом максимальное количество дополнительных документов необходимо предоставлять в Твери и Черкесске (8 видов документов).
Среднее количество дополнительных видов документов, которые требуется предоставить в соответствии с административными регламентами для прохождения процедуры «Предоставление градостроительного плана земельного участка» сверх реестра описаний процедур, составило 3,5.
Наиболее часто, в соответствие с административными регламентами запрашиваются следующие виды дополнительных документов:
документы, удостоверяющие личность (запрашиваются в 55 городах из 72 исследованных);
документы на объекты, находящиеся на земельном участке (запрашиваются в 49 городах из 72 исследованных);
документы на земельный участок (запрашиваются в 41 городах из 72 исследованных);
топографическая основа (запрашиваются в 35 городах из 72 исследованных).
Следует отметить, что в 28 исследованных административных регламентах содержится перечень документов, которые заявитель не обязан, а вправе предоставить. Наибольшее количество видов таких документов требуется предоставить в Москве и Великом Новгороде (5 видов документов). Виды документов по каждому городу, которые могут в добровольном порядке представлять застройщики жилья для прохождения процедуры «Предоставление градостроительного плана земельного участка» сверх реестра описаний процедур, отмечены восклицательным знаком в сводной таблице (приложение № 16). 2.2. Основания для отказа
Исследование 72-х административных регламентов выявило существенные отклонения их содержания от реестра описаний процедур в части оснований для отказа в выдаче ГПЗУ. Лишь в 12 административных регламентах (города Великий Новгород, Вологда, Калининград, Благовещенск, Пенза, Владикавказ, Барнаул, Ханты-Мансийск, Кострома, Смоленск, Астрахань, Нарьян-Мар) такие основания отсутствуют, как это предусмотрено реестром описаний процедур. В остальных 62 административных регламентах имеется множество видов оснований для отказа в выдаче ГПЗУ, которые сведены в таблицу (приложение № 17).
Следует отметить, следующие основания для отказа:
- несоответствие вида разрешенного использования, предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров и предельных параметров земельного участка или объекта капитального строительства градостроительному регламенту (Мурманск);
- несоответствие заявленного вида использования земельного участка утвержденной документации по планировке территории (Самара);
- несоответствие указанного в заявлении назначения объекта капитального строительства требованиям градостроительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов для размещения объектов капитального строительства (Сыктывкар);
- несоответствие планируемого строительства установленным техническим регламентам (Курган);
- если намерения заказчика (застройщика) противоречат действующему законодательству, нормативным правовым актам, градостроительным нормативам, положениям утвержденной градостроительной документации (Омск);
- размещение предполагаемого объекта строительства на земельном участке не предусмотрено документацией по планировке территории (Екатеринбург);
- земельный участок, предназначенный для строительства (за исключением строительства линейных объектов), находится в границах красных линий (Хабаровск);
- наличие на земельном участке, в отношении которого подано заявление о выдаче градостроительного плана, объекта(-ов) капитального строительства, частично расположенного(-ых) за пределами границ данного земельного участка (Иркутск);
- земельный участок находится в двух и более территориальных зонах градостроительного зонирования; - земельный участок отнесен к территории, действие градостроительного регламента на которую не распространяется; - земельный участок предоставлен заявителю для целей, не связанных со строительством (Самара);
- земельный участок зарезервирован либо изъят для государственных или муниципальных нужд (Екатеринбург);
- границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства (Южно-Сахалинск);
- отсутствие нормативных расстояний (противопожарных, санитарных и др.) при размещении объектов капитального строительства на земельном участке (Ульяновск);
- несоответствие чертежа градостроительного плана положениям генерального плана города, правилам землепользования и застройки в городе Кемерово, градостроительным регламентам (Кемерово);
- чертеж ГПЗУ не отвечает требованиям, предъявляемым инструкцией о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка (Курск);
- невозможно разработать ГПЗУ в соответствии с требованиями действующего законодательства (Пермь);
- отсутствие выданных организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, документов, содержащих информацию о технических условиях подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения (Санкт-Петербург);
- градостроительный план земельного участка уже утвержден (Казань);
- наличие в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности копии градостроительного плана указанного в заявлении земельного участка (если градостроительный регламент не изменился) (Ярославль);
- на земельный участок не разработаны градостроительные регламенты (Тула);
- прекращение прав на земельный участок после приема заявления о предоставлении государственной услуги (Москва);
- непредставление документов, которые в соответствии с подпунктом 2.6.1. пункта 2.6. регламента предоставляются заявителем самостоятельно (Хабаровск);
- невозможность подготовки запрашиваемого заявителем документа в силу обстоятельств, возникших в процессе оказания услуги, которые на момент приема документов не были известны (Псков);
- обращение неправомочного лица (Гатчина);
- обнаружение ошибок и несоответствий в представленных документах (Якутск);
- заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка подано не по форме, утвержденной приложением № 1 Регламента (Нижний Новгород);
- представление недостоверных сведений (Пермь);
- указанные в заявлении параметры земельного участка не соответствуют сведениям, содержащимся в представленной копии топоосновы (Новосибирск);
- сведения об объекте недвижимости, представленные заявителем, не позволяют его идентифицировать (Саранск);
- отсутствие согласия сособственника здания, строения сооружения (при реконструкции) или земельного участка (Ульяновск);
- отсутствие решения комиссии по рассмотрению обращений религиозных объединений по вопросам земельных и имущественных отношений с положительными рекомендациями по вопросу строительства (реконструкции) объекта капитального строительства на указанном в заявлении земельном участке (в случае если заявитель является религиозной организацией) (Новосибирск);
- истечение срока приостановления предоставления государственной услуги, если в течение данного срока не были устранены причины, препятствующие предоставлению государственной услуги (Москва);
- в случае отнесения содержания запрашиваемой заявителем информации федеральным, региональным законодательством, муниципальными правовыми актами к сведениям ограниченного доступа (Иваново);
- в случае невозможности выдачи ГПЗУ (Балашиха);
- наступление форс-мажорных обстоятельств (Краснодар).
Представляется, что некоторые основания для отказа являются вполне обоснованными и требуют включения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и реестр описаний процедур, например:
- несоответствие заявления и документов требованиям пункта 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Владивосток). |