Скачать 0.81 Mb.
|
Коновалов А. В: Уважаемые коллеги! Доброе утро. Начинаем заседание итоговой коллегии Министерства юстиции Российской Федерации. Здесь, в президиуме, вы видите наших почётных гостей: – Михаил Юрьевич Барщевский, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде и Верховном Суде Российской Федерации; – Николай Александрович Винниченко, заместитель Генерального прокурора; – Дмитрий Сергеевич Жуйков, начальник Управления Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан; – Михаил Валентинович Кротов, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации; – Елена Борисовна Мизулина, заместитель председателя Комитета Совета Федерации Российской Федерации; – Сергей Валентинович Рудаков, заместитель председателя Верховного Суда Российской Федерации; – Борис Юрьевич Титов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей; – Михаил Александрович Федотов, советник Президента Российской Федерации и председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека; – Вениамин Фёдорович Яковлев, советник Президента Российской Федерации; – Виктор Антонович Садовничий, ректор Московского государственного университета. В зале присутствуют и другие официальные лица, наши коллеги, с которыми мы выполняем совместно ряд наших полномочий. Всех я благодарю за участие в коллегии. Надеюсь на то, что сегодня состоится подробный, обстоятельный разговор о том, каким был прошедший год в работе министерства и каким предстоит быть году будущему. Заседание итоговой коллегии Министерства юстиции Российской Федерации объявляется открытым. Уважаемые коллеги, сегодня мы собрались, чтобы подвести итоги работы Министерства юстиции Российской Федерации в 2015 году, определить основные задачи на ближайшую перспективу. Как и всегда, одна из основных задач министерства – это нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, участие в законопроектной деятельности Российской Федерации в целом. Традиционно это один из наших приоритетов. В прошедшем году министерством осуществлялась разработка и сопровождение 108 законопроектов (в 2014 году – 115). На постоянной основе нами осуществлялся контроль за выполнением плана законопроектной деятельности Правительства на 2015 год; ежеквартально представлялись Правительству отчёты о том, как этот план выполняется органами исполнительной власти. Особое внимание уделялось разработке законопроектов, направленных на совершенствование уголовно- административного законодательства, в том числе на расширение прав потерпевших, усиление ответственности за совершение должностных преступление, за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Разрабатывались законопроекты, улучшающие и оптимизирующие положение осуждённых, в том числе матерей с детьми в местах лишения свободы; законопроекты, которые совершенствуют процедуру государственной регистрации и контроля деятельности религиозных организаций; законодательство о некоммерческих организациях, в том числе и выполняющих функции иностранного агента. Готовились законопроекты по вопросам судебного рассмотрения дел об оспаривании актов, содержащих разъяснение законодательства, и судебной защиты права граждан на судопроизводство в разумный срок. В 2015 году в Государственной Думе Федерального Собрания находились на рассмотрении 73 законопроекта, подготовленных непосредственно Минюстом; в 2014 году таких законопроектов было 56. Из представленных на рассмотрение 36 приняты Государственной Думой и подписаны Президентом; в 2014 году таких законов было 26. Все законы по-своему важны, но тем не менее не могу не отметить ряд законов, которые были подписаны Президентом в прошлом году и которые имеют значение, которое трудно переоценить для развития правовой системы нашей страны. В частности, 29 декабря Президентом был подписан Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». По сути, это создание заново всей системы арбитражного (третейского) судопроизводства. Важным событием законотворческой деятельности стало принятие таких федеральных законов, как закон «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации», «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации”», в котором в том числе урегулирован порядок трансляций заседаний Конституционного Суда, предусмотрена возможность отображения в Конституционный Суд в электронном виде. Также отмечу сферы, в которых наиболее важное значение имела законопроектная деятельность: это и реформирование гражданского законодательства, и, в частности, Гражданского кодекса Российской Федерации; дальнейшая интеграция Республики Крым и города Севастополя в правовую систему России. Ещё одно важное направление, важная сфера, которая в прошлом году стала предметом деятельности министерства, – это реализация полномочий в сфере федеративных отношений и местного самоуправления. В связи с упразднением Министерства регионального развития эта компетенция попала к Министерству юстиции, и за прошедший год велась активная и непростая работа по обеспечению этих полномочий. В частности, была проведена инвентаризация полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, включая оценку правового и методического обеспечения этих полномочий; была усовершенствована система делегирования полномочий Российской Федерации муниципальным органам власти; возобновлён регулярный мониторинг систем развития местного самоуправления. По уже первым результатам этого мониторинга были определены основные проблемные зоны и пути совершенствования законодательства о местном самоуправлении. Более подробно о работе в сфере законотворчества, в том числе и в области местного самоуправления, расскажут мои коллеги, которые будут выступать со специальными докладами после меня на эту тему. Скажу лишь дополнительно о том, что, по традиции последних лет, в прошлом году министерством также обеспечивалась реализация Указа Президента Российской Федерации «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации». Результаты этого мониторинга обсуждались на экспертных советах и на других площадках; в частности, в апреле прошлого года в Казани и в мае в Санкт-Петербурге. Доклад о результатах мониторинга за 2014 год был одобрен Президентом Российской Федерации и опубликован в сети Интернет. По результатам прошлогоднего мониторинга в план законопроектной деятельности Правительства России на 2016 год внесены семь законопроектов, в том числе в важных сферах реформирования ЖКХ, повышения качества пищевых продуктов, совершенствования природопользования. Традиционно также велась работа по обеспечению единого правового пространства, по организации инкорпорации правовых актов СССР/РСФСР в действующее законодательство. В октябре прошлого года проведена VI Всероссийская научно-практическая конференция «Ведение федеральных регистров и государственных реестров, их применение для исполнения государственных функций и обеспечения доступа к актуальной правовой информации». В разрезе и контексте законотворческой работы важной составляющей также традиционно является обеспечение Минюстом правовой и антикоррупционной экспертиз проектов нормативных правовых актов. Как обычно, я привожу эти цифры (может быть, слушать их скучно, но за ними стоит очень большая и кропотливая работа): в 2015 году на рассмотрение в министерство поступило 5275 проектов нормативных правовых актов. По результатам рассмотрения их подготовлено 2879 заключений по результатам правовой экспертизы. Проведена антикоррупционная экспертиза 2396 проектов нормативных правовых актов, в 49 из них выявлены коррупциогенные факторы. На уровне территориальных органов Минюстом проведено 121 150 экспертиз, при этом нарушение федерального законодательства выявлено в 3 % проверенных актов. Благодаря принятым мерам в соответствие с федеральным законодательством приведено 92 % актов, и в 17 % актов устранены коррупционные факторы. В общей сложности к концу прошлого года Минюстом был существенно пополнен государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы. В прошлом году всего было включено 175 новых независимых экспертов: 156 физических и 19 юридических лиц. Постоянно растёт количество нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов и ведомств, которые поступают на государственную регистрацию в Минюст. В прошлом году таких документов поступило для экспертизы и регистрации 6406, зарегистрировано 4988; в 2014 году их, соответственно, было 5309 и 4524. В 2015 году наши специалисты приняли участие в рассмотрении Верховным Судом Российской Федерации 105 дел об обжаловании ведомственных актов, в том числе в 83 случаях обжаловались акты, которые прошли государственную регистрацию либо были признаны не нуждающимися в государственной регистрации. Из них требования заявителя удовлетворялись полностью или частично в девяти случаях из 83. Процент может показаться не самым высоким, но мне он кажется тем не менее достаточно высоким, поэтому призываю коллег, которые занимаются работой с ведомственными актами, всё-таки проходить между Сциллой и Харибдой: с одной стороны, не парализовать этот процесс и не держать приказы месяцами и годами, как это, к сожалению, случается иногда, но при этом и своевременно выявлять все проблемные факторы в этих ведомственных актах. По результатам проведённых Минюстом в 2015 году проверок деятельности федеральных органов исполнительной власти были выявлены, опять же, традиционные проблемы, которые сопровождают законотворческую деятельность ведомств на протяжении многих лет. Это и выявление актов, которые подлежали направлению на государственную регистрацию в установленном порядке, но не были представлены в министерство; когда положения нормативно-правового характера включались в акты, по своей природе носившие организационно-правовой характер. Разумеется, это такие традиционные и понятные нам явления, с которыми, безусловно, нужно продолжать бороться. С 1 января 2015 года министерством во взаимодействии с ФСО России осуществляется размещение и опубликование на официальном интернет-портале правовой информации, зарегистрированных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Благодаря этому практически решена проблема официального опубликования таких ведомственных актов, зарегистрированных Минюстом, ведь это опубликование является одним из условий вступления в силу и возможности их применения в целях регулирования соответствующих отношений. Кроме того, с 1 января 2016 года предусмотрено размещение и опубликование на том же официальном интернет-портале правовых актов, которые признаны Минюстом не нуждающимися в государственной регистрации. В прошедшем году Минюстом проводились мероприятия, запланированные государственной программой Российской Федерации «Юстиция». В целом, реализация этой программы оценивается Правительством России и Счётной палатой Российской Федерации как удовлетворительная. Вместе с тем, как показывает мониторинг реализации программы, не все мероприятия выполняются в установленные сроки. Нередки случаи переноса сроков при отсутствии веских причин, в том числе ввиду некорректного планирования сроков наступления контрольных событий. На прошлой неделе, 15 февраля, проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу» внесён в Правительство Российской Федерации. В этом проекте значительно расширено количество показателей мероприятий, актуализированы предполагаемые контрольные события при одновременном сокращении бюджетных ассигнований, выделяемых Минюсту России, а также подведомственным ему федеральным службам и учреждениям. В 2016 году в этой связи необходимо принять меры по неукоснительному соблюдению сроков реализации мероприятий государственной программы, достижению значений целевых показателей и индикаторов, при планировании работы исходить из реальных возможностей структурных подразделений подведомственных служб, учитывать все возможные риски. В данном случае, как никогда, важно будет свойство работать не числом, а умением, при имеющихся ресурсах организовывать работу максимально качественно и эффективно. В прошлом году продолжалась работа по нормативно-правовому обеспечению деятельности подведомственных министерству служб: Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов. Всего разрабатывалось более 250 нормативных правовых и ведомственных актов, из них принято 117. В сфере исполнения уголовных наказаний основное внимание по-прежнему уделялось поэтапной гуманизации и улучшению положения лиц, содержащихся в условиях уголовно-исполнительной системы. В целом, в сфере деятельности ФСИН в прошлом году принято десять федеральных законов, семь указов Президента, семь постановлений и два распоряжения Правительства Российской Федерации. В качестве примера приведу федеральный закон, предусматривающий увеличение ежемесячных денежных сумм осуждённых на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости; федеральный закон, регулирующий порядок проведения религиозных мероприятий, условия личных встреч священнослужителей с осуждёнными, организацию взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы с религиозными организациями. Внесены в Государственную Думу и рассмотрены в первом чтении проекты федеральных законов, регламентирующих порядок применения к лицам, содержащимся в учреждениях УИС, физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, усовершенствование общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Отмечу, что как упомянутый законопроект, так и очень многие нормативные правовые акты, в том числе и ведомственного уровня, которые призваны регулировать эту очень непростую, очень многоаспектную, многоплановую сферу и среду, вызывали подчас довольное ожесточённую, подчас довольно ёрническую и, в целом, в достаточной степени обструкционную критику нашей работы. Здесь, конечно, самое просто сказать: «Попробуйте встать на наше место и сделать сами что-нибудь», – но это будет слишком, наверное, мелкий и слабый аргумент. Я скажу о том, что, безусловно, в нормативной творческой деятельности в данной сфере продолжают оставаться определённые проблемы. В том числе по некоторым приказам, которые были подготовлены и изданы Минюстом, тоже есть целый ряд вопросов, в том числе некоторые из них подверглись критике (и я считаю, что обоснованной критике) со стороны Генеральной прокуратуры. Поэтому нам нужно очень тщательно и выверенно подходить к этой области законотворчества, понимая, что, ещё раз повторю, среда эта очень непростая и очень специфическая. Но напомню и о том, что, в целом, работа, которая проводилась министерством (во многом по инициативе министерства) в последние шесть лет, в целом, привела к довольно заметным результатам. На сегодняшний день количество осуждённых к изоляции от общества составляет около 525–530 тысяч человек, и если эта тенденция будет продолжаться – а она продолжается, тенденция на снижение числа спецконтингента (продолжается она уже по крайней мере четыре года), – у нас есть возможность уже в этом году впервые за всю новейшую историю выйти на показатель менее 500 тысяч человек. Это первое. Второе – это то, что уже сегодня соотношение между осуждёнными к изоляции от общества и к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, примерно один к одному. Ещё несколько лет назад, когда я выступал в этом зале, я приводил цифры принципиально иные: количество осуждённых к лишению свободы было в четыре раза больше тех, кто осуждён к так называемым альтернативным мерам наказания. В моём понимании и в представлении обычных практик развитых правовых систем соотношение должно быть строго наоборот: один к четырём, то есть осуждённых к альтернативным мерам должно быть примерно в три, в четыре раза больше, чем осуждённых к изоляции от общества. Конечно, мы ещё очень далеки от этого показателя, но по крайней мере гораздо ближе, чем были три-четыре года назад. Ещё раз подчеркну важный момент, который состоит в том, что это сокращение спецконтингента произошло без драматичного или даже более-менее значимого увеличения основных показателей криминогенности общества и преступности. Да, по отдельным параметрам цифры по преступности выросли, но у этого явления есть много факторов. Рецидив по-прежнему остаётся высоким, но это не значит, что это, опять-таки, из-за тех мер, которые принимались в последние годы. Поэтому считаю, что в целом политика государства, которая формировалась в сфере уголовных наказаний, уголовной юстиции, уголовно-исполнительной сферы, была правильной, и есть необходимость её продолжать. Есть необходимость продолжать или, может быть, даже в какой-то степени всё-таки начать и такую важную составляющую этой политики, как обеспечение нового вида альтернативных наказаний, связанных с привлечением к труду осуждённых. Многострадальную судьбу приобрело наказание в виде принудительных работ, которое несколько лет назад появилось в Уголовном кодексе, ни дня не применялось, срок вступления этой нормы в силу постоянно отодвигался. На сегодняшний день, на 2017 год, сейчас появились предложения от специалистов вообще эту норму исключить из УК как мертворождённую. Я думаю, что предложение абсолютно преждевременное, в том числе и потому, что решением Совета Безопасности России, заседание которого состоялось в конце прошлого года, было признано как раз очень актуальным развивать альтернативные меры наказания, и в том числе с вовлечением в организацию исполнения этого вида наказаний предпринимателей за счёт создания для них налоговых льгот и иных преференций, в том числе в виде стабильного и гарантированного государственного и муниципального заказа. То есть всё то, о чём мы говорили ещё пять-шесть лет назад, на заре пенитенциарной реформы, по-прежнему находит свою актуальность, в том числе на других площадках и в достаточно высоких инстанциях. Поэтому я прошу коллег, которые и в министерстве занимаются обеспечением нормативно- правового регулирования деятельности ФСИН, и специалистов ФСИН как более разбирающихся в этой проблематике дополнительно изучить эти вопросы, сформировать дополнительные, новые предложения, которые позволят существенно поднять эту сферу на иной качественный уровень. В соответствии с изменениями, внесёнными в федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007–2016 годы)», в прошлом году в эксплуатацию было введено 23 объекта уголовно-исполнительной системы, осуществлены проектирование, строительство и реконструкция 136 объектов. В целом, условия содержания, предусмотренные нормативами, обеспечены в 158 следственных изоляторах Российской Федерации. В следующем году (в текущем году) Минюст России и ФСИН продолжат последовательную работу по повышению эффективности деятельности учреждений, органов уголовно-исполнительной системы, в том числе посредством внедрения современных технологий, использования инновационных разработок, усиления надёжности охраны СИЗО и исправительных учреждений, обеспечения личной безопасности персонала, граждан и осуждённых. Напомню также о том, что то направление реформы, которое должно было привести нас к новому виду исправительных учреждений, тюрьмам, не признано абсолютно безнадёжным, хотя в его реализации, конечно, есть целый ряд проблем, связанных в первую очередь с недостатком бюджетных средств. Но тенденция сохраняется по-прежнему на постепенное, поэтапное обеспечение раздельного содержания спецконтингента в помещениях с как можно меньшим количеством одновременно пребывающих и находящихся, то есть с обеспечением самых главных направлений реформы, задач реформы: повышение контроля за поведением спецконтингента, предотвращение и пресечение противозаконной деятельности, создание условий для всемерной ресоциализации спецконтингента. Все задачи остаются актуальными, остаются в силе, и пускай в несколько ином формате, но будут решаться при строительстве новых, а также ремонте и реконструкции существующих учреждений системы УИС. Несколько слов о работе Службы судебных приставов. В 2015 году продолжалась подготовка нормативных правовых актов, которые направлены на повышение эффективности принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов и должностных лиц. Принят федеральный закон, устанавливающий возможность выдачи исполнительных документов в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Это, разумеется, создаст дополнительные условия для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и мировых судей, сократит временные затраты, связанные с подачей и рассмотрением ходатайств, объяснений, отводов, жалоб и так далее – всех документов, которые так или иначе подаются в процессе участия в исполнительном производстве. Принят федеральный закон, предусматривающий право судебного пристава-исполнителя по заявлению взыскателя или по собственной инициативе выносить постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом в виде управления транспортными средствами до исполнения требований исполнительных документов в полном объёме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения. Об этой мере давно говорили, она была не бесспорной, дискуссионной; тем не менее по сумме оценок всех pro et contra было решено предложить парламенту такую меру, и в итоге она нашла отражение в федеральном законе. Продолжалась работа по организации межведомственного электронного взаимодействия и перехода на безбумажный юридически значимый документооборот. Продолжалась работа по организации взаимодействия в электронном виде с организациями ТЭК. Реализован и внедрён электронный сервис «Личный кабинет стороны исполнительного производства», который теперь позволяет взыскателю и должнику подать обращение в электронном виде и получить необходимую информацию по исполнительному производству, и в прошлом году через личные кабинеты ФССП было направлено более 20 тысяч, около 20,5 тысяч заявлений. Конечно, продолжают сохранять актуальность проблемы, которые характерны для деятельности Федеральной службы судебных приставов на протяжении многих лет. Это и формирование, и сохранение кадрового состава. Для того, чтобы эти проблемы хотя бы отчасти решать, был разработан и подготовлен для внесения в Правительство проект федерального закона «О судебных приставах и порядке прохождения службы на должности судебного пристава», который касается регулирования особенностей прохождения государственной службы судебными приставами, осуществляющими правоохранительные функции, и, соответственно, предоставления им дополнительных социальных гарантий. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации в прошедшем году Минюстом совместно с ФССП подготовлен комплекс мер по кардинальному улучшению работы. Этим комплексом предусмотрено: – совершенствование правового обеспечения деятельности ФССП; – повышение требований к подбору и назначению кадров; – оптимизация структуры служебной нагрузки; – дальнейшее укрепление информационного взаимодействия службы с судебными органами, а также с другими органами и должностными лицами, акты которых подлежат принудительному исполнению; – определение системы показателей оценки эффективности деятельности ФССП и её территориальных органов. К сожалению, нужно признать, что многие из мер, которые мы сегодня предлагаем и рассчитываем на их реализацию, отчасти напоминают борьбу с пробками в Москве. То есть мы понимаем, что эти меры, конечно, наверное, улучшат исполняемость судебных решений, но они лишены перспективы решить проблему полностью и вывести нашу правовую систему на хотя бы приемлемый формат исполнения судебных решений и в целом обеспечения авторитета судебной власти. Об этом не очень часто говорят, но тот процент исполняемости взысканий, который колеблется примерно на 50 % и который является ужасным, безусловно, но тем не менее в последние годы фигурировал как относительно реалистичная цифра, относительно реалистичный показатель, к которому территориальные органы ФССП и центральный аппарат должны стремиться. Так вот, это ещё не вся ужасная правда: дело в том, что в этих 50 % только 22–23 % (меньше 25 %) исполнения реальных судебных актов, всё остальное – это внесудебные решения. И вот эта цифра уже пугает по-настоящему, и с ней, конечно, нужно делать что-то серьёзное. Поэтому предложение, которое Минюст в очередной раз сформулировал и направил в Правительство Российской Федерации, о возможности использования какого-то процента от взысканных имуществ, активов и сумм в фонд развития, в том числе фонд материального поощрения приставов-исполнителей, – будем надеяться, что его рассмотрят по возможности квалифицированно, по возможности беспристрастно, без каких-то уже заранее принятых или предрешённых вариантов обсуждения. Но даже это, казалось бы, сложное для нас тактическое решение не является на самом деле действительно сложным и действительно масштабным, потому что для того чтобы система исполнения судебных решений заработала по-настоящему современно и эффективно, мы должны принимать по-настоящему смелые законодательные решения, в том числе: – об обращении взыскания на имущество лиц, аффилированных с должником, хотя это имущество напрямую должнику подчас не принадлежит; – об установлении этих аффилированных связей; – о возможности существенного ограничения социального статуса неисправного должника; – возможно, о вовлечении, как много раз говорилось, в сотрудничество по обеспечению исполнения судебных решений отдельных негосударственных структур. В последнее время активное обсуждение приобрела тематика деятельности коллекторов, но деятельность коллекторов – это совсем не то, о чём когда-либо говорил Минюст, предлагая возможные варианты сотрудничества с негосударственными структурами, которые исполняют судебные решения. Разумеется, неурегулированная должным образом деятельность коллекторов приводит к абсолютно безобразным вариантам попыток этих организаций исполнить судебные решения и влечёт больше вреда, чем пользы, для судебной системы и для её авторитета. Но это именно то, о чём мы предупреждали, когда говорили, что эту сферу нужно регулировать и регламентировать, не только определив потенциальную возможность и прописав на уровне закона возможность создания саморегулируемых организаций коллекторов и возможность продажи им права требования. Такая возможность предусмотрена Гражданским кодексом, тут ничего особо не нужно дополнительно регулировать. Но самое интересное, как мы знаем, начинается именно дальше, на той стадии, когда долг попадает в руки коллектора либо, как его ни назови, организации, чья деятельность практически не урегулирована законом, и дальше на уровне своего правопонимания и мироощущения этот коллектор, или как его ни назови, начинает взыскивать долг. Конечно, эта ситуация никуда не годится, и мы полагаем, что для вовлечения в процесс исполнения судебных решений вполне могут быть задействованы институты адвокатов и частных детективов, деятельность которых как раз таки предусмотрена законом. И всё, что нужно сделать, это обеспечивать нормативным образом и определить специфику участия этих специалистов, этих юристов в работе по взысканию долгов. Понятно, что эта работа может казаться какой-то непривычной, но нужно понять одну вещь: в существующим виде система исполнения судебных решений остаётся исключительно неэффективной, и как бы приставы ни старались исполнять свои обязанности, радикально они эту ситуацию не улучшат. Много в последние год-два говорили о взыскании требований по алиментным обязательствам. Да, безусловно, это категория кредиторов, которая вызывает наибольшее сочувствие, наибольшее внимание и наибольшее желание каким-то образом помочь им во взыскании долгов с обязанных лиц. Но и здесь, опять же, нельзя, к сожалению, изобрести Америку – вырвать из контекста только один вид исполнительных производств и попытаться как-то радикально улучшить взыскания по этому виду исполнительных производств. Эта задача вряд ли обеспечена реальными возможностями. Да, можно каким-то образом приподнять показатели, но радикально мы эту проблему здесь также не решим – нужно решать эти проблемы в комплексе, и подчас не обойтись, наверное, без очень смелого, инициативного законотворчества. Тем не менее, безусловно, задачи перед службами как ФСИН, так и ФССП продолжают оставаться очень важными и актуальными. Это задачи из числа тех решений, которых мы не замечаем вокруг себя, но при любом сбое мы начинаем понимать, насколько же эта незаметность такой работы имеет важное значение для жизни каждого из нас. Ещё одно направление традиционно большого внимания работы министерства – это нормативно-правовое регулирование деятельности по регистрации актов гражданского состояния, адвокатуры, нотариата, а также развитие систем бесплатной юридической помощи и правового просвещения граждан. В частности, в прошлом году продолжалась работа по совершенствованию нормативных правовых актов в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Федеральным законом от 31 декабря 2014 года были внесены изменения в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», предусматривающие возможность составления записей актов гражданского состояния в форме электронных документов. В целях реализации внесённых изменений требовались довольно серьёзные дополнения в правила заполнения бланков записей актов гражданского состояния, свидетельства о государственной регистрации этих актов, требования к форматам сведений, которые вносятся в соответствующие документы, и в целом всей линейки параметров, которые традиционно используются в этой сфере. Эта работа была, в целом, проведена успешно. Работа в сфере судебно-экспертной деятельности была ориентирована на повышение качества и эффективности, в том числе в рамках поручений Президента Российской Федерации в контексте государственной программы и федеральной целевой программы «Развитие судебной системы на 2013–2020 годы». Был подготовлен ко второму чтению законопроект «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Он был внесён в Правительство России ещё 29 марта 2013 года, и в том же году, в ноябре 2013 года, был принят в первом чтении. После этого, к сожалению, его движение приостановилось. Мы считаем, что есть насущная необходимость довести до логического завершения этот законопроект, чтобы он стал законом, поскольку он направлен на создание механизмов судебно-экспертной деятельности, которые способствуют и сокращению сроков производства судебных экспертиз, отвечающих потребностям современного судопроизводства, и обеспечению доступа к профессии судебного эксперта настоящих профессиональных специалистов, контроль качества экспертного производства, методическое обеспечение, то есть всё, что сегодня крайне востребовано в этой сфере. Единственное серьёзное нарекание к этому законопроекту, которое, на наш взгляд, может быть высказано (но вряд ли по нашей вине), – это то, что этот закон всё-таки частично регулирует экспертную деятельность, потому что он не охватывает сферу судебно-медицинской экспертизы. Может быть, только в этом смысле имеет смысл его доработать, хотя существующая система разделения ведомственных экспертиз располагает как раз к раздельному законотворчеству. В этой части мы этот законопроект готовы, конечно, доработать, но, в целом, считаем, что его актуальность и значимость для судебной системы страны исключительно высока. Тем не менее в рамках реализации государственной программы упомянутым приказом Минюста в прошлом году были утверждены требования к минимальной комплектации материально-технической базы по каждому виду судебных экспертиз, проводимых в судебно-экспертных учреждениях Минюста; продолжалась работать по реализации ФЦП в части проведения проектно-изыскательских работ по ряду капитальных вложений экспертных учреждений; были начаты работы по осуществлению реконструкции ряда учреждений; осуществлялась закупка криминалистического и иного специализированного оборудования; ведутся работы по информатизации судебно-экспертных учреждений Минюста и созданию автоматизированных рабочих мест, интегрированных в единую информационную сеть. Для рассмотрения наиболее важных вопросов развития судебно-экспертной деятельности в области аккредитации, стандартизации и сертификации, которая имеет в том числе межведомственный характер, реализации по обеспечению научно-методического подхода, формирования мер государственного регулирования судебно-экспертной деятельности в мае прошлого года было заключено соглашение о взаимодействии Минюста, Росаккредитации и Росстандарта. Также был создан технический комитет по стандартизации под названием «Судебная экспертиза», председателем которого был назначен директор Федерального центра судебной экспертизы при Минюсте. Два слова о деятельности Минюста в сфере нотариата и о его полномочиях. Эта деятельность, как и всегда, была сосредоточена на обеспечении нормативно-правового регулирования и оказании методической помощи территориальным органам Минюста. Федеральным законом от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в основу законодательства РФ в нотариате внесены изменения, направленные на: – повышение квалификационных требований к нотариусам и лицам, их замещающим; – совершенствование порядка проведения стажировки у нотариуса, сдачи квалификационного экзамена, ведения реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен; – установление контроля за совершением должностными лицами местного самоуправления нотариальных действий; – определение порядка направления информации в единую информационную систему нотариата о совершённых должностными лицами местного самоуправления нотариальных действиях; – повышение ответственности нотариуса и целый ряд других новелл. Федеральным законом от 30 марта прошлого года нотариусам предоставлена возможность направлять запросы в федеральные органы государственной власти для проверки подлинности документов, удостоверяющих подпись. Отмена лицензий на право нотариальной деятельности послужила основанием для изменения подхода к ведению реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен. В целях реализации положений всех этих новелл законодательства было принято 14 приказов Минюста, которые регламентируют порядок ведения реестра нотариусов, проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, прохождения стажировки и т. д. и т. п. Разработан и согласован проект постановления Правительства Российской Федерации, предоставляющий возможность использования нотариусами государственной информационной системы миграционного учёта и базового государственного информационного ресурса регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации для установления подлинности представленных документов. Учреждён Кодекс профессиональной этики нотариусов Российской Федерации, который был принят Собранием представителей нотариальных палат. Рассчитываем на то, что принятие этого кодекса позволит повысить эффективность нотариальной деятельности, по сути, сформировать новое, ответственное нотариальное сообщество. Значительное внимание в прошлом году было уделено совершению нотариальных действий специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления в муниципальных образованиях, где отсутствует нотариус. Ну, и, наконец, можно вспомнить о том, что отдельные виды нотариальных действий, отдельные виды сделок получили всё-таки, наконец-то (о чём много и давно говорилось), обязательную нотариальную форму удостоверения. И мы считаем, что это тоже признак движения, развития нотариальной системы России в нужном, в правильном направлении – в сторону так называемого классического латинского нотариата. До этой ситуации, до этого состояния классического латинского нотариата, конечно, нам ещё очень далеко, но тем не менее движемся мы, я считаю, пускай и постепенно, и не очень быстро, но в правильном направлении. В сфере адвокатуры была продолжена работа над проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи». В связи с необходимостью законодательного решения правовых коллизий по порядку расчёта размера вознаграждения адвокатам процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, и издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела был разработан соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации, и он внесён в Правительство. В целях реализации государственной программы была разработана и внесена в Правительство Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи, направленная на обеспечение доступности для граждан и юридических лиц квалифицированной юридической помощи. Эта концепция, видимо, будет ещё неоднократно дорабатываться, но тем не менее в неё были заложены также те основные направления, которые виделись министерству на протяжении последних лет как основные, важнейшие составляющие реформы российской адвокатуры. С мая прошлого года Минюстом совместно с Советом Европы реализуется проект «Оказание бесплатной юридической помощи социально незащищённым категориям граждан». Проект реализуется пока что в трёх регионах (Волгоградской, Тамбовской и Ульяновской областях), которыми проявлена высокая степень заинтересованности в повышении эффективности государственных гарантий прав граждан на получение бесплатной юридической помощи. В целом, территориальные органы Минюста и центральный аппарат продолжают активно мониторить реализацию нового законодательства России о бесплатной юридической помощи населению. При наличии многих, конечно, проблем и шероховатостей в этой сфере, в основе многих из которых лежит недофинансирование за счёт понятных проблем в региональных бюджетах, тем не менее мы считаем, что эта система тоже состоялась: её можно развивать, совершенствовать, но в целом она даёт свою отдачу и существенно повышает социальный статус граждан. В прошлом году в третий раз прошёл всероссийский День правовой помощи детям. Это, может быть, такое, более символическое мероприятие, но тем не менее за ним скрывается очень большой пласт работы, которая, оказывается, осуществляется не один день, как в прошлом году, 20 ноября, а изо дня в день на протяжении всего года. Несколько слов о важном и широко обсуждаемом блоке компетенций и деятельности Минюста – государственной регистрации некоммерческих организаций и контроле за соответствием их деятельности законодательству и уставным целям. В прошлом году в Минюст и его территориальные органы поступило на рассмотрение 75 483 заявления о государственной регистрации некоммерческих организаций. По результатам их рассмотрения создано и зарегистрировано 16 315 новых НКО. Эти показатели больше прошлогодних, соответственно, на 16 % по поданным заявлениям и на 6 % по зарегистрированным соответственно. Сразу же в этом месте моего выступления понятно, что все разговоры о «замирании», «параличе», «замораживании» гражданского сектора в России – это миф и, скорее всего, не очень добросовестная инсинуация. В итоге на сегодняшний день в России зарегистрирована 223 501 некоммерческая организация, из них общественные объединения составляют 44 %, религиозные организации – 12,7 %, иные некоммерческие организации – 40,4 %. Зарегистрировано 77 политических партий и более 4000 их структурных подразделений. Зарегистрировано 11 отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций. В прошлом году из реестра исключены 33 структурных подразделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, в том числе 24 – по результатам контрольных мероприятий, проводимых Минюстом, и девять – по решению иностранной некоммерческой организации. Минюстом проведён анализ содержания норм, реализуемых на территории Российской Федерации структурными подразделениями иностранных некоммерческих организаций, и анализ положений этих структурных подразделений на соответствие законодательству Российской Федерации. Они направлены в Генеральную прокуратуру, МИД, иные уполномоченные органы. Анализ заявленных подразделениями иностранных НКО программ позволяет сделать вывод о том, что сферы реализации уставной деятельности головных организаций достаточно широки и многообразны, не ограничиваются территорией одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Примерно понятны основные направления, в которых эти структурные подразделения намерены действовать. Мы считаем, что эта деятельность должна строго соответствовать закону; никаких предубеждений, предрасположенности со знаком «плюс» или со знаком «минус» в отношении этих организаций у нас нет: на них должен распространяться российский закон, и они должны его соблюдать. По состоянию на 1 января 2016 года в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, содержались сведения о 114 организациях, из которых 84 организации были включены в реестр по результатам федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью НКО, который осуществляется Минюстом и его территориальными органами, 22 – по представлениям прокуроров. Десять организаций внесены в реестр на основании собственных заявлений. В отношении 14 организаций внесена запись в сведения, содержащихся в реестре, о прекращении деятельности НКО в связи с её ликвидацией. Следует отметить, что 32 некоммерческие организации такого рода находятся в пределах Центрального федерального округа, 28 – Северо-Западного, 19 – Приволжского, 35 – на территории Северо-Кавказского, Южного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного. Вы все знаете, что порядок формирования этого реестра претерпел изменения на определённом этапе, после чего, собственно, наполнение этого реестра и стало происходить более активно. Отмечу то, что во всех случаях, практически в 100 % случаев организации, которые внесены в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, считают действия и решения органов юстиции и прокуратуры неправомерными, в связи с чем оспаривают их в судебном порядке, но во всех случаях действия специалистов Минюста признавались судами обоснованными и законными. В настоящее время в Минюст поступило 22 заявления об исключении из этого реестра НКО, включённых в реестр иностранных агентов. В отношении семи организаций Минюстом по результатам внеплановых проверок, а также с учётом сведений, поступивших из Росфинмониторинга, принято решение об исключении их из реестра. В отношении семи организаций таким организациям было отказано. В рамках исполнения контрольных функций 76 некоммерческих организаций, включённых в реестр, привлечены территориальными органами Минюста к административной ответственности в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 прим. КоАП, то есть «осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр НКО». Особенное внимание уделяется соблюдению такими организациями требований федерального закона о представлении отчётности, в том числе аудиторских заключений. На постоянной основе анализируется поступление денежных средств на счета НКО, а также аналитически оценивается направление расходов некоммерческими организациями иностранных денежных средств. Буквально две-три цифры: общее иностранное финансирование некоммерческих организаций в 2015 году составило более 80 млрд. рублей для более чем 3500 организаций; в позапрошлом году цифры были, соответственно, 70 млрд. для более чем 4000 организаций; в 2013 году – 36 млрд. для 2500 организаций. Таким образом, эти цифры растут, продолжают расти год от года. Кроме того, в отношении тех организаций, которые уже были включены Минюстом в реестр иностранных агентов, также поступила иностранная финансовая помощь в размере почти 1 млрд. рублей. Продолжается работа по выявлению и прекращению в судебном порядке деятельности тех НКО, которые фактически не действовали и на протяжении нескольких лет не представляли в Минюст России и его территориальные органы отчётность. Конечным результатом исполнения государственной функции по контролю (надзору) в данной сфере является выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями нормативных правовых актов Российской Федерации. В целом, нужно отметить, что никаких политических функций, миссий в этой сфере Минюст, как мы много раз говорили всем и объясняли, не имел и не имеет. Для организаций, которые не нарушают закон Российской Федерации, тем более для тех организаций, которые ведут социально полезную, социально значимую деятельность, как мы убеждены и были убеждены всегда, вообще должна быть открыта зелёная улица с минимальными проблемами при регистрации НКО, при подаче отчётности, при осуществлении текущей деятельности. Разумеется, и для них тоже с контролем за строгой законностью расходования ими средств, поступивших по грантовым программам, по их заявкам, по соблюдению их уставных целей и задач, но, ещё раз повторюсь, в режиме максимального благоприятствования и максимального взаимного дружелюбия. Что касается организаций, которые ведут деятельность, особым образом определённую в законе, как в случаях с иностранными агентами, то и здесь у нас нет никакого предубеждения и нет никаких политических задач: мы строго следим за исполнением закона. Часто нас критикуют за это, но мы считаем, что мы действуем правильно, и результаты судебных рассмотрений по заявлениям, обжалующим наши действия, мы в этом убеждении только укрепляемся. Мы готовы к диалогу, в том числе готовы к консультациям, внимательно относимся к предложениям, которые генерируют и формируют гражданское общество России, в том числе в лице Совета по правам человека, постоянно проводим консультации с этим Советом, но, ещё раз повторюсь, при этом исходим из правовой позиции, которая находит подтверждение в судебной практике России, в том числе и в части вызвавшей широкую дискуссию и отчасти полемику эпопеи с дополнительным определением параметров так называемой политической деятельности, которую ведут организации – иностранные агенты. Мы и здесь считаем, что мы использовали взвешенный подход, трезвый подход. Он, может быть, не идеальный, но в текущих условиях он, в целом, отвечает направлениям и судебной практики, и административной практики тоже. Будут меняться условия, будет меняться практика – мы будем менять свой подход; мы строго законопослушны в этой части, и, я ещё раз повторю, никаких предрешённых и предписанных установок у нас не было и нет. Важное значение в современных условиях приобретает профилактика противодействия экстремистской деятельности. Ряд новелл федеральных законов, которые появились в последние годы и в последний год, устанавливают новые запреты для лиц, ранее причастных к экстремистской деятельности, на те или иные виды активности в формате НКО. На Минюст России возложена обязанность по ведению федерального списка экстремистских материалов, перечня общественных объединений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято решение, вступившее в законную силу, о ликвидации или запрете по основаниям, предусмотренным законом именно в связи с их экстремистской направленностью. То же самое можно сказать и о формировании реестра организаций, деятельность которых признана в законном порядке нежелательной. Мы обеспечили все необходимые нормативные действия на уровне министерства, то есть подготовили все необходимые ведомственные приказы, которые обеспечивают ведение таких реестров, и исполняем эту работу. В данном случае она носит вторичный характер по отношению к тем решениям, которые принимаются судами либо уполномоченными органами. Два слова о международном сотрудничестве. Как и всегда, и, наверное, даже в значительно большей степени – с учётом некоего паралича взаимоотношений с Евросоюзом и некоторыми другими странами Запада, – важнейшее направление для нас составляют: Евразийский экономический союз, Шанхайская организация сотрудничества, Содружество независимых государств, укрепление договорно-правовой базы, двустороннее сотрудничество с теми иностранными государствами, которые к этому проявляют готовность и желание. В прошлом году подписано Соглашение о сотрудничестве между министерствами юстиции государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, Меморандум о сотрудничестве между Министерством юстиции России и Министерством юстиции Исламской Республики Иран, три программы сотрудничества с министерствами юстиции зарубежных государств (Вьетнам, Беларусь и Словения). Я хотел бы отметить такие важные мероприятия, которые состоялись в этой сфере, как: Совещание министров юстиции государств-членов ШОС (оно прошло в Душанбе в августе прошлого года), заседание Совета министров юстиции государств-участников СНГ (в сентябре в Бишкеке), 10-е заседание Межправительственного Российско-Ирландского комитета по развитию делового сотрудничества (по сути, это межправительственная комиссия), заседание Объединённой коллегии министерств юстиции государств-участников Союзного государства России и Беларуси. Также продолжалась работа по сотрудничеству с Гаагской конференцией по международному частному праву, и заседание Совета по общим вопросам и политике конференции также прошло в марте, в прошлом году. Традиционно ярким событием стал V Петербургский Международный Юридический Форум, который тоже побил многие рекорды и продолжает давать надежды и основания видеть эту площадку очень перспективной для сотрудничества юристов всех стран и всех правовых систем. В ноябре в Санкт-Петербурге проведена Шестая сессия Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции. Это событие тоже стало знаковым даже по меркам Организации Объединённых Наций. В мероприятиях приняли участие представители 162 стран; был отмечен очень высокий, по сути, небывало высокий уровень представительства во главе делегаций, и по итогам конференции было принято десять резолюций – это тоже является очень высоким результатом, по мнению Управления ООН, которое организует данный формат. В прошлом году обеспечено участие России в заседаниях Рабочей группы Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц, то есть работа по нашему вступлению в ОЭСР со стороны Минюста также обеспечивалась, хотя, в целом, темпы этой работы также замедлились. Подписаны 14 международных договоров от имени Российской Федерации, подготовлено к подписанию и внесено в Правительство Российской Федерации ещё девять международных договоров, из них четыре многосторонних. Осуществлялась работа по оптимизации такой услуги, как проставление апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы Российской Федерации. Несколько слов о деятельности по представительству интересов России в Европейском суде по правам человека. В прошлом году в ЕСПЧ поступило чуть больше шести тысяч (6009) жалоб против Российской Федерации – это более чем в два раза меньше, чем в 2013 году, и более чем на 30 % меньше, чем в 2014 году. В целом, я отмечу, что за последние три года количество жалоб против Российской Федерации в ЕСПЧ сократилось более чем в четыре раза: с 40 300 сегодня их 9207. При этом, конечно, мы не склонны идеализировать ситуацию, понимая, что из поступивших и принятых ЕСПЧ к рассмотрению жалоб исключительно высокий процент удовлетворения, и по-прежнему эти решения ЕСПЧ констатируют целый ряд довольно системных, застарелых, затяжных проблем в правоприменении и в администрировании. Тем не менее мы считаем, что работа, которая в последние годы была проведена, по расчистке этих завалов заведомо неприемлемых жалоб, которые направлялись в ЕСПЧ, годами там лежали и тем самым создавали плохое юридическое реноме для Российской Федерации, – что эта работа была проведена своевременно, качественно. Напомню, что в рамках специального проекта по согласованию с Секретариатом ЕСПЧ там, в Секретариате, работали на протяжении нескольких лет 20 российских юристов, отобранных Ассоциацией юристов России. В сентябре прошлого года этот проект был завершён, и благодаря этому в период всего лишь девяти месяцев прошлого года судьями ЕСПЧ были признаны неприемлемыми и исключены из списка дел, подлежащих рассмотрению, 1854 жалобы против Российской Федерации. Общее количество жалоб, признанных не приемлемыми в период с 2011-го по 2015-й год, составляет более 37,5 тысяч. Тем не менее, это работа, которая носит, в основном, сугубо технический характер, конечно, не является главным приоритетом при взаимодействии с ЕСПЧ. А главный вопрос, главное содержание этого взаимодействия – это, конечно, повышение качества нашего законодательства, повышение качества нашего правоприменения, в том числе, разумеется, с использованием рекомендаций ЕСПЧ, которые содержится в их решениях. И, в том числе, в таких особого рода решениях, так называемые, пилотные решения. Сегодня мы исполняем ряд пилотных решений европейского суда, в том числе по делу «Герасимов и другие против России». Разрабатывался проект федерального закона, который расширяет сферу действия федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или право на исполнения судебного акта в разумный срок». Кроме того, сейчас на повестке дня по-прежнему исполнение пилотного постановления «Ананьев и другие против России», которое касается целого ряда аспектов деятельности, как раз пенитенциарная сфера. Мы считаем, что в целом мы эти решения исполняем достаточно активно и достаточно содержательно в соответствии именно с духом рекомендаций ЕСПЧ. И в целом, со стороны комитета министров Совета Европы, который осуществляет мониторинг исполнения решений ЕСПЧ, больших нареканий мы в этой части не слышим. Продолжаются контакты на уровне руководства как Европейского суда, - там в прошлом году появился новый председатель, - так и на уровне Совета Европы в целом. Мы стараемся грамотно, спокойно доводить до наших коллег. Наши подходы, наши позиции, в том числе, в тех случаях, когда мы считаем сформированную Европейским судом правовую позицию абсолютно не приемлемой для российских интересов. Но и это мы стараемся делать, повторюсь, спокойно, без политики, без истерики в рамках закона, в том числе, того, который теперь предусматривает возможность обращения в Конституционный суд для получения соответствующих разъяснений о приемлемости или не приемлемости практики ЕСПЧ по конкретным решениям. В завершении моего доклада буквально несколько слов о сопровождающей работе, без которой нам, тем не менее, не обойтись, -о кадровой и организационно-контрольной. Понятно, что работа по формированию кадрового состава в прошедшем году осуществлялась не в простых условиях, в том числе, с учетом сокращения фонда оплаты труда. Был ограничен прием на гражданскую службу. Это позволяло создавать некую подушку вакансий и, стало быть, возможность некоего маневрирования в рамках фонда оплаты труда. В текущем году, в наступившем нам предстоит дальше учиться работать в условиях нехватки кадров с акцентом на грамотное, очень эффективное использования кадров. На создание каких-то точечных участков в работе, куда должны быть подобраны наиболее опытные, наиболее квалифицированные специалисты, которых мы должны материально поощрять теми не очень большими возможностями, которые у нас есть. Но, тем не менее, совершенно точно в оценке работы персонала не должно быть сегодня уравниловки и размазывания масла тонким слоем по всему бутерброду. Те, кто, действительно, работает эффективно на наиболее сложных участках, должны получать больше. Те, кто выполняет функции более технического характера, более рутинного характера, наверное, в основном, как это, собственно, и происходит в последние годы в наших территориальных органах, даже в центральном аппарате, должны быть представлены молодыми специалистами, которые только учатся работать, но и могут немножко потерпеть, пока не найдут себе новые, более привлекательные рабочие места, либо они вырастут до уровня нашего аппарата. Чему мы тоже стараемся создавать все необходимые условия. В том числе, как такое условие, как повышение профессионального уровня подготовки специалистов, не прерывное их обучение. В прошлом году квалификацию повысили 506 человек. При этом необходимость обучения, по нашим оценкам, в несколько раз выше. При потребности в 13 миллионов рублей на повышение квалификации, мы эту потребность закрываем только меньше, чем на 20%. Тем не менее, за счет возможностей научного центра правовой информации вне рамок государственного заказа, осуществлено обучение 102-х гражданских служащих по двум образовательным программам. Будем дальше стараться обеспечивать повышение квалификации нашим коллегам, использовать уже апробированный формат наставничества, который тоже себя зарекомендовал положительно, играет важную роль. В прошедшем году в центральном аппарате назначено 38 наставников на 53-мя гражданскими служащими. В тех органах эти цифры, соответственно, 248 и 325. Формировать и комплектовать кадровый состав мы стараемся, естественно, через традиционный формат конкурсов. Но, тем не менее, мы стараемся проводить еще и конкурсы среди студентов юридических ВУЗов, заключение с ними договоров об обучении с последующим прохождением гражданской службы в Минюсте. Победители конкурсов закрепляются за Департаментами, в которых предполагается их использовать и, которые, по сути, уже готовят специалистов к скорейшему вхождению в рабочий процесс. Как и прежде, важной составляющей кадровой работы была антикоррупционная деятельность. В соответствии с мероприятиями Минюста по противодействию коррупции на 2014-15 годы осуществлялся комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по противодействию коррупции. Обеспечивал соблюдение гражданскими служащими ограничения, запретов и требований по служебному поведению. В связи с новеллами в антикоррупционном законодательстве было проведено обновление ведомственной, нормативно-правовой базы. Издано 12 приказов. Эта работа будет продолжаться. На заседаниях комиссий по соблюдению требований к поведению федеральных госслужащих, и урегулирования конфликтов интересов, рассматривались актуальные вопросы, затрагивающие интересы, в том числе, и руководителей. В центральном аппарате и тер. органах Минюста проведено 110 таких заседаний, рассмотрено 97 материалов, выявлено 19 нарушений. К 9-ти гражданским служащим применены дисциплинарные взыскания. Поэтому прошу, коллеги, помнить об этом. Эпоха, когда многие себе позволяли достаточно небрежное и вольготное отношение и по отношению к бюджету, и по отношению к закупкам, и каким-либо контактам, в том числе, граничащим с конфликтным интересом, давно позади. Ничего уже не изменится. Прошу вас внимательно соблюдать этику государственных служащих и помнить, что «большой брат» за вами следит. Много мероприятий в прошлом году - это, естественно, было обусловлено юбилейным годом - было посвящено празднованию 70-й годовщины великой победы, почтению памяти наших ветеранов. Все, что мы могли сделать в этой части, мы постарались сделать. Документооборот в прошлом году в целом составил 403 тысячи 690 документа, что на 70 с лишним тысяч документов больше, чем в 2014 году. Эти цифры выросли и по входящей и по исходящей корреспонденции. Переписка между структурными подразделениями должностными лицами Минюста, наоборот, уменьшилась с 40 с лишним тысяч до 32-х тысяч, что я оцениваю, как позитивный фактор. Это говорит о том, что внутри у нас взаимодействие улучшается. В прошлом году утверждено 424 приказа и 13 тысяч с лишним распоряжений по профилям основной деятельности. Разумеется, была проведена правовая экспертиза всех этих приказов. Проводились мероприятия по переводу архивов правовых актов Минюста в систему «Гарант». Особое внимание уделялось работе с обращениями граждан. Отмечу, что в прошлом году в центральный аппарат поступило практически на треть больше заявлений, чем в позапрошлом году. 23201 обращение. Разумеется, это серьезнейшим образом усложняет работу всех подразделений, в особенности тех сфер деятельности, которые в наибольшей степени затрагиваются в заявлениях, обращениях граждан. Все более востребованная становится информация о деятельности Минюста в СМИ. В прошлом году в средствах массовой информации вышло почти 90 тысяч сообщений, с упоминанием Министерства, что выше показателя 2014-го года почти в два раза, на 49%. При этом надо, конечно, понимать, что эти 49% вряд ли отличались особой доброжелательностью по отношению к Министерству. Это как раз, в основном, критика нашей работы. Часто критика не очень компетентная, не очень профессиональная и часто не очень добросовестная. Тем не менее, мы уверены в том, что мы обязаны информировать общество о своей работе, о ее направлениях, о ее результатах. В этой части, в этой связи мы считаем важным состояние информационных ресурсов как центрального аппарат, так и наших подразделений. За 2015 год сайт Министерства посетили более 13 миллионов пользователей. Ежедневное посещение в среднем более 35-ти тысяч. За отчетный период количество размещаемых на официальном сайте пресс-релизов увеличилось на 34% по сравнению с позапрошлым годом. Составило 384 сообщения. Это не случайная цифра. Это акцент нашей работы при взаимодействии со СМИ. Мы считаем, что это наиболее правильный подход, когда свою деятельность мы комментируем, с использованием наших аргументов. И, главное, своевременно, чтобы средства массовой информации не носились, сломя голову, добывая из разных источников информацию, часто не достоверную, а получали ее с первых рук и с обоснованием нашей правовой позиции. Учитывая значимость информирования широкой общественности о работе Минюста, мы впервые провели оценку содержательного наполнения сайтов в тер. органах Минюст. И провели своего рода конкурс на лучший сайт, каким и стал сайт управления Минюста по Забайкальскому Краю. Была проведена и работа по улучшению мер, обеспечивающих защиту информацию внутри аппарата Минюста. На постоянной основе осуществлялся контроль за исполнением территориальными органами поручений. Что касается контрольных поручений в целом, то по сравнению с предыдущим годом, в 2015-м году количество таких поручений увеличилось почти на 70% и составило 20759. Разумеется, и это тоже не упрощает, а серьезно усложняет работу Департаментов и повышает их ответственность. В прошлом году организовано и проведено 14 комплексных проверок территориальных органов. В режиме видеоконференцсвязи проведено 13 совещаний с территориальными органами, при участии руководства структурных подразделений Минюста. Готовились документы, формат обзорных писем о наиболее характерных системных недостатках, которые выявлены в ходе проверок деятельности территориальных органах. Проведено 10 аудиторских проверок. 15 проверок деятельности федерально-бюджетных учреждений Минюста. В целом, считаю, что недостатки, которые выявляются в работе территориальных органов, федерально-бюджетных учреждений, в работе подразделения центрального аппарата Минюста, кончено, нуждаются в исправлении. Но, в целом, их характер говорит о том, что закон мы соблюдаем, работу свою делаем в целом успешно. Показатели, которые позволяют качество интенсивность работы оценивать, мы выдерживаем и они растут с каждым годом. Поэтому хочу, пользуясь случаем, за все это поблагодарить и работников центрального аппарата, и представителей территориальных органов, и коллег из руководства Министерства, и тех, кто из других Министерств и Ведомств взаимодействуют с нами, и позволяют нам эти задачи более менее успешно исполнять. В заключение напомню, что к данному заседанию подготовлен итоговый доклад о результатах деятельности Минюста за 2015 год. Документ разработан с целью повышения эффективности внутриведомственного планирования, обеспечения результативности и эффективности бюджетных расходов, повышения открытости деятельности Министерства. Члены коллегии имеют возможность ознакомиться с материалами, которые находятся в раздаточных папках. При необходимости представить предложения, замечания в Департамент организации контроля. Ну, сегодня, хоть заседание коллегии, разумеется, как мой доклад, так и подготовленный доклад об итогах деятельности, так и последующие выступления могут и должны быть компетентно, квалифицированно обсуждены. Благодарю вас за внимание. Михаил Львович Гальперин, заместитель министра, пожалуйста. |
Коновалов А. В: Уважаемые коллеги! Доброе утро. Начинаем заседание итоговой коллегии Министерства юстиции Российской Федерации. Здесь,... | Председательствующий. Уважаемые коллеги, доброе утро! Прошу всех занять свои места. Уважаемые коллеги, прошу всех занять свои места... | ||
В результате икто провела собственную проверку, эксперты «Гражданского контроля» в Москве и Тамбове опубликовали свои экспертные... | Уважаемые коллеги! У каждого находится буклет с отчетом о работе Министерства информатизации и связи Республики Татарстан, буклет... | ||
В целях совершенствования деятельности Министерства юстиции Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина и... | В целях совершенствования деятельности Министерства юстиции Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина и... | ||
В целях совершенствования деятельности Министерства юстиции Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина и... | В целях совершенствования деятельности Министерства юстиции Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина и... | ||
В целях совершенствования деятельности Министерства юстиции Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина и... | Уважаемые члены коллегии, участники расширенного заседания коллегии, приглашенные, дорогие друзья! |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |