10 января 2006 года N 16-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят
Государственной Думой
23 декабря 2005 года Одобрен
Советом Федерации
27 декабря 2005 года (в ред. Федеральных законов от 17.05.2007 N 84-ФЗ,
от 30.10.2007 N 240-ФЗ, от 27.11.2010 N 311-ФЗ,
от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ,
от 23.04.2012 N 33-ФЗ, от 23.07.2013 N 230-ФЗ) Глава 1. Общие положения Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ) Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области с учетом геополитического положения Калининградской области в целях ускорения ее социально-экономического развития. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ)
1) Особая экономическая зона в Калининградской области (далее - Особая экономическая зона) - территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности, а также применяется процедура свободной таможенной зоны;
(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ)
2) управление Особой экономической зоной - деятельность уполномоченного органа и деятельность администрации Особой экономической зоны, направленные соответственно на обеспечение действия специального правового режима Особой экономической зоны и обеспечение организации ее функционирования;
3) уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами и обеспечивающий действие специального правового режима Особой экономической зоны в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;
4) администрация Особой экономической зоны (далее - администрация) - структурное подразделение высшего исполнительного органа государственной власти Калининградской области, обеспечивающее организацию функционирования Особой экономической зоны в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;
5) резидент Особой экономической зоны (далее - резидент) - юридическое лицо, соответствующее требованиям настоящего Федерального закона и включенное в единый реестр резидентов Особой экономической зоны (далее - реестр);
6) инвестиционная декларация - документ, содержащий сведения об условиях реализации инвестиционного проекта в Особой экономической зоне резидентом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Для целей глав 3 и 3.1 настоящего Федерального закона используются понятия, определенные Таможенным кодексом Таможенного союза и Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года (далее - Соглашение о СЭЗ).
(часть 2 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 409-ФЗ) Статья 3. Управление Особой экономической зоной 1. В целях обеспечения действия специального правового режима Особой экономической зоны уполномоченный орган осуществляет взаимодействие с федеральными органами государственной власти, а также координацию взаимодействия администрации и федеральных органов исполнительной власти при решении вопросов, касающихся такого обеспечения.
2. Администрация в целях обеспечения организации функционирования Особой экономической зоны осуществляет следующие функции:
1) ведение реестра в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом;
2) принятие решений о включении юридических лиц в реестр или об отказе во включении их в реестр, принятие решений об исключении резидентов из реестра в соответствии с настоящим Федеральным законом;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 33-ФЗ)
3) представление в налоговые органы и таможенные органы информации о включении юридических лиц в реестр и об исключении резидентов из реестра;
4) контроль за соблюдением резидентами условий инвестиционных деклараций;
5) согласование изменений, вносимых резидентом в инвестиционную декларацию, и внесение таких изменений в реестр;
6) формирование предложений о включении в перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
(п. 6 в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ)
7) защита законных интересов резидентов в отношениях с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Калининградской области, органами местного самоуправления при решении вопросов реализации инвестиционных проектов;
8) представление ежегодного отчета о результатах функционирования Особой экономической зоны в соответствующий отчетный год, ежегодного отчета о проведении проверок деятельности резидентов в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом;
(в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 33-ФЗ)
9) выдача по требованию резидента выписки из реестра;
10) утверждение формы инвестиционной декларации.
3. Назначение на должность руководителя администрации и освобождение от данной должности осуществляются высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) Калининградской области.
(в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 33-ФЗ) Глава 2. Резиденты Статья 4. Включение юридических лиц в реестр 1. Юридическое лицо подлежит включению в реестр в случае соответствия следующим требованиям:
1) юридическое лицо создано в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) государственная регистрация юридического лица осуществлена в Калининградской области;
3) производство товаров осуществляется юридическим лицом исключительно на территории Калининградской области;
4) инвестиции осуществляются юридическим лицом на территории Калининградской области;
5) инвестиционный проект, представленный юридическим лицом, отвечает установленным настоящим Федеральным законом требованиям.
2. Резидентами не могут быть юридические лица, применяющие специальные налоговые режимы, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
3. Резидентами не могут быть финансовые организации, в том числе кредитные и страховые организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг. КонсультантПлюс: примечание.
Об особенностях применения ч. 4 ст. 4 до 1 июля 2012 года см. Федеральный закон от 01.07.2011 N 169-ФЗ. КонсультантПлюс: примечание.
Положения части 4 статьи 4 данного документа (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 33-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами (статья 2 Федерального закона от 23.04.2012 N 33-ФЗ). 4. Юридическое лицо представляет в письменной форме в администрацию заявление о включении юридического лица в реестр (далее в частях 5 - 9 настоящей статьи - заявитель) с приложением следующих документов:
(в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 33-ФЗ)
1) засвидетельствованная в установленном порядке копия учредительных документов юридического лица;
2) копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;
3) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
4) инвестиционная декларация.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
4.1. В случае, если документы, указанные в пунктах 2 и 3 части 4 настоящей статьи, не представлены юридическим лицом, по межведомственному запросу администрации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, а федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет сведения, подтверждающие факт постановки юридического лица на учет в налоговом органе.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
5. Администрация устанавливает соответствие документов, приложенных к заявлению о включении заявителя в реестр, перечню документов, указанных в части 4 настоящей статьи, в срок не более чем три рабочих дня со дня их представления в администрацию и направляет в письменной форме заявителю одно из следующих решений:
1) о принятии указанного заявления к рассмотрению;
2) об отказе в принятии указанного заявления к рассмотрению в случае непредставления документов, указанных в пунктах 1 и (или) 4 части 4 настоящей статьи.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 33-ФЗ)
5.1. В срок не более чем тридцать дней со дня направления заявителю решения о принятии указанного в части 5 настоящей статьи заявления к рассмотрению администрация принимает решение о включении заявителя в реестр или об отказе во включении заявителя в реестр с указанием причин отказа и в день принятия этого решения направляет в письменной форме заявителю соответствующее уведомление.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 23.04.2012 N 33-ФЗ)
6. Решение об отказе во включении заявителя в реестр принимается администрацией только в случае несоблюдения условий включения в реестр, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
7. Решение о включении заявителя в реестр оформляется путем выдачи заявителю свидетельства о его включении в реестр.
8. Заявитель вправе осуществлять деятельность с применением специального правового режима Особой экономической зоны со дня принятия решения о включении заявителя в реестр.
9. Решение об отказе во включении заявителя в реестр может быть обжаловано заявителем в арбитражный суд.
10. К инвестиционным проектам, реализуемым резидентами, предъявляются следующие требования:
1) реализация инвестиционных проектов на территории Калининградской области;
2) инвестиционный проект не может быть направлен на следующие цели:
а) добыча нефти, природного газа, оказание услуг в этих областях;
б) производство этилового спирта, алкогольной продукции, производство табачных изделий и других подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов) в соответствии со списком, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
в) оптовая и розничная торговля;
г) ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
д) финансовая деятельность;
3) осуществление инвестиций в форме капитальных вложений. Капитальными вложениями, учитываемыми при определении минимальной стоимости инвестиционного проекта, являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных фондов, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря (за исключением затрат на приобретение легковых автомобилей, спортивных, туристских и прогулочных судов, а также затрат на строительство и реконструкцию жилых помещений, которые не учитываются в качестве капитальных вложений при определении стоимости инвестиционного проекта);
4) объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен составлять в сумме не менее чем сто пятьдесят миллионов рублей;
5) объем капитальных вложений в сумме не менее чем сто пятьдесят миллионов рублей должен быть осуществлен в срок, не превышающий трех лет со дня принятия решения о включении юридического лица в реестр;
6) при определении объема капитальных вложений, указанного в настоящей статье, не учитываются безвозмездная передача и возмездная передача (в том числе с предоставлением рассрочки платежа на срок более чем три года), включая передачу через третьих лиц, машин, оборудования и транспортных средств лицами, государственная регистрация которых на день вступления в силу настоящего Федерального закона осуществлена в Калининградской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
11. Инвестиционная декларация должна содержать следующие сведения:
1) цель инвестиционного проекта (виды товаров, услуг, производство или оказание которых планируется осуществить в соответствии с инвестиционным проектом);
2) общий объем финансирования инвестиционного проекта;
3) график осуществления ежегодного объема инвестиций в первые три года реализации инвестиционного проекта.
12. Внесение в инвестиционную декларацию изменений, касающихся условий реализации инвестиционного проекта, осуществляется администрацией на основании заявления в письменной форме резидента с обоснованием необходимости внесения таких изменений в порядке, предусмотренном частями 4 - 8 настоящей статьи. Решение о внесении изменений в инвестиционную декларацию оформляется в двух экземплярах, один из которых выдается резиденту.
13. Основаниями для отказа во внесении изменений в инвестиционную декларацию являются:
1) несоответствие вносимых изменений требованиям настоящего Федерального закона;
2) изменение цели инвестиционного проекта;
3) снижение общего объема финансирования инвестиционного проекта в первые три года его реализации до уровня, составляющего менее чем сто пятьдесят миллионов рублей;
4) изменение графика ежегодного объема инвестиций, исключающее возможность реализации инвестиционного проекта с соблюдением требований настоящего Федерального закона. Статья 5. Исключение резидента из реестра Резидент подлежит исключению из реестра:
1) на основании поданного в письменной форме заявления об исключении из реестра со дня, следующего за днем получения администрацией такого заявления;
2) на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда об исключении резидента из реестра;
3) в случае внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, - со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 17.05.2007 N 84-ФЗ)
4) в случае прекращения деятельности юридического лица - резидента в результате его реорганизации со дня, следующего за днем завершения реорганизации. Статья 6. Гарантии (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 230-ФЗ) 1. В случае, если вступают в силу новые федеральные законы, приводящие к изменению налоговых ставок по федеральным налогам (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации), либо если в федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации вносятся изменения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на резидента (включая установление обязательных платежей или увеличение их размеров) или устанавливают режим запретов и ограничений в отношении осуществляемых резидентом инвестиций по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день начала финансирования инвестиционного проекта, такие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения, внесенные в федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, не применяются в течение срока реализации инвестиционного проекта в отношении резидента при условии выполнения им требований настоящего Федерального закона.
2. Положения части 1 настоящей статьи не распространяются на федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, принимаемые в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, здоровья граждан, их прав и законных интересов, охраны окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также регулирования отношений в области установления, исчисления, взимания и уплаты таможенных сборов в связи с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации. КонсультантПлюс: примечание.
Положения части 3 статьи 6 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 230-ФЗ действуют до 1 апреля 2016 года, за исключением положений, относящихся к резидентам, в отношении которых гарантии неухудшения условий реализации инвестиционного проекта действуют до окончания срока функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области (статья 2 Федерального закона от 23.07.2013 N 230-ФЗ). 3. В случае, если вступают в силу и применяются новые федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, акты таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, которые приводят к изменению условий реализации инвестиционного проекта резидентом и (или) осуществления предпринимательской деятельности юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые по состоянию на 1 апреля 2006 года осуществляли деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", в том числе в связи с установлением запретов или ограничений в отношении помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны с приобретением товарами, изготовленными (полученными) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, статуса товаров Таможенного союза, суммы затрат на уплату таможенных пошлин, налогов, обязанность по уплате которых возникла в связи с изменением правового регулирования, компенсируются за счет средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
4. Порядок и условия предоставления компенсаций суммы затрат на уплату таможенных пошлин, налогов за счет средств федерального бюджета устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Методика расчета величины совокупной налоговой нагрузки на день начала финансирования инвестиционного проекта, методика расчета размеров подлежащих компенсации сумм таможенных пошлин, налогов, порядок установления (фиксации) факта увеличения этих величин или возникновения обязанности по уплате сумм таможенных пошлин, налогов определяются Правительством Российской Федерации по представлению высшего исполнительного органа государственной власти Калининградской области.
6. Расчет величины совокупной налоговой нагрузки осуществляется в соответствии с методикой такого расчета и представляется в администрацию.
7. Методика установления (фиксации) факта введения запретов или ограничений в отношении осуществления видов деятельности либо совершения операций в Особой экономической зоне определяется высшим исполнительным органом государственной власти Калининградской области.
8. Земельный участок, необходимый для реализации инвестиционного проекта, предоставляется резиденту в аренду или в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим земельные правоотношения. Размер арендной платы, определенный в день заключения договора аренды на срок реализации инвестиционного проекта, не может изменяться в течение всего срока действия договора аренды. Статья 7. Осуществление контроля за реализацией инвестиционного проекта 1. После выполнения условий инвестиционной декларации, но не позднее чем через два месяца со дня истечения первых трех лет со дня включения юридического лица в реестр администрация совместно с налоговым органом по месту постановки резидента на налоговый учет проводит проверку соответствия деятельности резидента требованиям настоящего Федерального закона (далее - проверка) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Налоговые органы по месту постановки резидентов на налоговый учет вправе осуществлять проверки в отношении этих резидентов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
3. При установлении в ходе проверки факта занижения объема капитальных вложений по сравнению с их объемом, предусмотренным статьей 4 настоящего Федерального закона, администрация вправе потребовать в судебном порядке исключения резидента из реестра.
4. В случае, если в результате проверки не выявлен факт занижения объема капитальных вложений, предусмотренного статьей 4 настоящего Федерального закона, администрация обязана выдать резиденту свидетельство о выполнении условий инвестиционной декларации в срок не позднее чем через десять дней со дня окончания проверки, но не позднее чем через три года и три месяца со дня включения юридического лица в реестр. Форма свидетельства о выполнении резидентом условий инвестиционной декларации устанавливается администрацией.
5. Отказ в предоставлении резиденту свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации или непредоставление такого свидетельства в срок, предусмотренный настоящей статьей, могут быть обжалованы резидентом в арбитражный суд.
6. Помимо проверок, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, ежегодно со дня включения юридического лица в реестр и до дня принятия решения о выдаче свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации администрация обязана проводить с составлением соответствующего отчета проверки деятельности резидентов в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон, в целях выявления соответствия такой деятельности условиям реализации инвестиционного проекта, содержащимся в инвестиционной декларации. В случае несоответствия деятельности резидента требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, а также в случае установления нарушения резидентом условий инвестиционной декларации в части объема и сроков инвестирования администрация обязана потребовать исключения такого резидента из реестра в судебном порядке.
(в ред. Федеральных законов от 30.10.2007 N 240-ФЗ, от 23.04.2012 N 33-ФЗ)
7. В случае исключения резидента из реестра до получения им свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации указанный резидент обязан уплатить налоги, не уплаченные им в связи с использованием особого порядка уплаты налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. |