РЕКОМЕНДАЦИИ
по написанию искового заявления в суд о взыскании денежных средств
за некачественный товар с целью защиты нарушенных прав потребителя В статье 17 Закона РФ "О защите прав потребителей" установлено право обращения потребителей за защитой нарушенных прав в суд. Прежде чем обращаться в суд, потребитель должен попытаться урегулировать спорный вопрос в досудебном порядке. При этом необходимо помнить, что требования потребителя к продавцу (изготовителю) должны быть четко выражены в претензии. Претензию необходимо составить в двух экземплярах и передать представителю продавца, при этом в экземпляре потребителя должна стоять отметка о дате принятия, Ф.И.О., должность, подпись лица, принявшего претензию. При отказе продавца поставить отметку о получении претензии, она может быть отправлена почтой, заказным письмом с уведомлением. Только после получения отказа на изложенные в претензии требования, либо в случае отсутствия какого-либо ответа в течение установленного срока, потребитель имеет право обратиться в суд.
Досудебное разрешение конфликта предпочтительнее для обеих сторон по многим причинам, среди которых длительность судебных процедур, эмоциональный и психологический дискомфорт, который стороны испытывают в суде, потеря времени. В то время, как досудебное решение возникших проблем в большинстве случаев приводит к урегулированию отношений и прояснению позиций сторон.
Потребителю при общении с продавцом, как в досудебном порядке, так и в суде, необходимо обратить особое внимание на то, что его целью должно быть восстановление нарушенных прав и получение соразмерной компенсации. Стремление получить материальную выгоду, желание обогатиться, как показывает практика, не приносит желаемого результата. Потребитель должен учитывать также возможность принятия судом решения не в его пользу. Соответственно, перед обращением в судебную инстанцию потребителю необходимо адекватно оценить ситуацию и выработать обоснованные и разумные требования.
В соответствии с п.1 ст.18 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, наряду с иными правами, имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
По своей природе исковое заявление – это в определенной степени та же претензия, обращенная к продавцу с помощью суда, содержащая в обязательном порядке, помимо требований потребителя, дополнительную информацию. Так, в исковом заявлении в обязательном порядке согласно Гражданскому процессуальному кодексу должны быть указаны (ст. 131):
наименование суда, в который подается заявление (гражданский суд, как правило, мировой либо районный);
наименование истца, его место жительства (согласно паспорту, дополнительно следует указать адрес для получения корреспонденции, если он отличается от адреса регистрации), телефон;
наименование ответчика, его местонахождение, телефон. Если юридический адрес ответчика находится в ином регионе, помимо юридического адреса указывается местонахождение подразделения (магазина);
наименование документа «Исковое заявление о ….»
сумма исковых требований (материальных и нематериальных)
в чем заключается нарушение прав и законных интересов истца и его требования (т.е. произвольное изложение ситуации с указанием, кем и в чем нарушены права потребителя, а также требования истца);
обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства (т.е. факты, свидетельствующие о правомерности требований потребителя. Это может быть техническое заключение, экспертиза, письменный ответ продавца и др.);
расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, сведения об иных предпринятых для решения проблемы мерах – обращение в экспертные, сервисные организации и т.д.;
перечень прилагаемых к заявлению документов;
дата, подпись.
Для подтверждения информации, указанной в заявлении, истец может опираться на показания свидетелей, которых суд может пригласить по его обоснованной просьбе, а также на письменные источники – заявления, претензии, справки, запросы, акты, квитанции, счета и т.д.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), в судебном заседании каждая из сторон обязана сама доказать обстоятельства, на которые она ссылается. Если стороны не позаботятся о предоставлении доказательств, суд сам не обязан изыскивать и истребовать доказательства, и, соответственно, может принять решение на основе тех доказательств, которые есть в деле. Отсутствие либо непредставление доказательств может повлечь отказ в удовлетворении требований. При этом необходимо учитывать, что в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы. Т.е. бремя доказывания возложено на продавца.
В отношении товара, на который не установлен гарантийный срок, продавец отвечает за его недостатки, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Т.е. бремя доказывания возложено на потребителя.
При этом следует отметить, что ни одно из предоставляемых доказательств не является изначально приоритетным для суда. Согласно ст. 67 ГПК РФ, судья оценивает все доказательства по своему собственному убеждению. Это относится и к экспертным заключениям: полученные в досудебном порядке, они не являются таким судебным доказательством, как «заключение эксперта», а представляют собой письменное доказательство, например, консультацию специалиста. Свойствами экспертного заключения обладают лишь те заключения, которые были получены на основании определения суда.
В случае неисполнения продавцом в добровольном порядке законных требований потребителя, потребитель имеет право требовать взыскания неустойки, что указывается в исковом заявлении. Согласно ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение сроков, предусмотренных статьями: 20 (устранение недостатков товара, требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара), 21 (замена товара ненадлежащего качества) и 22 (сроки удовлетворения отдельных требований потребителя) указанного закона, продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1% цены товара.
Расчет исковых требований производится на отдельном листе, с проставлением даты его составления, подписи истца. В правом верхнем углу Расчета следует указать «Приложение к исковому заявлению _________» В заголовке – «Расчет исковых требований»
Учитывая ст.333 ГК РФ, суд вправе уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, поэтому истец должен быть готов к тому, что размер взысканной неустойки по исковому заявлению может быть меньше. В случае подачи нескольких претензий в отношении одного и того же предмета спора, необходимо учитывать, что требования последующей претензии погашают требования предыдущей. При этом расчет неустойки производится отдельно за неудовлетворение требований по каждой претензии (требованию).
Пример расчета неустойки:
С ___.____. 20__ г. (дата отказа в удовлетворении требований или истечения срока для ответа, для исполнения заявленных требований) до _____._____. 20__ г. (дата подачи заявления в суд) просрочка составляет ______ дней, следовательно, размер неустойки на указанную дату составляет:
цена товара х 1% х кол-во дней = ___________руб.
Так как при подаче заявления невозможно определить дату вынесения решения, в исковом заявлении следует рассчитать неустойку на дату подачи заявления. При желании увеличить размер неустойки и пересчитать её на дату вынесения решения суда, необходимо будет заявлять в суде требования об увеличении исковых требований, что приведет к возобновлению дела уже по новым требованиям.
В соответствии со ст.15 Закона РФ "О защите прав потребителей", истец может требовать возмещения морального вреда, что также указывается в исковом заявлении. Под термином «моральный вред» понимается причинение физических или нравственных страданий действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Размер компенсации морального вреда определяется судом самостоятельно, причем, сумма, определенная судом, может быть совершенно несопоставима с указанной в требованиях потребителя. В данном случае во внимание принимается тяжесть душевных и нравственных страданий истца, состояние здоровья, имущественное положение и иные факторы. Суд при определении размера компенсации морального вреда руководствуется теми обстоятельствами, на которые будет указано потребителем, следовательно, именно истец должен описать суду свои душевные страдания. Практика показывает, что потребители оценивают требования возмещения морального вреда в размере 3000 – 50000 рублей.
Предложенный на сайте образец может дополняться, изменяться с учетом фактических обстоятельств конкретного дела потребителя. При этом в судебном заседании истец может привести дополнительные факты, объяснения.
Для подачи заявления в суд, необходимо подготовить несколько экземпляров заявления (по числу участвующих сторон), подписанных собственноручно, а также сделать копии требуемых документов, которые должны быть заверены нотариусом либо судьей, при наличии его согласия.
При рассмотрении дела у судьи должны быть в распоряжении подлинники документов, которые по просьбе сторон могут быть позже возвращены с передачей судье заверенных копий в дело. Экземпляры с приложениями по числу участвующих в деле сторон и один экземпляр для суда направляются в суд по почте или передаются в канцелярию суда, на экземпляре потребителя должна остаться отметка суда о принятии заявления. Необходимо учитывать, что при выявлении каких-либо недостатков в заявлении, в том числе, отсутствие каких-либо документов, сведений, неверная адресация заявления и т.д., судья выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает потребителя в определении с указанием недостатков и определением срока для их устранения. Определение направляется потребителю почтой, в связи с чем при его получении у потребителя не остается времени для исправления. Неисполнение определения об оставлении заявления без движения является основанием для возвращения заявления, после чего потребитель вновь может обратиться в суд, исправив свои ошибки.
В целях экономии времени, предлагается при сдаче заявления в канцелярию суда брать номер телефона, по которому уточнять судьбу своего заявления и, при необходимости, подъехать в суд и на месте устранить недостатки.
В соответствии с п.7 ст.29 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» у заявителя имеется право предъявить иск по месту жительства или пребывания, по месту заключения или исполнения договора, либо по общему правилу – по месту нахождения ответчика.
Имущественные споры при цене иска до 50 000 рублей рассматриваются мировыми судьями.
Истцы по искам по защите прав потребителей освобождаются от уплаты государственной пошлины за рассмотрение искового заявления (пп. 4, п. 2 ст. 333.36), исключение – иски на сумму свыше 1000000 рублей, для подачи которых требуется оплата государственной пошлины. |