Приложение 10
к приказу от 17.01.2012г. №13
ПОЛОЖЕНИЕ
о Должностном Контроле
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинка» г.п.Барсово
1.Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Рябинка» - (далее - ДОУ) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Примерным положением об инспекционно-контрольной деятельности в образовательных учреждениях, письмом Минобразования России от 07.02.01 № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений», Уставом Учреждения и регламентирует содержание и порядок проведения контрольной деятельности в ДОУ.
1.2. Должностной контроль является основным источником информации для анализа состояния деятельности ДОУ, получения достоверных результатов деятельности всех участников образовательного процесс.
Контрольная деятельность — главный источник информации для диагностики состояния образовательного и воспитательного процессов, основных результатов деятельности ДОУ.
Под контрольной деятельностью понимается проведение администрацией ДОУ и (или) специально созданной комиссией наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками ДОУ законодательных и других нормативно-правовых актов РФ, органов местного самоуправления, Учредителя в области общего и дошкольного образования.
1.3. Контрольная деятельность — это мотивированный стимулирующий процесс, который призван снять затруднения участников образовательного процесса и повысить его эффективность.
1.4. Целями контрольной деятельности являются:
— совершенствование деятельности ДОУ;
— повышение профессионального мастерства и квалификации педагогических работников ДОУ;
— улучшение качества образования;
— соблюдение санитарно - эпидемиологического режима МДОУ
1.6. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся руководителем ДОУ.
1.7. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.
2. Основные задачи должностного контроля
2.1. Основными задачами должностного контроля являются:
— контроль исполнения законодательства РФ, реализации принципов государственной политики в области дошкольного образования;
— выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность ДОУ, принятие мер по их пресечению;
__ анализ реализации основной общеобразовательной программы ДОУ, качество усвоения программного материала воспитанниками ДОУ;
— анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
— защита прав и свобод участников образовательного процесса;
— создание условий соблюдения санитарно – гигиенических норм и требований к устройству, содержанию и организации режима работы МДОУ;
— анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;
— изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;
— совершенствование качества воспитания и образования воспитанников с одновременным повышением ответственности должностных лиц за конечный результат;
— контроль соблюдения Устава и иных локальных актов ДОУ;
— анализ результатов исполнения приказов по ДОУ;
— анализ и прогнозирование тенденций развития образовательного процесса в ДОУ;
— оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля. 3. Функции контрольной деятельности 3.1. Заведующий, заместитель заведующей по воспитательно-методической работе, медсестра, педагогические и иные работники, назначенные приказом заведующего ДОУ, руководствуются системным подходом, который предполагает:
— постоянство контроля, его осуществление по раннее разработанным алгоритмам, структурным схемам;
— охват всех направлений педагогической деятельности;
— широкое привлечение членов педагогического коллектива;
— серьезную теоретическую и методическую подготовку;
—установление взаимосвязей и взаимодействия всех компонентов педагогического процесса;
— комплексное использование форм и методов контрольной деятельности в зависимости от целевой установки, содержания педагогического процесса, квалификации педагогических работников, характера взаимоотношений в педагогическом коллективе;
— соблюдение последовательности контроля.
3.2. Контрольная деятельность может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и проведения административных работ.
3.2.1. Контрольная деятельность в виде плановых проверок проходит в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность проверок и доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.
3.2.2. Контрольная деятельность в виде оперативных проверок осуществляется для установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях родителей (законных представителей) или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
3.2.3. Контрольная деятельность в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, разработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья воспитанников, организация питания, выполнение режимных моментов, исполнительская дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).
3.2.4. Контрольная деятельность в виде административной работы осуществляется заведующим Учреждением для проверки качества воспитания и образования детей с одновременным оглашением ответственности должностных лиц за конечный результат.
3.2.5.Контрольная деятельность в виде дней ДРК (дней диагностики, регулирования и коррекции) предполагает проведение предварительного инструктажа участников (тех, кто проводит и с кем проводят). Каждый участник – организатор составляет свою программу. Сроки проведения дней ДРК и обработки материалов четко определяются в планах ДОУ, составляются схемы, таблицы. На их основе выявляются тенденции, которые учитываются в программе по регулированию и коррекции (т.е. осуществляется управленческая деятельность). Результаты ДРК обсуждаются на различных уровнях внутрисадовского управления в зависимости от цели и объема микроисследований: на педагогических советах, консилиумах, методических мероприятиях, производственных совещаниях, общих собраниях трудового коллектива,
3.3. Контрольная деятельность в ДОУ имеет несколько видов -
— предварительная — предварительное знакомство;
— текущая — непосредственное наблюдение за педагогическим процессом:
— итоговая — изучение результатов работы МДОУ, педагогических работников за полугодие, учебный год.
3.4.По совокупности вопросов, подлежащих проверке, инспектирование проводится в виде тематических (одно направление деятельности) или комплексных проверок (два и более направлений), оперативного контроля, персонального контроля.
3.4.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности ДОУ.
Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение новых образовательных технологий, форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.
Темы контроля определяются в соответствии с годовым планом работы ДОУ на основании проблемно-ориентированного анализа работы ДОУ по итогам предыдущего учебного года.
В ходе тематического контроля:
— проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);
— анализируются практическая деятельность педагогических работников, посещение занятий, другие мероприятия с детьми, родителями, режимные моменты, документация.
3.4.2. Одной из форм тематического контроля является персональный контроль. В ходе персонального контроля проверяющий изучает:
— уровень знаний педагога в области современных достижений психологической и педагогической науки, его профессиональное мастерство;
— уровень овладения педагогом новыми образовательными технологиями, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;
— результаты работы педагога и пути их достижения;
— способы повышения профессиональной квалификации педагога.
3.4.3. Одной из форм комплексного контроля является фронтальный контроль. Фронтальный контроль проводится с целью Получения полной информации о состоянии образовательного Процесса. Фронтальный контроль предусматривает проверку в полном объеме педагогической работы в одной группе в течение нескольких дней. Эта форма контроля позволяет получить всестороннюю информацию о выполнении программы воспитания в целом, дает материалы для глубокого педагогического анализа, выводов и помогает определить дальнейшие направление работе.
3.4.4. Оперативный контроль:
- Оперативный контроль направлен на изучение вопросов, требующих постоянного контроля.
- Оперативный контроль осуществляется для определения качества выполнения должностных обязанностей, Устава ДОУ, утверждённых локальных актов, приказов и распоряжений заведующей.
- Оперативный контроль может быть проведён с целью установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях родителей (законных представителей) или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
- Основные вопросы оперативного контроля определяются и утверждаются заведующей и доводятся до трудового коллектива.
3.5. Методами должностного контроля могут быть: анализ документации, обследование, наблюдение, экспертиза, анкетирование, тестирование, опрос участников образовательного процесса, контрольные срезы освоения образовательных программ и иных правомерные методы, способствующие достижению цели контроля.
4. Организация управления контрольной деятельностью.
4.1. Контрольную деятельность в учреждении осуществляют заведующий, заместители заведующего, старший воспитатель, медицинская сестра, специалист по кадрам, инженер, педагогические и иные работники, в рамках полномочий, определенных приказом руководителя образовательного учреждения и согласно утвержденного плана контроля.
4.2. Система контроля, контрольная деятельность является составной частью годового плана работы ДОУ.
4.3. Заведующий, не позднее чем за 2 недели, издает приказ о сроках и теме предстоящего контроля, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, назначает ответственного, доводит до сведения проверяемых и проверяющих план - задание предстоящего контроля.
4.4. План-задание предстоящего контроля составляется заместителями заведующего. План-задание определяет вопросы конкретной проверки и должен обеспечить достоверность и сравнимость результатов контроля для подготовки итогового документа.
4.5. Периодичность и виды контрольной деятельности определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел и результатах педагогической деятельности. Нормирование и тематика проверок находятся в исключительной компетенции заведующего Учреждением.
4.6. Основания для контрольной деятельности:
— заявление педагогического работника на аттестацию;
— план-график контроля на текущий учебный год;
— задание руководства Учредителя — проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
__ персональный контроль по результатам предыдущих проверок, по рекомендации администрации и специалистов ДОУ;
— обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования — оперативный контроль.
4.7. Продолжительность тематических или комплексных (фронтальных) проверок не должна превышать 5—10 дней, с и изучением не более 5 занятий, исследованием режимных моментов других мероприятий.
4.8. План-график контроля в Учреждении разрабатывается с учетом плана-графика контроля департамента образования администрации Сургутского района, основных направлений деятельности ДОУ на текущий учебный год, приоритетных направлений ДОУ.
4.9. Проверяющие имеют право запрашивать информацию, изучать документацию, относительно контроля.
4.10. При обнаружении в ходе контрольной деятельности нарушений законодательства РФ в области образования, нарушения требования СанПиН о них сообщается заведующему учреждением.
4.11. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения, если в месячном плане указаны сроки контроля.
4.12. При проведении оперативных (экстренных) проверок педагогические и другие работники могут не предупреждаться заранее.
Экстренным случаем считается письменная жалоба родителей (законных представителей) на нарушение прав воспитанника, законодательства об образовании, а также случаи грубого нарушения законодательства РФ, трудовой дисциплины работниками ДОУ.
4.13. Результаты контрольной деятельности оформляются в виде:
— аналитической справки;
— справки о результатах контроля;
__ заполнения карты наблюдения за деятельностью педагога;
__ заполнения контрольного листа выполнения годового плана.
4.14. Информация о результатах контрольной деятельности доводится до работников ДОУ в течение 7 дней с момента завершения проверки.
4.15. Проверяющие и проверяемые после ознакомления с результатами контрольной деятельности должны поставить подписи под итоговыми документами. При этом, проверяемые имеют право сделать запись о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам. Если нет возможности получить подпись проверяемого, запись об этом делает председатель комиссии, осуществляющий проверку, или заведующий Учреждением.
4.16. Организация оперативного контроля:
- При проведении оперативных проверок педагогические и другие работники могут не предупреждаться заранее.
- Оперативный контроль может фиксироваться в виде констатации фактов или рекомендаций в журналах (картах) контроля (анализа, наблюдения).
- С результатами оперативного контроля работник может быть ознакомлен сразу во время контрольной деятельности или в любое другое удобное время.
- Нарушения, выявленные при оперативном контроле, должны быть устранены немедленно.
- О выявленных нарушениях и результатах их устранения руководители подразделений докладывают заведующей ДОУ два раза в месяц на административном совещании.
- Оперативный контроль проводится ежедневно, объектом контроля может быть любой работник, регистрация нарушений осуществляется в случае грубого или систематического несоблюдения инструкций.
5. Права участников контрольной деятельности
5.1. При осуществлении контрольной деятельности проверяющий имеет право:
- знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями педагогического работника, аналитическими материалами педагога;
- изучать практическую деятельность педагогических работников через посещение и анализ занятий, других мероприятий с детьми, наблюдение режимных моментов;
- проводить экспертизу педагогической деятельности;
- проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;
- организовывать социологические, психологические, педагогические исследования;
- делать выводы и принимать управленческие решения.
5.2. Проверяемый педагогический работник имеет право:
- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
- знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
- своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями проверяющих;
- обратиться в конфликтную комиссию ДОУ или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля 6. Взаимосвязи с другими органами самоуправления 6.1. Результаты контрольной деятельности могут быть представлены на рассмотрение и обсуждение в органы самоуправления МДОУ: педагогический совет, Общее собрание трудового коллектива.
6.2. Органы самоуправления МДОУ могут выйти с предложением к заведующему о проведении контрольной деятельности по возникшим вопросам.
7. Ответственность 7.1. Проверяющие несут ответственность:
· за достоверность излагаемых фактов, представляемых в справках по итогам контроля;
· за тактичное отношение к проверяемому работнику во время проведения контрольных мероприятий;
· за качественную подготовку к проведению проверки деятельности работника;
· за ознакомление работника с итогами проверки до вынесение результатов на широкое обсуждение;
· за обоснованность выводов по итогам проверки.
7.2.Поверяемый несёт ответственность:
· за тактичное отношение к проверяющему во время проведения контрольных мероприятий;
· за грубое нарушение должностных обязанностей;
· за возможности осуществить контрольную деятельность.
8. Делопроизводство
8.1. Справка по результатам тематического контроля должна содержать в себе следующие разделы:
· вид контроля;
· форма контроля;
· тема проверки;
· цель проверки;
· сроки проверки;
· состав комиссии;
· результаты проверки (перечень проверенных мероприятий, документации и пр.);
· положительный опыт;
· недостатки;
· выводы;
· предложения и рекомендации;
· подписи членов комиссии;
· подписи проверяемых.
8.2. По результатам тематического контроля заведующая ДОУ издает приказ, в котором указываются:
· вид контроля;
· форма контроля;
· тема проверки;
· цель проверки;
· сроки проверки;
· состав комиссии;
· результаты проверки;
· решение по результатам проверки;
· назначаются ответственные лица по исполнению решения;
· указываются сроки устранения недостатков;
· указываются сроки проведения повторного контроля;
· поощрение и наказание работников по результатам контроля.
8.3. Результаты оперативного контроля регистрируются в журналах (картах) руководителей подразделения в свободной форме. Запись должна содержать дату, объект, предмет и результат изучения.
По окончании проверки проводится собеседование с проверяемым, при необходимости — готовится сообщение о состоянии дел на административное совещание, Совет педагогов, Общее собрание, Совет учреждения.
|