Методические рекомендации Барнаул, 2014


Скачать 299.04 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации Барнаул, 2014
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
blankidoc.ru > бланк заявлений > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования

Аттестация педагогических работников

в целях установления квалификационной категории (первой /высшей)

Методические рекомендации

Барнаул, 2014


Составители-разработчики:

Н.Г. Калашникова, Е.Е. Соловьева, И.Н. Овсиевская

Общее руководство

Ю.Н. Денисов, заместитель Губернатора Алтайского края, начальник Главного управления образования и молодежной политики, к.х.н., профессор


Рецензент:

О.Н. Бутенко, заместитель начальника Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, начальник отдела управления качеством образования

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории: методические рекомендации. – Барнаул, 2014 .

В методические рекомендации включены общие подходы к аттестации педагогических работников государственных, муниципальных и частных образовательных организаций в целях установления квалификационных категорий.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276.

Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2014

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края, 2014
Введение

В связи с вступлением в действие Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее-Порядок аттестации), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276, произошли изменения в процедуре аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории (первой/высшей).

В связи с этим возникает необходимость разъяснения процедуры проведения аттестации данного вида педагогическим работникам, специалистам муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям образовательных организаций края, специалистам аттестационной комиссии Главного управления, осуществляющим анализ профессиональной деятельности аттестующихся.

В методических рекомендациях описывается процесс поэтапной организации оценки и самооценки результатов профессиональной деятельности в процессе аттестации педагогического работника, формирования аттестационного дела, а также условия аттестации и требования к педагогическим работникам, аттестующимся по особой форме.

В состав приложений включен Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276).

Предлагаемые методические рекомендации призваны помочь:

-аттестующимся педагогическим работникам в подготовке к аттестации;

-специалистам аттестационной комиссии Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края осуществить всесторонний анализ профессиональной деятельности педагога;

-методическим службам организовать консультационное сопровождение процесса аттестации педагогических работников в целях установления квалификационных категорий;

- руководителям ОО в организации работы по развитию кадрового потенциала.
1.Аттестация как средство развития профессионализма педагогических работников
Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя профессиональный опыт, мотивацию, личностные качества и другие профессиональные характеристики. Она непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, обеспечивает готовность и способность выполнения различных профессиональных задач.

Одним из важнейших механизмов оценки и развития профессионализма педагогических работников является аттестация. Аттестация проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям и установления квалификационной категории на основе оценки их профессиональной деятельности.

Основными задачами аттестации являются:

-стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;

-определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

- повышение эффективности и качества педагогической деятельности;

-выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

-учёт требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;

- обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

Квалификационные категории (первая/высшая) предполагают, прежде всего, дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных (функциональных) задач, стоящих перед работником. Они носят иерархический характер.

Таким образом, можно сказать, что аттестация имеет два ключевых назначения:

  1. Оценка уровня квалификации педагога на основе всестороннего анализа его профессиональной деятельности в целях подтверждения соответствия требованиям занимаемой должности и установления квалификационной категории (первой или высшей) на
    основе анализа их профессиональной деятельности.

  2. Стимулирование целенаправленного повышения уровня
    квалификации педагогических работников, повышение эффективности и качества педагогического труда.

Оценка уровня квалификации требует наличия достаточно ясных критериев и показателей различных уровней квалификации. Стимулированию целенаправленного повышения квалификации педагогических работников способствует анализ и самоанализ педагогической деятельности, позволяющий ответить на следующие вопросы: «За счет чего достигнуты (или не достигнуты) запланированные результаты педагогической деятельности? Какие задачи и как решались для достижения данных результатов? Какие компетентности педагога требуют дальнейшего совершенствования?» и др.

Проведение оценки профессиональной деятельности в процессе аттестации предполагает, прежде всего, анализ качества решения различных функциональных задач аттестуемым педагогом. Поскольку успешность решения соответствующих функциональных задач определяется компетентностью педагога, то именно компетентность является важнейшим элементом оценки (самооценки) в процессе аттестации.
2. Оценка результатов педагогической деятельности на основе всестороннего анализа его профессиональной деятельности в целях установления квалификационной категории (первой /высшей)
Оценка результатов профессиональной деятельности педагогических работников условно может быть разделена на 4 этапа:

- подготовительный;

-этап формирования аттестационного дела;

- экспертный этап (всесторонний анализ профессиональной деятельности педагога);

- заключительный этап.

Педагогический работник самостоятельно принимает решение о прохождении процедуры аттестации в целях установления квалификационной категории.

Для взвешенного принятия такого решения педагогам рекомендуется ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к профессиональным компетентностям педагогических работников, и самостоятельно оценить соответствие результатов собственной педагогической деятельности критериям, представленным в пунктах 36 и 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее-организации) (Приложение 1).

Для аттестующихся на первую квалификационную категорию результаты профессиональной деятельности должны отвечать следующим требованиям:

- наличие стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

- наличие стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ, подтверждаемых по итогам мониторинга системы образования муниципального уровня (внешняя оценка);

- выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

- личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

Для аттестации на высшую квалификационную категорию результаты профессиональной деятельности педагогических работников должны соответствовать следующим требованиям:

- достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

- достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам регионального мониторинга системы образования (внешняя оценка);

- выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

- личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

- активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Этап формирования аттестационного дела.


На основании проведенной самодиагностики результативности профессиональной деятельности педагогический работник готовит заявление для прохождения аттестации на первую/высшую квалификационную категорию (форма заявления - приложение 1 к приказу Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края от 7 июля 2014г. №3880).
В заявлении педагогический работник указывает квалификационную категорию и должность (должности), по которым он желает пройти аттестацию. Кроме того, в заявлении излагаются результаты работы, соответствующие требованиям, предъявляемым к заявленной квалификационной категории по соответствующей должности (должностям). Развернутое описание результатов своей профессиональной деятельности педагогический работник может представить в приложении к заявлению. По сути, приложение к заявлению является самоанализом профессиональной деятельности, оно пишется в произвольной форме, однако акцент делается на результаты профессиональной деятельности педагогического работника, описанные в соответствии с требованиями пунктов 36-37 Порядка аттестации (Приложение 1). Такое приложение к заявлению является ценным источником информации для специалистов аттестационной комиссии Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, осуществляющих анализ профессиональной деятельности педагогических работников, оно помогает составить более полное представление об уровне владения педагогическим работником профессиональными компетенциями.

Педагогический работник может подать заявление непосредственно в аттестационную комиссию лично, по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Наиболее распространенной формой подачи заявлений в аттестационную комиссию Главного управления является передача списка аттестующихся в образовательной организации в муниципальный орган управления образованием для последующего представления сводного списка аттестующихся в сектор аттестации Главного управления специалистом МОУО, краевой или частной образовательной организации. Такой порядок подачи заявлений в аттестационную комиссию Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края сложился в связи с удаленностью муниципальных районов и городских округов.

Для всесторонней оценки результатов профессиональной деятельности педагога в процессе аттестации важным источником является представление руководителя образовательной организации (форма представления - приложение 2 к приказу Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края от 7 июля 2014г. №3880). Представление руководителя образовательной организации – это характеристика профессиональной деятельности аттестующегося работника, в которой дается описание конкретных результатов деятельности, отражающих степень развития его профессиональной компетентности.

Кроме заявления педагогический работник самостоятельно заполняет лист самооценки педагогической деятельности. Листы самооценки разработаны для каждой должности педагогических работников, они отличаются по содержанию. Ознакомиться с листом самооценки для конкретной должности можно на сайте АКИПКРО (www.akipkro.ru) в разделе «оценочный инструментарий (аттестация -2014)».

Приступая к заполнению листа самооценки, педагогическому работнику необходимо внимательно прочитать инструкцию по работе с ним и затем, читая предлагаемые суждения, оценить свою деятельность, поставив в соответствующей графе балл. Важной составляющей листа самооценки является графа «комментарий», где в лаконичной форме необходимо обосновать выставленный балл, приведя конкретный факт, цифровое подтверждение. Пример заполнения листа самооценки представлен в таблице.


 №

Утверждения (параметры оценивания)

Балл

Комментарий




Я владею ограниченным набором современных методов преподавания

1

Владею технологией развития критического мышления, технологией проблемного обучения, кейс-методом, ИКТ и применяю их на уроках




Я не считаю необходимым де-монстрировать успехи обучающихся их родителям (другим взрослым)

1

Организую выставки работ обучающихся, презентации проектов обучающихся на родительских собраниях, классных мероприятиях


Комментарии, подобные выражениям «я согласен с утверждением», «владею», «имею» и т.п., неинформативны. Наличие грамотно представленного комментария помогает специалистам аттестационной комиссии Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края в процессе анализа профессиональной деятельности педагогических работников. После заполнения таблицы листа самооценки педагогический работник ставит подпись и дату.

Наряду с описанными выше документами педагогический работник имеет право представить:

- копию документа о повышении квалификации в межаттестационный период;

- аттестационный лист предыдущей аттестации;

- копию документа, подтверждающего право на прохождение аттестации

по особой ( льготной) процедуре (при наличии).

- иные документы по желанию работника, в т.ч. портфолио профессиональных достижений с документально зафиксированными результатами профессиональной деятельности в межаттестационный период.

Представленные педагогическим работником документы составляют его аттестационное дело.

Экспертный этап (всесторонний анализ профессиональной деятельности педагога).

Процедура аттестации педагогических работников в соответствии с новым Порядком аттестации предполагает анализ профессиональной деятельности аттестуемых, осуществляемый специалистами аттестационной комиссии Главного управления. В Алтайском крае анализ профессиональной деятельности педагогических работников осуществляется на двух уровнях: муниципальном и региональном.

На муниципальном уровне оценку профессиональной деятельности педагогического работника осуществляют представители общественно-профессиональных (учебно-методических) объединений педагогических работников. Представители общественно-профессиональных (учебно-методических) объединений педагогических работников проходят специальную подготовку - обучение на курсах повышения квалификации по программе «Экспертиза в образовании» или обучение на семинарах, организуемых муниципальным органом управления образованием. Состав групп специалистов, осуществляющих анализ профессиональной деятельности педагогов в процессе аттестации, утверждается приказом МОУО.

В оценке профессиональной деятельности педагога участвуют не менее 2 представителей общественно-профессиональных (учебно-методических) объединений муниципального органа управления образованием, они собирают и анализируют объективную информацию о профессиональной деятельности педагога. Для этого представители общественно-профессионального (учебно-методического) объединения посещают учебные занятия (уроки) аттестующегося, беседуют с учащимися, их родителями, коллегами, администрацией образовательного учреждения, в котором работает аттестующийся. Всю собранную информацию в обобщенном виде представители общественно-профессионального (учебно-методического) объединения представляют в оценочном листе специалиста. На сайте АКИПКРО (www.akipkro.ru) в разделе «оценочный инструментарий (аттестация -2014)» размещены оценочные листы специалистов, осуществляющих анализ профессиональной деятельности педагогических работников.

С целью обеспечения объективного анализа уровня профессиональной деятельности педагогических работников, аттестующихся на общих основаниях и подготовки листа оценки профессиональной деятельности педагогического работника в процедуре аттестации предусмотрено посещение представителями общественно-профессионального (учебно-методического) объединения у аттестуемого работника открытого урока (занятия) с последующим анализом, изучение портфолио, школьной документации, результатов проверок контрольно-надзорных органов, внутриучрежденческого контроля, собеседование с педагогом и администрацией образовательной организации.

В листе оценки профессиональной деятельности специалистом аттестационной комиссии Главного управления, осуществляющим анализ профессиональной деятельности педагогических работников, выставляется балльная оценка.

Педагогические работники считаются соответствующими требованиям, предъявляемым к:

первой квалификационной категории, если аттестующийся работник набрал от 19,8 до 25,7 баллов;

высшей квалификационной категории, если аттестующийся работник набрал от 25,8 баллов и выше.

Заполненный специалистами оценочный лист, вкладывается в аттестационное дело педагогического работника, которое передается в краевую группу специалистов аттестационной комиссии Главного управления для проведения анализа профессиональной деятельности на региональном уровне, результатом которой является вывод о соответствии уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям.

Заключительный этап.

Процедура аттестации педагогического работника завершается принятием решения аттестационной комиссией Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края об установлении первой или высшей квалификационных категорий по указанным в заявлении должностям. Решение фиксируется в приказе Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края.


Особая форма аттестации
Региональная модель аттестации педагогических работников предполагает наличие так называемой «особой формы» аттестации, которая определяет сокращенную процедуру аттестации для педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, обеспечивающих высокий уровень практической профессиональной деятельности и имеющих государственные и ведомственные награды. Процедура аттестации по «особой форме» регламентируется Региональным отраслевым соглашением по учреждениям образования Алтайского края на 2013-2015 г.г. Квалификационная категория устанавливается при прохождении аттестации на имеющуюся квалификационную категорию по прежней должности без проведения самоанализа педагогической деятельности и заполнения оценочного листа специалистами, осуществляющими анализ профессиональной деятельности учителя (приложение 3,4,5 к приказу Главного управления от 03.07.2014 №3880).

С целью обеспечения объективного анализа уровня профессиональной деятельности педагогических работников, аттестующихся по особой (льготной) форме, и подготовки листа оценки профессиональной деятельности педагогического работника (приложение 6 к приказу Главного управления от 03.07.2014 №3880) в процедуре аттестации предусмотрено посещение специалистами у аттестуемого работника открытого урока с последующим анализом, изучение портфолио, школьной документации, результатов проверок контрольно-надзорных органов и внутриучрежденческого контроля, собеседование с педагогом и администрацией образовательной организации.

В соответствии с п.31 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 года), истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию Главного управления с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

В соответствии с действующим законодательством, высшая квалификационная категория может быть установлена по особой (льготной) процедуре педагогическим работникам, поименованным в п.6.2.5. Регионального отраслевого соглашения по учреждениям образования Алтайского края на 2013-2015 годы, только при аттестации на имеющуюся квалификационную категорию, т.е. до окончания срока ее действия.

Таким образом, педагогические работники, у которых истек срок действия высшей квалификационной категории, аттестуются на общих основаниях.

Кроме того, если педагогический работник на момент подачи заявления работает в другой должности - он также проходит аттестацию на общих основаниях и может претендовать на первую квалификационную категорию.

Приложение 1

  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации Барнаул, 2014 iconМетодические рекомендации Барнаул 2011
Методические рекомендации предназначены для руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений по икт, учителей...

Методические рекомендации Барнаул, 2014 iconМетодические рекомендации по представлению сведений о доходах, об...
Приказ Департамента государственной службы и кадровой политики Вологодской области от 21. 03. 2014 n 39

Методические рекомендации Барнаул, 2014 iconМетодические рекомендации по заполнению электронного паспорта дома в по «Объектовый учет»
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях исполнения Приказа комитета государственного жилищного надзора и контроля...

Методические рекомендации Барнаул, 2014 iconПисьмо
Федеральный закон об образовании) и в рамках протокола Коллегии от 10 ноября 2014 г. N пк-6вн Минобрнауки России направляет Методические...

Методические рекомендации Барнаул, 2014 iconПисьмо
Федеральный закон об образовании) и в рамках протокола Коллегии от 10 ноября 2014 г. N пк-6вн Минобрнауки России направляет Методические...

Методические рекомендации Барнаул, 2014 iconМетодические рекомендации по оформлению курсовых работ и дипломных...
Методические рекомендации по оформлению курсовых работ и дипломных проектов. Чернушка: гбоу спо «кпк», 2014. – 65 с., тираж 20

Методические рекомендации Барнаул, 2014 iconВ. В. Ефремов «1» августа 2017 г
Заказчик – краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Стоматологическая поликлиника №2, г. Барнаул» (кгбуз «Стоматологическая...

Методические рекомендации Барнаул, 2014 iconМетодические рекомендации по вопросам реформирования земельного законодательства...
Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов местного самоуправления городских округов, муниципальных...

Методические рекомендации Барнаул, 2014 iconМинистерство образования и науки российской федерации письмо
Федеральный закон об образовании) и в рамках протокола Коллегии от 10 ноября 2014 г. N пк-6вн Минобрнауки России направляет Методические...

Методические рекомендации Барнаул, 2014 iconМинистерство образования и науки российской федерации письмо
Федеральный закон об образовании) и в рамках протокола Коллегии от 10 ноября 2014 г. N пк-6вн Минобрнауки России направляет Методические...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru