Скачать 1.49 Mb.
|
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Факультет прикладных коммуникаций На правах рукописи Кучумова София Дмитриевна Система специальных мероприятий как инструмент GR-деятельности (на примере Всемирной недели предпринимательства в Санкт-Петербурге) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по специальности «Реклама и связи с общественностью» (научно-исследовательская работа) Научный руководитель - Доцент, доктор политических наук Быков Илья Анатольевич Кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении Очно-заочная форма обучения Вх. №______от__________________ Секретарь ГАК_____________________ Санкт-Петербург 2017 Оглавление Введение…………………………………………………………………………...4 Глава I. Особенности использования GR-технологий в современной России................................................................................................…………..….8
Глава II. Анализ системы специальных мероприятий Всемирной недели предпринимательства в Санкт-Петербурге .……....................................…..….25
Заключение…………………………………………………………...…………..52 Список литературы……………………..………………………………...……...54 Приложение №1 Антикризисный мониторинг «ОПОРЫ РОССИИ»………..62 Приложение №2 Деловая программа Всемирной недели предпринимательства в Санкт-Петербурге в 2015 году……………...……….72 Приложение №3 Целевые группы общественности Всемирной недели предпринимательства в Санкт-Петербурге в 2015 году……………………...75 Приложение №4 Деловая программа Всемирной недели предпринимательства в Санкт-Петербурге в 2016 году…………………..…..76 Приложение №5 Опрос владельцев малого и среднего бизнеса, которые также являются членами Санкт-Петербургского отделения ОПОРЫ РОССИИ………………………………………………...………………………102 Приложение №6 Расшифровка экспертного интервью исполнительного директора Санкт-Петербургского отделения ОПОРЫ РОССИИ Тамары Александровны Барановой………………………………………….…………107 Приложение №7 Расшифровка экспертного интервью специалиста по продвижению инноваций центра проектного управления и продвижения департамента проектной и инновационной деятельности университета ИТМО Арсения Олеговича Третьякова………………………………………………110 Приложение №8 Расшифровка экспертного интервью директора Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр развития и поддержки предпринимательства» Даниила Вячеславовича Старковского……………………………………………………………………113 Введение Структурное преобразование российской экономики в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года 1 предусматривает занятия конкурентной позиции страны на мировом рынке. Стратегической целью данной концепции стало вхождение Российской Федерации в пятерку стран лидеров по объему валового внутреннего продукта, что подразумевает под собой переход страны на инновационный путь развития2. Данный сценарий, бесспорно, предполагает возрастание роли предпринимательства в экономике России и как следствие увеличение внимания государства к данному институту. Государственные структуры должны формировать максимально благоприятные условия «для развития предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции3». Именно малое и среднее предпринимательство (МСП) становится движущей силой экономического развития страны. В условиях экономического кризиса, который сопровождается переходом от сырьевой к инновационной экономической модели развития, вопрос совершенствования института МСП приобретает особое значение, поскольку именно бизнес способен увеличить занятость населения и рост производства, которые в свою очередь могут «смягчить» последствия кризиса. Предпринимательский климат полностью зависит от сложившихся в обществе социально-экономических и политических условий. Рассматривая современный вектор развития российской политики, нужно отметить ее сосредоточение на решении внешнеполитических вопросов, а также сдвижение на второй план проблем внутренней политики, в том числе и развития МСП. В этом случае общественные организации и профессиональные сообщества становятся той движущей силой, которая способна привлечь внимание органов власти на проблемы отрасли. Актуальность работы обусловлена тем, что на сегодняшний день в условиях нестабильной ситуации в российской экономике, возрастает потребность к реформированию института малого и среднего предпринимательства. В то же время, ориентированность Правительства на внешнюю политику уменьшает внимание к развитию данного института. В сложившейся ситуации привычные методы установления диалога предпринимательского сообщества с органами государственной власти подвергаются серьезным трансформациям. Общественные организации и профессиональные сообщества вынуждены искать новые способы и инструменты выстраивания взаимоотношений с властными структурами. Объект исследования - инструменты GR деятельности. Предмет исследования – система мероприятий как инструмент GR деятельности на примере проекта «Всемирной недели предпринимательства» в Санкт-Петербурге. Целью исследования является описание системы мероприятий Всемирной недели предпринимательства, как инструмента GR деятельности, а также анализ эффективности применения данного инструмента. Данная цель подразумевает решение следующих задач:
Эмпирической базой данного исследования послужили документы и источники, статистические данные, Pr-источники, медиа-источники, а также материалы качественных исследований, проведенные автором работы. Теоретической базой данного исследования стали труды представителей международного научного сообщества, среди них: исследования, посвященные связям с общественностью А.Д. Кривоносова, А.Н. Чумикова и М.П. Бочарова; научные работы, которые характеризуют феномен «Govenment Relation», В.А. Ачкасовой, И.А. Быкова, А.Ю. Дорского, И.Е. Минтусова, О.Г.Филатовой, А.Н. Шохина; а также публикации о теории коммуникации В. Вивера, К. Шенонна и Г. Г. Почепцова, Д.П. Гавры и др. В процессе написания дипломной работы будут использованы такие методы исследования, как включенное и не включенное наблюдение, опрос, качественный анализ документов, мониторинг социальных сетей, анализ медийного поля и экспертное интервью. Структура дипломного исследования определяется целью и задачами работы. Работа состоит из титульного листа, оглавления, введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников. Глава I Особенности использования GR-технологий в сфере малого и среднего предпринимательства в России
В современной России наблюдается повышение интереса к GR и эта сфера деятельности ставится более востребованной. Несмотря на это, русскоязычных теоретических разработок и рекомендаций, касающихся GR- деятельности сравнительно немного. Это неизбежно введет к появлению различных точек зрения, подходов и попыток понимания GR, с которыми может столкнуться исследователь. Кроме этого, недостаток литературы может быть причиной возникновения в разных компаниях собственного «представления о том, чем является GR и как он должен быть организован»4. Приведем некоторые определения, которые мы можем встретить в специальной литературе: «GR – сознательная организация коммуникации, установление эффективных коммуникаций с органами государственной власти»5. «GR представляет собой деятельность по выстраиванию отношений между различными общественными группами (бизнес-структурами, профессиональными союзами, добровольческими организациями и пр.) и государственной властью, включающую в себя сбор и обработку информации о деятельности правительства, подготовку и распространение информации о позициях представляемых групп, влияние на процессы принятия политических и административных решений (лоббизм)»6. «GR – это применение коммуникативных технологий индивидами или социальными институтами для влияния на правительственные решения местного, регионального, национального или интернационального уровней или их комбинаций»7. Обратимся к профессиональному словарю лоббистской деятельности П.А. Толстова. Здесь так же можно найти определение GR отличное от других источников: «Government Relations (GR, дословно: взаимодействие с органами государственной власти) – это деятельность специально уполномоченных сотрудников крупных коммерческих структур (GR-специалистов) по сопровождению деятельности компании в политической среде»8. Кроме этого, в современном научном дискурсе существует подход к определению GR как части менеджмента. Так в издании «Основы организации работы с органами власти» дается следующее определение GR – «разновидность современного менеджмента в сфере взаимодействия с органами государственной власти, целью которого является повышение интегральной прибыльности компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе» 9. В.А. Ачкасова в статье «Технологический комплекс медиарилейшнз: особенности реализации в GR-деятельности»10 рассматривает GR один из видов коммуникационного менеджмента, целью которого становится согласование интересов организации с госорганами для дальнейшего устойчивого развития организации и минимизации возможных рисков. Определения, приведенные выше объединяет единый подход к GR деятельности как взаимодействию бизнеса и властных структур, но в отечественном дискурсе встречается и другая точка зрения понимания данного термина. Эксперт в области PR Ю. М. Михайлова считает, что «субъектом PR-процесса служат органы государственной власти, а указанную разновидность связей с общественностью можно обозначить как стейт-PR или GR»11. Петербургские исследователи GR, в частности авторы учебного пособия «GR и лоббизм: теория и технологии»12, считают такой подход ошибочным. Кроме этого петербургская школа GR указывает на существование проблем с понятийным полем GR и обособлением его от других, довольно близких по смыслу и содержанию понятий. Они считают, что важно дистанцироваться от понятия лоббистской деятельности, несмотря на то, что нередко исследователи используют понятия «GR» и «лоббизм» как идентичные, либо включают одно определение в другое. В свою очередь авторы учебного пособия «GR: теория и практика»13 предлагают понимать под понятием GR «отношения социальных субъектов с органами государственной власти, а под лоббизмом – решения тех или иных вопросов в интересах заинтересованных групп в государственных органов власти на основе знания процедур». Из этого можно сделать вывод, что понятия «GR» и «лоббизма» являются смежными, но не тождественными. На основании анализа существующих определений понятия «GR», можно говорить, что Government Relations – «это многоаспектная (прежде всего коммуникативная) деятельность негосударственных структур, направленная на осуществление взаимодействия с органами государственной власти14».
Рассмотрев основные определения понятия GR, вполне логично рассмотреть субъекты и объекты GR деятельности. Петербургская школа GR предлагает следующее определение субъектов GR – «социальные субъекты, целенаправленно устанавливающие отношения с органами государственной власти15». Субъектами GR могут быть16:
Петербургские исследователи выделяют два вида субъектов GR: базисные и технологические. Инициаторы GR относятся к первой группе, а исполнители ко второй17. В свою очередь базисные субъекты делятся на коммерческие и некоммерческие. К коммерческим можно отнести субъекты экономической деятельности и деловые ассоциации. Данные субъекты защищают коммерческие интересы организации в государственных органах власти. Это могут быть интересы разного уровня, от сугубо корпоративных интересов до интересов всей отрасли. Некоммерческие субъекты отстаивают интересы, которые не имеют коммерческого характера. К подобным субъектам относятся прежде всего представители третьего сектора: различные некоммерческие организации, профсоюзы, фонды, союзы, общества и т.п. «На границе бизнеса и третьего сектора обнаруживаются общественные организации, которые объединяют коммерческие компании – деловые ассоциации. Необходимо подчеркнуть, что различные деловые ассоциации обеспечивают значительную поддержку GR-деятельности компаний. Если говорить о поддержке российских компаний на федеральном уровне, то это такие крупнейшие общероссийские предпринимательские организации, как Российский союз промышленников и предпринимателей РСПП, Торгово-промышленная палата, "Деловая Россия", "Опора России". На отраслевом уровне субъекты GR и лоббирования представлены, например, такими профессиональными предпринимательскими организациями, как Ассоциация Российских банков, Российская ассоциация автомобильных дилеров, Национальная ассоциация деловой авиации России, Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка и др.18». Как было сказано ранее, технологический субъект GR – социальный субъект, осуществляющий свою деятельность в интересах базисного субъекта GR19. Исходя из этого, можно выделить следующие типы технологических субъектов GR20:
«Объекты GR – органы государственной (муниципальной) власти, с которыми устанавливают отношения GR-специалисты21». Объектом GR могут выступать:
Кроме этого, исследователи выделяют еще такое понятие как лицо принимающее решение (ЛПР) – «представитель государственной власти, наделенный определенными полномочиями и несущий ответственность за последствия принятого решения23».
Работа GR-специалиста начинается с мониторинга политики властей в отношении той области, которая касается его деятельности. Детальное отслеживание и аналитика деятельности органов власти, направленные на установление контактов и артикуляцию интересов компании, составляют основную часть работы GR-специалиста. Нельзя забывать о существовании профессиональных ассоциаций, которые в свою очередь могут выступать посредниками для сбора интересующей информации. Это может быть исследование актуальной проблемы или повестки, мнения основных стейкхолдеров, анализ пробелов в законодательстве и т.д. Кроме этого важные данные можно получить и другими методами, в частности, посредством анализа финансовых отчетов, клиентских записок, опросов, сообщений в СМИ, записей в социальных сетях, статистических данных и инсайдерской информации24. Исследователи указывают на необходимость использования следующих видов аналитики:
Следующий шаг – на основе полученной информации сформулировать основные цели и задачи GR-стратегии и разработать тактику действий. Стратегия влияет на видение, ценности и предоставление ориентиров для стратегических проектов и операционной деятельности26. При осуществлении стратегического менеджмента предполагается наличие следующих элементов:
Именно стратегическое планирование дает возможность GR-специалисту своевременно определять потенциальные риски, привлекать необходимые ресурсы, распоряжаться медийными повестками, принимать участие в формировании публичной политики и как итог – оказывать влияние на ЛПР. Важно подчеркнуть, что при работе с ЛПР в органах власти GR-специалист должен составить его психографический портрет, в котором укажет привычки, предпочтения, отраслевые интересы лица принимающего решения. Кроме этого в данном случае необходимо представлять степень вовлеченности в тот или иной законодательный проект, а также прогнозировать позицию ЛПР по данному вопросу. Полный процесс GR-деятельности можно представить в виде схемы на рис. 1.1. Мониторинг Анализ Стратегия и тактика Влияние Анализ Прямое взаимодей-ствие Воздействие через экспертное сообщество Медиа-рилейшнз Корпоративная социальная ответ-ственность Поддержка политической деятельности Рис. 1.1. Процесс GR-деятельности Рассмотрим каждую технологию, представленную на рис. 1.1. в отдельности. Петербургская школа GR считает, что осуществление прямого взаимодействия с органами государственной власти «предполагает наличие эффективных каналов для межличностной коммуникации28» и включает в себя:
Важно подчеркнуть, что данные приемы могут также быть использованы и в лоббистской деятельности. Помимо приведенной выше технологии, существуют технологии косвенного воздействия. Среди них – влияние на ЛПР через экспертное сообщество29. Осознание эффективности применения данной технологии в России произошло сравнительно недавно – в начале XXI века, в то время как в США данный инструмент начал активно применяться после Второй мировой войны. Автор данной работы согласен с мнением А.С. Макарычева30 о том, что для того чтобы понять сущность политического режима в России необходимо проанализировать работу «мозговых центров», т.е. структурные изменения, который происходят внутри экспертного сообщества отражают эволюцию публичной власти в целом. Подобная поставка вопроса основывается на основе пост-позитивистских концепций понимания власти, в частности, важно упомянуть тезис Ж.-Ф. Лиотара: «знание будет важнейшей ставкой в мировом соперничестве за власть31». Данный подход помогает определить роль экспертного сообщества в глобальном масштабе. Если говорить о влиянии на внутреннюю политическую обстановку в стране, то здесь важно упомянуть положения социального конструктивизма Александра Вендта: «а) структуры социального взаимодействия определяются преимущественно идеями, а не материальными силами; б) идентичности и интересы субъектов этого взаимодействия конструируются на основе этих идей, а не являются изначально данными32». Экспертное сообщество само формирует концептуальное поле в рамках которого оно осуществляет свою деятельность, но в то же время следуя логике социального конструктивизма, фигура эксперта так или иначе является продуктом различных социальных взаимодействий. В идеале «идентичность эксперта может формироваться в поле социальных отношений, предполагающих если не противопоставление, то некую дистанцию между экспертом и политиком33». Однако в современных реалиях это почти невозможно, потому как осуществление политической деятельности неотделимо от экспертизы, т.е. происходит наложение двух смежных сфер профессиональной деятельности. Данный феномен свойственен не только России, но и ряду других стран. Так например, согласно Рэмптону и Стауберу34, университетские исследования в Америке в 1950-е годы развивались во много благодаря спонсорским программам ВПК. Именно эти программы стали мощным толчком для развития более трети ученых и инженеров в 1960-е годы. Можно сказать, что вторая половина XX века стала примером того, как научные исследования могут быть инициированы, основываясь на требованиях публичной политики. Экспертное мнение ученых неоднократно использовалось как основной аргумент в публичных спорах о внешней политике и расширения ВПК. СМИ стали эффективной площадкой для продвижения идей экспертного сообщества в массы. Современные медиа используют различных способы донесения мнения экспертов до простого населения, которые в свою очередь, могут повлиять на решения органов государственной власти. Среди подобных видов коммуникаций можно назвать создание рубрики или тематического сюжета на радио и ТВ с участием приглашенного эксперта. Такие формы взаимодействия с аудиторией обходятся компаниям гораздо дешевле, чем традиционная реклама, а также более эффективны с точки зрения продвижения позиций копании. Параллельно с популяризацией данной технологии, нельзя не отметить рост злоупотребления экспертным мнением со стороны GR-специалистов. Так например, в 2002 году стало известно о ряде ученых, которые получали взятки от табачных компаний за публикации критики в адрес американского Агентства по охране окружающей среды. Кроме выше сказанного, важно подчеркнуть, что воздействие через экспертное сообщество можно отнести как к лоббистским, так и к GR-технологиям. Если специалисты компании используют экспертное мнение при взаимодействии с органами государственной власти, руководствуясь при этом решением коммерческих интересов, то это лоббизм. Создание же позитивного имиджа компании нужно относить в область GR-коммуникаций. Следующая GR-технология, которой стоит уделить внимание – это корпоративная социальная ответственность (КСО). Широкое распространение КСО в мире связано с рядом факторов, как социально-экономических, так и политических. Среди них глобализация, развитие общественных организаций, расширение законодательного регулирования, экологические коллапсы, корпоративные скандалы, активное развитие СМИ и Интернета, а также развитие общества устойчивого потребления ресурсов. «Как показывают последние исследования, сегодня в маркетинговых войнах все чаще одерживают победу наиболее чуткие «корпоративные граждане»: они получают реальный спрос и конкурентные преимущества за счет лучшей репутации35». Петербургские исследователи GR относят КСО к системе community relations, т.е. связям с местным сообществом. Необходимо пояснить, что данный термин подразумевает не только людей объединенных единой географией, но и общими интересами. Так, например, авторы учебного пособия «GR и лоббизм: теория и технологии»36 приводят пример, что сотрудники компаний также являются частью местного сообщества и соответственно тесно взаимодействовать с населением и местными органами государственной власти. Подобная причастность способна позитивно отразится на деятельности компании. Принято считать, что компании реализуют проекты КСО исключительно в интересах общества, но в действительности КСО является эффективным инструментом коммуникационной стратегии при построении долгосрочных отношений с общественностью и органами государственной власти. Безусловно, государственные органы и сами компании современной России давно осознали значимость данной GR-технологии, которая способна улучшить бизнес-среду внутри страны. Анастасия Архипова в своей работе «Корпоративная социальная ответственность как инструмент GR-коммуникаций российских компаний37» провела анализ особенностей использования корпоративной социальной ответственности как части GR-коммуникаций в России. Целью анализа стало подтверждение двух гипотез:
Для проверки данных гипотез был проведен корреляционный анализ по методу Ч. Спичмена. Выборку составили 30 компаний, входящих в ТОП100 российских компаний с наивысшими показателями капитализации и использующих КСО и GR в своей деятельности. Также автором ВКР была составлена круговая диаграмма частоты использования тех или иных вариаций концепций КСО и GR-коммуникаций ведущими российскими компаниями (см. рисунок 1.2.). Рис. 1.2. Диаграмма частоты использования концепций КСО и GR-коммуникаций ведущими российскими компаниями Основываясь на результатах данной выборки можно сделать вывод о том, что больше половины российских компаний используют КСО и другие GR-технологий одновременно. Данный факт говорит о понимании компаниями необходимости внедрения сразу целого комплекса коммуникаций. Рассматривая различные формы КСО необходимо упомянуть также проекты государственного частного партнерства (ГЧП). ГЧП предполагает под собой «привлечение органами государственного и (или) муниципального управления частного бизнеса для выполнения работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации или новому строительству объектов общественной инфраструктуры и предоставлению публичных услуг с использованием таких объектов на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности, определяемых контрактом и совокупностью нормативных актов, действующих на момент его подписания38». ГЧП - это отличный пример сотрудничества бизнеса и властных структур, который предоставляет компаниям доказать свою компетентность и укрепить положительный имидж бренда39. Рассмотрим еще одну технологию косвенного воздействия – поддержка политической деятельности. Данная технология, как и технология воздействия через экспертное сообщество может быть как лоббистской, так и GR. Поддержка политической деятельности может проявляться в виде предоставления информационной, технической или волонтерской поддержки политических деятелей во время проведения выборов, также она может выражаться в привлечении экспертов, лидеров мнений и проведении бесплатных медийных тренингов для кандидатов40. Не секрет, что во многих странах, включая Россию, существуют законодательные ограничения на поддержку политических партий со стороны коммерческих структур и физических лиц. Поэтому компании часто используют различные способы обхода подобных видов ограничений, которые подразумевают под собой непрямые механизмы финансовой поддержки тех или иных политических движений. К таким способам можно отнести мягкие деньги – «крупные нерегламентированные пожертвования на нужды партий41» со стороны крупных корпораций и отдельных граждан. Мягкие деньги стали одной из самых противоречивых форм косвенного лоббирования в 1990-е годы. Событийная коммуникация также является одной из технологий, которую используют GR-специалисты в своей работе. Событийная коммуникация – это технология, которая включает в себя процессы планирования, организации и проведения мероприятий с вовлечением представителей органов государственной власти и других стейкхолдеров с целью привлечения внимания к проблемам бизнеса, а также возможности дальнейшего их решения. Для того, чтобы событие действительно имело положительный эффект для компании или общественной организации его проводящих, на этапе планирования необходимо разработать цели и задачи, которые данное мероприятие способно решить. Именно детальная проработка этих пунктов позволит избежать ошибок на этапе реализации мероприятия. Кроме этого на первом этапе специалисты должны заложить способы измерения эффективности. Не для кого не секрет, что в современной российском событийном поле существует большое количество мероприятий, которые не несут под собой никакой ценности ни для компании их инициировавших, ни для представителей власти, которые были туда приглашены. Данный подход к организации мероприятий влечет за собой появление мнения о неэффективности применения технологии событийной коммуникации среди GR-специалистов и как следствие отказ от его использования. Рассмотрим виды специальных мероприятий, которые могут быть использованы в GR-коммуникации. Среди наиболее используемых можно отметить организацию круглых столов, семинаров, конференций, саммитов с участием представителей малого и среднего бизнеса, общественных организаций и органов власти. Также общественные организации, которые занимаются представлением интересов МСП, могут внедрять новые форматы специальных мероприятий, такие как выезды чиновников на локальные производства, их последующее общение с руководителями. Кроме организации точечных событий возможна разработка системы мероприятий. Применение такого инструмента требует объединения профессионального сообщества, в данном случае МСП, а также четкого понимания со стороны организаторов какие проблемы отрасли они планируют решить, используя этот инструмент в своей коммуникации с органами государственной власти. Чаще всего инициативу по организации ряда последовательных мероприятий берут на себя общественные организации, которые внутри себя аккумулируют профессиональное сообщество и способны путем аналитики определить повестку дня и выгодно ее использовать В ходе работы над первой главой автором исследования были рассмотрены различные подходы к пониманию GR, в результате проведенного анализа было выделено наиболее полное и раскрывающее смысл определение Government Relations как «многоаспектной (прежде всего коммуникативной) деятельности негосударственных структур, направленную на осуществление взаимодействия с органами государственной власти », предложенное петербургской школой GR. Также были рассмотрены субъекты, объекты GR и основные технологии, используемые GR-специалистами в своей работе. Данные технологии можно разделить на технологии прямого и косвенного воздействия, к последним мы относим: воздействие через экспертное сообщество, технологии КСО, поддержка политической деятельности и событийную коммуникацию. |
Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) представляет собой законченную разработку, в которой решается актуальная для... | Все прямые заимствования из печатных и электронных источников, а также из защищённых ранее курсовых и выпускных квалификационных... | ||
Охватывают период 2014 – 2016 годов, который дает возможность изучить процесс продвижения банка втб 24 | Особенности адаптации российских студентов и студентов Юго-Восточной Азии в иной лингвокультурной среде (сравнительное исследование... | ||
Взаимосвязь чувства юмора с клинико-психологическими характеристиками пациентов с невротическими расстройствами | На тему: «Применение международных стандартов информационной безопасности при деятельности российских коммерческих организаций» | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | От 14. 04. 2009 №381 «о плане мероприятий по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге в 2009-2010 годах» | ||
Работа с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан в Инспекции является одним из приоритетных направлений деятельности. Обращения... | Информационная система связи факультета с работодателями: подсистемы работодателя и администратора |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |