Скачать 1.38 Mb.
|
Казнить нельзя, помиловать! О Г Л А В Л Е Н И Е КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ 1. Cердечные расшаркивания 2. Предисловие ко второму изданию. +15% к критикам харизматического учения -15% к последователям харизматического учения 3. Апологетика апологетики. Или насущная потребность Церквей ВСТУПЛЕНИЕ Забери мои проблемы, но не тронь моих свиней (неогадаринское богословие) ЧАСТЬ 1. СТРАНА НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ Глава 1. Казнить, нельзя помиловать. Чем грозит смещение запятой Глава 2. Страна невыученных библейских уроков. Плюсы и минусы богословского "сквозняка" в бывшем СССР Глава 3. Противопоказания к чтению книги. Четыре симптома безнадежности ЧАСТЬ 2. СМЕЩЕННЫЙ АКЦЕНТ "УЧЕНИЯ ВЕРЫ" Глава 1. Можно ли Бога водить за бороду? Взгляд со стороны на уродливые уши харизматических доктрин "учения веры" Глава 2. "тах-ти-би-дох" и "Во имя Иисуса" В чем разница? Заклинание и молитва не близнецы-братья Глава 3. Поп - Евангелие. Поп, не православный священник, но популярное Евангелие Глава 4. Дерзновение в вере или дерзость Верующего? Всего один шаг между двумя полюсами Глава 5. Магический круг в кинофильме "Вий" Его проекция в христианстве. Глава 6. Веник и собака. С атакой на диавола Глава 7. Надорвнные души. Нелегкое бремя божественных качеств Глава 8. Корень "христианской белой магии". Бревнышко в собственном глазу Глава 9. Три головы "учения веры". Не очень приятное, но четкое сравнение Глава 10. Невыплюнутое яблоко из Эдема. Или претензии на абсолютное знание воли Божией Глава 11. Боги с отрубленными головами. Последствия неотвеченных молитв Глава 12. Мир подвластен Богу, Бог подвластен принципам, Принципы подвластны нам! Кто же тогда Бог? О чрезмерном увлечении принципам ЧАСТЬ 3. ИСПРАВЛЕНИЕ АКЦЕНТА Глава 1. А король - то голый! Очевидная нагота харизматических доктрин Глава 2. Исповедь Бенни Хинна. Первый прозревший из свиты голого короля Глава 3. Разрушенные капища Ваала, но Сохраненные тельцы Вефиля. О полуочищении доктрин Глава 4. Богобоязненность даром или любовь К Отцу за "Сникерс". Шаткий фундамент корысти Глава 5. От силы престола к смыслу креста. Две ступени в познании Господа ЧАСТЬ 4. ВЕРШКИ И КОРЕШКИ ПРИЛОЖЕНИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ Глава 1. Разговор о вершках по просьбе читателей "Скажи мне - во что ты веришь, и я скажу тебе - что ты делаешь" Глава 2. Жанр обречённый на забвенье Усталость от апологетики. Глава 3. Падения? смех? "ку-ка-ре-ку"? Грешное или праведное? Глава 4. "Священники не могли стоять по причине славы божьей"? или "не устоит грешник в собрании праведных"? Две "библейские" трактовки одного человеческого действия. Глава 5. Духовная мода в истории церкви Размышления о суггестивности человека. Глава 6. Стойкость русских в Швеции. Островок отставших от моды. Глава 7. Светская психология - наука сирота Разговор в исполкоме. Глава 8. Шоу - это хорошо или это плохо? Прощальное обращение к своим оппонентам. ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 Дух Христов или дух преуспевания? Владимир Писквич. № 2 Отрывки из интервью всемирно известного евангелиста Бенни Хинна журналу "Charisma & Life" (США) № 3 Клайв Льюис. Сила молитвы № 4 Отрывок из книги Питера Вагнера "Церкви которые молятся" № 5 Жан Кальвин "О молитве" отрывки из книги "Наставления в христианской вере" № 6 Иоанн Златоуст "Бог по любви попускает бедность, болезни и скорби" № 7 Иоанн Златоуст "Скорби служат нам к великому благу" СЕРДЕЧНЫЕ РАСШАРКИВАНИЯ Спасибо моему лучшему другу - жене Елене - за поддержку в служении и во всех моих творческих начинаниях. Без такой надёжной помощницы мне было бы намного тяжелей проходить вверенное мне Господом поприще. Низкий поклон моим многочисленным соработникам на ниве Божьей, и всем сотрудникам нашего офиса бесконечно много терпящим на мне. Спец-благодарение Артёму Хармышеву и его супруге Виктории за многолетнее великомученическое служение рядом со мной. Благодарю тебя, старый и добрый друг, Юрий Андреевич Шахман, и твою чудесную супругу Татьяну, за то, что вы есть в моей жизни. Спасибо вам дорогие члены нашей помеснойцеркви снисходящие к моим пасторским немощам. Спасибо Валентине Викторовне Картавцевой,уже который год помогающей с корректировкой моих бесчисленных рукописей. Персональное благодарение Богу за Елену Яковлевну Божко, оказавшую спонсорскую поддержку для выпуска этой книги. Спасибо издательству "Руфь", моим старым и добрым друзьям, терпящим авторскую безалаберность. ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ После того ворвалось в богословское дискуссионное поле первое издание этой книги, прошло уже четыре года. Стоит ли говорить, что в мире, в котором мы живём, это срок достаточный для многих перемен. За это время откорректировано служение некоторых лидеров "учения веры". К моему великому удовольствию, в подавляющем большинстве случаев, эти перемены произошли в лучшую сторону. Акценты в проповеди Евангелия серьёзно подправлены многими служителями, которые, с радикальным перекосом, ещё четыре года назад проповедовали "евангелие здоровья" и "благую весть преуспевания". Радуется сердце тому, что сегодня многие пастора и евангелисты позволяют себе слегка посмеиваться над своими духовными "заездами" пятилетней давности. Я получил немало писем от тех, кто, поблагодарив за книгу, вместе со мной усмехнулся в сторону перегибов в своём служении. Это радует, поскольку кто-то здорово заметил, что умение служителя шутить над собой - признак духовного здоровья и гарантия усиления иммунитета для борьбы с будущими богословскими вирусами. К сожалению, существуют так же Церкви, в которых младенчество, похоже принимает хронические формы. От служителей и прихожан таких церквей я получил массу писем, анафемствующих в мой адрес и обвиняющих меня в богоотступничестве и дизертирстве с поля боя "истинной веры!" Подборка цитат из этих писем, впрочем как и из положительных рецензий, потянула бы на самостоятельноеи, поверьте, весьма весёлое издание. Чего там только нет!!! От "спасибо за лучшую книгу всех времён и народов!" до "библия сатанистов менее опасна, чем ваша писанина, малоуважаемый бывший брат!". Я очень благодарен тем кто, прислав мне письма, не впадал в полярные крайности и открыто высказал свою точку зрения на поднятую тему. Искренне признателен вам за советы и свидетельства описанные вами. Спасибо за откровенный диспут, который провели некоторые христианские издательства на страницах своей периодики. Спасибо всем, кто приглашал к открытой дискуссии и к выступлениям перед той или иной аудиторией. Сожалею, что не имею возможности на все предложения ответить положительно. Прошу прощения перед теми, кто просил выслать книгу или партию книг. Практически я не имел такой возможности по той причине, что первый тираж разошёлся в течение нескольких месяцев. До выхода в свет второго издания я сам остался подобно сапожнику без сапог. Благодарю добрых людей, поместивших за свой счёт книгу в интернет и растиражировавших её на электронных страницах, что позволило усилить резонанс от неё, перенеся диспут за океан. ПЛЮС И МИНУС 15% В наших "ларьках - батискафах", которые начинают всё более благородно обустраиваться на захваченных ими в начале перестройки торговых плацдармах, продаётся "СПЕЦ - СНИКЕРС". На нём красуется яркая надпись +15%.Позаимствовав идею у авторов этого рекламного проекта, в первоначальное название книги я внёс прибавку плюс 15% и минус 15%. Это вызвано тем, что есть то, что я хотел бы убрать из второго издания и есть кое-что, что хотелось бы добавить. Суть этих корректировок я постараюсь изложить в нижеследующих главах предисловия ко второму изданию. + 15% К КРИТИКАМ ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ Есть так же нечто, что я хотел бы добавить к первому изданию. Эти 15%, как мне кажется, должны сохранить баланс и более корректно передать мою точку зрения на харизматическое движение, набирающее силу на территории бывшего СССР. НЕКОТОРЫЕ ПИСЬМА, ПОЛУЧЕННЫЕ МНОЙ ОТ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОНСЕРВАТИВНОГО ЕВАНГЕЛЬСКОГО КРЫЛА, ИСПОЛНЕНЫ ДУХОМ, КОТОРЫЙ Я АБСОЛЮТНО НЕ РАЗДЕЛЯЮ. Я ЧРЕЗВЫЧАЙНО ДАЛЁК ОТ ОЦЕНКИ ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ КАК "ПРОИСКОВ САТАНЫ". К примеру, позиция Владимира Жукотанского, автора "Церкви повреждённого Евагелия", мне совершенно чужда. Тот факт, что Жукотанский рекомендует своим читателям прочитать "Казнить нельзя, помиловать!" - не приводит меня в восторг, поскольку я категорически не согласен с той оценкой, которую даёт автор харизматическому движению. Вместо того, что бы высказаться против чёрного сектора богословских перегибов, Жукотанский, как мне кажется, позволил клеветнику братьев надеть шоры на свои глаза и лишить себя способности видеть всё то доброе, что существует в харизматическом движении. Когда лошадь выставляют на скачки, на её глаза одевают эдакие специфические приспособления, сущность которых в том, чтобы ограничить зрительный диапазон скакуна. Шоры на глазах не позвляют лошади видеть трибуны, болельщиков, судей и даже небо над собственной своей головой. Беговая дорожка - это всё, на что владелец коня желает нацелить его внимание. К моему великому сожалению, многие христиане позволяют лукавому одевать эти псевдодуховные шоры на свои глаза. Сосредотачиваясь на недостатках того или иного движения, мы порой становимся неспособными видеть их достоинства. Поиск негативного становится самоцелью, а не средством помощи ближнему. "Эксперты по сучкам", найдя в глазе ближнего недостаток в виде соринки, лихо продвинулись в техническом отношении. Они натренировались высверливать дырку в бревне, расположенном в собственном глазу. При этом НАШИ "ДУХОВНЫЕ ОФТАЛЬМОЛОГИ" УМУДРЯЮТСЯ В ПРОСВЕРЛЕННОЕ В СВОЁМ ГЛАЗНОМ ДЕРЕВЕ ОТВЕРСТИЕ ВМОНТИРОВАТЬ МОЩНОЕ УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО. И ТОГДА ЦЕЛЬ КАЖЕТСЯ ИМ ДОСТИГНУТОЙ. СОРИНКА В ГЛАЗЕ БЛИЖНЕГО СТАНОВИТСЯ БРЕВНОМ, А СОБСТВЕННОЕ БРЕВНО КАЖЕТСЯ НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ТЕХНИЧЕСКИМ "НОУ-ХАУ" В ГЛАЗНОЙ ДУХОВНОЙ ХИРУРГИИ. Я являюсь категорическим противником шахматной "чёрно-белой" философии в деноминационных разномыслиях. Мне претит мысль о том, что истина лицеприятно облагодетельствовала какую-либо единственную христианскую конфессию или некий особо полюбившийся ей патриархат. Я не вдохновлён идеей о том, что вход на небеса будет осуществляться по пропускам, подписанным епископом именно вашего церковного союза или объединения. Поэтому НЕ СПЕШИТЕ, ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ, ПРОСМАТРИВАЯ МОИ АПОЛОГЕТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ ПРОТИВ ПЕРЕГИБОВ ПРИСУЩИХ ХАРИЗМАТИЧЕСКОМУ ДВИЖЕНИЮ, КЛЕЙМИТЬ НОВЫЕ ЦЕРКВИ КАК НЕЧТО ЧЁРНОЕ. ЛУЧШЕ ПОМОЛИТЕСЬ К ГОСПОДУ О ТОМ, ЧТО БЫ ОН СНЯЛ ШОРЫ С ВАШИХ ОЧЕЙ. ТОГДА ВЫ УВИДИТЕ МАССУ СПАСЁННЫХ И ЛЮБЯЩИХ ИИСУСА ЛЮДЕЙ В ЭТИХ, ПОСПЕШНО И ОКОНЧАТЕЛЬНО ЗАКЛЕЙМЁННЫХ ВАМИ, ЦЕРКВЯХ. Наряду с разговором о перекосах"учения веры", сделате милость и услыште моё свидетельство о том, что эти Божьи люди… "имеют ревность по Богу" хоть иногда и.. "не по рассуждению" (Римлянам 10 - 2). ЧИТАЯ МОИ РАССУЖДЕНИЯ ОБ ОПАСНОМ СМЕЩЕНИИ АКЦЕНТОВ В УЧЕНИИ ВЕРЫ, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО СМЕЩЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ И В ДРУГУЮ СТОРОНУ - В СТОРОНУ МАЛОВЕРИЯ. СЛИШКОМ МНОГИМ ЦЕРКВЯМ СЕГОДНЯ КРАЙНЕ НЕ ДОСТАЁТ ЗДОРОВОЙ ХАРИЗМЫ И СБАЛАНСИРОВАННОГО УЧЕНИЯ ВЕРЫ. ПОМНИТЕ, ЧТО ТЕ ПЕРЕКОСЫ, ПРОТИВ КОТОРЫХ Я ВЫСТУПАЮ В СВОЕЙ КНИГЕ, ВО МНОГОМ СПРОВОЦИРОВАННЫ КОНСЕРВАТИВНЫМ УЧЕНИЕМ, В КОТОРОМ ИСЦЕЛЕНИЕ СТАЛО УДЕЛОМ НЕБЕС, А ЧУДЕСА И ЗНАМЕНИЯ СДАНЫ В АРХИВЫ ВРЕМЁН АПОСТОЛОВ. Во все века и во всех сферах жизни существует принцип маятника. Когда он оттянут в крайне левое положение и отпущен, то непременно направляется в правую сторону. Вместо того, чтобы посмеиваться в сторону крайне правых харизматических проявлений в "учении веры" - проверьте, не находитесь ли вы в процессе иронизирования, в крайне левом углу богословского диапазона. "Казнить нельзя, помиловать!" - это призыв искать баланс. Моя книга - это просьба стремиться к "золотой середине", а не шарахаться в противоположные крайности. Пожалуйста, не превращайте евангельские подесты в ринги профессионального богословского бокса. Не разжигайте сами себя дебатами и эмоциями, сидяв разныхуглах этих рингов, подобно одержимым королям различных всемирных профессиональных боксёрских ассоциаций. Ненужно сражаться желая нокаутировать своего богословского оппонента. Мы - христиане, и подобые Бои нам запрещены. Позволительно лишь похлопать брата по плечу и попросить присмотреться к тем или иным моментам в его служении. ТЕХ, КТО, ПРОЧИТАВ ПЕРВОЕ ИЗДАНИЕ "КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ!" ПРИЧИСЛИЛ МЕНЯ К БОКСЁРАМ, НАСМЕРТЬ ВОЮЮЩИМ С БРАТЬЯМИ - ХАРИЗМАТАМИ, Я ВЫНУЖДЕН РАЗОЧАРОВАТЬ. ЭТО МОИ БРАТЬЯ В ГОСПОДЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ!!! Я ИХ ЛЮБЛЮ И ДОРОЖУ ИМИ!!! МОЙ ДИСПУТ С ПЕРЕКОСАМИ - ЭТО БРАТСКОЕ ПОХЛОПЫВАНИЕ ПО ПЛЕЧУ, А НЕ КОВАРНЫЙ "ХУК СПРАВА"!!! Если вы принадлежите к Церкви, в которой харизматическое движение принято воспринимать как "чёрного троянского коня", засланного лукавым в Царство Божье, если вы уверены, что границы этого царства соответствуют конфессиональным картам, хранящимся в вашем епископате, то я вынужден вас расстроить. ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ ПРИЧИСЛЯТЬ МЕНЯ К СВОИМ СТОРОННИКАМ, МОЛИТЕ ГОСПОДА, ЧТОБЫ У МЕНЯНЕ ВОЗНИКЛО ЖЕЛАНИЕ ИЛИ НЕ ХВАТИЛО ВРЕМЕНИ НАПИСАТЬ "КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ - 2", ГДЕ Я ВЫСКАЗАЛСЯ БЫ ПРОТИВ ПЕРЕКОСОВ, ПРИСУЩИХ ВАШЕЙ ДЕНОМИНАЦИИ. ВО МНОГИХ СЛУЧАЯХ ЭТА КНИГА МОГЛА БЫ ПОЛУЧИТЬСЯ ГОРАЗДО ТОЛЩЕ. И БУДЬТЕ УВЕРЕНЫ, ЧТО МАТЕРИАЛА НА НЕЁ С ЛИХВОЙ ХВАТИЛО БЫ И В ВАШЕМ СЛУЖЕНИИ. Принципиальное заявление автора книги Заканчивая своё 15% - ноевступление, я ещё раз, особенно для тех, кто не заметил или не хотел заметить этого в первом издании, повторяю нижеследующие заявления. Люди, принимающие "учение веры", являются моими братьями и сестрами-христианами, но в их богословии есть очень опасные искажения, требующие библейскойкорректировки. - 15% К ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМ ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ В этом издании нет имён Искренне сожалею, что, не прислушавшиськ доброму совету,в первом издании упоминал имена служителей "учения веры". Как мне казалось тогда, персонификация полемики лишь делала её более откровенной и более актуальной. Но сегодня Я ХОТЕЛ БЫ ИЗВИНИТЬСЯ ПЕРЕД ТЕМИ, ЧЬИ ИМЕНА УПОМЯНУЛ В ПЕРВОМ ИЗДАНИИ. ПРОСТИТЕ, БРАТЬЯ, Я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СОЖАЛЕЮ ОБ ЭТОМ. В НОВОМ ВАРИАНТЕ Я РЕШИЛ УБРАТЬ ИМЕНА (КРОМЕ БЕНИ ХИНА - ИСКРЕННЕ И ОТКРЫТО ОСУДИВШЕМ СВОИ ПРЕЖНИЕ ВЗГЛЯДЫ), ЧТОБЫ НИКТО НЕ ВОСПРИНИМАЛ МОИ АПОЛОГЕТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ, КАК ВЫПАДЫ ПЕРСОНАЛЬНО В СВОЮ СТОРОНУ. Я спорил с перекосом в учении и не хотел кого-либо лично задевать. Я уважаю каждого, кто искренне трудится на ниве Господа Иисуса, и тот факт, что я не разделяю некую 10% - ную часть взглядов моих коллег - проповедников, не означает того, что я перечёркиваю 90 %их искреннего и плодотворного труда в Царстве Христа. УПОМИНАЯ ЛИДЕРОВ "УЧЕНИЯ ВЕРЫ", А НЕ ОБРАЩАЯСЬ К "БРАТЬЯМ Х" ИЛИК "ВЕДУЩИМ СЛУЖИТЕЛЯМ ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ, ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАПАДНО-ТЕНДЕНЦИОЗНО-ПЕРЕРАБОТАННОЙ ШКОЛЫ, НЕ ОРТОДОКСАЛЬНО ХАРИЗМАТИЧЕСКОЙ ВЕТВИ УЧЕНИЯ ВЕРЫ В РУССКОЯЗЫЧНОЙ АДАПТАЦИИ", Я ХОТЕЛ УПРОСТИТЬ ДИСПУТ И ОБЛЕГЧИТЬ ЕГО ВОСПРИЯТИЕ ЧИТАТЕЛЕМ ДО УРОВНЯ ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗГОВОРА Мне искренне жаль, что некоторые читатели восприняли это как личные выпады против служителей Божьих. УБИРАЯ ИМЕНА ВО ВТОРОМ ИЗДАНИИ, Я ПРИЗНАЮ НЕСКОЛЬКО МОМЕНТОВ. ПЕРВЫЙ ИЗ НИХ ЭТО ТОТ ФАКТ, ЧТО СЛУЖЕНИЕ МНОГИХ БРАТЬЕВ УПОМЯНУТЫХ МНОЙ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРЕТЕРПЕЛО ДОБРЫЕ ПЕРЕМЕНЫ И В ДАННЫЙ МОМЕНТ ДОСТАТОЧНО СБАЛАНСИРОВАННО. ВТОРОЙ ПРИЗНАВАЕМЫЙ МНОЙ ФАКТ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ТЕ СЛУЖИТЕЛИ, КОТОРЫЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ ОСТАЮТСЯ В ПОЗИЦИЯХ МНОЙ КРИТИКУЕМЫХ, ИМЕЮТ ПРЕД ГОСПОДОМ ПОЛНОЕ ПРАВО ВЫБИРАТЬ СВОЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ. Им самим, как и мне, предстоит отвечать за качество своего служения и проповедуемого ими учения. Роль личности в богословии в век вождизма. Так же моё обращение к личности, а не к труднопроизносимой и практически невоспроизводимой (по степени запутанности) богословской школы, было вызвано тем, что мы живём в век вождизма. Роль личности в истории никогда не была столь сильна, как нынче. Прошедшее столетие было векомлидеров политических, военных или религиозных. В мире переполненном информацией, мы значительно отличаемся от греков времён Павла. Мягко говоря, мы нынче не обременены греческой склонностью рассматривать идеи в отрыве от личностей их авторов. Пресловутое"… мне друг, но истина дороже" - совершенно не актуально в нашем веке. К сожалению, мы не имеем привычкижителей Верии допытываться, "ежедневно разбирая Писания, точно ли это так" (Деяния 17-11.) К СТЫДУ НАШЕМУ, СОВРЕМЕННОЕ ХРИСТИАНСТВО ПРИВЫКЛО ОЦЕНИВАТЬ ИСТИНУ ПО СТЕПЕНИ СИМПАТИЧНОСТИ ТОГО ИЛИ ИНОГО ПРОПОВЕДНИКА. Тональность и эмоциональность речи ценятся нынче больше, чем аргументированность доводов. Ораторские способности и манера держаться на сцене вызывают чувство уверенности в том, что проповедуется здравое учение, не подлежащее сомнениям. Степень достоверности сказанного в проповеди измеряется "симпато-метрами" или "мило-ваттами" в отношении к проповеднику. Чем более симпатичен тот или иной проповедник, тем более верным нам кажется то, чему он учит. Популярность служителей в наше время достигает таких высот для многих их последователей, что фраза "Он сказал" звучит для прихожан как "Аминь". Для большинства адептов той или иной богословской школы понятие "написано у Него" равнозначно библейскому заявлению Павла "Написано", относящемуся, как известно, к Слову Божьему, а не к теориям человеческим. По своей безаппеляционности ссылки на проповеднические авторитеты сегодня звучатпочти так же убедительно, как у апостолов ссылки на Писание. Критическое мышление и вопросительный знак вместо восклицательного в конце той или иной тирады проповедника в наш век часто считается "диавольскими сомнениями". Подобное поведение порой классифицируется как "отступление от веры". Сомнения в безусловной истинности доктринальных позиций своих учителей считаются едва ли не смертным грехом во многих церквях.От критики своих взглядов некоторые богословы прячутся под одеялами с названиями "единодушие и единомыслие" или "теократический порядок". БОЛЕЗНЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ СТОЛЬ ОТКРОВЕННОГО РАЗГОВОРА В ПЕРВОМ ИЗДАНИИ "КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ!" ОТЧАСТИ СВЯЗАННО СО СПЕЦИФИКОЙ НАШЕЙ, ТОЛЬКО ЛИШЬ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ "ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ БОГОСЛОВСКОЙ ПСИХОЛОГИИ". В Америке и Европе хватает статей и книг, в которых служители открыто оппонируют друг другу на различные темы. Но что до нас, то мы явно не привыкли демократически богословствовать и цивилизовано воспринимать разномыслия, имеющиеся между нами. У нас всё больше крайности. Если мы увидели что-то, с чем мы не согласны, то склонны объявлять всёучение делом диавола. Мы все больны шахматной чёрно-белой философией. Наши глаза не превыкли воспринимать полутона. При обнаружении малейших разномыслий, мы делим всех на своих и чужих. Мы маркируем всех вокруг себя либо мрачно чёрным, либо совершенно белым. В первом случае мы выплёскиваем младенца вместе с водой. Во втором подвергаем его опасности, не обращая внимание на то, что вода чрезвычайно грязна и требует либо замены, либо очистки и дезбактеризации. Открытая или "кухонная" апологетика? Меня часто спрашивали в письмах и устно, почему я предпочёл в первом издании "открытые письма" с именами служителей, а не "закрытую схоластику"? Хотел бы, объясняя, указать на неэффективность "кухонной апологетики" в тех случаях, когда речь идёт не о частном происшествии, а о распространённой тенденции. Я находил этот вид апологетического обрамления наиболее удачным и результативным. Считая данную форму защиты Евангелия актуальной потребой дня, думаю, что уход открытой апологетики со сцены истории церкви в кабинетные кулуары схоластов средневековья является одной из причин колоссального запустения церкви того времени. КОГДА ВСЕ ГОЛОСУЮТ "ЗА", А "ПРОТИВ" ЗВУЧИТ ЛИШЬ НА КУХНЯХ ХРУЩЁВОК, СТРАНЕ МОЖНО СМЕЛО ПРОРОЧЕСТВОВАТЬ НЕМАЛЫЕ ПРОБЛЕМЫ. КОГДА ЕВАНГЕЛИЕ ИСКАЖАЕТСЯ С БОЛЬШИХ КАФЕДР ПОД ГРОМ АПЛОДИСМЕНТОВ, А ЕГО КОРРЕКТИРОВКА ЯВЛЯЕТСЯ УДЕЛОМ ДОМАШНИХ БЕСЕД ЗА ЧАЕМ, ТО ЦЕРКВИ НЕ СДОБРОВАТЬ. Эпидемия - это не индивидуальная простуда. Она лечится несколько иными способами и нуждается в мерах другого масштаба. Издревле христианские апологеты использовали открытые послания для наставления церкви и профилактики теологических заболеваний. Церковные письма - циркуляры - использовалисьв качестве духовного антибиотика для тех, кого немного просквозило тем или иным ветроучением. Их название от латинского слова "циркулярис" - круговой, выражало их предназначение. Они были призваны произвести некую работу, пройдя по кругу читателей. Открытые апологетические посланияпервыми предупреждалио богословской штормовой опасности и помогали Церкви не оказаться застигнутой врасплох шквалом необогословских идей. Нам необходимо помнить, что весь Новый Завет по своей сути является открытыми письмами и при этом содержит огромные апологетические отрывки. Некоторые братья рекомендовали мне писать эту книгу в сугубо схоластическом стиле, отвлечённом от догматического рассуждения. Однако отвлечённые интеллектуальные кульбиты в богословской стратосфере я не считаю продуктивным способом борьбы с болезнетворными для Церкви микробами ветроучений. По этой причине мной был выбран жанр достаточно "открытых писем".
Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям. (2-е Коринфянам 5 - 11). Но всё же Я ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ У ТЕХ, КТО НЕСМОТРЯ НА МОИ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ИЗВИНЕНИЯ ЗА ИРОНИЧНЫЙ ТОН ПЕРВОГО ИЗДАНИЯ, ВСЁ ЖЕ ВОСПРИНЯЛ ДОЛЮ ИРОНИИ, ПРИЗВАННУЮ МНОЙ ОБОСТРИТЬ ДИСКУССИЮ КАК ЛИЧНУЮ ОБИДУ И САРКАЗМ. МЕНЬШЕ ВСЕГО НА СВЕТЕ Я ХОТЕЛ КОГО-ЛИБО ОСКОРБИТЬ ИЛИ ЗАДЕТЬ ЧЬЕ - ЛИБО ДОСТОИНСТВО. Повторяю: иронический тон некоторых апологетических иллюстраций не преследует цель оскорбить чьи-то богословские привязанности. Это лишь способ более яркого выражения мысли в диспуте. Был прав тот, кто сказал, что "Апологетика обязана быть чуть-чуть колкой". Это не для того, чтобы кого-нибудь ранить, но чтобы оппонент не засыпал. С любовью во Христе ко всем читателям пастор Геннадий Мохненко АПОЛОГЕТИКА АПОЛОГЕТИКИ Устаревший жанр или насущная потребность церквей? "Защищаю" - так переводится греческое " apolageatai". Книга, предлагаемая читателю, принадлежит к разделу "популярной апологетики" . Предметом ее является один из самых горячих споров последнего десятилетия на посткоммунистическом богословском пространстве - "харизматическое учение веры". Не о танцах, не о женских покрывалах, не о формах служения, но о богословских проблемах пойдет речь ниже.И защищаться будет не что иное, как учение. Апологетика не является новым жанром в церковной истории. Ветхий и Новый Заветы полны апологетическими отрывками и борьбой за чистоту слова Господня. Практически каждый новозаветный автор сравнивает свои взгляды с теми искажениями, которые набирали силу в его время. Иаков пишет:
И далее идет защитаздравого понимания веры от перекосов. Петр заявляет о необходимости защиты своих взглядов:
Павел десятки раз защищает Евангелие от искажения. В ранней истории церкви апологетика, как богословский жанр, играла не последнюю роль: в споре не столько рождалась истина, сколько защищалась. Разумеется, не "в споре, в смысле "ссоры", а в споре, как "категории рассуждения". Евангельское учение через 20 столетий не под аплодисменты сторонних наблюдателей, но под давлением: как внешним (от репрессий и языческого прессинга), так и внутренним (ветроучений и ересей). Церковь занималась Апологетикой всегда, одной рукой неся Евангелие народам, второй - защищая Слово Божие посредством слов апологетов против прибавок и новшеств. Нет оснований полагать, что сегодня нужда в защите Евангелия отпала. Пожалуй, даже наоборот: наш век предъявил больше всего попыток исказить "вечное Евангелие". Слава Господу, попыток бесплодных в конечном итоге, ибо Слово Божие, как скала, не поддается нападкам даже самых сильных волн. Но, что касается людей, стоящих на этой скале, картина принципиально иная. Сам Иисус предупреждал, что лжепророки и лжеучения "многих прельстят", (Мтф. 24:11). Стоит ли перечислять те волны заблуждений, которыми срывало и уносило в море ересей христиан в последнюю пару столетий. С середины прошлого века, со дня "Великого разочарования" и несбывшихся пророчеств Уильяма Миллера (22.Х.1844), церковь чрезвычайно сильно подверглась атакам "новых идей и откровений". Безусловно, в апологетическом прицеле данной книги - не антихристианский культ. Речь идет лишь об опасной и популярной внутри христианской тенденции уклонения от чистоты учения. Но стоит напомнить, что все "крупные ереси"начинались с "малых заблуждений". ЗАБЕРИ МОИ ПРОБЛЕМЫ, НО НЕ ТРОНЬ МОИХ СВИНЕЙ Неогадаринское богословие В Иудейском царстве, в Римском государстве, в Гадаринской стране однажды произошло событие, являющееся яркой иллюстрацией к модным на сегодняшний день богословским веяниям. Христос переправился на другой берег моря, и Его там встретил человек, одержимый нечистым духом. Этот человек был огромной проблемой для окрестных жителей. Писание говорит, что:
Давайте условно назовем этого человека – «проблемой» для жителей Гадаринской страны. При этом мы вынуждены признать, что он был немалой проблемой. Их положение из-за такого прибрежного соседа было явно незавидным. Люди не имели покоя. Их дети не могли свободно играть на побережье. По ночам его дикий крик не давал им спокойно спать. Итак, этот одержимый был большой проблемой. Обратим наше внимание на тот факт, что данная проблема не имела человеческого решения. Все усилия людей по ее устранению были тщетны. Цепи и оковы, многократно одеваемые на одержимого, были разрываемы, и казалось, что выхода в этой ситуации нет. Так оно и было бы, если бы не проявление Христа. Удивительная история описана Марком. ОГРОМНАЯ И НЕ РАЗРЕШИМАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ УСИЛИЯМИ ПРОБЛЕМА В ЛИЦЕ ЭТОГО ОДЕРЖИМОГО, ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ГОСПОДА ВЫБЕГАЕТ К НЕМУ НА ВСТРЕЧУ И СКЛОНЯЕТСЯ ПРЕД НИМ.
Итак, первый вывод из этой истории заключается в том, что Христос имеет власть над проблемами любого размера, какими бы огромными и неразрешимыми, с человеческой точки зрения, они не были. У Него есть сила для разрешения наших проблем. Укрощение бури показывает нам Его власть над природой. Многочисленные чудесные исцеления наглядно демонстрируют Его власть над болезнями. Воскрешения мертвых подтверждают Его Божественное могущество. Освобождение одержимых иллюстрирует Его мессианский авторитет в духовном мире. Итак, Христос - это Господь. Любая проблема падает ниц перед Ним! Аллилуйя! Кто же не захочет принять Его в свою жизнь? Разве найдутся те, которые не пожелают пустить Его в свой город? Он силен решить любую проблему! Думаю, что если бы эта история у Марка заканчивалась на том лишь, что Иисус освободил этого беднягу от злых духов, то в Гадаринской окрестности был бы большой праздник. Уверен, что люди с радостью приняли бы Господа! Но... Вторая часть этого сюжета удивительным образом меняет реакцию гадаринцев на визит Христа в их страну. ВЫГОНЯЯ НЕЧИСТЫХ ДУХОВ ИЗ ОДЕРЖИМОГО, ГОСПОДЬ ПОЗВОЛИЛ ИМ ВОЙТИ В СТАДО СВИНЕЙ, КОТОРОЕ ВСЛЕДСТВИИ ЭТОГО ПОГИБАЕТ. Чтобы нам понять , что этот последний факт означал для гадаринцев, давайте произведем перерасчет свиней в долларовый эквивалент. Я не знаю цен в вашем регионе, но на нашем Мариупольском рынке цена на среднюю худо-бедную свинью около 200 $ США. Умножим на 2000 свиней, которые, по словам Марка,
И в результате наших несложных вычислений мы получаем весьма интересный факт : РЕШИВ ОГРОМНУЮ ПРОБЛЕМУ ГАДАРИНЦЕВ, ХРИСТОС СВОИМ НЕОБЫЧНЫМ ДЕЙСТВИЕМ ПРИНЕС ИМ ДРУГУЮ ПРОБЛЕМУ, СТОИМОСТЬ КОТОРОЙ 400 000 $ США, И ЖИТЕЛИ ТОЙ СТРАНЫ НЕ ПРИНЯЛИ ХРИСТА,
В этом пункте, дорогой читатель, мы упираемся в фундаментальный пробел модных ныне учений. Христос силен решить проблемы. Это великая и благая весть для человечества. Но Он Бог и в Его власти не только решать проблемы, но и допускать их в нашу жизнь, когда Он считает это необходимым. Понимание первой истины о всемогуществе Иисуса является лишь половиной Евангелия. Осознание же Его абсолютного, суверенного, Божественного права создавать нам проблемы, с целями, порой известными лишь Ему, является второй половиной Благой вести. ЧАСТЬ 1. СТРАНА НЕ ВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ. |
России в 2002 г. Уже тогда у икеа было два магазина в Московской области. В теплом Стане, по соседству с одним из них, икеа построила... | Лингвострановедческий подход при обучении французскому языку как второму иностранному | ||
Монастырщине в воскресенье 3 ноября в 11 часов вечера. Когда мне исполнилось 16 лет и я пришёл получать паспорт, то девушка, выдававшая... | Правительство России решило ограничить ставки по микрозаймам. Советующий законопроект готовится ко второму чтению в Госдуме, передает... | ||
Расходы минобороны будут увеличены ко второму чтению проекта бюджета на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов борис грызлов... | Рекомендованы к изданию Научно – методическим советом гоу спо «Беловский педагогический колледж» | ||
... | «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (2011 г) | ||
Проблемно-ориентированный анализ работы педагогического коллектива за 2012-2013 учебный год. Основные направления и задачи на 2013-2014... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |