Скачать 194.81 Kb.
|
Лекция 1. Общие принципы бюджетированияЦель лекции: Знакомство с общими принципами бюджетирования Рассматриваемые вопросы: 1. Принципы финансового планирования 2. Контроль выполнения бюджета предприятия 1. Принципы финансового планированияВ условиях перехода к рыночной экономике планирование работы предприятия претерпел серьезные изменения. Работать без планирования не в состоянии ни одно предприятие. Возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность. С чем связана важность планирования для компаний и предприятий? Планировать необходимо для того чтобы:
Планирование деятельности стало основой работы предприятий. Примером является бизнес-план. Без него редкий инвестор решится вкладывать деньги в развитие или расширение бизнеса. От объективности прогнозов зависят результативность предпринимательской деятельности. Планирование должно сочетать положительный опыт предыдущей системы хозяйствования и то новое, что диктуется изменившимися условиями и позитивным зарубежным опытом. Финансовое планирование – это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия. Его главными этапами выделяют следующее:
Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия: никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, финансовые планы могут быть неприемлемы, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочном периоде. В основе финансового планирования лежат:
Методология внедрения финансового управления ( бюджетирования) Две стороны бюджетирования
Основные понятия и определения Бюджетирование – это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, позволяющая анализировать прогнозируемые финансовые показатели и управлять с их помощью ресурсами (прежде всего финансовыми как отдельного бизнеса, так и компании в целом). Бюджет – это финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период вцелом и по отдельным его частям План действий при постановке бюджетированя
Анализ финансовой структуры компании Финансовая структура компании При постановке бюджетирования и управленческого учета важнейшей задачей является определение объекта финансового планирования. Финансовая структура – набор неких центров финансовой ответственности Анализ финансовой структуры Необходимо определить:
Классификация объектов финансового планирования Варианты выделения объектов бюджетирования:
В дальнейшем при рассмотрении вопросов бюджетирования ИТ будет использоваться классификация объектов из книги Хруцкий В.Е. , Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование.- М., Финансы и статистика, 2006 Авторы выделяют три основные группы структурных подразделений — объектов бюджетирования, различающихся технологией и организацией бюджетного процесса :
Для выбора типа бизнес-единицы необходимо ответить на следующие вопросы:
Помимо чисто технологических различий, относящихся непосредственно к составлению бюджетов для МВЗ, ЦФУ и ЦФО, особенностей консолидации (составления сводных бюджетов), есть еще один аспект. Как правило, выделение ЦФО более характерно для компаний с дивизиональной организационной структурой управления или холдингов', а ЦФУ и МВЗ свойственны линейно-функциональным организационным структурам управления. Хотя жесткого разделения здесь нет и быть не может. В одной и той же организации на различных уровнях управления одновременно могут существовать ЦФО, ЦФУ и МВЗ. В составе ЦФО может быть несколько ЦФУ и МВЗ наряду с теми, которые выделены на уровне предприятия или компании в целом. Места возникновения затрат Примеры МВЗ:
На первый взгляд финансовые структуры с определением мест возникновения затрат (МВЗ) являются наиболее простыми: как с точки зрения их выделения, так и организации контроллинга. МВЗ не несут ответственности за доходы, а отвечают только за затраты, но не за любые, а за регулируемые или контролируемые затраты, т.е. только за те издержки, на уровень которых руководители МВЗ могут реально повлиять. Определить такие затраты на практике трудно. При выделении МВЗ в первую очередь предстоит определить набор регулируемых затрат, а затем подобрать систему контрольных (целевых) показателей. Это могут быть нормы (для условно-переменных) и лимиты (для условно-постоянных) регулируемых затрат. Наличие разницы между контрольными финансовыми показателями МВЗ и аналогичными параметрами любого структурного подразделения дает возможность руководителю МВЗ реально управлять затратами на базе этих показателей. При необходимости среди контрольных показателей может быть и такой параметр, как резерв руководителя МВЗ на непредвиденные нужды). В зависимости от контрольных показателей для конкретного МВЗ определяется набор операционных бюджетов, а также составляется план капитальных затрат (ПКЗ) как часть общего бюджета развития компании. консолидации бюджета на уровне компании в целом в рамках финансовой структуры с МВЗ составляют сводные операционные бюджеты (по однотипным видам затрат) и сводные ПКЗ. На их основе составляют три мастер-бюджета: БДиР, БДДС и расчетный баланс. Для МВЗ основным является премирование работников и структурного подразделения в целом за соблюдение норм и лимитов регулируемых затрат. Именно за соблюдение, а не за экономию. Характеристики МВЗ:
Центры финансового учета Примеры
В отличие от МВЗ центры финансового учета (ЦФУ) несут ответственность за доходы. «Несут ответственность» - означает возможность не просто контролировать, но и влиять на доходы. К ЦФУ могут быть отнесены любые центры доходов и расходов, как центры прибыли, так и центры убытков. Степень децентрализации в ЦФУ больше, чем в МВЗ. Для ЦФУ главным контрольным показателем является прибыль (убыток), т.е. баланс доходов и расходов. Для ЦФУ составляют БДиР. (главными контрольными показателями являются прибыль (убыток) и объемы продаж. Набор и форматы операционных бюджетов, режим их составлении и контроля должны быть прерогативой самого ЦФУ. Какие затраты и как контролировать - должны решать руководители ЦФУ (режим самоконтроля). Степень свободы маневра ресурсами и выбор способов получения прибыли (уменьшения убытков) у ЦФУ должны быть больше, чем у МВЗ. Поскольку затраты могут быть взаимодополняемыми и взазамещаемыми, ЦФУ, если это действительно ЦФУ, а не структурное подразделение) должен иметь право самостоятельно контролировать и регулировать уровень (нормы и лимиты) всех затрат, с тем чтобы допиваться их общей экономии(сокращения). Если для получения большей прибыли приходится превышать нормы или лимиты каких-либо затрат, то это проблемы ЦФУ, и они не должны решаться на высшем уровне управления компании. При необходимости центры финансового учета самостоятельно могут отслеживать движение денежных средств (в части поступления оплаты за отгруженную продукцию, при расчетах с поставщиками) и, следовательно, составлять соответствующие графики движения денежных средств. Как и в МВЗ, в ЦФУ могут разрабатывать также и ПКЗ. На базе БДиР и ПКЗ отдельных ЦФУ составляют сводные БДиР и ПКЗ. На их основе и на основе графиков движения денежных средств составляют два основных мастер-бюджета компании: БДДС и расчетный баланс. Для стимулирования работников ЦФУ, так же как и МВЗ, могут применяться различные формы премирования (за достижение соответствующих финансовых показателей: прибыли, объемов продаж, соблюдение норм и лимитов критических затрат). Характеристики ЦФУ:
систем Примеры:
Примеры:
Центры финансовой ответственности Центры финансовой ответственности (ЦФО) несут ответственность за все финансовые результаты, за все доходы и расходы. Как правило они имеют полную бюджетную схему, т.е. составляют все виды основных бюджетов, принятых в компании. ЦФО отвечают за все. Система контрольных показателей ЦФО как и у компании в целом. Главным и принципиальным отличием ЦФО от ЦФУ является ответственность первого за движение денежных средств. Она предполагает, что руководители ЦФО должны иметь возможность самостоятельно в пределах своих бюджетных полномочий распоряжаться денежными средствами, поступающими от контролируемого данным ЦФО бизнесом. Не просто иметь возможность чистого контроля, т.е. отслеживать свои «приходы» и «расходы», а именно самостоятельна принимать решения по урегулированию дебиторской задолженности со своими потребителями и режиму расчета с поставщиками (самостоятельно регулировать кредиторскую задолженность), а главное, обосновывать размеры и условия привлечения внешнего финансирования (кредитов, займов, инвестиций) для своего бизнеса (под ЦФО). Критерии выделения структурных подразделений в ЦФО
Характеристики ЦФО
Порядок проведения анализа финансовой структуры компании и выделения ЦФО. ЦФУ и МВЗ
Бюджетный регламент Необходимые условия постановки процесса бюджетирования являются:
Бюджетный регламент — это совокупность внутрифирменных документов и приказов, описывающих бюджетный процесс на предприятии. Определяет установленный в организации порядок:составления (разработки), представления (передачи), согласования (визирований), консолидации (обработки), оперативного контроля и оценки исполнения (проведения план-факт анализа) бюджетов различных видов и уровней. Примерный состав бюджетного регламента
Структура Положения о бюджетном планировании
Элементы бюджетного регламента Общие правила бюджетной деятельности. Определяются цели, ради которых будет внедряться бюджетирование, а также целевые показатели, с учетом которых формируются доходные и расходные статьи бюджетов. Это делается для того, чтобы установить правила формирования отчетов о работе компании, а также порядок анализа и корректировки бюджетов. Описание центров ответственности. В описании должны содержаться принципы разделения центров ответственности на ЦФО, ЦФУ и МВЗ, формы планов и годовой отчетности, которые представляет каждый центр, а также правила консолидации этих документов в общефирменную отчетность. Определение бюджетного периода. Бюджетный период — это срок, на который составляются основные финансовые бюджеты. (квартал, месяц) Предприятия, имеющие развитую систему управления, составляют бюджеты помесячно (или на каждые четыре недели). Среднесрочный бюджет формируется на год, реже — на три и пять лет.
Составление бюджетного графика. В регламенте необходимо определить сроки разработки, согласования, утверждения, консолидации и анализа бюджетов всех уровней. Эти сроки должны быть достаточными для формирования бюджетных документов и утверждения их на бюджетном комитете компании. Для каждой стадии бюджетного процесса, начиная с составления и заканчивая утверждением бюджетных документов, назначаются ответственные.
Данная часть регламента существует не во всех компаниях, однако многие специалисты считают ее едва ли не основной, поскольку она увязывает исполнение бюджета с вознаграждением конкретных сотрудников компании. Этапы составления бюджетного регламента
Определяются:
Существующая на предприятии система планирования должна позволять по понятным сотрудникам правилам и в требуемые сроки представлять необходимые для бюджетного процесса плановые формы и отчеты.
После разработки методики составления и утверждения форматов операционных и финансовых бюджетов необходимо обучить персонал работе в рамках бюджетного регламента. Структура бюджетного цикла. Бюджетный цикл включает разработку бюджета, сбор и обработку данных, корректировку бюджета. Разработка бюджета
Сбор и обработка данных
Корректировка бюджета
2. Контроль выполнения бюджета предприятияБюджетирование без обратной связи не имеет смысла. Любая система является жизнеспособной, если имеет в своем составе элементы обратной связи, которые предусматривают анализ того, что сделала система, и текущую корректировку поведения системы по мере поступления сигналов о ее состоянии. Бюджетирование – это тоже система, весьма серьезная и ответственная система финансового планирования бизнеса, и она должна предусматривать соответствующую обратную связь. Роль обратной связи в данном случае играет контроль выполнения бюджета. Система контроля выполнения бюджета на предприятии является своеобразным мониторингом финансового состояния предприятия. Важность этой системы не вызывает сомнений. Тем не менее, говоря о путях практической реализации системы, следует принимать во внимание стратегическое позиционирование предприятия. Различают три подхода к реализации системы контроля бюджета предприятия:
Так или иначе, каждый из подходов ориентирован на анализ отклонений. Дадим характеристику каждого из подходов. Простой анализ отклонений Суть подхода состоит в том, что система контролирует состояние выполнения бюджета путем сопоставления бюджетных показателей и их фактических значений. Если отклонение носит существенный характер, то финансовый менеджер принимает решение о необходимости вносить соответствующие коррективы в бюджет последующего периода. В противном случае никакие корректирующие действия не производятся. Анализ отклонений, ориентированный на последующие управленческие решения, предполагает более детальный факторный анализ влияния различных отклонений параметров бизнеса на денежный поток. По существу, производится декомпозиция влияния всех, вместе взятых, отклонений на величину итогового денежного потока. Технология проведения такого контроля выглядит следующим образом. Шаг 1. Установление всех факторов, которые влияют на величину денежного потока. Шаг 2. Определение суммарного отклонения денежного потока от бюджетного значения. Шаг 3. Определение отклонения годового денежного потока в результате отклонения каждого отдельного фактора. Шаг 4. Составление таблицы приоритетов влияния, которая располагает все факторы по порядку, начиная с более значимых. Шаг 5. Подготовка окончательных выводов и рекомендаций в части управленческих решений, направленных на выполнение бюджета. Анализ отклонений в условиях неопределенности рассматривает несколько другую схему принятия решений в отношении существенности отклонений. Согласно этой схеме все параметры бизнеса (цены, объемы, расходные коэффициенты и т.д.) признаются по своей сути неопределенными значениями и задаются не в виде отдельных чисел, а в виде интервалов неопределенности Неопределенность в отношении параметров бизнеса порождает неопределенность результирующего годового денежного потока и/или прибыли, если последняя также является предметом анализа. Оценить неопределенность денежного потока можно с помощью имитационного моделирования Контроль выполнения бюджета производится следующим образом. Если фактическое значение результирующего параметра попало в интервал неопределенности, полученный в результате имитационного моделирования, то выполнение бюджета считается успешным. В противном случае необходимо произвести дополнительный анализ, направленный на уменьшение неопределенности параметров бизнеса. Это в свою очередь вызовет необходимость принятия соответствующих управленческих решений. Не исключено, что финансовый менеджер примет решение использовать второй подход к контролю бюджета. Стратегический подход к анализу отклонений базируется на убеждении, что оценка результатов деятельности предприятия, в частности, выполнения бюджета, должна осуществляться с учетом стратегии, которой следует предприятие. Данный подход не предлагает какую-либо вычислительную технологию контроля. Он устанавливает отправную точку процедуры контроля бюджета. Другими словами, проанализировав стратегию предприятия, финансовый менеджер выбирает соответствующую этой стратегии вычислительную процедуру контроля. Стратегия предприятия может рассматриваться в двух измерениях:
Система контроля выполнения бюджета является критическим по важности элементом для предприятия, которое ориентируется на стратегию использования достижений (частично, поддержания достигнутого уровня) при стратегическом позиционировании конкурентных преимуществ в направлении лидерства по издержкам. В такой ситуации предприятие вынуждено “считать каждый доллар” своих издержек и поступлений, детально выясняя причину отклонения от ранее спланированных сценариев. Отражением этого стремления является метод контроля бюджета, сфокусированный на управленческие решения (второй подход в рамках используемой классификации). С другой стороны, предприятию, ориентированному на расширение и, следовательно, диверсификацию продукции, вряд ли следует рекомендовать строить детализированную систему контроля издержек, использующую факторный анализ. Здесь более показано построение бюджета предприятия в рамках базовой технологии, но с агрегированными показателями, и проведение контроля выполнения бюджета по простейшей схеме анализа отклонений. Следует подчеркнуть перспективность использования в данном случае третьего подхода, который базируется на представлении параметров бизнеса с помощью интервалов неопределенности. Интервальный метод контроля бюджета достаточно прост, поскольку работает в рамках дуальной схемы: если результирующий параметр попал в интервал, то это “хорошо”, если нет – бюджет считается не выполненным. При этом не следует бояться сложностей, связанных с имитационным моделированием бюджета. При наличии программы типа Crystal Ball (можно также рекомендовать @RISK) исчезают методические сложности проведения моделирования, остается только обосновать интервалы неопределенности параметров бизнеса. Список литературы:
Хоуп Д., Фрейзер Р. Бюджетирование каким мы его знаем. Управление за рамками |
Данные о контингенте обучающихся, формах обучения по состоянию на конец 2014/15 учебного года | «о единых требованиях к дополни-тельному обучению на профессиональ-ную компетентность международных автомобильных перевозчиков государств... | ||
«Информация по организации деятельности лагерей с дневным пребыванием на базе образовательных учреждений Ялуторовского района» | Вопросы развития сферы культуры, рассматриваемые в исполнительных и законодательных органах местного самоуправления | ||
Учебная дисциплина «Корпоративные финансы» изучается в ооп «Экономика» (бакалавр) – б дв. 4-1 | Обозначить актуальность рассматриваемой темы и последовательность ее изучения. Изложить рассматриваемые вопросы, акцентируя внимание... | ||
«Автоматизированная информационная система управления процессом планирования бюджета Ставропольского края» | «Автоматизированная информационная система управления процессом планирования бюджета Ставропольского края» | ||
«Автоматизированная информационная система управления процессом планирования бюджета Ставропольского края» | Пк-1, пк-2, пк-3, пк-7 и пк-8 на основе систематизации профессиональных практических навыков студентов в области бухгалтерского,... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |