КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Промышленно-экономический колледж»
Заочное отделение
Специальность 030912 Право и организация социального обеспечения (номер название)
КОНТРОЛЬНАЯ работа № 1
по дисциплине
Основы социологии и политологии___ (название)
студента группы 32701
зачетная книжка № 13-7-052
ФИО студента Петрова Виктория Игоревна Адрес г.СПб,ул.Хасанская,д.14,к.1,кв.53
E-mail: sunlight.345@mail.ru телефон: 8-950-006-26-39
2014 год
Содержание: Основные методы социологического исследования………………….стр. 3-8
Происхождение и сущность государства……………………………...стр.8-11
Формы государства……………………………………………………...стр.11-16
Функции государства…………………………………………………...стр. 17-20
Список используемой литературы……………………………………...стр.21
Основные методы социологического исследования.
Социология, как всякая самостоятельная наука, имеет свой предмет и соответствующий ему метод. Предмет социологии представляет собой существенные черты, свойства социальных явлений и процессов, закономерности функционирования и развития социальных систем, механизмы действия и формы проявления этих закономерностей в деятельности человека. Метод социологии включает в себя общенаучные познавательные принципы, опирается на все богатство общенаучной методологии, обеспечивающей надежность и достоверность полученного знания. В своей познавательной деятельности социология использует понятийный аппарат, категории и законы других общественных и гуманитарных наук. Учитывая специфику своего предмета, она разрабатывает собственно социологическую методологию, важной составной частью которой выступают методы, методика и техника социологического исследования.
При сборе социологических данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две основные разновидности: - Опрос (анкетирование и интервьюирование);
- Анализ документов (качественный и количественный);
- Наблюдение (не включенное и включенное);
- Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый); Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Социолог, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Социолог получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.
Анкетирование. Это самый распространённый в социологии метод исследований. Анкета - размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования. Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к анкетам применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в прилагаемой к ней инструкции. Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы.
Анкетирование может быть:
- почтовое;
- прессовое;
- групповое.
Анкета состоит из вводной части (цель проведения исследования, методы заполнения анкеты, благодарность за участие в анкетировании), вопросника (закрытые вопросы, открытые вопросы, полуоткрытые вопросы) и паспортички (статус и положение участника).
Виды вопросов. Все вопросы делятся на два основных типа - открытые и закрытые. В открытых после текста вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать своё мнение. В закрытых после текста вопроса социолог предлагает перечень закрытий или альтернатив.
Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. Закрытие легче обрабатывать на компьютере, но они требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. Открытие используется там, где эти знания ограничены и исследование проводится с разведывательной целью.
Виды опроса. В социологии различают два типа анкетного опроса - сплошной и выборочный. Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается всё население страны. С начала XIX века в европейских странах периодически проводятся переписи населения, а сегодня они используются повсеместно.
Выборочное обследование. Оно является более экономичным и не менее надёжным методом, хотя требует более изощрённой методики и техники. Его основа - выборочная совокупность. Она - уменьшенная копия генеральной совокупности. Генеральной совокупностью считают всё население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Выборочной совокупностью называют множество людей, которых социолог опрашивает.
Кого относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность, решают математические методы.
Интервью. Оно является вторым по популярности методом исследования в социологии. Слово «интервью» происходит от английского inter-view и означает беседу, встречу, обмен мнениями. Учёный или журналист узнаёт точку зрения, взгляды, мнения человека, которого он считает носителем ценной информации. Обычную беседу нельзя считать «интервью» - она протекает стихийно. Интервью - это обязательно целенаправленная беседа. И не просто беседа, а разведывание, выяснение важных сведений, новых данных. Иными словами, способ получения информации с помощью устного опроса. Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в интервью вопросы зачитывает специалист. Его называют интервьюером.
Структура интервью:
1. начало (проблема беседы);
2. опрос (вопросы по теме);
3. заключение (итоги).
По цели исследования интервью бывает ретроспективным т.е. когда исследуемая проблема в её прошлом состоянии, интроспективным - это исследование текущего момента, прожективным - это дальнейшее развитие того или иного объекта.
По своей структуре интервью бывает стандартным и нестандартным.
Когда формулировки вопросов и их порядок строго фиксированы и интервьюер не имеет права от них отклоняться, речь идёт о стандартизированном интервью. Когда определена тема, план и выбраны ключевые вопросы, а всё другое по ходу дела придумывает интервьюер, говорят о не стандартизированном интервью.
Наблюдение.
Наблюдение - это целенаправленное и организованное восприятие действительности. Наблюдение основано на какой-то определённой цели или задачах исследования. Наблюдение всегда располагает какими-то техническими средствами и концептуальными средствами.
Наблюдение достаточно объективно, и косвенно т.е. объектом наблюдения выступает не сам объект, а его взаимоотношение с другими объектами.
Наблюдение может быть как скрытым так и явным, а так же включённым и не включённым.Наблюдать можно взаимоотношения между людьми, учреждениями и их посетителями, взаимоотношения между сотрудниками и подчинёнными.
Эксперимент.
В отличии от наблюдения эксперимент предполагает активное взаимодействие на определённый объект исследования. В этом случае объект ставится в определённые условия, которые позволяют изучить их влияние на него.
По своей направленности он может быть естественным и лабораторным. Его применение в социологии крайне ограниченно. Зато в психологии, физике и химии это главное средство познания. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Когда поставлена цель исследования и подготовлена программа, создают две группы - экспериментальную и контрольную. В экспериментальной трудятся по-новому, а в контрольной - по-старому. Контрольная группа служит эталоном сравнения. Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет.
Особенности социологических методов исследования.
Некоторые из основных особенностей социологических методов:
1. Одной из особенностей социологической науки является тесная взаимосвязь теоретических и эмпирических исследований. Специфика этого феномена заключается в том, что в нем соединяются и взаимодействуют теоретические (абстрактные) методы общественных наук и эмпирические (практические) методы естественных наук. Это позволяет говорить о социологии как о науке, способной выразить состояние той или иной социальной реальности не только путем теоретических выводов и умозаключений, но и языком конкретных данных (в цифрах, процентах и т. д.). Социальные факты, полученные эмпирическими методами, являются основой для теоретического анализа и теоретических выводов в социологическом исследовании.
2. Другой особенностью социологических методов является то, что они проводятся в конкретной социальной среде и направлены на выявление реально существующих социальных фактов по принципу «здесь и сейчас». Если философия методом логических умозаключений вне зависимости от времени и пространства исследует «вечные» проблемы человеческого бытия, а экономика — основные экономические законы и способы производства, которые являются универсальными для многих социальных систем, то социология — наука конкретная, и каждое исследование по своему уникально, что конечно же не исключает некоторых теоретических обобщений.
3. Следующая особенность социологического познания состоит в том, что для получения необходимых социальных фактов исследователь «проникает» непосредственно в изучаемый объект, в ту или иную социальную реальность. Например, анкетный опрос предполагает раздачу каждому конкретному респонденту анкеты. При этом исследователь объясняет смысл и задачи исследования, правила заполнения анкеты и т. д. Интервью, телефонный или экспертный опросы требуют непосредственного общения исследователя с респондентами. «Проникновение» в исследуемый объект в той или иной мере происходит и. в случаях применения других способов сбора социальных фактов.
4. Еще одной важной особенностью социологических методов является то, что социология изучает и анализирует различные социальные процессы и явления, различные сферы жизнедеятельности
общества (экономическую, политическую и др.) с точки зрения интересов и потребностей людей, их ожиданий, предпочтений и настроений. 5. Социология исследует социальные процессы, социальные общности людей с точки зрения их связи с функционированием общества как целостной системы. Так, исследуя личность, социология выявляет социальные качества, которые могут быть присущи всем членам общества или социальной общности; исследуя семью, социология анализирует семейные отношения всего общества, выявляет взаимосвязь (взаимовлияние) института семьи с другими социальными институтами и с обществом в целом.
Происхождение и сущность государства, его формы и функции. Происхождение и сущность государства.
Государство – территориальная организация общества, которая характеризуется своим социально-политическим пространством. Социальная в том смысле, что территория, занимаемая государством, является средой жизнедеятельности данного общества. Политическое - смысле границ действия государственной власти. Современное государство связано с наличием единого экономического, а также правового и информационного пространства.
Государство – это система политических и правовых связей и отношений между людьми, регулирующих социально значимые виды их поведения и деятельности. Государство – это политико-правовой институт, а точнее система особого типа социальных институтов, образующих организацию политической власти. Как политико-правовой институт, государство не тождественно обществу в целом, а представляет собой организованную группу людей, осуществляющую от имени общества публичную власть и управление людьми.
Публичная властная сила общества представлена основными органами государства: законодательной, исполнительной и судебной властью.
Одна из самых древних теорий происхождения государства – теократическая теория. Теория божественного происхождения, согласно которой государство предписано человеку Богом.
Патриархальная теория основывается на том, что государство возникает из увеличившейся семьи. Соединение семей означает, что члены семей превращаются в граждан государства, над которыми появляется новый вид власти – власть главы государства – монарха.
Ествественно-правовая теория основывается на положении о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Дж. Локк считал, что естественное состояние человека в его неограниченной свободе.
Органическая теория выражает древние представления о государстве как о своеобразном подобии человеческого организма. Её суть состоит в том, что общество и государство представляются как организм, и поэтому их сущность возможно понять лишь из строения и функций этого организма. Все неочевидное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Государство является общественным организмом, состоящим из отдельных личностей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток.
Представители теории насилия считали, что государство возникло в результате завоеваний. Смысл теории состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего внешнего насилия, т.е. путем прямого политического действия, а государственная власть возникает и базируется на физической силе.
Сторонники психологической теории определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и различных их объединений. Смысл данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а так же в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Общество и государство являются следствием психологических закономерностей развития человека.
Материалистическая (классовая) теория происхождения государства отталкивается от того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Государство возникает как объективный результат этих процессов и специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно экономические интересы господствующего класса.
Причины появления государства объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, социальными, экономическими, национальными, религиозными и т.д. Государство – продукт внутренней эволюции общества и выступает в качестве организации для управления обществом. Таким образом, это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает законы, обладает суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения.
Во всех концепциях просматриваются две тенденции в определении сущности государства. С одной стороны, подчеркивается общесоциальное значение государства: государство призвано представлять всеобщий интерес, должно служить интересам общества и личности; с другой – государство считается орудием отстаивания частных интересов, выступает средством подавления сильными слабых, имущими неимущих. Государство выделяется из общественного целого, когда элементы государства получают способность развиваться автономно и общественная природа человека находит свое выражение в государственных образованиях. Формы государства.
Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.
Выделяют три основных элемента в форме государства:
-форму правления
-форму территориального (государственного) устройства
-политический (государственный) режим.
В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.
Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.
Монархия обладает следующими юридическими признаками:
1) это единоличное правление;
2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;
Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.
В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.
В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.
В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.
Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:
1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.
2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.
Республиканская форма правления также относится к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).
Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.
В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.
В парламентской республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.
К числу президентских в настоящее время относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция, Финляндия и др.
В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).
Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.
Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.
Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.
Унитарное государство имеет следующие признаки:
1) полное территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;
2) для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;
3) единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система;
4) единая система законодательства для всего государства;
5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.
Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).
Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки:
1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;
2) возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;
3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;
4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;
5) двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.
В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.).
Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.
По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.
По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.
Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию. Она представляет собой не форму внутреннего устройства государства, а международно-правовое объединение суверенных государств. В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства. Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство. В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Конфедерация может распасться, или, напротив, преобразоваться в единое государство, как правило, федерацию (Швейцария, США).
Третий элемент формы государства - политический (государственный) режим.
Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.
Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и недемократические. Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды.
К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.
Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю.
Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем.
Тоталитарный режим означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер. Термин был использован для характеристики фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии, он применялся для обозначения политического режима в СССР. Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть.
Фашистский режим является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.
Авторитарный режим. Его главная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.
Демократический политический режим. Демократия означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.
Демократический режим. Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства. Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Признается и обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности. Функции государства.
Функции государства отражают его динамическую характеристику. Они показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период.
Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:
-о специфике объектов государственного воздействия: экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и др.;
-о сферам деятельности государства: внутренние и внешние;
-о продолжительности действия: постоянные и временные;
-о степени общности: основные и неосновные.
Функции государства классифицируются по различным критериям:
Виды функций государства по характеру государственного воздействия на общественные отношения:
-охранительные
-регулятивные
Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).
Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);
Виды функций государства по важности для общества - основные и неосновные (подфункции) (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);
Виды функций государства по времени действия - постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация безпризорности);
Виды функций государства по степени отражения интересов различных групп населения - ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);
Виды функций государства по объектам воздействия (по сфере деятельности) - внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество). Внутренние функции Российского государства - это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Каждая функция реализуется посредством решения государством ряда конкретных задач.
Экономическая функция.
В сфере экономики перед Российским государством стоят четыре основные задачи:
-установление основных правил и координация экономических взаимоотношений;
-контроль за соблюдением установленных правил и защита участников экономического оборота;
-непосредственное осуществление экономической деятельности;
-поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте.
Для их решения осуществляются:
-структурная перестройка российской экономики; поддержка стратегических и социально значимых производств;
-централизованная инвестиционная политика;
-приватизация;
-управление государственной собственностью;
-создание условий для иностранных инвестиций;
-создание правовых основ организации (управления) экономики путем принятия соответствующих законов и иных актов и др.
Социальная функция включает в себя:
-установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (заработной платы, пенсии, прожиточного минимума и проч.);
-поддержку тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться (инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др.);
-обеспечение занятости;
-развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т. д.
Функция финансового контроля (фискальная) — это:
-установление и сбор всех видов налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью;
-проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т. п.);
-контроль за денежным обращением в стране и проч.
Функция охраны правопорядка подразумевает:
-охрану прав и свобод граждан;
-защиту всех форм собственности;
-обеспечение режима законности;
-борьбу с преступностью;
-охрану общественного порядка;
-исполнение наказаний;
-профилактику правонарушений и др.
Экологическая функция - это:
-разработка экологической программы страны;
-принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды;
-установление правового режима природопользования; установление экологических стандартов (например, показателей предельно допустимой концентрации вредных веществ в воле, атмосфере, выхлопных газах автомобилей и т. п.);
-контроль за соблюдением природоохранного законодательства.
Функция развития культуры, науки и образования включает в себя:
-государственную поддержку науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации;
-сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т. д.;
-признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества;
-охрану интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования;
-выдачу лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и другие.
Функция регулирования межнациональных отношений - особая функция, свойственная Российскому государству как федеративному образованию. На территории России проживает около 160 этносов, и потому около половины субъектов Федерации образованы по национально-этническому признаку Внешние функции Российского государства - это основные направления его деятельности на международной арене.
Функция обороны страны.
Данная функция осуществляется государством по следующим направлениям:
-укрепление и модернизация вооруженных сил;
-развитие оборонной промышленности;
-охрана государственных границ;
-организация гражданской обороны;
-ведение разведки и контрразведки;
-подготовка мобилизационных резервов;
-военное сотрудничество с другими государствами и т. д.
Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка предполагает:
-политическое сотрудничество со всеми государствами; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений;
-участие в работе международных организаций (ООН и др.); участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов;
-сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и т. д.).
Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СИГ включает в себя:
-укрепление сотрудничества со странами СНГ в экономической, политической, культурной и иных областях; создание системы коллективной безопасности; совместная охрана границ;
-обеспечение прав человека и национальных меньшинств; создание единого информационного пространства.
Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем подразумевает:
-участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники;
-участие в деятельности международных экономических организаций;
-совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности;
-предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т. д. Формы осуществления функции государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Выделяют правовые и организационные формы. Правовые формы есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовым формам относят деятельность:
-правотворческую (по подготовке и изданию нормативных актов);
-правоприменительную (по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);
-правоохранительную (по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т. п.).
К организационным формам относят деятельность:
-организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органа государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и др.);
-организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учетом, статистикой, снабжением и т. д.);
-организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения).
Список использованной литературы:
Козырев Г.И.Основы социологии и политологии – М.: Форму, Инфра-М, 2008г. – 240с.
2. Тинт Ю.С. Политология: Учеб. пособие. – Издательство РИОР,
2008 г. - 79 с.
3. Девядко И.Ф. Методы социологического исследования. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998 г. - 208 с.
4. Демидов Н. М. Основы социологии и политологии: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 208 с.
5. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2003 г. – 432 с.
6. Горелов А.А. Политология в вопросах и ответах: учебное пособие – М.: Эксмо, 2009 г. – 256 с.
|