Книга поможет прояснить некоторые важные идеи, содержащиеся в трудах К. С. Станиславского. 15Вк 978-5-222-13524-2 ббк 85. 334 © Ковалёв Анатолий, пер с англ., 2008 © Оформление, ООО «Феникс»


НазваниеКнига поможет прояснить некоторые важные идеи, содержащиеся в трудах К. С. Станиславского. 15Вк 978-5-222-13524-2 ббк 85. 334 © Ковалёв Анатолий, пер с англ., 2008 © Оформление, ООО «Феникс»
страница1/13
ТипКнига
blankidoc.ru > Бланки > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Пол Элсам

МАСТЕР-КЛАСС

ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО АКТЕРА

Ростов-на-Дону

«Феникс»

2008

Элсам, Пол

Мастер-класс для начинающего актера / Пол Элсам ; пер. с англ. Ковалева А. — Ростов н/Д : Фе­никс, 2008. — 252 с. — (Театральная мастерская).

ISBN 978-5-222-13524-2

Эта книга представляет собой вводный курс актерского ма­стерства для студентов и людей, мечтающих стать актерами. Книга помогает «совлечь покров тайны» с исполнительского процесса. Автор избрал приближенный к жизни подход, осно­ванный на многолетнем личном опыте преподавания актер­ского мастерства на различных уровнях. Актерская профес­сия очень многого требует от работающего в ней человека, и если вы по какой-то причине ощущаете отсутствие вдохнове­ния, нехватку энергии или времени для репетиций, предлага­емые Полом Элсамом 20 простых средств помогут вам обрес­ти уверенность при создании нового образа.

  • Вы сможете познакомиться с ключевыми элементами человеческого поведения и особенностями общения между людьми.

  • Предлагаемые в книге упражнения позволяют отточить актерские навыки и уровень осознанности исполнения посредством использования языка тела, характеристик голоса и речи.

  • Профиль развития характера персонажа поможет вам свести воедино всю значимую информацию, которая служит ключом к личности вашего персонажа.

  • В книгу включены отрывки из пьес для практики различных технических приемов исполнения.

  • Книга поможет прояснить некоторые важные идеи, содержащиеся в трудах К. С. Станиславского.

15ВК 978-5-222-13524-2

ББК 85.334
© Ковалёв Анатолий, пер. с англ., 2008

© Оформление, ООО «Феникс», 2008

Автор выражает благодарность за помощь в работе над книгой следующим людям: Саре Хьюз, Сибил Эйсенк, Дженни Ридаут, Алану Эйкборну, Йану Чэпеллу, Джемме Элбон, Кэти Тейлор, Хилари Лиссенден.

Посвящается Крис, а также Майку и Эми

ПРЕДИСЛОВИЕ

Об актерском мастерстве написано много ерунды, причем большая часть этой ерунды вышла из-под пера людей, никогда не игравших на сцене и даже не общав­шихся с актерами. Тем более приятно читать книгу, содер­жащую в себе практические рекомендации и написанную внятным языком. Автор этой книги — человек, выступав­ший на сцене и имевший опыт общения с актерами.

Подобным же образом, проработав первые восемь лет своей профессиональной жизни актером — со всеми со­путствующими этому ремеслу взлетами и падениями, -а последующие 40 в качества режиссера, старающегося помочь другим делать свою работу лучше, я считаю, что немного разбираюсь в этом предмете.

В конце концов, многие годы своей жизни я провел на репетициях, изо дня в день наблюдая за игровым про­цессом (и, что более важно, за тем, что ему предшеству­ет) непосредственно. Иногда это бывает утомительно (как, например, ждать, пока высохнет краска), а иногда при виде того, как одна личность сливается с другой, возникает ощущение чего-то стремительного и гранича­щего с чудом.

Стр. 3

И все же, хоть это и звучит несколько загадочно, какой бы путь в конечном счете не пришлось выбирать актеру к исполнению роли в хорошей труппе, с хорошими коллега­ми-актерами, при наличии хорошего текста, толкового ре­жиссера и с помощью надежного технического персонала, работа может приносить огромное удовольствие.

Конечно, актерская профессия требует большого терпения, усердия и просто тяжелого труда, а я знаю, что связывать упорный труд с удовольствием как-то не при­нято, по крайней мере, в нашей стране. Но эти две гра­ни профессии не должны исключать друг друга.

Исполнение актером роли — это одно из тех удиви­тельных, порой мучительных занятий, когда чем мень­ше, как тебе кажется, ты делаешь, тем более благопри­ятное впечатление производишь на окружающих.

Это, как я подозреваю, справедливо для искусства вообще. Многие из величайших произведений создают­ся играючи, как бы инстинктивно. Подобным же обра­зом некоторые скучнейшие вещи являются результатом мучительных усилий и нескончаемой упорной работы -и это заметно. Мы можем сдержанно поаплодировать тому огромному труду, который был вложен во все это, но вскоре перестаем смотреть на сцену или просто ухо­дим в антракте.

Поэтому честолюбивый начинающий актер, кото­рый, возможно, собирается прочесть эту книгу, должен всегда и прежде всего доверять своим инстинктам. Ка­ким бы одаренным вы ни были, эти инстинкты могут, время от времени, оказываться ошибочными, но если вы не закоснели и не стоите на месте, всегда есть возмож­ность вернуться назад. И если вы поймете, что ваши

Стр. 4

первоначальные импульсы зачастую вас подводят, луч­ше переменить профессию, как это сделал я.

Пол Элсам — бывший актер, который в настоящее время занимается преподаванием и режиссурой. В его ме­тодике упор делается на технические элементы, а сам подход к обучению отличается отсутствием менторства. Он дает ясные и полезные советы, помогающие студен­там достичь исполнительского мастерства, и эти советы бывают весьма эффективными, уж поверьте мне. Выбрав актерскую профессию, вы должны, часто за мизерное вознаграждение, создавать нечто, достойное зрительского интереса, причем в определенные сроки и порой сразу в нескольких постановках. Иногда, задолго до окончания репетиций или даже до их начала, бывает так, что люди уже заплатили хорошие деньги за места в зале.

Какими бы верными ни были ваши инстинкты, в ко­нечном итоге вам все равно придется полагаться на тех­ническое мастерство. В этой книге Пол совершенно справедливо замечает, что хорошие актеры прекрасно понимают, что невозможно быть на высоте на каждом спектакле восемь раз в неделю из месяца в месяц. Быва­ют дни, когда «вдохновение» их покидает. Вот именно в эти дни, в качестве компенсации, большую роль приоб­ретает техника игры. И если вы действительно классный актер, большинство зрителей не заметят разницы.

Сэр Алан Эйкборн,

Скарборо, 2005г.

Стр. 5

ВВЕДЕНИЕ

Какими приемами вы пользуетесь для создания пер­сонажа? Что, собственно говоря, называется «персона­жем»?

Само понятие персонажа в драме спорно. С момента написания Станиславским работы «Построение роли» в начале XX века поколения актеров старались постичь сущность героя, которого они представляют на сцене. Тем не менее, драматург и режиссер Дэвид Мэмет, среди про­чих, настаивает на том, что такого понятия, как персо­наж, в природе не существует, есть просто актер, задача которого состоит в том, чтобы исполнять роль в соответ­ствии с указаниями драматурга.

Конечно же, для актера, стремящегося создать опре­деленный сценический образ, существует масса проблем. Есть заманчивое желание создать запоминающийся и ин­тересный характер, и для этого актер может прибегать к различным сомнительным приемам — от легкого заика­ния до беспричинного почесывания! Есть соблазн увести персонаж и эмоциональную сторону, которая актеру ка­жется убедительной, по противоречит сценарному замыс­лу. Есть просто опасность того, что, чем глубже вы погру­жаетесь в свою роль, тем меньше замечаете окружающих.

Алан Эйкборн рассказывает историю о том, как он, будучи начинающим актером, репетировал роль Стэнли в пьесе «День рождения» под руководством драматурга Гарольда Пинтера. Стараясь как можно лучше сыграть роль, Алан приставал к Гарольду с вопросами об

Стр. 6

особенностях играемого им персонажа. Гарольд спокойно ска­зал ему: «Занимайся, черт бы тебя побрал, своим делом».

Главное состоит в том, что самый интересный, живой, привлекательный и многогранный характер, который вы можете предложить зрителю, — это вы сами. Это вполне доступный прием, поскольку если вы играете самого себя, как это делают некоторые актеры, вы можете вло­жить всю свою энергию в то, чтобы правдиво отобразить ситуации, встречающиеся в пьесе. Сегодня, особенно на телевидении и в кино, режиссер назначает актера на роль именно потому, что тот хорошо подходит по внешности и характеру героя, описанного в сценарии. Если вы счита­ете, что вас выбрали по этой причине, старайтесь не ус­ложнять характер персонажа и просто делайте то, чего от вас ожидают. Когда ваши работодатели поймут, что на вас можно положиться и вы играете правдиво, они могут пригласить вас на следующую роль.

Так есть ли еще какие-то возможности роста для ак­тера, который любит играть людей, отличающихся от него, и который хочет быть «разноплановым характер­ным актером»? Слава Богу, да. Театр все еще может пред­ложить по-настоящему характерные роли, особенно если вам предстоит играть несколько ролей в одной и той же пьесе.— что в настоящее время случается доволь­но часто ввиду сокращающегося бюджета театров. В ти­пичной постановке Джона Годберга вам могут предло­жить множество ролей, включая стереотипные, и все они должны четко отличаться друг от друга. Есть и дру­гие области работы для разнопланового актера: корпо­ративные видеофильмы, радиопостановки, игра в теат­ре—и везде актеру надо быть этаким хамелеоном.

Стр. 7

На репетициях вам захочется внести в роль что-то от себя. Режиссер будет требовать, чтобы ваш выбор вписы­вался в замысел автора пьесы. Чтобы уравновесить эти два желания, вам понадобятся, прежде всего, ясный взгляд и универсальная техника. Но где найти эту технику?

Некоторые рекомендации в этой книге я заимствовал у Константина Сергеевича Станиславского. В начале прошлого века Станиславский создал исчерпывающую систему обучения актеров, и эта его программная работа до сих пор составляет основу практически всех современ­ных методик подготовки актеров на Западе. Он учит тому, что сценарий можно сделать более понятным, если разде­лить его на «блоки». Кроме того, он говорит о кругах вни­мания, о темпо-ритм голоса и темпо-ритм тела, об эмо­циональной памяти, о всякого рода технических приемах и упражнениях. Его система, подобно Библии, часто ци­тируется и истолковывается, порой неправильно, перепи­сывается и «улучшается», но она, безусловно, помогла многим актерам найти свой путь. Правда, есть люди, в том числе Дэвид Мэмет, которые полагают, что Станиславский создал загадочную систему, отрицательно повлиявшую на способность актеров хорошо играть. Другие (и я в том числе) считают, что хотя Станиславский написал много ценного для актеров, некоторые из его трудов сейчас ка­жутся неактуальными. В конце XIX века на заре натурали­стического театра был удивительный период, когда актеры и драматурги порой опережали психологов в понимании человеческого поведения. Однако некоторые из наблюде­ний Станиславского по поводу человеческого поведения и того, как его воспроизводить сегодня, в XXI веке, менее ценны, чем тогда, когда они были им сделаны. И хотя

Стр. 8

талантливые и действовавшие из самых лучших побужде­ний ученики многое добавили к его системе, некоторые из них лишь еще более «замутили воду».

Если вы решили вникнуть в понимание Станислав­ским и его последователями (или соперниками) — ак­терской игры и хотите дойти до сути различных точек зрения на этот счет, ваши усилия будут щедро вознаг­раждены. Имейте, однако, в виду, что изучение этих предметов требует большого интеллектуального напря­жения. Для актеров и их наставников может оказаться полезным погружение в философские и психологичес­кие аспекты актерской профессии, которые представля­ются очень важными; требуемая для этого тщательность исследования может в лучшем случае послужить отлич­ной тренировкой и вызвать ощущение высокого стату­са, придающего актеру уверенность. В худшем же случае такое погружение может привести к тайному ощущению

несостоятельности, скрытому под гипертрофированным чувством высокого статуса.

Итак, я вовсе не уверен, что актерам нужно быть ин­теллектуалами. Мыслителями — да; исследователями -несомненно; собирателями — определенно. За прошед­шие годы мне приходилось беседовать со многими твор­ческими людьми, занимавшими высокое место в своей профессии. В каждом случае меня поражали их юмор, любовь к своему ремеслу и готовность раскрыть его сек­реты. Мне очень нравятся эти их качества. Они позво­ляют людям говорить о вещах без ощущения того\ что они обязаны вступить в некое тайное общество или раз­вить в себе дополнительные интеллектуальные способ­ности.

Стр. 9

Так что, эта книга вам подходит? Думаю, что нет, если вы собираетесь вступить в еще одно тайное общество. Но если вы уже обладаете актерским даром мгновенного пе­ревоплощения и хотите стать еще более универсальным, если вы хотите научиться меняться с быстротой хамеле­она — читайте дальше. Автор этой книги поставил перед собой цель помочь актеру правдиво передавать характе­ры своих персонажей; он вводит в курс дела шаг за ша­гом, не пользуясь при этом профессиональным жаргоном и основываясь на здравом смысле.

Таким образом, книга посвящена в основном комму­никации — тому, что делают люди, чтобы другие могли это увидеть и услышать. Это дает нам представление о мыслях и чувствах того или иного человека, помогает понять суть отношений между двумя индивидами, рас­познать их видение окружающего мира. Сигналы, кото­рые люди посылают с помощью жестов и голоса, дают нам все необходимые ключи к их пониманию. Что же это за сигналы?

Мы рассмотрим все основные характеристики поведе­ния — реальное, меняющееся, каждодневное человечес­кое поведение — как вербальное, так и физическое. Кни­га будет для вас руководством к пониманию вещей, которые вы делаете ежедневно; вы узнаете, как и почему ваше поведение меняется в зависимости от обстоятельств. Вам будет предложено точное описание каждого «типа» поведения, в том числе поведенческих крайностей, а так­же будут представлены примеры из жизни животных. Вы узнаете о более утонченных образчиках поведения и о том, как изменения в поведении используются писателя­ми и актерами для создания комического или

Стр. 10

драматического эффекта. Наконец, вы получите практические рекомендации по применению приобретенных знаний о типах поведения для построения роли; в книге будут опи­саны простые практические упражнения для оттачивания навыков актерского мастерства и восприятия, а значит, для повышения универсальности.

Поможет ли вам данное пособие стать мастером пере­воплощения? Надеюсь, что да. По крайней мере, я наде­юсь, что, прочитав эту книгу и уяснив заложенные в ней идеи с помощью упражнений, вы станете более уверен­ным и опытным исполнителем. Все актеры стремятся со­здавать истории для зрителей. Делает ли это актер, опи­раясь на собственную личность, или предпочитает отойти от собственного характера, чтобы создать новый образ, соответствующий логике пьесы, главным образом, зави­сит от него и от режиссера. Разумеется, в данной актеру роли ему важно найти и развить то, что необходимо до­нести до зрителя. Иногда от актера требуется поселиться в чуждом ему мире. Главное, чтобы пути, которые он из­брал для исполнения роли, были достойными, чтобы они правдиво отображали характер его героя.

Для правильного отображения характера персонажа нужно правильно понимать замысел драматурга. Вам придется проявить немалое умение, чтобы разобраться в происходящем и понять, как ваш герой соотносится с другими действующими лицами пьесы. Вам придется планировать.

Стр. 11

Раздел 1.

НЕОБХОДИМЫЕ

НАВЫКИ
В этом разделе мы рассмотрим навыки, которыми должен обладать актер. Этот «набор навыков» дает вам возможность увидеть, насколько вы подходите для этой профессии, и предоставляет рекомендации относитель­но того, где можно найти дополнительную информа­цию, если вы в ней нуждаетесь.

Какие качества вам понадобятся, чтобы стать насто­ящим профессионалом? Прежде чем произнести первые слова роли на репетиции, прежде чем вы начали обду­мывать роль и даже до того как отправлять резюме со своей фотографией, какими навыками должен, по-ва­шему, обладать профессиональный актер?

Я считаю, что существуют девять таких основных на­выков:

  • умение достигать состояния полного физического и

психологического расслабления;

  • способность работать энергично, целеустремленно и с

удовольствием;

  • понимание того, как можно применить интеллектуальный

анализ к тексту или мизансцене;

* способность демонстрировать невербальное обще­ние между

людьми;

Cтр. 12

  • умение эффективно пользоваться своим голосом

на публике;

  • способность создавать и сохранять чувство реальности в

воображаемых обстоятельствах;

*способность приспосабливать манеру исполнения в

соответствии со вкусами определенной аудитории;

  • умение объективно относиться к критике и прислушиваться

к ней;

  • готовность активно общаться с коллегами по профессии.

Теперь разберем каждый из этих навыков поочередно.

УМЕНИЕ ДОСТИГАТЬ СОСТОЯНИЯ

ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

РАССЛАБЛЕНИЯ

Самое главное умение, которое понадобится вам как актеру, — это способность расслабляться как физически, так и морально. Такое умение важно по ряду причин. Во-первых, и это очевидно, вам необходимо чувствовать себя уверенно в стрессовых ситуациях (а их предостаточно, на­чиная с прослушивания). Во-вторых, способность выбо­рочно расслаблять мышцы поможет вам преодолевать препятствия к хорошему исполнению роли, такие, напри­мер, как напряжение в горле (что сказывается на голосе). В-третьих, хотя это звучит несколько напыщенно, со­стояние физической и духовной расслабленности мож­но использовать в качестве эффективного медитативно­го состояния для построения духовного и физического образа, соответствующего роли, которую вы играете.

Стр. 13

Проще говоря, вы можете выйти из собственного «я», стать этаким белым холстом и создавать роль с чистого листа.

К счастью, умение физически расслабляться дости­гается относительно быстро и приходит с практикой. Но вам понадобится хороший наставник или, как минимум, партнер, который поможет вам увидеть>различие между «расслабленностью» и «легким напряжением». Идеаль­ный случай — это когда вы занимаетесь на престижных курсах обучения исполнительскому мастерству. Если нет, всегда есть шанс, что где-то рядом найдется центр обучения навыкам снятия напряжения: такие заведения имеются в большинстве городов, хотя, вполне вероятно, они будут носить более внушительное название, напри­мер, центр борьбы со стрессом или центр обучения йоге. Проведите собственное исследование: ключом к эффек­тивному расслаблению являются регулярные упражне­ния, направленные на то, чтобы напрягать и расслаблять различные группы мышц тела. Делайте эти упражнения до тех пор, пока не сможете достигать нужного вам со­стояния в любой момент. На это потребуется время.

Если вам не удалось поступить на хорошие курсы, можно попытаться научиться расслаблению самостоя­тельно с помощью компакт-дисков. Я бы посоветовал одновременно и курсы, и компакт-диски, ведь вам не­обходимо время, чтобы научиться расслабляться, а это не всегда легко сделать в помещении, заполненном людьми. Лучшие компакт-диски содержат в себе поло­жительный эмоциональный заряд, и в них тщательно подобран ритм упражнений: у вас создается впечатле­ние, будто преподаватель находится рядом.

Стр. 14

В некоторых компакт-дисках акцент ставится в боль­шей степени на лечение, чем на обучение технике снятия напряжения: по возможности, проверьте их прежде чем купить. То, что вам необходимо, — это спокойный, раз­меренный голос человека, которому вы доверяете и кото­рой поможет вам шаг за шагом научиться расслаблению. В Приложении приводятся несколько слов («Упражнение по релаксации с визуализацией»), которые вы, возможно, захотите заучить и использовать. Вы можете даже запи­сать эти слова и, расслабляясь, проигрывать их. Ежеднев­ная практика, несомненно, поможет вам.

Но довольно о расслаблении, пора обсудить психо­логические нагрузки актера, которые достаточно под­робно описаны: это и попытки вспомнить строки текста во время спектакля, и то, что о вас могут судить по вне­шности и часто отвергать лишь потому, что кому-то не нравится, как вы выглядите. Что можно сделать, чтобы справиться с подобными проблемами? Одно из реше­ний, заимствованное актерами частично из спортивной психологии, заключается в применении визуализации, то есть контролируемом использовании воображения для обретения уверенности в себе. Актер может предста­вить себе любое число положительных исходов — от удачной и правдиво исполненной роли до звонка аген­та, который сообщает ему приятную новость о назначе­нии на роль. Поскольку актеры полагаются на интен­сивное использование воображения как основного инструмента в своей профессии, им должно быть легче, чем другим, создавать воображаемые ситуации. Но, опять же, активное мысленное представление требует практики.

Стр. 15

СПОСОБНОСТЬ РАБОТАТЬ ЭНЕРГИЧНО,

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННО И С УДОВОЛЬСТВИЕМ

Потребность в этих качествах в рабочей среде харак­терна не только для актеров. Однако игра на сцене — это работа, полная противоречий, которые приводят к до­полнительным стрессам. Чтобы выдержать долгие часы на репетициях или на съемках, требуется выносливость; значительную часть времени занимает ожидание очере­ди репетировать или записываться (я, например, ждал три дня, прежде чем что-то отснять в своем первом фи­льме). А когда вас позовут, вы должны быть абсолютно готовы к действию.

Вы можете столкнуться с множеством мелких непри­ятностей, даже если к вам относятся хорошо: изменение в сценарии или расписании в последнюю минуту, техни­ческие неполадки, внезапная потеря уверенности или плохое самочувствие, поведение коллег-актеров, прибе­регающих свои «настоящие» возможности до начала съемки или спектакля.

Вам нужно быть постоянно сконцентрированным на работе, внимательно слушать людей, которых вы обяза­ны слушать, и обладать решимостью проявить себя с луч­шей стороны. Для этого необходимо очевидное: следить за здоровьем, высыпаться и сохранять энергию с помо­щью приемов физической и психологической релакса­ции. Чтобы отвлечься, многие актеры выбирают для себя какое-нибудь занятие: читают, рисуют, пишут, разгадыва­ют кроссворды. Выражаясь метафорически, научитесь ез­дить по инерции: если все время «газовать», вам не хва­тит горючего. Но вы не можете позволить себе совсем

Стр. 16

выключить двигатель; пусть он работает, а рычаг пере­ключения передач установите в нейтральное положение.

Для любого актера важным качеством является целе­устремленность. Боюсь, что в современном театре игру нельзя назвать чистым искусством: в сущности, это ком­мерческая услуга. Вы выполняете работу за договорную оплату в течение согласованного периода. Даже если муза не посетит вас, что же, вам все равно придется иг­рать. И потом, на следующем прослушивании вас либо утвердят на роль, либо нет. Если нет, останетесь без ра­боты. После нескольких неудач на пробах вам, вероят­но, придет в голову сдаться.

Не делайте этого. Наберитесь решимости и терпе­ния, постарайтесь пройти еще одно прослушивание. Во время обучения актера часто упускается из виду, что ему в каком-то смысле предстоит быть участником сделки. Вы предлагаете свою внешность и способность играть по расписанию, причем в условиях жесткой конкуренции. Если у вас нет агента, вам приходится искать работу са­мостоятельно. Даже если агент у вас есть, вам все равно в течение какого-то времени нужно будет искать рабо­ту самому. Вам необходимо быть решительным.

Все это звучит очень серьезно, да так оно и есть. Но в чем же радость актерства? Она существует, и вам не­обходимо ее обрести. Вы можете помочь себе поддер­живать позитивное творческое отношение к профес­сии, оставаясь «в форме» независимо от того, есть у вас работа или нет. Профессиональному актеру платят за выступление потому, что зрители считают, что ему по-настоящему удается мысленно поставить себя на место другого человека. Каким бы серьезным и ответственным

Стр. 17

(дисциплинированным) актером вы ни были, вы всегда будете пользоваться воображением, играть. Вот почему игра приносит огромную радость. Так и должно быть, ведь актерство — страстное увлечение миллионов люби­телей во всем мире. Не стоит относиться к себе слишком серьезно. И не прерывайте съемку или репетицию, что­бы сделать важное предложение, если не уверены, что режиссер захочет вас выслушать. Сохраняйте чувство перспективы и ощущение удовольствия.

ПОНИМАНИЕ ТОГО, КАК МОЖНО ПРИМЕНИТЬ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ К ТЕКСТУ ИЛИ

СИТУАЦИИ

Опять же, от актера не требуется какого-то особого умения оценивать и понимать текст или ситуацию, а у хо­рошего режиссера всегда есть способы разъяснить акте­рам суть пьесы. Решающее значение имеет стадия плани­рования: в разделе 2 рассматривается один из методов подготовки к репетиции и исполнению роли.

На начальной стадии репетиций в театре может про­водиться краткое обсуждение таких тем, как замысел драматурга, личности главных героев, наличие подтек­ста. Такие обсуждения могут быть очень полезными, помогая актеру создать «мир» пьесы в собственном во­ображении. Но в бизнесе время стоит дорого, и по мере того как репетиционный период подходит к концу, об­суждение должно направляться на то, как донести замы­сел пьесы до зрителей. В наше время актер, как прави­ло, сам должен анализировать сценарий и исследовать мир, в котором существуют и действуют герои пьесы.

Стр.18

Чем дальше пьеса от внутреннего мира актера, тем важнее проводить качественный анализ и согласовы­вать с другими актерами и режиссерами понимание мира, в котором живут персонажи. Актеру важно знать все, что имеет отношение к этому миру: политику, культуру, историю, социальные и сексуальные нравы, религию, экономическое положение, климат, классо­вую структуру общества и даже время года.

СПОСОБНОСТЬ ДЕМОНСТРИРОВАТЬ НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

Ваши владения навыками невербального общения и умения их демонстрировать будут иметь большое значе­ние для установления эффективного контакта со зрите­лями. Соответственно, развитию этих практических на­выков посвящен целый раздел.

УМЕНИЕ ЭФФЕКТИВНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВОИМ ГОЛОСОМ НА ПУБЛИКЕ

В недавно проведенном исследовании было установ­лено, что больше всего люди боятся не пауков и даже не смерти, а выступления перед широкой аудиторией. Од­нако выступление перед публикой обязательно почти для каждого исполнения роли. Как же актеры справля­ются с волнением? Опять же, очень важное место здесь занимает техника релаксации, а также сосредоточенное и позитивное душевное состояние. В продаже имеется несколько отличных специализированных пособий, ко­торые способны помочь актеру обрести уверенность и

Стр.19

навыки, необходимые для эффективного овладения техникой речи (см. Приложение). Безусловное значе­ние имеет опыт, приобретенный на репетициях и во время спектаклей. Отличное владение голосом придаст вам уверенности и на сцене, и на съемочной площадке. В этом вам, безусловно, помогут опытный наставник и пара хороших учебников. Обретя уверенность и необ­ходимые навыки, вы сможете использовать и варьиро­вать интонацию, тембр, темп, громкость, акцент и вы­разительность речи. Далее мы рассмотрим эти аспекты голоса и речи, а также основы владения голосом.

СПОСОБНОСТЬ СОЗДАВАТЬ И СОХРАНЯТЬ ЧУВСТВО

РЕАЛЬНОСТИ В ВООБРАЖАЕМЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

В принципе можно сказать, что актерская профессия основана на притворстве. Актеры играют роль других, вымышленных, придуманных автором люд ей. Если актер по-настоящему сконцентрируется на вымысле, а сцена­рий действительно хорош, зрители, возможно, заинтере­суются ситуациями, разыгрываемыми на сцене, и поверят в них.

Но как сыграть настолько убедительно, что сам начи­наешь верить? Опытный актер всегда воспользуется всем окружающим его на сцене, чтобы заставить себя пове­рить, что он и есть герой пьесы в реальной ситуации, а не' актер, исполняющий роль этого героя в спектакле. Деко­рации, костюм, настроение, создаваемое декорациями и освещением, и бутафория — все это визуальные стимулы, помогающие актеру поверить в ситуацию на сцене. Такую же роль может сыграть звук.

Стр.20

Если поразмыслить, то многое из того, что вам нуж­но делать как актеру, — просто какой-то бред. Когда я сам работал актером, мне приходилось играть космонав­та, у которого инопланетянин вырывает сердце; бизнес­мена, которого бьют головой о компьютер; вооруженно­го психопата, терроризирующего посетителей пивной; придурка полицейского, которого преследует на улице стайка школьников.

В театральном училище мои преподаватели не про­водили семинаров на тему «как реагировать, если вам вырывают сердце из груди», зато они помогли мне по-новому открыть для себя радость, которую приносит игра. Актеру платят за риск, за то, что он переносит сво­их героев в те жуткие ситуации, которых нормальный человек старается избегать любой ценой.

По логике роли вам, возможно, придется раздевать­ся донага, выглядеть уродливо, целовать незнакомых людей (обоего пола), кричать от ужаса на вершине горы, рыдать на виду у всех — а может даже, делать все это од­новременно. Чтобы сыграть такое сумасшествие, требу­ется практика, разве что вы уже по-настоящему сошли с ума. Поэтому активно вырабатывайте в себе способ­ность воображать. Старайтесь вспоминать то, что проис­ходило с вами в прошлом. Старайтесь вновь пережить прошлый опыт, чтобы не испытывать страха перед вос­поминаниями и ощущениями из собственной жизни.

Тренируйте воображение, как если бы оно было мыш­цей, поскольку, подобно мышце, оно лишь укрепляется от постоянных упражнений. И импровизируйте — разви­вайте в себе восхитительное умение выстраивать характер персонажа, не пользуясь сценарием. Соберите своих

Стр. 21

близких друзей-студентов где-нибудь в спокойном месте и как следует повеселитесь, дав волю своим эмоциям.

Продолжайте читать: в последнем разделе этой кни­ги, озаглавленном «Внутренняя жизнь», более подробно описывается, как управлять своим воображением.

Чтобы вам поверили, на сцене важно уметь быть спонтанным. Некоторые люди способны создавать ощу­щение естественности и непринужденности в любой момент, другие такой способностью не обладают, и эти другие никогда не достигнут убедительности. Поддер­живать спонтанность все время нелегко, а именно это обычно требуется от актера на телевидении и в кино.

Оставаться спонтанным в театре, дающем по три спектакля в день, не очень трудно, потому что приток адреналина позволяет вам сохранять энергетику и жи­вость реакции. Но что происходит, когда нервы на пре­деле или когда манера исполнения — движения на сце­не, интонации, ритм и т. д. — в результате постоянного повторения словно застопоривается на одном уровне? Актер, играющий одну и ту же роль на протяжении не­скольких недель или даже месяцев, должен отыскать способ на каждом представлении играть так же, как в первый раз. Мы рассмотрим способы сохранения спон­танности в последующих разделах книги.

СПОСОБНОСТЬ ПОДСТРАИВАТЬ МАНЕРУ ИСПОЛНЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ СО ВКУСАМИ ОПРЕДЕЛЕННОЙ АУДИТОРИИ

Один из более сложных навыков, который вам необхо­димо развить в себе, — это способность повышать или

Стр. 22

понижать уровень игры в соответствии с запросами публики. В любом театре то, что вы хотите сыграть, должно захва­тить всю зрительскую аудиторию. Во всех театральных сту­диях, кроме самых маленьких, вам, чтобы быть понятым, необходимо произвести впечатление исполнительской до­стоверностью. В отличие от других видов постановки, при игре на сцене, окруженной зрителями со всех сторон, вам потребуется иной тип воздействия на аудиторию. Владение голосом, несомненно, важный элемент мастерства актера, а как насчет владения телом? Маленький жест, стимулиру­емый определенной эмоциональной реакцией, возможно, потребуется усилить, при этом без потери «правдивости» исполнения. Кроме того, необходимо умело контролиро­вать язык жестов: он должен быть экономным и четко от­ражать то, что хочет передать зрителям актер.

В кино идею фильма необходимо донести до всех зри­телей, однако к вам предъявляются совершенно иные требования. Здесь чрезвычайно важна достоверность. Вас должны видеть думающим, ведь зрители смотрят на ваше лицо и глаза, показываемые крупным планом, и ищут в них отражения ваших мыслей и чувств. А поскольку ваше лицо на киноэкране может быть высотой в шесть метров, желательно выглядеть убедительным.

Главное в этом — суметь соединить то, что подсказы­вает вам инстинкт, с техникой исполнения. Бесполезно быть эмоционально достоверным, если зрители вас не слышат; что толку, если актера хорошо слышно, но зри­тель ему не верит. Необходимо исполнительское мастер­ство — способность сочетать психологически и эмоцио­нально правдивую игру с умением удерживать внимание аудитории.

Стр. 23

На основе собственного опыта могу сказать, что ак­теры инстинктивно тяготеют к трем «типам». Я называю их «вселяющимся», «рассказчиком» и «классиком».

Думаю, полезно знать, какой тип актера вы наиболее полно представляете. Это придаст вам уверенности в сво­их силах и поможет выявить свои слабые стороны. Если вы точно не знаете, к какому типу относитесь, спросите мнения коллег-актеров.

  • «Вселяющемуся» необходимо «слияние» со своим героем. Этот тип актера огромное внимание уделяет задаче психологического и эмоционального проникновения в обстоятельства жизни своего героя. О таком актере говорят, что он «полностью вжился в образ» персонажа. Если на сцене или съемочной площадке вашим партнером является «вселяющийся», у вас возникает очень личное ощущение всего происходящего. В лучшем случае такой актер производит на зрителей сильное впечатление; в худшем — ему может не понравиться аудитория, и у него пропадет желание воздействовать на нее хорошей техникой исполнения. «Вселяющемуся» необходимо помнить о своих зрителях, сопереживать им и помогать понять смысл пьесы с помощью вербального и невербального общения с ними.

  • «Рассказчик» отличается тем, что он словно бы разворачивает перед зрителями сюжетную историю спектакля. При исполнении роли в его контакте с аудиторией акцент ставится, прежде всего, на этом, и если даже такой актер не обращает внимания на зрителей, он всегда ощущает их присутствие и старается поделиться с ними переживаниями своего

Стр. 24

героя. Играя на сцене с «рассказчиком», вы всегда будете помнить о присутствии аудитории. Рассказ­чик может быть актером, способным возбудить и развлечь зрительный зал. В худшем случае он может потерять контакт с партнерами и выглядеть недо­статочно достоверным.

* «Классика» привлекает текст, наполненный образа­ми: такой текст очень заманчив для него. Ему, ско­рее всего благодаря полученному образованию, удобно работать с текстами классиков, будь то Шекспир, Уайльд или даже Беркофф, если говорить о неоклассическом стиле. В лучшем случае, он бу­дет сочетать в себе умение двух вышеупомянутых «типов», а именно: правдиво передавать историю героя, одновременно удерживая внимание зритель­ного зала. В худшем случае, он может слишком ув­лечься поэтическим характером текста, очаровывая нас своей речью и при этом затемняя смысл пьесы чересчур эффектным стилем исполнения, своеоб­разным самолюбованием. Его мастерство соединя­ет в себе лучшее из того, чем обладают первые два типа актеров, но добавляет к нему бесстрашие перед «трудным» текстом.

Так какой же тип исполнительства наилучший? По правде говоря, ни один из них не лучше остальных, но если вы поймете, в чем плюсы и минусы каждого из ти­пов, вам будет легче сделать правильный выбор при под­готовке к игре.

Стр.25

УМЕНИЕ ОБЪЕКТИВНО ОТНОСИТЬСЯ К КРИТИКЕ И

ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К НЕЙ

В течение всей своей творческой жизни актеры под­вергаются критике, зачастую прямой и нелицеприятной. Это задевает. Ведь критикуют лично вас — ваш талант, внешность, голос, возраст, интеллект и даже чувство уве­ренности. Даже драматург может обосновывать свою кри­тику актерской работы, рассматривая ее с точки зрения исполнения, сценария, чего-то еще, что актеру удалось или не удалось воплотить на сцене. Пальцем указывают именно на актера, и то, что в нем критикуется, преследует его повсюду. Почему бы актерам не привыкнуть к этому и не постараться с этим справиться? Справляться с кри­тикой — значит интерпретировать ее и извлекать из нее полезные выводы. (Мой актерский дебют был назван в рецензии, опубликованной в одной из центральных газет, «харизматическим». Мой тогдашний агент прочел ее и сказал: «Нам так не кажется, Пол». Рецензию я рассмат­риваю как стимул к обретению уверенности, а отзыв аген­та вызывает у меня усмешку. А что еще мне остается де­лать?).

После прослушивания профессиональный актер вправе ожидать каких-то полезных и честных коммента­риев. Однако он их не получает. Никогда! (Ну, почти ни­когда.) Гораздо лучше для этой цели служат студии, организованные для актеров национальными актерски­ми центрами. Опытный профессионал, руководящий такой студией, честно ответит на ваши вопросы. Вы по­лучите необходимую практику и сможете даже завязать полезные знакомства.

Стр. 26

ГОТОВНОСТЬ АКТИВНО ОБЩАТЬСЯ

И СОТРУДНИЧАТЬ С КОЛЛЕГАМИ ПО ПРОФЕССИИ

В книге об актерском мастерстве мы не станем под­робно рассматривать это качество, однако оно абсолют­но необходимо. Любой бизнес, предлагающий на рын­ке новый продукт, будет тратить много времени и усилий на его рекламу и стимулирование сбыта. Актер — в не­котором смысле тоже «продукт», и отличие здесь состо­ит только в том, что у потенциального покупателя актер­ских услуг может быть уже полно других кандидатур, которые проверены и которым можно доверять. И ему вряд ли понравится человек «со стороны», навязываю­щий свои услуги!

Актер, стремящийся найти потенциального работо­дателя, найдет полезные советы в рекомендуемой лите­ратуре (см. раздел «Дополнительная литература») и, ко­нечно же, недавно выпущенный из студии актер обычно начинает с того, что отправляет по почте резюме и свои фотографии. Если вы хотите добиться успеха как про­фессиональный актер, но у вас нет агента, который мог бы вас представить, — что ж, не повезло. Но писать нуж­но в любом случае. Если вы все-таки найдете агента -хорошо, но не думайте, что он вам сильно поможет в смысле собеседования, хотя хороший агент способен организовать неформальную (и невероятно ценную) бе­седу с режиссером по кастингу. Некоторые актеры пред­лагают записи своих ролей на видео или DVD, у других есть собственные веб-сайты. Все британские актеры за­регистрированы в «Театральном прожекторе» — спра­вочнике, содержащем информацию об актерах для

Стр. 27

специалистов по кастингу. Главное в актерской профес­сии — это быть на виду: надо, чтобы ваша фотография находилась сверху стопки, а не в нижнем ящике стола или в корзине.

Вам понадобится умение проводить длительную кам­панию по дружескому изматыванию по почте. (Как-то раз я пришел на собеседование в телекомпанию «Грана­да», и в отделе кастинга ассистентка режиссера, едва сдерживая смех, вручила мне какой-то пакет. «Мы поду­мали, что вам это еще может пригодиться», — сказала она и передала мне штук двадцать совершенно одинаковых моих фотографий).

Обычно профессиональный актер встречается с режис­серами по кастингу на их «территории», и в подобных си­туациях собеседование проводится на их условиях, что ос­тавляет актеру немного шансов произвести глубокое впечатление. Смелый актер дождется момента, когда ре­жиссеры, директоры по кастингу и агенты «вылезут из сво­их бункеров» и увидят будни актерской профессии, ее на­стоящее и будущее — семинары, просмотры спектаклей, беседы со студентами. Если вы стремитесь играть и оказа­лись рядом с режиссером или директором по кастингу в баре — поздоровайтесь. Будьте искренними, приветливы­ми и не давите авторитетом. Попросите их рассказать о себе — это произведет на них большое впечатление. А если вы их еще и внимательно выслушаете, они удивятся еще больше и, возможно, запомнят вас!

Стр. 28

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Книга поможет прояснить некоторые важные идеи, содержащиеся в трудах К. С. Станиславского. 15Вк 978-5-222-13524-2 ббк 85. 334 © Ковалёв Анатолий, пер с англ., 2008 © Оформление, ООО «Феникс» iconДэвис, Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху...
Дэвис, Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху / Э. Дэвис; пер с англ. С. Кормильцсва, Е. Бачининой, В. Харитонова....

Книга поможет прояснить некоторые важные идеи, содержащиеся в трудах К. С. Станиславского. 15Вк 978-5-222-13524-2 ббк 85. 334 © Ковалёв Анатолий, пер с англ., 2008 © Оформление, ООО «Феникс» iconМайкл Кремо, Ричард Томпсон
Неизвестная история человечества/ Пер с англ. В. Филипенко. — М-: Изд-во «Философская Книга», 1999. — 496 с

Книга поможет прояснить некоторые важные идеи, содержащиеся в трудах К. С. Станиславского. 15Вк 978-5-222-13524-2 ббк 85. 334 © Ковалёв Анатолий, пер с англ., 2008 © Оформление, ООО «Феникс» iconHow I raised myself from failure to succes in selling
Пер, с англ. Б. Алексеева, 1997. — М.: Агентство «фаир», Информпресс+, 1999. — (Настольная книга бизнесмена)

Книга поможет прояснить некоторые важные идеи, содержащиеся в трудах К. С. Станиславского. 15Вк 978-5-222-13524-2 ббк 85. 334 © Ковалёв Анатолий, пер с англ., 2008 © Оформление, ООО «Феникс» iconЯлом И. Я 51 Лжец на кушетке / Пер с англ. М. Будыниной
Я 51 Лжец на кушетке / Пер с англ. М. Будыниной. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 480 с. — (Практическая психотерапия)

Книга поможет прояснить некоторые важные идеи, содержащиеся в трудах К. С. Станиславского. 15Вк 978-5-222-13524-2 ббк 85. 334 © Ковалёв Анатолий, пер с англ., 2008 © Оформление, ООО «Феникс» iconСодержание введение
Морнель П. Технологии эффективного найма. Новая система оценки и отбора персонала: Пер с англ. — М.: Добрая книга, 2002. — 253 с.:...

Книга поможет прояснить некоторые важные идеи, содержащиеся в трудах К. С. Станиславского. 15Вк 978-5-222-13524-2 ббк 85. 334 © Ковалёв Анатолий, пер с англ., 2008 © Оформление, ООО «Феникс» iconКнига описывает 75 действительно значимых ключевых показателей эффективности,...
Ключевые показатели эффективности [Текст] : 75 показателей, которые должен знать каждый менеджер / Б. Марр. Пер с англ. А. В. Шаврина....

Книга поможет прояснить некоторые важные идеи, содержащиеся в трудах К. С. Станиславского. 15Вк 978-5-222-13524-2 ббк 85. 334 © Ковалёв Анатолий, пер с англ., 2008 © Оформление, ООО «Феникс» iconТойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер с англ. Е. Д. Жаркова;...
Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер с англ. Е. Д. Жаркова; Сост. А. П. Огурцов; Вступ ст. В. И. Уколовой. М.: Прогресс....

Книга поможет прояснить некоторые важные идеи, содержащиеся в трудах К. С. Станиславского. 15Вк 978-5-222-13524-2 ббк 85. 334 © Ковалёв Анатолий, пер с англ., 2008 © Оформление, ООО «Феникс» iconЯлом И. Когда Ницше плакал/ Пер с англ. М. Будыниной
...

Книга поможет прояснить некоторые важные идеи, содержащиеся в трудах К. С. Станиславского. 15Вк 978-5-222-13524-2 ббк 85. 334 © Ковалёв Анатолий, пер с англ., 2008 © Оформление, ООО «Феникс» iconЯлом И. Когда Ницше плакал/ Пер с англ. М. Будыниной
...

Книга поможет прояснить некоторые важные идеи, содержащиеся в трудах К. С. Станиславского. 15Вк 978-5-222-13524-2 ббк 85. 334 © Ковалёв Анатолий, пер с англ., 2008 © Оформление, ООО «Феникс» iconСейфер М. Абсолютное оружие Америки /Пер с англ. Е. Моисеевой
Абсолютное оружие Америки /Пер с англ. Е. Моисеевой. – М.: Эксмо, Яуза, 2005. – 672 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru