Скачать 179.52 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 3 Урок « Семейный бюджет. Доходы и расходы» Разработан: Труновой Е.А. и Хоменко И.В., учителями начальной школы МАОУ СОШ № 3 Калининград - 2016 Технологическая карта Урок-игра «Семейные доходы и расходы» I Методический блок
Психологический настрой. Урок мы с вами начинаем И в экономику вникаем. « Семейный бюджет» или « Домашний»- вот тема на уроке. Задача наша – обсудить бюджет семьи, Зачем он нужен, для чего? Узнать, как можно распланировать его. Ход урока: 2. Проблемная ситуация (3 ,4,5 слайд) Раскройте значение слова «бюджет»Давайте сначала определимся с понятием “бюджет”. Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”. “Бюджет” - это структура всех доходов и расходов за определенный период времени: за неделю, месяц или год . Понятие “бюджет” имеет отношение к различным видам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, города, района, предприятия, семьи. 3.Сообщение темы урока. - _Учитель. Давайте, подумаем, есть ли бюджет у каждой семьи? А почему вы так думаете? Ученики. В каждой семье есть доходы и расходы. Учитель. С кем из вас родители советуются, как распределить доходы? Поднимите руки. А для чего вам нужны эти знания? Ученики. Мы станем взрослыми и должны уметь экономно расходовать свои доходы и сейчас, чтобы знать, как мы можем принять участие в доходах и расходах своей семьи. Учитель. Эти знания пригодятся вам в будущем? . Следовательно, семья должна получать какой-то доход. 4. Работа по теме урока. Объяснение нового материала.Тема урока “Бюджет семьи” Слайд 6 . Следовательно, семья должна получать какой-то доход. “Доход” - это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность. Слайд 7. Доходы складываются из заработной платы членов семьи, пенсий и стипендии, выплат и льгот из общественных организация, доходы от предпринимательской деятельности, от сдачи недвижимости и других средств в аренду, доходы от ценных бумаг, от приусадебного хозяйства. Следует обратить особое внимание на статью доходов “пенсии и стипендии”. Это так называемые “социальные трансферты” - доходы, которые получают от государства, но они не связаны ни с владением собственностью, не являются платой за произведенные товары или услуги. Потребности семьи удовлетворяются в большинстве случаев с помощью денег. Слайд 8 Слайд 9Учебная задача Ответьте на вопрос: -В каком же виде можно получать доход? Слайд 10 - в виде наличных средств (банкноты, монеты, кредиты), безналичных денег (счета в банке, чеки). Слайд 11 “Расходы” - затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт или обслуживание каких-либо изделий, услуг. Слайд 12. Учебная задача. Как мы расходуем имеющиеся средства? Слайд 13-22 В большей степени расходы семьи идут на питание. Кроме этого средства расходуются на обязательные платежи, сборы, налоги, оплату жилья, на приобретение непродовольственных товаров (одежду, обувь, предметы домашнего обихода, мебель), а также на культурно-бытовые услуги (кино, музеи, театры). Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные. Постоянные расходы в течение года почти не меняются, их можно запланировать и осуществить. Переменные расходы могут быть единовременными (непредвиденными) и периодическими (сезонными, циклическими). 5. Работа с пословицами (слайд 23) 6. Практическая работа. Определим правила игры, которые следует соблюдать: Теперь нам предстоит поиграть. Это называется ролевая игра. Вы сидите парами за столом, и это будет для игровой ситуации вашей семьей. Обсуждаем правила семьи. Слайд 24. Правила семьи:
Получить задания. У вас семья из 4 человек. Доход семьи 20 тысяч. Распределите как вы их потратите. Слайд 25 1.Питание -6 тысяч 2.Путёвка в лагерь-12 тысяч 3.Домашний обиход-2 тысяч 4.Расходы на транспорт ( проезд на автобусе, бензин на машину)-5тысяч 5.Лечение зубов, врачи платные-4тысяч 6.Коммунальные услуги-7 тысяч 7.Новый телефон -4 тысячи 8.Одежда,обувь-4 тысячи Учащиеся обсуждают, записывают и озвучивают свое решение. Мы сегодня определили, что бюджет – это структура доходов и расходов за определенный период времени. Рефлексия Рефлексия проводится в виде игры «Цветик – семицветик».(Слайд 26) Учитель. А сейчас подведем итог нашей работы. На доске «Цветик – семицветик», а вы отрываете листочек и отвечаете на вопрос, коротко и четко. Вопросы на лепестках:
Обобщение. Для того, чтобы семья не испытывала экономических затруднений, нужен план доходов и расходов семейного бюджета и вы тоже можете принимать участие в составление этого плана.(Слайд 21) ИГРА "СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ" Адаптированная. Авторы: Ю.Н.Корлюгова, М.Л.Ларионов. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Консультантами являются учителя, ответственные за проведение игры. Ребята рассаживаются группами по 5-6 человек, образуя «семьи». Для каждой семьи в «банке» предусмотрен свой банкир, с помощью которого семья может получать деньги, оплачивать расходы, совершать покупки. Брать кредиты, делать вклады, покупать или продавать акции. УЧАСТНИКИ ИГРЫ ПОРЯДОК ИГРЫ I этап. Старт II-V этапы VI этап. Финиш VII этап. Подведение итогов ДОКУМЕНТЫ ПРАВИЛА ИГРЫ Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Игра моделирует поведение семей в условиях рыночной экономики. Проведение урока в форме игры преследует две цели:
Материалы игры можно условно разделить на две части:
УЧАСТНИКИ ИГРЫ В игре принимают участие:
В зависимости от возраста игроков состав участников может меняться. Если игра проводится в 6-7-х классах, ассистенты в администрацию набираются из числа старшеклассников и функции банка выполняет администрация. Восьми- и девятиклассники могут выполнять функции ассистента самостоятельно, но для группы, представляющей банк, необходима предварительная подготовка, чтобы не было сбоев игре. ПОРЯДОК ИГРЫ I этап. Старт Из участников игры формируют команды по 4-5 человек Каждая команда моделирует семью, которой выдается визитная карточка в 2 экземплярах (см. приложение 1) Команда придумывает своей семье фамилию, имена всем членам семьи, заполняет 2 экземпляра карточки. Один из них сдается в администрацию, другой остается в семье. После этого каждая команда получает комплект материалов, в который входят:
Одновременно группа учеников-ассистентов, образующих банк, придумывает его название, делает вывеску и получает свой комплект документов:
У администрации находятся:
II-V этапы В течение этих этапов, каждый из которых занимает 10-15 минут и отражает жизнь семьи в течение одного квартала года, семьи получают доходы и принимают решения о расходах, совершают покупки, платят за услуги, вкладывают деньги в банк, приобретают и продают валюту и ценные бумаги. Каждый этап включает в себя постоянные, повторяющие из квартала в квартал действия, а также действия, меняющий в зависимости от сезона, информации в ежеквартальных объявлениях и ситуаций в карточках-сюрпризах. Оформление всех действий описано в правилах игры. VI этап. Финиш Команды заполняют бланк годового бюджета (внося в нее результаты по итогам кварталов; см. приложение 2), рассчитывают структуру и строят диаграмму расходов семьи, подсчитывают номинальный и реальный доходы, заполняй справку о доходах родителей, выплачивают налоги. Глава семьи на основе обобщенных данных делает сообщение, в котором содержится анализ принятых за год решений (выгод и упущений) и краткие перспективы семьи на будущий год. Одновременно банк подводит финансовые итоги по счета каждой семьи. Администрация заполняет до конца оценочную ведомость (см. приложение 3), собирает карточки с оценками, которые ставят семьи друг другу по итогам выступлений. Все занимает 20-25 минут. VII этап. Подведение итогов На основе полученных от семей данных и принимая во внимание оценки других семей, администрация определяет семью-победительницу. При этом учитывается не только положительный или отрицательный итог бюджета, но и направление расходов (например, семья, вложившая больше денег здоровье и образование, должна получить преимущества по сравнению с другими семьями). ДОКУМЕНТЫ Подготовка материалов играет важную роль в ознакомлении школьников с информацией, на основе которой они будут принимать решения в процессе игры В приложении содержатся образцы части раздаточных материалов. Другая часть должна быть разработана учениками как домашнее задание при подготовке к игре. Учитель может организовать подготовку материалов разными способами. Можно, например, разделить класс на группы и поручить каждой группе разработать часть материалов (например, по коммунальным услугам, транспорт и отдыху, банкам, ценным бумагам и валюте, покупкам). Можно поручить каждому ученику составить весь набор образцов, создать комиссию и на конкурсной основе выбрать лучшие В этом случае времени будет затрачено больше, зато каждый ученик внимательно изучит информацию, содержащуюся в различных документах. Перечень документов
Стартовые условия для учащихся 6-8-х классов могут быть упрощены (например, может быть представлен только один вид банковского вклада, сокращены возможные виды отдыха и услуг и т.д.) ПРАВИЛА ИГРЫ
Приложение 1 Визитная карточка Семья (фамилия) Папа _______ Мама _______ Сын _______ Дочь _______ Бабушка _______ Дедушка _______ Приложение 2 Бюджет семьи
Приложение 3 Оценочные ведомости А - для семьи
Б - для других команд
Приложение 4 Стартовые условия
Стартовые условия (пример)
Приложение 5 Сюрпризы Карточки сюрпризов должны быть заготовлены в количестве, равном числу команд. Команды получают их одновременно. Ситуации могут быть самыми различными и отражать как общие тенденции экономики, так и события и традиции, характерные для данной местности. Примеры сюрпризов:
Приложение 6 Структура расходов семьи (за год, в %)
Приложение 7 Образцы товарных чеков
Приложение 8 Ежеквартальные объявления Информация может быть написана на доске или заранее заготовленном листе бумаги. Новые данные появляются каждый квартал. Информация по отдельным показателям может меняться каждый квартал. Преподаватель сам задает данные, близкие к реальной ситуации.
…………………… Бюджет семьи (расчет на один месяц)
……………. ……………… Примечания. Т. к. время , отведенное для игры, пришлось сократить до 180 минут, ребята рассчитывали доходы и расходы не по месяцам, а по кварталам и обобщали это все в годовой отчет. Предварительно все приложения в читаемом формате и реальном размере были заготовлены для семей заранее. |
Независимо от выбранного объекта ("доходы" или "доходы минус расходы") налогоплательщик должен знать, какие доходы увеличивают налоговую... | Краткий анонс: Данный урок немецкого языка урок обучения написанию письма зарубежному партнёру. Урок разработан с применением системно-деятельностного... | ||
Индивидуальный предприниматель (далее ип) применяет усн с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Стоимость товаров, оплаченных... | Анализ эффективности перехода ООО «Восток» на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы и доходы минус... | ||
«Арктика — фасад России» с целью повышения осведомлённости обучающихся о природе, истории исследования и освоения, задачах современного... | |||
Курс социально-бытового ориентирования представляет собой специальные коррекционные занятия. Основной формой организации занятий... | «Школа 2100», которая активно используется педагогами начальной школы (типологизация по Л. Г. Петерсон) | ||
Все доходы/расходы в рублях пересчитываются в валюту кредита по курсу Банка России на последний день расчетного месяца | Доходы и расходы по финансовым вложениям, в том числе определяемые при их выбытии 42 |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |