Программа: Тип программы


Скачать 199.51 Kb.
НазваниеПрограмма: Тип программы
ТипПрограмма
blankidoc.ru > Бланки > Программа
Программа:
Тип программы: программа среднего (полного) общего образования

Статус программы: рабочая программа курса по выбору.

Категория обучающихся: 10-11 классы МАОУ «Натальинская СОШ»

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 35 часов

Режим занятий:

1 час в неделю в 11 классе

Формы контроля: текущий контроль, тематический, итоговый.

Пояснительная записка
В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки обучающихся и успешного прохождения ими итоговой аттестации в форме ЕГЭ. ЕГЭ по обществознанию относится к экзаменам по выбору и входит в число тех предметов, которые являются наиболее востребованным. ЕГЭ по обществознанию выбирают до 80% выпускников 11 класса.

Данная программа составлена с целью повышения качества подготовки обучающихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.

Основными задачами элективного курса являются:

- повышение предметной компетентности обучающихся;

- закрепление навыков выполнения тестовых работ, заданий разного типа;

- формирования психологической готовности к государственной (итоговой) аттестации.

Программа рассчитана на 34 часа и может реализовываться по 1 часу в неделю. Курс является дополнением к рабочим программам базового уровня по обществознанию, праву и экономике.

Программа курса состоит из трех разделов:

  1. Тест ЕГЭ как способ независимой оценки качества образования.

  2. Методика решения заданий разного типа.

  3. Тестовый практикум.

Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с обучающимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию обучающихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов («Электронный репетитор ЕГЭ по обществознанию»).

Минимальный набор практических работ в рамках элективного курса включает следующие формы:

  • работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;

  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания

Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса обществознания, а также пройдут необходимый этап подготовки к сдаче экзамена.

Учебно-методическое обеспечение.

В качестве учебно-методический комплекса используются УМК издательства «Просвещение» по обществознанию и праву для средней (полной) школы на базовом и профильном уровне под редакцией члена-корреспондента РАО Л. Н. Боголюбова.

Кроме того, в учебном процессе задействованы цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет.

  1. Обществознание. Понятия и термины: справочник / авт.-сост. М.Ю. Брандт. – М. Изд. «Экзамен», 2013

  2. Обществознание. 9-11 класс. Практикум по праву. Задачи, схемы, тренинги, правовые ситуации, проблемные задания / авт.-сост. С.А. Зинина, Т.А. Корнева, Т.А. Шарова. – М.: Планета, 2012

  3. Домашек Е.В. Обществознание в схемах, терминах, таблицах. – Ростов н/Д: Феникс, 2014

  4. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник. –М.: АСТ: Астрель, 2011

  5. ЕГЭ. Обществознание: Пошаговая подготовка / Н.Н. Семке и др. – М.: Эксмо, 2014

  6. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания./ А.Ю. Лазебникова, Е.Л.Рутковская. – М.: Издательство «Экзамен», 2015

  7. Лазебникова А.Ю. Обществознание: Практический справочник для подготовки к ЕГЭ: 10-11 кл. – М.:АСТ: Астрель, 2014

  8. Рутковская Е.Л. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. ЕГЭ 2015. Обществознание. Учебное пособие / М.: Интеллект-Центр, 2015

  9. ЕГЭ – 2014. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Изд. «Национальное образование», 2014

  10. Королькова Е.С. ЕГЭ. Практикум по обществознанию: Политика. Право: подготовка к выполнению заданий. – М.: Изд. «Экзамен», 2014


Ресурсы интернет:

Обществознание

http://wwwgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.fipi.ru - портал федерального института педагогических измерений

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

http://www.levada.ruЛевада-Центр изучения общественного мнения

www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека

Система оценивания уровня сформированности умений и навыков. Характеристика КИМов.

Контрольно-измерительные материалы (тесты и практикумы) составлены на основе КИМов, используемых для итоговой аттестации и содержат задания базового, повышенного и высокого уровня сложности.

Контрольные тестовые и практические работы позволяют проверить следующие умения:

  1. распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

  2. оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

  3. называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту;

  4. анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);

  5. устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;

  6. применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

  7. различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

  8. перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.п.;

  9. раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально - гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;

  10. применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

  11. осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

  12. формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

При выполнении контрольных тестовых и практических работ и для получения отметки необходимо набрать соответствующее количество баллов:

«2» - < 35%

«3» – 35-60%

«4» – 61-80%

«5» - 81-100%

Календарно-тематическое планирование




Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Содержание

лекции

самост

практ.

1.

Входной контроль

1




1




Стартовая проверка уровня подготовленности выпускников

Раздел 1. Тест ЕГЭ как способ независимой оценки качества образования.


1.

ЕГЭ как способ независимой оценки качества образования: порядок проведения, результаты, сертификаты ЕГЭ

1

1







Знакомство с порядком проведения ЕГЭ, порядком подсчета результатов, выдачи сертификатов и участия приемной кампании.

2.

Особенности теста ЕГЭ по обществознанию:
















-кодификатор элементов содержания

1

0,5




0,5

Практическое изучение кодификатора, правила работы с кодификатором

- спецификация КИМов ЕГЭ по обществознанию

1

0,5




0,5

Практическое изучение спецификации

Бланк ЕГЭ: правила заполнения

1

1

1




Знакомство с правилами оформления бланков ЕГЭ



Информационная поддержка ЕГЭ

2

0,5




1,5

Знакомство и организация работы с основными интернет-порталами по поддержки ЕГЭ

http://wwwgе.edu.ru

http://www.fipi.ru и др.



Психологическая готовность к тестированию

2

2







Знакомство с советами психолога по особенностям поведения на экзамене.

Раздел 2. Методика решения заданий разного типа.


1.

Задания на сравнение. Определение отличительного признака или общей черты

1

0,5

0,5




Изучение методики решения заданий разного типа, практикум в составлении и решения подобных заданий. Работа со словарем обществоведческих понятий.

2.

Установление понятия по признаку

1

0,5

0,5




3.

Определение признака понятия

1

0,5

0,5




4.

Многосмысловые понятия

1

0,5

0,5




5.

Задания на классификацию, пропуск в схеме.

1

0,5

0,5




6.

Задания на классификацию. Распределение позиций по группам.

1

0,5

0,5




7.

Соотнесение понятия и определения.

1

0,5

0,5




8.

Конкретизация явлений, теоретических положений примерами


1

0,5




0,5

Пример как средство иллюстрации знаний. Виды примеров, поиск адекватных примеров.

9.

Задания – задачи с открытым ответом.


1

0,5




0.5

Типология заданий с открытым ответом и методика решения подобных заданий.

10

Работа с текстом документов

2

0,5




1,5

Изучение и практическое усвоение технологии работы с текстом.

11

Технология работы над эссе.

2

1




1

Изучение и практическое усвоение технологии работы над эссе.

Раздел 3. Тестовый практикум.


1.

Решение тематических тестов по темам

Решение и разбор тестовых заданий:

Индивидуально, по группам, в парах, фронтально с устным комментарием решений.

Человек, общество, познание

1




1




Социальная сфера

1




1




Политическая сфера

1




1




Духовная сфера

1




1




Право

1




1




Экономика

1




1




2.

Решение комплексных тестов

Решение и разбор тестовых заданий:

Индивидуально, по группам, в парах, фронтально с устным комментарием решений.




Тест № 1


1




1







Тест № 2

1




1







Тест № 3

1




1




Индивидуальное решение комплексных тестов




Тест № 4

1




1







Тест № 5

1




1







Тест № 6

1




1







Тест № 7

1




1







Итого

35














Приложение

Рабочие материалы к практикуму

    1. Типология заданий



Типы заданий

По характеру ответа

По виду познавательной деятельности

По уровню сложности

1.

С выбором ответа

Выбор ответа из предложенных.

Базовый уровень

Анализ суждений и выбор ответа из предложенных оценок.

Повышенный уровень

2.

С кратким ответом

Заполнить пробел в схеме.

Базовый уровень

Определить пропущенное слово или словосочетание.

Повышенный уровень


Установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях.

3.

С развернутым ответом

Перечисление признаков.


Высокий уровень

Приведение примеров.

Задания – задачи в виде ситуации или высказывания и вопросы.

Составное задание, включающее фрагмент источника и задания по его интерпретации и анализу.

Альтернативное задание. Эссе.

  • Базовый уровень: умения перечислять и распознавать признаки предметов, явлений, черты объектов, сравнивать однородные социальные объекты, выявлять структурные элементы объектов с помощью схем.

  • Повышенный уровень: оценка истинности суждений; называть термины, понятия, социальные явления; классифицировать понятия, явления, социальные объекты (устанавливать соответствие терминов и их определений, понятий и их признаков).

  • Высокий уровень: раскрывать теоретическое положение на примерах и приводить примеры; решать проблемные ситуации; осуществлять анализ, интерпретацию и оценку оригинальных текстов; излагать собственные рассуждения по социальным проблемам с опорой на знания курса, факты общественной жизни и личный опыт.

    1. Алгоритмы выполнения заданий

    1. Задания на сравнение. Определить отличительный признак или общую черту.

- установить общее понятие для сравниваемых объектов.

- определить характерные черты для общего понятия.

- определить черты каждого объекта.

-установить признак отличия либо черту сходства.

    1. Установление понятия по признаку.

- убрать из вариантов ответа те, которые выпадают из основного смыслового ряда.

- уточнить специфику каждого из оставшихся понятий и их возможные соотношения.

- выбрать правильный ответ.

    1. Определение признака понятия.

- дать определение понятию, вспомнить его основные характеристики;

- из предложенных ответов выбрать подходящий.

    1. Многосмысловые понятия.

- вспомнить все основные значения данного понятия.

- осмыслить контекст, в котором понятие употребляется.

Помни: более полное значение включает другие смыслы понятия как частный случай.

    1. Задания на классификацию. Заполнить пропуск в схеме.

-проанализировать соподчиненные элементы, определить их сходство.

- определить исходное общее понятие или основание классификации.

- определить искомый объект.

    1. Задания на классификацию. Распределение позиций по группам.

- определить общее понятие для объектов.

- определить сущность общего понятия.

- уточнение признаков, лежащих в основе деления, т.е. уточнить, что отличает один объект от другого.

    1. Соотнесение понятия и определения.

- установить наиболее характерные видовые отличия каждого понятия;

- соотнесение полученной информации с предложенными характеристиками.

    1. Конкретизация явлений, теоретических положений примерами.

- уточнить само исходное положение, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления, т.е. развернуть положение, сформулировав ряд более частных утверждений.

- каждый из направлений или аспектов конкретизировать примером.

    1. Задания – задачи с открытым ответом.

Задача проверяет умения применять полученные знания для поиска ответа или решения конкретной ситуации в контексте определенной проблемы. Решение проблемно- познавательной задачи требует выполнения последовательных умственных действий: 1) ознакомления с условием задачи; 2) соотнесения вопросов задачи с ее условием; 3) вычленения ключевой информации, содержащейся в условии задачи, анализа контекстных обществоведческих понятий, фактов, статистических данных; 4) формулирования выводов и их обоснования. Сформулировав ответы на поставленные вопросы, мы завершаем решение задачи.

- анализ условий задачи и вопроса к ней; уточнение значений понятий и терминов.

- соотнесение вопросов и условий задачи; определение в условии явной и скрытой полезной информации;

- свернуть условие задачи до минимума информации;

- выявить область, из которой следует привлечь недостающие знания, т.е. установить контекст задачи;

- переформулировать условие задачи, соединяя ее условия с новой информацией;

- составить план решения;

- аргументировать промежуточные выводы; в ответе сохранить логику поставленных вопросов;

- проверить правильность решения, сопоставив его с условием и вопросом.

Высший балл: наличие теоретических знаний, умение их применить к анализу конкретной ситуации, четкие ответы на все поставленные вопросы, сохранение логики вопросов.

Седьмой тип - ролевые задания, предполагающие освоение культурного материала и его персонификацию. Целью задания являются овладение новыми социальными ролями, усвоение культурного опыта.

Восьмой тип - индивидуализированные рефлексивные задания, направленные на опосредованный косвенный самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование, самоконтроль. Это возможно посредством: а) создания ситуаций переноса, то есть своеобразного описания своей жизни и деятельности в заданном времени и произвольном пространстве (или наоборот); б) создания ситуаций морального выбора, когда реализуется нравственная позиция школьника; в) написания философских эссе от своего имени или от имени философа, творчество которого вызывает интерес; г) написания воображаемых диалогов с известными философами, когда ученик сам задает проблемное поле и от имени философа отвечает на поставленный вопрос.

Девятый тип - создание ситуаций диалектико-логических противоречий. Они строятся на основе материала, заключающего в себе связь противоположностей. Для работы в ситуациях необходимо отобрать учебный материал, заключающий в себе связь противоположностей, определить момент включения

ситуаций в учебный курс, избрать для реализации конкретную разновидность ситуаций. Это могут быть следующие ситуации:

а) антиномии - непосредственная связь противоположных высказываний, предполагающая контроль за диалектическим разрешением данного в антиномии противоречия. Примером могут служить антиномии Канта;

б) ситуация парадокса, то есть подбор таких положений, которые явно содержат в себе свое отрицание и требуют найти «парадоксальное» решение.

    1. Работа с текстом документов. Текст 250-300 слов.

Цель: Проверка умений осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; анализировать и обобщать несистематизированную информацию.

  • Интерпретация – установление смысла, вложенного в произведение автором (необходимо учитывать тип культуры, психологические аспекты личности автора, особенности его творчества)

  • Анализ – изучение содержания в контексте проблем современного общества, сопоставление данных с другими.

Содержание проверки:

- владение лексикой, той содержательной линии, о которой идет речь;

- умение анализировать и интерпретировать информацию;

- умение правильно использовать обществоведческие понятия при анализе и интерпретации текста;

- соотносить значение отдельных авторских слов и фраз с изученным материалом;

- определять логические связи в тексте;

-связывать авторские идеи друг с другом и с текстом в целом;

- понимать отдельные мысли автора и общую идею документа;

- применять теоретические идеи документа к фактам, не содержащимся в тексте;

- соотносить содержание документа с реалиями современности;

- определять личное отношение к идеям;

- обоснованно высказывать и аргументировать собственную точку зрения.

Характер заданий:

    1. Выявляет осознанность восприятия и точности воспроизведения информации.

    2. Преобразование и интерпретация текста без привлечения контекстных знаний.

    3. Привлечение дополнительного материала, связь текста с изученным курсом.

    4. Использование полученных из текста знаний в новой ситуации, собственная аргументация, формулировка оценочных суждений.

Совет: перед началом работы с текстом прочитай вопросы, они помогут сразу осознано изучать предложенную информацию.

    1. Технология работы над эссе.

Эссе (фр.) – опыт, проба, попытка, набросок, очерк.



Характерные признаки эссе


Особенности эссе по обществознанию.

  1. наличие конкретной темы или вопроса;

  2. личностный характер восприятия информации;

  3. небольшой объем;

  4. свободная композиция;

  5. непринужденность повествования;

  6. парадоксальность;

  7. внутреннее смысловое единство; открытость.

Творческое мини-сочинение по конкретной проблеме. Учащийся должен кратко изложить свой взгляд на проблему, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям, социальным фактам и личному опыту.


Критерии оценивания: представлена собственная точка зрения; проблема раскрыта на теоретическом уровне с использованием понятий; аргументация позиции с опорой на факты общественной жизни и личный опыт.

1. Предварительная работа по формированию навыка написания эссе.

1.Определение основных проблем по каждому тематическому блоку.

2. Составление логических понятийных схем по проблемам.

3. Составление общих выводов по тематическим блокам.

4. Черновая работа с комплектами тем для эссе:

- систематизация тем по сходным проблемам;

- определение контекста высказывания;

- определение логического круга понятий, имеющих отношение к теме высказывания;

- подбор явлений, примеров теоретических положений по проблеме высказывания;

5. Групповая и индивидуальная работа по написанию эссе (по ходу изучения темы, в качестве элемента текущего контроля, в рамках итогового предэкзаменационного повторения.)

6. Составление тематических «интеллект-карт».


Порядок работы над эссе

  1. Выбор темы

    • Познакомься со всеми темами; Выбери ту, которая близка и понятна, где можно проявить свои знания, творческие способности, эрудицию.

    • Определи смысл предложенного высказывания (Что хотел сказать автор?);

    • Осмысли тему в контексте базовых наук, т.е. определи с какими основными проблемами обществознания связана тема; Определи мини – тему.

    • Сформулируй собственное отношение к высказыванию (согласен, не согласен, почему?);

    • Определи понятия и термины необходимые для обоснования позиции на теоретическом уровне;

    • Подбери факты из общественной жизни и личного опыта, которые убедительно обосновывают позицию.

  1. Черновые записи: тема, понятия, противоречия, примеры, цитаты, высказывания и т.д.

  2. Структура эссе:

А. Вступление. Фокусирует и ставит проблему, вскрывает противоречия, задает вопросы, очерчивает поле творчества рамками обществоведческой темы.

  • Краткое упоминание об авторе: «Автором высказывания является и т.д.». (не является обязательным)

Сформулировать понимание высказывания. Важно так сформулировать основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, определяющий ее содержание и сущность: «Автор придерживается той точки зрения и т.д.»; «Автор убеждает нас в том…»; «По мнению автора…». Данная мысль отражает суть проблемы…., Автор затрагивает (акцентирует внимание на…) проблему...

  • Четко определить личную позицию: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным» и т.д.

Б. Основная часть.

Основная часть эссе, где требуется аргументировать все свои мысли - тезисы. В качестве аргументов могут выступать факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации, литературные ситуации, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и т.д. Лучше приводить два аргумента на каждый тезис.

В. Заключение, которое является итогом рассуждений.

4. Оформление эссе

  • Каждый из элементов композиции должен быть выделен красной строкой.

  • Каждый абзац связан между собой.

  • Эссе присущи эмоциональность и художественность изложения. Экспрессивность стиля достигается за счет коротких, простых предложений, разнообразных по интонации.

Похожие:

Программа: Тип программы iconТип программы : программа среднего общего образования. Статус программы
Формы контроля: текущий контроль, самостоятельные работы, тесты, итоговая контрольная работа

Программа: Тип программы iconПротокол встречи с предстваителями инициативной группы объекта южная долина, фаза 3
Все стеклопакеты двухкамерные, остекление панорамное: тип 1 высота окна 2,1 м, тип 3 высотка окна 2,56 м, тип 4 высота окна 2,645...

Программа: Тип программы iconД оговор Заявка на перевозку грузов
...

Программа: Тип программы iconФормат
...

Программа: Тип программы iconОб утверждении формата данных сведений о застрахованных лицах
...

Программа: Тип программы iconПрограмма «геоботаника» Тип: адаптированная Направленность: эколого-биологическая...
Программа является интеллектуальной собственностью цдод «Созвездие» и не может быть использована вне данного учреждения без согласования...

Программа: Тип программы iconТип урока
...

Программа: Тип программы iconПрограмма развития на период 2016-2020 гг. Ценностно-смысловыми рамками...
Тип, вид, статус организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7». Учредитель:...

Программа: Тип программы iconПоложение о Программе лояльности «Высшая Лига Петровича». Цель Программы
«Программа лояльности «Высшая Лига Петровича» (Программа) – программа, разработанная Организатором Программы, включающая в себя систему...

Программа: Тип программы iconМассивы
Для обозначения компонент массива используется имя переменной-массива и так называемые индексы, которые обычно указывают желаемый...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru