ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Изучение ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» направлено на реализацию требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» устанавливает базовые знания, необходимые для получения профессиональных знаний и навыков.
В условиях становления современной рыночной экономики меняется не только характер экономической деятельности предприятий, система финансово-экономических отношений, но и методы управления ими.
В результате изучения ПМ студент должен:
иметь практический опыт:
ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации
уметь:
рассчитывать заработную плату сотрудников;
определять сумму удержаний из заработной платы сотрудников;
определять финансовые результаты деятельности организации по основным видам деятельности;
определять финансовые результаты деятельности организации по прочим видам деятельности;
проводить учет нераспределенной прибыли; проводить учет собственного капитала;
проводить учет уставного капитала;
проводить учет резервного капитала и целевого финансирования;
проводить учет кредитов и займов; определять цели и периодичность проведения инвентаризации;
руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;
пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества;
давать характеристику имущества организации;
готовить регистры аналитического учета по местам хранения имущества и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
составлять инвентаризационные описи;
проводить физический подсчет имущества;
составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерскихпроводках;
выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
составлять акт по результатам инвентаризации;
проводить выверку финансовых обязательств;
участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
проводить инвентаризацию расчетов;
определять реальное состояние расчетов;
выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98);
знать:
учет труда и заработной платы:
учет труда и его оплаты;
учет удержаний из заработной платы работников;
учет финансовых результатов и использования прибыли:
учет финансовых результатов по обычным видамдеятельности;
учет финансовых результатов по прочим видамдеятельности;
учет нераспределенной прибыли;
учет собственного капитала:
учет уставного капитала;
учет резервного капитала и целевогофинансирования;
учет кредитов и займов;
нормативные документы, регулирующие порядокпроведения инвентаризации имущества;
основные понятия инвентаризации имущества;
характеристику имущества организации;
цели и периодичность проведения инвентаризацииимущества;
задачи и состав инвентаризационной комиссии;
процесс подготовки к инвентаризации;
порядок подготовки регистров аналитического учетапо местам хранения имущества без указанияколичества и цены;
перечень лиц, ответственных за подготовительныйэтап для подбора документации, необходимой дляпроведения инвентаризации;
приемы физического подсчета имущества;
порядок составления инвентаризационных описей исроки передачи их в бухгалтерию;
порядок составления сличительных ведомостей вбухгалтерии и установление соответствия данных офактическом наличии средств данным бухгалтерскогоучета;
порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
порядок инвентаризации и переоценки материально-производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
процедуру составления акта по результатам инвентаризации;
порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
порядок инвентаризации расчетов; технологию определения реального состояния расчетов;
порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98)
Бухгалтер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Бухгалтер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении дисциплины: «Основы бухгалтерского учета», «Экономика организации (предприятия)», «Экономическая теория» и др.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.
Весь материал ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» разделен на два учебных задания, которые выполняются на 4 курсе. Согласно учебному плану по каждому заданию выполняется домашняя контрольная работа.
Основной формой учебной работы студента-заочника является систематическое самостоятельное изучение материала ПМ. При изучении ПМ рекомендуется следующая последовательность:
Ознакомьтесь с содержанием тем программы, методическими указаниями, объемом и характером практических работ к темам;
Подберите и изучите необходимую литературу;
Законспектируйте прочитанный материал;
Дайте ответы на программированные вопросы.
После изучения теоретического материала выполняются контрольные работы:
Контрольная работа №1 и №2 выполняется на 4 курсе.
При выполнении контрольных работ следует придерживаться следующих правил:
контрольные работы выполняются в отдельной тетради или на листах бумаги формата А4, которые должны быть сброшюрованы в отдельной папке.
контрольная работа должна иметь титульный лист, который прикрепляют на обложке тетради.
- на титульном листе укажите номер контрольной работы, шифр, фамилию, имя, отчество, курс, почтовый адрес;
контрольную работу выполняйте по своему варианту;
при оформлении контрольной работы в тетради, записи осуществляют на обеих сторонах листов, нумеруя страницы. Нумерация страниц по тексту работы сквозная. На приложениях номер страницы не проставляется. Страницы должны иметь поля, шириной не менее 3 см.
материалы выполнения контрольных заданий следует располагать в тетради в той последовательности, которая вытекает из очередности пунктов заданий и операций.
запишите поставленный вопрос, а затем пишите ответ, увязывая с примерами из практики;
при решении задач используйте типовые бланки учетных регистров и план счетов;
материалы, дополняющие работу следует помещать в приложениях. В качестве приложений могут быть таблицы большого формата, расчёты, бланки бухгалтерских документов.
приложения оформляют как продолжение текста работы на последующих её листах. В тексте работы на все приложения должны быть сделаны ссылки. Приложения должны быть расположены в порядке ссылки на них в тексте. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посредине страницы слова «Приложение» и его номер.
в конце работы укажите использованную литературу, поставьте подпись и дату выполнения.
Контрольную работу предоставьте для проверки в учебное заведение согласно графику.
В межсессионный период, кроме контрольных работ, следует выполнить практические занятия, указанные в программе, на примере конкретного предприятия.
Примечание. Все стоимостные показатели, цены и себестоимость является условными.
Порядок рецензирования и защиты контрольных работ Контрольные работы проверяют преподаватели техникума. При проверке работы по установленным замечаниям преподаватель делает отметки на полях работы. Полную рецензию выполнения контрольных заданий приводят в конце работы.
В рецензии преподавателем дается характеристика качества выполнения контрольной работы: правильность заполнения бухгалтерских документов, правильность составления бухгалтерских записей по результатам проведенной инвентаризации. Кроме того, в рецензии указывают моменты, на которые студентам следует уделить особое внимание, дают рекомендации по выполнению контрольных заданий. Заканчивается рецензия мотивированным заключением преподавателя о допуске или не допуске работы к собеседованию. Свое заключение рецензент проставляет на титульном листе работы. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Л-1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 23.07.1998г. №123-Ф3, 28.03.2002г. №32-Ф3, 31.12.2002г. №187-ФЗ, 31.12.2002г. №191-ФЗ).
Л-2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина РФ от 29.07.98г., №34Н).
Л-3. Положение по бухгалтерскому учету. «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (приказ Минфина РФ от 09.12.98г., №60Н).
Л-4. ПБУ №1-23 от 1994-2012 гг.
Л-5. Налоговый Кодекс РФ. Федеральный закон от 29.12.2000г. №166-ФЗ.
Л-6. Трудовой Кодекс РФ. Федеральный закон от 30.12.2001г. №197-ФЗ.
Л-7. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94Н.
Л-8. Методические рекомендации по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности агропромышленных организаций. - М., 2001.
Л-9. Блинова Т.В., Журавлев В.Н. Бухгалтерский учет: Учеб.пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.
Л-10. Гомола А.И. Бухгалтерский учет - изд. 3-е, испр. и доп.-М.: издательский центр «Академия»,2006.
Л-11. Инвентаризация бухгалтерская и налоговая. Касьянова Г.Ю. – М.: АБАК, 2012.
Л-12. Кондраков Н.П. Самоучитель по бухгалтерскому учету. Изд. 3-е, переработанное и дополненое. - М.: Инфра-М, 2002.
JI-13.Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Том 1, изд. четвертое, переработанное и дополненное.- М.: Финансы и статистика, 2003.
JI-14.Пизенгольц М.З.Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Том 2, изд. четвертое, переработанное и дополненное.- М.: Финансы и статистика, 2003.
JI-15. Расторгуева Р.Н. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве.-М.: издательский центр «Академия»,2003
Л-16. Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет: (Электронный учебник). – М.: КНОРУС, 2012.
Л-17. Филина Ф.Н. Инвентаризаия: бухгалтерский учет и налогообложение. – М.: ИД «ГроссМедиа»: РОСБУХ, 2012.
Л-18.Хоружий Л.И. Бухгалтерский учет. – М.: КолосС,2004.
Л-19. Швецкая В.М., Головко Н.А. Бухгалтерский учет – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008.
ЗАДАНИЕ
Контрольная работа № 1
МДК.02.01 «Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества»
|