Скачать 0.95 Mb.
|
В течение первых 5 месяцев 2013 года произошло 2 авиационных происшествия и 1 серьезный инцидент, связанных со столкновением воздушных судов с проводами воздушных линий электропередачи: 15.05.2013 в Ставропольском крае произошла катастрофа самолета Ан-2 RA-31403 ООО «Авиакомпания «Аннушка» (имеет сертификат на право выполнения авиационных работ). Полет выполнялся без второго пилота. При выполнении 9-го полета на АХР самолет столкнулся с опорой ЛЭП на обрабатываемом поле, потерял управляемость и упал на землю, после чего сгорел; 21.05.2013 в Краснодарском крае произошла авария вертолета Ми-2 RA-20977 ООО «Авиапредприятие «Трансхимавиа» (имеет сертификат на право выполнения авиационных работ). При выполнении третьего прохода над обрабатываемым полем пилот поздно заметил провода ЛЭП, опоры которых стояли вне обрабатываемого участка, что привело к столкновению с проводами. В результате последовавшей за этим потери управляемости вертолет грубо приземлился и опрокинулся на левый борт. - 30.05.2013 в Ростовской области произошел серьезный инцидент с самолетом МАП-32-912 RA-0633G, принадлежащим частному лицу. При выполнении АХР самолет шасси столкнулся с проводом ЛЭП. В результате столкновения самолет получил незначительные повреждения. Следует отметить, что с увеличением интенсивности полетов воздушных судов АОН появился риск столкновения с проводами воздушных линий связи электропередачи не только при выполнении авиационных работ, но при выполнении взлетов (посадок) с посадочных площадок, расположенных в непосредственной близости от различных препятствий. После катастрофы вертолета Bell-406 RA-01931, происшедшей 22.03.2012 в районе посадочной площадки Подновье (Нижегородская область) (приказ Росавиации от 25.12.2012 № 884 «Об авиационном происшествии с вертолетом Bell-407 RA-01931») был проведен анализ случаев столкновений ВС с проводами воздушных линий связи и электропередачи, а также подготовлены предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты. Соответствующая информация о результатах этой работы прилагается. Предлагаю: 1. Руководителям территориальных органов Росавиации довести настоящую информацию с приложением до организаций гражданской авиации, эксплуатантов ВС АОН и авиационных учебных центров. 2. Руководителям организаций гражданской авиации, эксплуатантам ВС АОН и авиационных учебных центров: 2.1. С летным составом, привлекаемым к выполнению авиационно-химических работ провести занятия по повторному изучению требований пунктов 7.1 - 7.11 ФАП «Подготовка и выполнение полетов гражданской авиации Российской Федерации». 2.2. При подготовке и выполнении авиационных работ, предусматривающих полеты на истинных высотах менее 100 метров, обращать внимание летного состава на необходимость повышенной визуальной осмотрительности и высокие риски столкновения с воздушными линиями связи и электропередачи, обладающими низкой контрастностью с окружающим фоном. Начальник Управления инспекции по безопасности полетов С.С. Мастеров ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА Управление инспекции по безопасности полетов ИНФОРМАЦИЯ О СЛУЧАЯХ СТОЛКНОВЕНИЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ С ПРОВОДАМИ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ МОСКВА 2013 Информация подготовлена Управлением инспекции по безопасности полетов Федерального агентства воздушного транспорта с целью разработки профилактических мероприятий по случаям столкновений воздушных судов гражданской авиации с воздушными линиями электропередачи. При подготовке Информации использовалась информация о результатах расследования авиационных происшествий и инцидентов, поступившая в Федеральное агентство воздушного транспорта до 01.06.2013. Данные об эксплуатантах воздушных судов, с которыми произошли рассмотренные в настоящей Информации авиационные происшествия и инциденты приведены по сведениям из базы данных «Воздушный транспорт Российской Федерации» на момент события. Использование полностью или частично сведений, приведенных в настоящем Анализе, в материалах публичных печатных и Интернет изданий без согласования с Управлением инспекции по безопасности полетов Федерального агентства воздушного транспорта запрещается. I. ОБЩИЕ ДАННЫЕ О СЛУЧАЯХ СТОЛКНОВЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ С ПРОВОДАМИ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ За период с 1991 года по май 2013 года в Российской Федерации произошло 66 авиационных событий: 36 авиационных происшествий, из них 16 катастроф, приведшие к гибели 52 человек, 30 инцидентов, из них 13 серьезных), связанных со столкновением воздушных судов с проводами воздушных линий электропередачи (далее - ЛЭП). Распределение авиационных событий по годам представлено на рисунке 1. Анализ данных, представленных на рисунке 1 позволяет отметить тот факт, что несмотря на общую тенденцию с 1991 года к сокращению авиационных событий, связанных со столкновением воздушных судов с проводами линий электропередачи, с 2007 года данная проблема остается актуальной. Возросла и тяжесть последствий. За последние 7 лет произошло 9 катастроф, 5 аварий и 2 серьезных инцидента. Если до 2005 года авиационные происшествия из-за столкновения с ЛЭП происходили с воздушными судами коммерческой авиации, то начиная с 2006 года подобные авиационные происшествия стали характерными для воздушных судов АОН (рис. 2). Рис. 1. Число авиационных событий, связанных со столкновением с ЛЭП, воздушными судами гражданской авиации в 1991-2013 годах Рис. 2. Распределение авиационных событий, связанных со столкновением с ЛЭП, по видам эксплуатантов гражданской авиации за период с 1991 по май 2013 года Распределение авиационных событий, связанных со столкновением воздушных судов с проводами линий электропередачи, по классам воздушных судов представлено на рис. 3. Рис. 3. Распределение авиационных событий, связанных со столкновением с ЛЭП, по классам воздушных судов По данным, представленным на рисунке 3, можно заключить, что наибольшее количество столкновений с проводами линий электропередач происходит при выполнении полетов на самолетах с максимальной взлетной массой менее 10 тонн и вертолетах с максимальной взлетной массой менее 5 тонн, то есть на воздушных судах, эксплуатирующихся на данный момент преимущественно в АОН. В наибольшей степени данное обстоятельство обуславливается использованием воздушных судов указанных классов для выполнения авиационных работ на высотах менее 100 метров. Как следствие, за последние 10 лет, наибольшее количество авиационных событий, связанных со столкновением воздушных судов с проводами линий электропередачи, произошло при выполнении: авиационно-химических работ - 42% (от общего числа событий); транспортно-связных полетов - 21%; воздушных съемок - 16%; развлекательных полетов - 16%; учебно-тренировочных полетов - 5% (рис. 4). Рис. 4. Распределение авиационных событий, связанных со столкновением с ЛЭП, по видам выполняемых полетов Приведенная на рисунке 4 специфика видов полетов, при выполнении которых происходят авиационные события, связанные со столкновением воздушных судов с ЛЭП, в свою очередь соответствует регионам (рис. 5), в которых такие события происходят наиболее часто: европейская часть Российской Федерации, для которой свойственна высокая интенсивность полетов и, в частности, выполнения авиационно-химических работ. Рис. 5. Распределение авиационных событий, связанных со столкновением с ЛЭП, по федеральным округам Наиболее часто авиационные события, связанные со столкновением воздушных судов с проводами линий электропередачи, происходили на следующих этапах: - заход на посадку и посадка - 32%; - полет по маршруту на малой высоте - 29%; - взлет и начальный набор высоты - 22%; - полет над обрабатываемым участком - 17%. С 2002 года абсолютное большинство событий (19 событий из 20) произошли при выполнении полетов в простых метеоусловиях. В сложных метеоусловиях произошло 1 авиационное происшествие - 28.04.2002 катастрофа Ми-8 АМТ RA-22158 28.04.2002. На заключительном этапе полет выполнялся вдоль автомобильной трассы Абакан - Кызыл по горному ущелью в условиях ограниченной видимости. На удалении, примерно, 2100 метров от предполагаемого места посадки у автотрасссы, при высоте полета 25 м над подстилающей поверхностью, произошло столкновение вертолета с линией электропередачи ЛЭП в месте пересечения ее с автотрассой. Ночью авиационные события, связанные со столкновением с ЛЭП не происходили. По результатам расследований авиационных событий, связанных со столкновением воздушных судов с проводами линий электропередачи, основными причинами событий явились: - недостаточная осмотрительность в полете на малой высоте; - недостаточно полное изучение района полетов с определением естественных и искусственных препятствий; - нарушение экипажем правил полетов в части необходимости прекращения выполнения полетного задания при встрече погодных условий, не соответствующих требованиям для полетов по ПВП, а также выполнение полета на высоте ниже безопасной; - неудовлетворительная организация летной работы организаций гражданской авиации в части подготовки и обеспечения полетов; - отсутствие на воздушных линиях электропередачи дневной маркировки. II. ПРЕДЛАГАВШИЕСЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССЛЕДОВАНИЙ СЛУЧАЕВ СТОЛКНОВЕНИЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ С ПРОВОДАМИ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ Проведен анализ рекомендаций комиссий по расследованию авиационных происшествий за последние 10 лет (с 2002 по 2012 годы), связанных со столкновением воздушных судов с ЛЭП. Описание авиационных происшествий и содержание предлагавшихся в связи с ними рекомендаций, приведено в приложении 1 настоящей информации. Наибольшее число предлагавшихся рекомендаций коррелируется с факторами, обусловившими эти авиационные происшествия, и было направлено на необходимость: - повышения качества подготовки к выполнению полетов по маршруту (или в районе авиационных работ) с учетом наличия на нем искусственных препятствий; - соблюдения действующих правил полетов при подготовке и выполнении авиационных работ на малых высотах, предусматривающих необходимость полетов с пересечением ЛЭП. Рекомендации, направленные на необходимость маркировки ЛЭП с целью повышения их контрастности, предлагались по результатам расследований 7 авиационных происшествий (таблица 1). Таблица 1 Авиационные происшествия, по результатам которых предлагались рекомендации, направленные на необходимость маркировки ЛЭП
С учетом рекомендаций комиссией по расследованию авиационных происшествий, связанных со столкновением воздушных судов с проводами ЛЭП, Росавиацией были разработаны и направлены в Минтранс России предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты (письмо Росавиации от 25.12.2012 № АН 1.02-4514), предусматривающие: |
Гвс в предприятиях и организациях га на территории деятельности Южного мту росавиации | О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления | ||
Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 17. 11. 2010 №108 и Концепции формирования единой национальной... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный... | ||
Об образовании Территориальной квалификационной комиссии Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного... | Фз «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №2, ст. 170) | ||
Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» | Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» | ||
Фз «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №2, ст. 170; №28,... | Во исполнение подпункта 5349. 2 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |