ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет бизнес-информатики
| Кафедра информационных технологий в бизнесе
| УДК 004.94
| ПОСТРОЕНИЕ ОНТОЛОГИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ПОДСИСТЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР
Выпускная квалификационная работа бакалавра
|
|
| Работу выполнил студент
группы БИ-10-2
4 курса факультета бизнес-информатики
Е.Н. Узунова Научный руководитель:
Доцент кафедры информационные технологии в бизнесе, к.т.н., доцент
Л.В. Шестакова
“_____” _________________20__ г.
| Пермь 2014
| Оглавление Введение 3
Глава 1. Анализ подсистемы проектирования для студии компетентностных деловых игр 5
1.1.Основные понятия и определения 5
1.2.Проектирование деловой игры 20
1.3.Методы построения онтологий 22
1.4.Выбор программного продукта для построения онтологии подсистемы проектирования 28
Глава 2. Разработка онтологии на примере бизнес-процесса "Продажа товаров/услуг/работ" 30
2.1. Отбор понятий для онтологической базы знаний 30
2.2. Разработка онтологии предметной области 33
2.3. Пути развития онтологии в студии компетентностных деловых игр 38
Глава 3. Разработка контрольного примера 39
Заключение 44
Библиографический список 45
Приложение А. Описание бизнес-процесса "Продажа товаров/услуг/работ" 47
Приложение B. Диаграмма прецедентов бизнес-процесса "Продажа товаров/услуг/работ" 48
Приложение С. Описание цепочки процесса "Продажа бытовой техники" 49
Приложение D. Карта операций 51
Приложение E. Описание операций 54
Введение Современный бизнес определяет повышенные требования к профессиональным компетенциям своих сотрудников, поэтому работодатели заинтересованы в постоянном обучении и повышении квалификации своего персонала. Российские ВУЗы постепенно переходят на образовательные стандарты третьего поколения, главными целевыми установками которых являются компетенции, получаемые студентами в ходе обучения. Проблемой является отсутствие деловых игр, вырабатывающих заданные компетенции. Ряд научных сотрудников занимается разработкой автоматизированных деловых игр, позволяющих формировать практические навыки решения задач, возникающих при работе с моделируемой в игре предметной областью. Разрабатываемый комплекс, студия компетентностных деловых игр (СКДИ), предназначен для разработки и проведения компетентностных деловых игр. Объектом исследования данной работы является процесс разработки онтологии. Предметом является онтологическая база знаний для подсистемы проектирования СКДИ.
Целью работы является построение онтологической базы знаний предметной области для деловой игры, позволяющей формировать из рабочих бизнес-процессов унифицированные бизнес-процессы и унифицированные учебные бизнес-процессы.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
Разработка критериев отбора понятий для онтологической базы знаний.
Исследование предметной области на наличие понятий, необходимых для разработки учебных бизнес-процессов.
Анализ возможных вариантов организации онтологии.
Анализ существующих инструментальных средств разработки онтологий и выбор наиболее подходящего.
Разработка онтологической базы знаний.
Анализ дальнейших путей развития онтологии.
Разработка контрольного примера с использованием онтологии.
В результате работы будет получена онтология предметной области деловой игры по бизнес-процессу "Продажа товаров/услуг/работ" и контрольный пример.
|