Скачать 251.51 Kb.
|
МОУ Никольская СОШ 2010-2011 Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку Учитель русского языка и литературы Бахарева Р. В. [Введите название документа] Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. ЕГЭ, результаты которого принимаются в качестве вступительного испытания – это важный стимул для изучения любого предмета, в том числе и русского языка. Нужно ли специально готовить уч-ся к ЕГЭ? Разумеется, нужно! Ежегодно при подготовке к ЕГЭ выпускники встречаются со многими проблемами: 1) сложной оказывается форма экзамена; работа с тестом; формулировка заданий. 2) большой объем теоретического материала, необходимый для качественного выполнения заданий; 3) огромная пропасть между знанием правил и умением их применять на практике. Все эти проблемы связаны прежде всего с непониманием школьниками учебного материала, формулировок заданий. Причем учитель не всегда может правильно определить, чего не понимает ученик. Это может быть и незнакомый термин, и значение какого-то сложного слова, и формулировка правила, и использование сложных синтаксических конструкций в формулировке. Поэтому подготовка к сдаче ЕГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки. Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению и т. д. За последнее время сложилась определенная система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Результаты сдачи ЕГЭ
Веду дополнительную целенаправленную работу по подготовке к ЕГЭ. Причем такую работу начинаю с 5 класса. Это помогает ребятам идти в системе от более легких заданий к более трудным. На занятиях учащиеся тренируются в выполнении таких заданий, которые включаются в ЕГЭ, проверяют себя по всем темам школьного курса. (По этой теме разработала проект). (тесты) Уже в 6-7 классах мы учимся систематизировать материал по основным разделам. Большое внимание уделяю принадлежности слова той или иной части речи, умению видеть не только значение слова, но и морфологические признаки, форму слова и части слова, а также знать его роль в предложении. Хорошую помощь по систематизации этих знаний оказывают разработанные нами таблицы: «Морфологические признаки частей речи» и «Члены предложения». Большое внимание уделяется и формированию орфографических навыков. С 5 класса ученики ведут собственный словарь-справочник, куда записывают не просто правила, а систематизируют полученные знания в таблицы, алгоритмы рассуждения по ним, таблицы, опорные схемы, образцы разборов, особенности типов и стилей речи. Эта тетрадь является хорошим подспорьем при подготовке к ЕГЭ. На уроках использую комплексный анализ текста, который помогает построить урок в формате ЕГЭ. Удобно проводить на сдвоенных уроках: 1 – КАТ, 2 – творческая мастерская. Задания 1 урока: -найти проблему текста (Алгоритм действий ученика: найти ключевые слова, подчеркнуть повторяющиеся слова, затем расширяем – подчеркиваем слова, которые находятся в одном смысловом слове, противопоставления; выясняем авторское отношение к этой проблеме. - Анализируем текст с точки зрения орфографии и пунктуации (задания частей Аи В). На 2 уроке определяем тему исходного текста (составить микротекст), проблемы (микротемы) , комментарий к 1 проблеме, авторская позиция, какое языковое средство лежит в основе авторской позиции, ваше мнение относительно позиции автора, аргументация, составление микротекста, что означает метафора в тексте, составить микротекст по этой метафоре и др.задания д/з : составить микротекст по предложенной теме. Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков я включаю в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ. Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет учителю быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. Процесс систематизации будет более эффективным, если выпускники постоянно имеют возможность применять уже полученные знания и умения, «прокручивая» их каждый раз в новых ситуациях. Пример 7 кл. В 10-11 классах в школе выделяют два часа на уроки русского языка и подготовку к ЕГЭ, что очень мало. В 10-11 классах параллельно с уроками на более углубленном уровне мы повторяем весь изученный материал. Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах, которые разрабатываются совместно с учащимися. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал представляется не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде. Пример таблиц. Подготовка к сдаче ЕГЭ отличается от традиционного повторения школьной программы и ориентирована на определенную форму экзамена и на специфическую систему проверки. Работу начинаю с сентября, составляю план по подготовке к ИА, тематическое планирование консультаций, оформляю уголок. Пример Начиная с октября, за счет личного времени начинаются консультации. На первой консультации объясняю цели и задачи единого экзамена, обсуждаю с учениками его специфику, разъясняю содержание и структуру экзаменационной работы. Вместе анализируем содержание КИМов и составляем перечень проверяемых умений, знакомлю с кодификатором и спецификацией. Затем стараюсь продиагностировать знания, умения и навыки выпускников по различным разделам школьного курса. Изучаю различные пособия и стараюсь обобщить и типизировать задания, представленные в тестах прошлых лет, и составляю перечень наиболее типичных ошибок, допущенных учащимися в прошлые годы, а затем даю рекомендации по их устранению и предупреждению. Повторяя и обобщая изученное ранее, надо и психологически готовить учеников к сдаче ЕГЭ: дать им чёткие инструкции – как выполнить то или иное задание, как контролировать себя, как работать с черновиком. Разработан цикл лекций по повторению, углублению и дополнению знаний. Каждая лекция включает в себя: - типология заданий - теоретический материал - тренировочные упражнения - тренировочный тест - неконтролирующая контрольная работа - контрольный тест ЛЕКЦИИ №1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. №3. МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ №2. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. №4. МОРФОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА РЕЧИ. № 5. СИНТАКСИС И КУЛЬТУРА РЕЧИ. № 6. ОРФОГРАФИЯ. ПУНКТУАЦИЯ. № 7. РАБОТА С ТЕКСТОМ. № 8. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ. Вначале работаем по демоверсии предыдущего года, а в январе-феврале после опубликования новой демоверсии, сравниваю демоверсии, вношу коррективы и работаем по новому варианту. В тестах всех предыдущих лет морфология представлена в очень сокращенном виде, основное количество заданий носит орфографическую направленность. Поэтому материал здесь лучше представить в виде таблиц, поскольку учащиеся уже располагают необходимой теоретической базой в объеме средней школы. Например, задание А12 «Правописание Н-НН в суффиксах». Сначала повторяем, углубляем теоретический материал, даю алгоритм формальных показателей правописания Н и НН. Словоформа, отвечающая на вопрос какой, образована От существительного от глагола НН Н НН Н
Пустынный кожаный сломанный ломаный !!! Названый брат Посаженый отец, смышленый НО!!! Названные дети, Посаженный сад
Соломенный гусиный раненный пулей раненый солдат !!ветреный солдат НО!!проветренный 3.первообразные 3. На –ованный нет –ованный багряный -еванный -еванный румяный и т. д. балованный обратите внимание 4. сов. вид. гл. несов. Вид слова на …МЯ брошенный груженый (имя, семя и т. д.) !!прощеный день !!невиданный образ. форму НО!! прощенные неслыханный от род. п. дети негаданный (семени - !!конченый человек нечаянный семенной) нежданный…. II. В наречиях и сущ. == сколько в слове, от которого они образованы. нефтяник нефтяной воспитанник воспитанный воспитать(с.в.) III. В кратком прил. = полн. прил. Краткие отглагольные формы Дорога длинна длинный кр.прил. НН кр. прич. Н ученики рассеянны тучи рассеяны Тренировочные упражнения включают разные типы заданий Морфологическая омонимия затрудняет определение части речи, поэтому при изучении частей речи я предлагаю использовать карточку, подводящую к пониманию темы и ее практическому применению Неконтролирующая контрольная работа. Тренировочные упражнения
1) гости..ая комната, 2) овчи..ый тулуп, 3) ворова..ые часы,…4) подли..ый документ, 5) тка..ый платок, 6) злодеи тупы и ограниче..ы, 7) отчая..ый шаг, 8) мы преда…ы родине. 3. Вместо точек вставьте пропущенную букву и обоснуйте: Кова…ый на все четыре ноги конь не спотыкается
4.В каком ряду во всех словах пишется НН?
5. В каком ряду во всех словах написание пропущенной орфограммы определяется по одному правилу? 1) варе..ик, свяще..ик, дела..о улыбается; 2) гладкокраше..ый, лише..ый, исправле..ая рукопись; 3) назва..ый брат, гране..ый стакан, сюжеты сложны и запута..ы 4) мужестве..ый, тка..ый золотом плащ, песча..ик. 6. В каких словах допущены ошибки? 1) мошенник, 2) откровенный, 3) разгневанный хозяин, 4) конопляник, 5) топленое молоко, 6) тоннаж, 7) копчености, 8) краденное вы отняли у меня. 7. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется Н? Счита( 1)ые секунды были потраче( 2)ы на то, чтобы достать из кова(3)ого сундука осколки стекля(4)ого стакана и разложить их у порога.
Морфологическая омонимия затрудняет определение части речи, поэтому при изучении частей речи я предлагаю использовать карточку, подводящую к пониманию темы и ее практическому применению. Подводящая карточка № 1. 1.Найдите одинаковые слова в предложениях, как они называются? (см. уч. Власенкова с. 25 изд.5) Мы пошли другим путем. Он и слова-то путем сказать не может. Мы пришли к решению проблемы путем переговоров. 2.Определите к какой части речи относятся эти слова. а) Задайте к ним вопрос; б) определите их морфологические признаки (падеж, род, число) и синтаксическую роль (подчеркните их как члены предложения); в) проверьте себя: замените эти слова другими, попробуйте их удалить из предложения; г) вспомните, какие части речи можно удалить из предложения без изменения их смысла, а какие нельзя. д) запишите части речи этих слов. Подводящая карточка № 2. 1.Запишите предложение. Мерцание озера, возникающее в солнечный день, и глубокая тишина, изредка нарушаемая шорохом льдин, производят впечатление чего-то нереального. 2. Найдите в тексте причастия и прилагательные. 3.Подчеркните их. 4.Вспомните их отличительные признаки (падежные вопросы, суффиксы, слова, от которых они образованы). 5.Определите их морфологические признаки. 6.Выделите суффиксы причастий. 6.Определите, где действительные, где страдательные причастия. Надпишите над причастиями их вид. 4) А 1. Укажите правильную морфологическую характеристику слова даже в предложении 2. В ходе дискуссии выяснилось, что такой модели «оптимального города», которая была бы удобна для всех стран мира и даже для разных регионов одной страны, нет и быть не может. 1) частица 3) местоимение 2) союз 4) предлог А 2. Укажите правильную морфологическую характеристику слова этим в предложении 2. К этим негативным факторам городской среды относится прежде всего загрязненность атмосферного воздуха. 1) личное местоимение 3) вопросительное местоимение 2) указательное местоимение 4) возвратное местоимение А 3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова близки в предложении 4. К этому близки и другие крупные индустриальные страны. 1) наречие 3) краткое причастие 2) предлог 4) краткое прилагательное А 4. Укажите правильную морфологическую характеристику слова хотя в предложении 4. В каждой речевой культуре есть правила вежливости, хотя сами эти правила могут различаться. 1) причастие 3) наречие 2) частица 4) союз А 5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова такой из предложения 3. Такой быстрый рост населения за короткий исторический период называется демографическим взрывом. 1)местоимение 3)наречие 2) прилагательное 4) причастие А 6. Укажите правильную морфологическую характеристику слова случайны из предложения 4. Случайны ли эти пояса? 1) прилагательное в форме сравнительной степени 3) краткое причастие 2) краткое прилагательное 4) наречие А 7. Укажите правильную морфологическую характеристику слова правильно из предложения 5. В частности, при сообщении новостей автор, с одной стороны, стремится учитывать информационные запросы своей аудитории и соответствовать им, с другой - в надежде быть правильно понятым он учитывает степень осведомленности читателей, направленность их информационных интересов, стремится привлечь интерес к сообщению. 1) краткое прилагательное 3) наречие 2) местоимение 4) причастие А 8. Укажите правильную морфологическую характеристику слова чрезмерное из предложения 3. 1) прилагательное 3) действительное причастие 2) наречие 4) страдательное причастие А 9. Укажите правильную морфологическую характеристику слова в течение из предложения 2. Нередко его называют буржуазной «революцией сверху», так как в течение столетия произошли беспрецедентные изменения во всех сферах жизни общества.
А 10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова другими из предложения 6. Так, например, размножению дуба мешает поедание желудей лесными мышами и другими зверьками.
Решение теста, сначала работа безотметочная. Учащиеся решают тест в паре или группе, проверяют правильность решения. Затем со мной или консультантом выполняют коррекционную работу, каждое неверное решение анализируется. Затем анализирую ошибки, классифицирую их и вновь создаю неконтролирующую работу па ошибкам учащихся. И только после этого даю контрольный тест. Синтаксису и пунктуации в тестах уделяется гораздо больше внимания, чем морфологии. Здесь при повторении также используется форма таблиц для систематизации имеющихся знаний. Особое внимание уделяется таким «ошибкоопасным» темам, как «Обособленные члены предложения», отграничение сравнительных оборотов от придаточных сравнительных предложений, тире и двоеточие в простом и сложном предложениях. Решение теста, сначала работа безотметочная. Учащиеся решают тест в паре или группе, проверяют правильность решения. Затем со мной или консультантом выполняют коррекционную работу, каждое неверное решение анализируется. Затем анализирую ошибки, классифицирую их и вновь создаю неконтролирующую работу па ошибкам учащихся. И только после этого даю контрольный тест. Синтаксису и пунктуации в тестах уделяется гораздо больше внимания, чем морфологии. Здесь при повторении также используется форма таблиц для систематизации имеющихся знаний. Особое внимание уделяется таким «ошибкоопасным» темам, как «Обособленные члены предложения», отграничение сравнительных оборотов от придаточных сравнительных предложений, тире и двоеточие в простом и сложном предложениях. При работе над частью С подробно прорабатываем критерии оценки этого задания. Именно там кроется план работы над сочинением. Анализируя текст, учащиеся должны рассматривать его в 4-х аспектах: 1. Проблема, поставленная в исходном тексте. 2. Комментирование проблемы относительно исходного текста (комментарий – рассуждение, пояснительные и критические замечания о чем-либо). 3. Авторская позиция. 4. Собственное мнение, подкрепленное тремя развернутыми аргументами. При выполнении части С учащиеся должны четко помнить составляющие части любого сочинения: 1. Вступление (Обозначение темы, круга проблем, затронутых в исходном тексте; выражение отношения автора сочинения к данным проблемам, их общественной значимости). 2. Основная часть (Отражение и комментирование основных суждений автора исходного текста; приведение аргументов, подкрепляющих эти суждения и связанные с ними собственные соображения автора сочинения; анализ средств выразительности, которые помогли автору исходного текста сделать свою позицию более убедительной. Приведение возможных возражений оппонентов автора и аргументированный ответ на эти возражения, в котором могут быть использованы как аргументы автора исходного текста, так и собственные доводы экзаменуемого. Выражение мнения, не совпадающего с мнением автора (в отношении того или иного конкретного вопроса или нескольких вопросов, затронутых в тексте) или уточняющего, развивающего его мысль). 3. Заключение (Итог рассуждения с выражением личного мнения о тексте и проблеме). Алгоритм действий в процессе подготовки к сочинению по данному тексту. 1. Сформулируйте проблемы исходного текста. 2. Прокомментируйте их (избегайте чрезмерного цитирования) З. Сформулируйте позицию автора (отношение автора к проблеме) 4. Изложите собственное мнение по проблеме (объясните, почему вы согласны или нет с автором прочитанного текста) 5. Найдите художественные средства языка. 6. Пользуйтесь памяткой по написанию рецензии (в случае затруднения) 7. Пишите ёмко, выражайте мысли правильно и грамотно, по возможности, ярко и образно. 8. Закончив работу над сочинением, вчитайтесь в него ёще раз, проверьте логику, связи между абзацами, доказательность и, конечно, орфографию и пунктуацию. Подготовительная работа 1 этап Прежде чем писать сочинение,
2этап Подбираю типичные речевые конструкции (С1 – С4)
Строить работу необходимо в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять: 1. Вступление. 2. Проблема, над которой размышляет автор. 3. Комментарий. 4. Авторская позиция 5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора). 6. Первый аргумент. 7. Второй аргумент. 8. Вывод (заключение). Структура аргументации Аргумент 2 (иллюстрация) Аргумент 1 (иллюстрация) вывод Систематическое проведение на уроках тренингов следующего типа поможет учащимся красочно и выразительно сформулировать свою точку зрения по данному тексту: Прочитайте текст и пример сочинения к нему. Отметьте в сочинении удачные, с вашей точки зрения, приемы краткого пересказа и анализа предложенного текста. Оцените степень глубины и точности анализа средств выразительности, логику изложения материала, уместность вступления и заключения. Напишите свое сочинение по предложенному тексту. Очень хороши такие задания, как «Составляем план», «Записываем свои мысли», «Дописываем текст». В основе методики лежит принцип «от простого к сложному», разнообразные задания и упражнения рассчитаны на последовательную, поэтапную подготовку к написанию Части С: от анализа исходных текстов – к успешному ответу на задания Частей А и В, где присутствует такой анализ, от записи своих размышлений – к сочинению-рассуждению. Чтобы подготовиться к написанию сочинения-рассуждения, нужно решить следующие задачи:
Первая памятка о требованиях к сочинению-рассуждению находится в КИМах по русскому языку, которую надо тщательно проработать. ПАМЯТКА «Как писать сочинение уровня С Единого государственного экзамена по русскому языку?
Вышесказанное не является пределом и эталоном для любого учителя-словесника при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый педагог сам определит для себя и своих учеников путь к успеху. В своей деятельности применяю современные педагогические технологии развивающего обучения, дифференцированного обучения. В среднем звене предпочтение отдаю коллективному способу обучения, работе в парах, в 7 классе апробирую технологию ИОСО. Адекватно уровням развития подбираю технологии обучения, которые способствуют продвижению в учебной деятельности каждого ученика.
Осваиваю информационно-коммуникационные технологии. В кабинете русского языка и литературы есть библиотечка художественной и специальной литературы, справочные материалы, различные словари, к которым ученики обращаются практически на каждом втором уроке. Использую цифровые образовательные ресурсы. Интернет – такое же величайшее явление в наше дни, каким было, наверное, книгопечатание в XVI веке. Учителю-словеснику всегда необходимо иметь под рукой различные словари, справочные материалы, обширную библиотеку художественной и специальной литературы. Почти все это можно найти уже сейчас в Интернете: учебные тесты по русскому языку и литературе; учебные пособия (редкие, малодоступные поэтические тексты, материалы по древнерусской письменности); словари, которых нет в кабинете. С целью повышения качества образования использую в учебном процессе информационно-коммуникативные технологии, делаю презентации с использованием компьютера, разработала уроки с применением ЦОР. Освоила технику создания «Den» тестов, а также тестов многоразового использования. Блочное обучение удачно сочетается с модульным. Модульная технология формирует у учащихся самостоятельность и способность к самоуправлению (самообразованию, самовоспитанию, самореализации), предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений. Преимущество применения модулей в том, что ученик учится в зоне своего ближайшего развития, учится общаться, работает в своем темпе, здесь возможно и опережающее обучение. Зачетные уроки провожу с помощью тестов, что в определенной мере способствует подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку. В учебной деятельности использую различные приемы, методы и формы организации деятельности учащихся: семинары, деловые игры, практикумы, творческие мастерские, тестирование, зачетные работы. Использую современные методы оценивания учебных достижений, контрольно-измерительные материалы, методы измерительных технологий:
|
Цель: эффективная организация работы по подготовке к государственной итоговой аттестации в форме егэ по русскому языку | Система работы со слабоуспевающими учащимися по русскому языку при подготовке к егэ | ||
Егэ в 11-х классах по математике и русскому языку, в целях подготовки выпускников 11-х классов к проведению егэ, отработки навыков... | При подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку важно учесть главное: в тексте экзаменационной работы нет ничего,... | ||
Э для выпускников 11-х классов в целях подготовки выпускников 11 классов к сдаче государственной итоговой аттестации, отработки навыков... | Провести для выпускников XI классов учреждений образования Актанышского муниципального района 23 марта 2012 года пробный единый государственный... | ||
Янао в 2012 г., основные компоненты содержания обучения русскому языку на базовом уровне трудности осваивает подавляющее большинство... | Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для обучающихся 9 класса и рассчитан на 68 часов. Он отвечает важным... | ||
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Цель: знакомит с практикой... | Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям:... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |