Скачать 413.52 Kb.
|
Наблюдение как способ социальной ориентации. I. Наблюдение как коммуникация. Роль набл. в социализации общ-ва. Наблюдение – способность чел-ка ориентироваться в соц. пространстве, его окружающем; восприятие, обусловленное задачей деятельности; способ ориентации человека в окр. мире. Способность наблюдать позвол. чел-ку распознавать окр. мир и адаптировать свое поведение относительно различных контекстов. Набл. – основа соц. активности. Наблюдая мир, индивиды вырабатывают образцы поведения, которые представляют собой невербальные схемы социал. поведения (этикет, традиции, стили одежды, корпоратив. к-ра), зная о них, мы можем объяснить поведение людей, которых исследуем. II. Научное набл – целенаправленное восприятие окружающего мира. Наблюдение необх. для проверки гипотез, решения научных задач. Исследователь целенаправленно выбирает объекты, способы наблюдения, пытается контролировать результаты набл. Отличия:
Этнография. Н.Н. формулируется в практике этнографических исследований как способ изучения актуального поведения участников различных событий. Задача этнографич. исследований в описании и объяснении культ кодов поведения различных народов, социальных общностей. Традиция Н.Н. приписывается Малиновскому: ученый погружался в культуру народа, чтобы описать основные культ коды. Этнографич метод наблюдения = монографическому. Цель детальное, качественное описание исследуемой субкультуры. Исследователь пропускает ч/з свое восприятие, систематизирует, формализует результаты, полученные в ходе набл. Принципы наблюдения (Малиновский, Кули):
психология. Дарвин выделил 2 кода: генетический (врожденный код тела) и культурный (вырабат в ходе социал практик, в течение жизни, помогают выражать мысли, чувства, эмоции, невербальные средства коммуникации). Проблема наблюдения чел поведения в степени его адаптированности/неадаптированности в социал среде.
История становления методов наблюдения в социологии. 90 гг. 20 века большое влияние оказ этнографические исследования в рамках качественной стратегии. Ч. Бут и Б. Уэб занимались изучением жизни различных социальных слоев Лондона методом наблюдения в беднейшем квартале Ист-Энда. Монографич иссл-ие ориентировано на изучение отдельной ситуации, подробное описание ситуации. Осн авторы техники case study: Д. Плат, М, Буровой, Д. Густи, И. Козина. Полевые иссл-ия предполагают изучение серии типичных ситуаций, когда иссл-ль выбирает совокупность ситуаций, характеризующих поведение людей и анализирует их. Чикагская соц школа в 20-е гг. 20 века появляется плеяда иссл-ей качеств стратегии. Одним из направлений становиться «городская этнография» Р. Парка. Цель: выявление социал болезней, проблем. Андерсон занимался изучением жизни бродяг. Траше изучал банды молодых людей Бургес, Линдеман разработали технику включенного наблюдения Р.Линд изучал различные городские слои, прежде всего бедные и богатые кварталы на предмет традиций, образа жизни. Предложил 6 направлений изучения общности:
Включенное наблюдение погружает наблюдателя в исследовательскую среду. К. Кизи «прежде чем изучить жизнь, надо в нее сначала вляпаться». Это формализованная картина, характеризующая определенное поведение. НАБЛЮДЕНИЕ – метод, позвол изучить актуальное поведение людей в момент осуществления событий. 40-е гг. растет влияние количественных традиций гарвардской школы, предполаг решение исслед-их задач статистич картины объектов. Техники:
К 70 гг. сложилось 2 напр: традиции качеств методологии (включ наблюдение, кейс-стади, городская этнография) и колич традиция (техн наблюдения следов чел деят-ти, мистерии шоппинг, набл массовых мероприятий) 80-90 гг. активизируются количеств иссл-ия: персонифицированные модели поведения людей, общ-во стратифицировано на небол группы с системой ценностей, рост интереса к индивидуал жизненным историям, актуальному поведению малых социальных групп (семья, клубная субкул-ра) Истоки метода набл в России восходят к нач 20 века. До революции социологи Рубакин, Ропопорт, Минс использовали техн включенного набл для изучения жизни народа. Разработали программу для сбора сведений о жзни людей. Задачи: описать культурные традиции путем изучения и наблюдения повседневного поведения людей. Первые исс-ия носили этнографич хар-р. В 20 гг. 20 века появляется направление иссл-ий, связанных с решением экономич задач (Струмилин, Минс) 6. техн «фотография рабочего дня». Рабочий отмечает в бланке с параметрами чем он занимался через определ интервал времени. 7. в 70-е гг. техника массовых мероприятий , Э. Петров 60-70 гг. проводятся исследования по техн массовых опросов, а также иссл-ия Ольшанского, кот использовал техн включенного наблюдения. 80-е гг. иссл «украсть можно все», Гаеновский (в бригаде шабашников) сегодня в отечественной социологии интересен учебник А. Готлиб, который рассматривает состояние метода наблюдения рубежа веков в России: колич – маркетинговые иссл, изучение массовых явлений, качеств: интервью, биографич метод, включ наблюд, изучение субкультур. Наблюдение как метод сбора информации. Цель: субъект, события , которые произошли либо будут происходить. Метод набл дает возможность изучать актуальное поведение людей. Наблюдение – метод, позволяющий изучать инф-цию об актуальном поведении людей в момент совершения событий. Полевое исследование – процесс регистрации событий в момент их осуществления. Наблюдение позволяет фиксировать текущие события, а не их ретроспективную интерпретацию. Метод наблюдения (Андреенков) – систематическая визуальная регистрация и восприятие значимых, с точки зрения целей исследования, социал явлений, подвергающиеся контролю и проверке. М.Н. (Ядов) – прямая регистрация события очевидцем. Специфика: 1. фиксир актуальное поведение людей в момент совершения событий, 2. естесств ход событий 3. позволяет изучать взаимодействие людей, их совместную деятельность Преимущества:
Недостатки:
Типы М.Н.: дополнительный, основной. Виды техники исследования:
Принципы: 1. наличие разработанной гипотетич модели наблюдаемой ситуации. 2. отсутствие целостного подхода к объекту наблюдения. 3. фиксация видимых поведенческих реакций участников событий. 4. неприемлемость внесения изменений в процедуру наблюдения со стороны наблюдателя.
Типы поведения наблюдателя (Р. Голд):
Условия проведения наблюдения Полевое наблюдение – процедура сбора информации, осуществленная в естественных условиях. Наблюдатель не должен вмешиваться в ход события. Лабораторное наблюдение – экспериментатор – наблюдатель приносит элементы своей воли. Наблюдение лабораторное- это наблюдение в естественных условиях, когда наблюдатель воздействует на среду Масштаб объекта наблюдения Массовые наблюдения – техника структурированного наблюдения совокупности типичных ситуаций. Особенность – изучение однотипных ситуаций. Необходимо делегировать функции наблюдателя специально обученным людям (какие ситуации наблюдателя, сколько по времени). Интересует только конкретное действие, от остального абстрагируемся. Исследования уникального случая – это техника наблюдения, которая предполагает изучение ситуаций, уникальных по своей сути. Ситуация происходит однократно (Дермолт 1998). Если есть необходимость исследовать подобное – исследование случая (case study) – полевой дневник, заметки, ведется самим исследователем. Результаты в виде эссе. Самонаблюдение – наблюдатель – это сам информатор. Задача исследователя подготовить весь необходимый инструментарий респондента (фотография рабочего и свободного времени). Техника приходит из психологии (Юнг) – человек погружается в себя самого. Широко используется в методе экспериментальных исследований (метод индивидуального блокнота). Широко используется в биографическом исследовании. Техника включенного наблюдения. Предполагает различную степень погружения наблюдателя в исследовательскую ситуацию. Наблюдатель – это специалист, который осуществляет регистрацию событий. Особенность роли: он одновременно является участником события, те подвержен влиянию участников событий, воздействию развития ситуации и не может быть объективен. С другой стороны, он наблюдает и выполняет функции исследователя. Должен уметь дистанцироваться от одностороннего прочтения ситуации. Простой интервьюер не справится с ролью наблюдателя Роль наблюдателя порождает негативный эффект:
Наблюдатель, погруженный в события, дает возможность реализовать некоторые преимущества:
Процедура включенного наблюдения: подготовка исследовательских задач и инструментария. Поскольку включенное наблюдение не позволяет предварительно формировать гипотезы. До начала наблюдения исследователь должен сформировать исследовательские задачи. Характеризуется, обосновывается выбор объекта исследования (объект описывается комплексно с учетом временных и пространственных границ и перечень всех участников события). Временные рамки – фиксированное начало и конец; до тех пор, пока нет притока новой информации. |
Н57 Залог как способ обеспечения исполнения обязательства: общие положения : учеб пособие / Л. Ф. Нетишинская. – Краснодар : Кубгау,... | |||
Профессиональная ориентация (профориентация или ориентация на профессию) – комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских,... | ... | ||
Областной конкурс занятий с элементами профессиональной ориентации обучающихся организации. Материалы конкурса. Часть I. Составитель:... | Индивидуальный маршрут как средство ранней профессиональной ориентации обучающихся | ||
Обсуждение тематики создания и использования портфолио в вузе опирается на такие взаимоопределяющие тенденции в развитии российского... | ... | ||
Профессиональная ориентациям как система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии... | Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |