Н аблюдение как способ социальной ориентации


Скачать 413.52 Kb.
НазваниеН аблюдение как способ социальной ориентации
страница1/4
ТипДокументы
blankidoc.ru > Бланки > Документы
  1   2   3   4
Наблюдение как способ социальной ориентации.

I. Наблюдение как коммуникация. Роль набл. в социализации общ-ва.

Наблюдение – способность чел-ка ориентироваться в соц. пространстве, его окружающем; восприятие, обусловленное задачей деятельности; способ ориентации человека в окр. мире. Способность наблюдать позвол. чел-ку распознавать окр. мир и адаптировать свое поведение относительно различных контекстов.

Набл. – основа соц. активности. Наблюдая мир, индивиды вырабатывают образцы поведения, которые представляют собой невербальные схемы социал. поведения (этикет, традиции, стили одежды, корпоратив. к-ра), зная о них, мы можем объяснить поведение людей, которых исследуем.

II. Научное набл – целенаправленное восприятие окружающего мира. Наблюдение необх. для проверки гипотез, решения научных задач. Исследователь целенаправленно выбирает объекты, способы наблюдения, пытается контролировать результаты набл.

Отличия:

  1. науч. наблюдение носит целенаправленный характер, исследователь до начала формулирует задачу

  2. науч. набл предполагает, что иссл-ль использует специальные техники набл

  3. процедура контроля достоверности результатов.

Этнография.

Н.Н. формулируется в практике этнографических исследований как способ изучения актуального поведения участников различных событий. Задача этнографич. исследований в описании и объяснении культ кодов поведения различных народов, социальных общностей. Традиция Н.Н. приписывается Малиновскому: ученый погружался в культуру народа, чтобы описать основные культ коды.

Этнографич метод наблюдения = монографическому. Цель детальное, качественное описание исследуемой субкультуры. Исследователь пропускает ч/з свое восприятие, систематизирует, формализует результаты, полученные в ходе набл.

Принципы наблюдения (Малиновский, Кули):

  1. погружение исследователя в изучаемую среду, при этом наблюдатель изолирован от культурной среды, носителем которой он является. Исследователь стремиться освоить культурные коды той среды, в которую он погружается

  2. освоение практик повседневной жизни, принятой в данной среде

  3. наличие влияния исследователя на историч ход жизни объекта

психология.

Дарвин выделил 2 кода: генетический (врожденный код тела) и культурный (вырабат в ходе социал практик, в течение жизни, помогают выражать мысли, чувства, эмоции, невербальные средства коммуникации). Проблема наблюдения чел поведения в степени его адаптированности/неадаптированности в социал среде.

  1. монографич. наблюдение развивается в языке тела, основатель Ю.Фаст, ему принадлежит термин «body language»

  2. проксимика, авт Э.Холл

  3. для количественного анализа массовых мероприятий методику разработал Бэйлз.



История становления методов наблюдения в социологии.
90 гг. 20 века большое влияние оказ этнографические исследования в рамках качественной стратегии. Ч. Бут и Б. Уэб занимались изучением жизни различных социальных слоев Лондона методом наблюдения в беднейшем квартале Ист-Энда.

Монографич иссл-ие ориентировано на изучение отдельной ситуации, подробное описание ситуации. Осн авторы техники case study: Д. Плат, М, Буровой, Д. Густи, И. Козина.

Полевые иссл-ия предполагают изучение серии типичных ситуаций, когда иссл-ль выбирает совокупность ситуаций, характеризующих поведение людей и анализирует их. Чикагская соц школа в 20-е гг. 20 века появляется плеяда иссл-ей качеств стратегии. Одним из направлений становиться «городская этнография» Р. Парка. Цель: выявление социал болезней, проблем. Андерсон занимался изучением жизни бродяг. Траше изучал банды молодых людей Бургес, Линдеман разработали технику включенного наблюдения

Р.Линд изучал различные городские слои, прежде всего бедные и богатые кварталы на предмет традиций, образа жизни. Предложил 6 направлений изучения общности:

  1. средства к существованию

  2. оформление жилища, предметное окружение

  3. основные стили коммуникации внутри общности

  4. светские и религиозные традиции поведения

  5. ведущие формы совместной деятельности

  6. диалект

Включенное наблюдение погружает наблюдателя в исследовательскую среду. К. Кизи «прежде чем изучить жизнь, надо в нее сначала вляпаться». Это формализованная картина, характеризующая определенное поведение.

НАБЛЮДЕНИЕ – метод, позвол изучить актуальное поведение людей в момент осуществления событий.

40-е гг. растет влияние количественных традиций гарвардской школы, предполаг решение исслед-их задач статистич картины объектов.

Техники:

  1. Ч, Мэдж теория массового наблюдения, задача: выявить время м/у опубликованным сообщением в прессе откликом на него.

  2. Кэмпбл, Вэбб анлиз изучения чел деятельности. Чит, что можно наблюдать следы чел деят-ти, а наблюдение некорректно.

  3. формализованные методы изучения массовых мероприятий. В 50-е гг. растет влияние колич методов, развиваются маркетинговые исслед, основанные на социал. Цель: иссл-ть статистическую картину рынков

  4. mystery shopping разв в 60-70-е гг. Исследования качества работы, проф хар-ки, стиль общения персонала различ организаций и предприятий. Особенность: специально подготовленные покупатели с легендой осуществляют полный контроль за деятельностью сотрудников. Цель: изучить нематериальные активы

  5. техника стандартизированного наблюдения за массовыми мероприятиями. Разрабатывается в 60-е г. в чикагской школе Бэйкером. Специфика: изуч массовых беспорядков. Смысл: составить портрет аудитории. Цель6 проанализировать подготовку, развитие событий, результаты.

К 70 гг. сложилось 2 напр: традиции качеств методологии (включ наблюдение, кейс-стади, городская этнография) и колич традиция (техн наблюдения следов чел деят-ти, мистерии шоппинг, набл массовых мероприятий)

80-90 гг. активизируются количеств иссл-ия: персонифицированные модели поведения людей, общ-во стратифицировано на небол группы с системой ценностей, рост интереса к индивидуал жизненным историям, актуальному поведению малых социальных групп (семья, клубная субкул-ра)

Истоки метода набл в России восходят к нач 20 века. До революции социологи Рубакин, Ропопорт, Минс использовали техн включенного набл для изучения жизни народа. Разработали программу для сбора сведений о жзни людей. Задачи: описать культурные традиции путем изучения и наблюдения повседневного поведения людей.

Первые исс-ия носили этнографич хар-р.

В 20 гг. 20 века появляется направление иссл-ий, связанных с решением экономич задач (Струмилин, Минс)

6. техн «фотография рабочего дня». Рабочий отмечает в бланке с параметрами чем он занимался через определ интервал времени.

7. в 70-е гг. техника массовых мероприятий , Э. Петров

60-70 гг. проводятся исследования по техн массовых опросов, а также иссл-ия Ольшанского, кот использовал техн включенного наблюдения.

80-е гг. иссл «украсть можно все», Гаеновский (в бригаде шабашников)

сегодня в отечественной социологии интересен учебник А. Готлиб, который рассматривает состояние метода наблюдения рубежа веков в России: колич – маркетинговые иссл, изучение массовых явлений, качеств: интервью, биографич метод, включ наблюд, изучение субкультур.
Наблюдение как метод сбора информации.

Цель: субъект, события , которые произошли либо будут происходить. Метод набл дает возможность изучать актуальное поведение людей.

Наблюдение – метод, позволяющий изучать инф-цию об актуальном поведении людей в момент совершения событий.

Полевое исследование – процесс регистрации событий в момент их осуществления.

Наблюдение позволяет фиксировать текущие события, а не их ретроспективную интерпретацию.

Метод наблюдения (Андреенков) – систематическая визуальная регистрация и восприятие значимых, с точки зрения целей исследования, социал явлений, подвергающиеся контролю и проверке.

М.Н. (Ядов) – прямая регистрация события очевидцем.

Специфика: 1. фиксир актуальное поведение людей в момент совершения событий,

2. естесств ход событий

3. позволяет изучать взаимодействие людей, их совместную деятельность

Преимущества:

  1. возможность изучения людей вне зависимости от их желания, умения давать инф

  2. ПОЗВОЛЯЕТ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ЯЗЫКОВЫЕ БАРЬЕРЫ

  3. можно наблюдать целостную эмоционал атмосферу

  4. в естесств. событиях

  5. индивидуальное поведение

Недостатки:

  1. затратный метод

  2. посредников должно быть минимал. кол-во

  3. цена ошибки возрастает многократно, т.как мы наблюдаем уникальное событие, которое обладает определенной протяженностью во времени и повторить которое невозможно

  4. наличие момента произвольно, субъективная интерпретация наблюдателя, множество смысловых интерпретаций искажает итоговые результаты.

Типы М.Н.: дополнительный, основной.

Виды техники исследования:

  1. Степень стандартизации процедуры наблюдения:

    1. неструктурированное в основном использ в качестве элемента комплексной методической стратегии, позволяющего уточнить исследовательские задачи, обозначить масштабы и структуру иссл, сформулировать гипотезы. Реализуется как качественная стратегия наблюдения в форме регистрации сведений в протоколе наблюдения по заранее разработанному плану. Особенность: заранее не оговариваются границы объекта, не перечисляются исследовательские задачи, не разрабатываются концептуальная модель и эмпирич показатели объекта, дается сценарий, план. Наблюдатель достаточно свободен. Техника использ когда необходимо подробное описание событий. Результат: субъетивное прочтение ситуации

    2. структурированное наблюдение: сбор инф-ии проводиться на основе заранее разработанной формализованной картины наблюдаемой ситуации, колич стратегия. Ситуацию можно наблюдать фрагментарно, результат фиксируется в спец бланках, жестко формализованных.

Принципы:

1. наличие разработанной гипотетич модели наблюдаемой ситуации.

2. отсутствие целостного подхода к объекту наблюдения.

3. фиксация видимых поведенческих реакций участников событий.

4. неприемлемость внесения изменений в процедуру наблюдения со стороны наблюдателя.

  1. Позиция наблюдателя

    1. невключенное наблюдение. Техника построена на принципе невмешательства, иссл-ль является сторонним наблюдателем, ему доступно только визуальное наблюдение. Независимо от того, вкл/невкл в ситуацию наблюдатель. Он не вступает в контакт, основываясь на своих впечатлениях. Использ, когда поведение наблюдателя может привести к изменению хода событий.

    2. техника включ наблюдения: предполагает возможность комплексного исследования поведения социал общности на протяжении длительного времени в естесств среде. Позволяет увидеть ситуацию изнутри с позиции той роли, которую принимает на себя исследователь. Наблюдатель погружается в мир наблюдаемых и становиться частью наблюдаемой ситуации, подвержен влиянию ситуации.

Типы поведения наблюдателя (Р. Голд):

  1. полный участник, инкогнито, с легендой, активное участие в событиях, мах подвержен влиянию со стороны участников событий

  2. участник как наблюдатель, не скрывает науч целей, активно участвует, подвержен нежелательной роли эксперта

  3. наблюдатель как участник не скрывает целей дистанцированное наблюдение, роль арбитра. Искажение ситуации

  4. полный наблюдатель, инкогнито, минимал искажение событий, не вмешивается, возможно незначительное искажение в результате субъективной интерпретации событий.

Условия проведения наблюдения

Полевое наблюдение – процедура сбора информации, осуществленная в естественных условиях. Наблюдатель не должен вмешиваться в ход события.

Лабораторное наблюдение – экспериментатор – наблюдатель приносит элементы своей воли. Наблюдение лабораторное- это наблюдение в естественных условиях, когда наблюдатель воздействует на среду

Масштаб объекта наблюдения

Массовые наблюдения – техника структурированного наблюдения совокупности типичных ситуаций. Особенность – изучение однотипных ситуаций. Необходимо делегировать функции наблюдателя специально обученным людям (какие ситуации наблюдателя, сколько по времени). Интересует только конкретное действие, от остального абстрагируемся.

Исследования уникального случая – это техника наблюдения, которая предполагает изучение ситуаций, уникальных по своей сути. Ситуация происходит однократно (Дермолт 1998). Если есть необходимость исследовать подобное – исследование случая (case study) – полевой дневник, заметки, ведется самим исследователем. Результаты в виде эссе.

Самонаблюдение – наблюдатель – это сам информатор. Задача исследователя подготовить весь необходимый инструментарий респондента (фотография рабочего и свободного времени). Техника приходит из психологии (Юнг) – человек погружается в себя самого. Широко используется в методе экспериментальных исследований (метод индивидуального блокнота). Широко используется в биографическом исследовании.
Техника включенного наблюдения.

Предполагает различную степень погружения наблюдателя в исследовательскую ситуацию. Наблюдатель – это специалист, который осуществляет регистрацию событий. Особенность роли: он одновременно является участником события, те подвержен влиянию участников событий, воздействию развития ситуации и не может быть объективен. С другой стороны, он наблюдает и выполняет функции исследователя. Должен уметь дистанцироваться от одностороннего прочтения ситуации.

Простой интервьюер не справится с ролью наблюдателя

Роль наблюдателя порождает негативный эффект:

  1. предвзятая, односторонняя интерпретация событий наблюдения (если изучается длительное время) все глубже погружается в ситуации, начинает видеть ситуацию с позиции той роли, которую он играет => рекомендуется периодически выходить из этой ситуации, отдыхать и наблюдать с новыми силами.

  2. Галоэффект – наблюдатель – либо обнаружив свою исследовательскую роль, либо сильно желая проникнуть в ситуацию, начинает влиять на ситуацию, невольно сдерживает ее естественные проявления

  3. Эффект мертвых точек (зон) – неоправданно длительное пребывание наблюдателя в поле может привести к тому, что из-за усталости или не видеть события избирательно, или не видеть их вообще. Теряет свежесть восприятия => потеря информации.

Наблюдатель, погруженный в события, дает возможность реализовать некоторые преимущества:

    1. комплексно изучать деятельность группы, социальной общности в ее естественных ежедневных проявлениях

    2. включенное наблюдение позволяет фиксировать не только поведенческие реакции, но и улавливать характеристики и особенности внутреннего мира наблюдателей.

    3. Погружение в ситуацию дает возможности увидеть события с позиции группы, глазами участника.

Процедура включенного наблюдения: подготовка исследовательских задач и инструментария. Поскольку включенное наблюдение не позволяет предварительно формировать гипотезы. До начала наблюдения исследователь должен сформировать исследовательские задачи. Характеризуется, обосновывается выбор объекта исследования (объект описывается комплексно с учетом временных и пространственных границ и перечень всех участников события). Временные рамки – фиксированное начало и конец; до тех пор, пока нет притока новой информации.
  1   2   3   4

Похожие:

Н аблюдение как способ социальной ориентации iconЛ. Ф. Нетишинская залог как способ ОбеспечениЯ исполнения
Н57 Залог как способ обеспечения исполнения обязательства: общие положения : учеб пособие / Л. Ф. Нетишинская. – Краснодар : Кубгау,...

Н аблюдение как способ социальной ориентации icon«Технологическая карта как способ конструирования непосредственно...

Н аблюдение как способ социальной ориентации iconПрофессиональная ориентация слабослышащих школьников на уроках информатики...
Профессиональная ориентация (профориентация или ориентация на профессию) – комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских,...

Н аблюдение как способ социальной ориентации iconПояснительная записка по пву 18/02 Д. А. Волошин с помощью записки...
...

Н аблюдение как способ социальной ориентации iconЛаборатория профессиональной ориентации
Областной конкурс занятий с элементами профессиональной ориентации обучающихся организации. Материалы конкурса. Часть I. Составитель:...

Н аблюдение как способ социальной ориентации iconИнновационного управленческого опыта
Индивидуальный маршрут как средство ранней профессиональной ориентации обучающихся

Н аблюдение как способ социальной ориентации iconЭффективный способ рационального и прозрачного продвижения настоящих...
Обсуждение тематики создания и использования портфолио в вузе опирается на такие взаимоопределяющие тенденции в развитии российского...

Н аблюдение как способ социальной ориентации iconМетодические указания дипломникам, выполняющим проектирование по...
...

Н аблюдение как способ социальной ориентации iconМетодические рекомендации по организации профессиональной ориентации...
Профессиональная ориентациям как система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии...

Н аблюдение как способ социальной ориентации iconМинистерство социальной политики
Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru