Подготовка учащихся к ЕГЭ с применением Интернет-технологий
Подготовила
Якимчук Галина Валентиновна ,
учитель математики
МКОУ «СОШ № 15»
г. Благодарный
«Как добиться хорошего результата на государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ?» - этим вопросом задается каждый учитель, выпускающий 11 класс. Экзамен по ЕГЭ и ГИА по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста — высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог. В любом случае натаскивание на варианты ЕГЭ и ГИА необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки. В ЕГЭ по математике встречаются специфические, каверзные вопросы и задачи. Их часто не может быстро решить даже опытный специалист. Эти задачи на первый взгляд незаметны и их немного, но обязательно включаются разработчиками в ЕГЭ. Однако даже в таких нетиповых заданиях можно выделить шаблоны, что позволяет подготовленному правильным образом ученику уметь распознавать ход мыслей составителя и часто обыгрываемые типы каверзных задач. Каверзные и специфические задачи составляют только часть так называемой специфики ЕГЭ и ГИА по математике.
Содержание информационной работы с педагогами
1) Информирование учителей на производственных совещаниях: нормативно-правовыми документами по ЕГЭ и ГИА; о ходе подготовки к ЕГЭ и ГИА в школе, в городе и крае;
2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов: проведение пробных ЕГЭ и ГИА, обсуждение результатов пробных ЕГЭ и ГИА; творческая презентация опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА (на методической или научной конференции в рамках школы); выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА (с учетом психологических особенностей учащихся); психологические особенности 9,11-классников.
3) Педагогический совет «ЕГЭ и ГИА — методические подходы к подготовке учащихся».
4) Направление учителей на городские семинары и курсы по вопросам ЕГЭ и ГИА.
Содержание информационной работы с учащимися
1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся: правила поведения на экзамене; правила заполнения бланков; расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет).
2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ и ГИА.
3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков. 4) Пробные внутришкольные ЕГЭ и ГИА по различным предметам.
Содержание информационной работы с родителями учащихся.
1) Родительские собрания: информирование родителей о процедуре ЕГЭ и ГИА, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет; информирование о результатах пробного внутришкольного ЕГЭ и ГИА; пункт проведения экзамена, вопросы проведения ЕГЭ и ГИА.
2) Индивидуальное консультирование родителей.
Мониторинг качества образования .
Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ЕГЭ и ГИА. Мониторинг — отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку события, факта по данным единичного измерения (оценивания). Мониторинг качества образования — «следящая» и в определенной степени контрольно-регулирующая система по отношению к качеству образования. Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемыми учащимися в форме ЕГЭ и ГИА, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ и ГИА. Учитель анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей.
Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ и ГИА. Приоритетную роль при подготовке мы отводим индивидуальному подходу. Одним из направлений успешной подготовки считаем практикумы по выполнению учащимися тренировочных и диагностических работ. При обработке результатов каждой работы, как правило, составляется таблица, в которой учитель отражает результаты теста и проводит статистический анализ выполнения заданий каждого типа учащимися класса. Однако такой вариант обработки материала, не дает возможности провести более глубокий анализ. Если учитель захочет отследить динамику подготовки класса к экзамену, то ему необходимо будет проанализировать и вручную обработать данные всех таблиц. А если количество работ стремится к бесконечности? Очевидно, что процесс этот трудоемкий и редко кто из учителей на это решится. Кроме того, такой анализ не отражает подготовки каждого конкретного ученика к экзамену. Эти данные показывают некий усредненный вариант. Часто бывает, что процент выполнения конкретного задания (например, В1) в классе достаточно большой, а какой-то ученик не умеет решать задачи такого типа и в каждой работе не справляется с этим заданием. Возникает необходимость максимально автоматизировать процесс построения индивидуальной траектории каждого ребенка и наиболее удобно представить результаты самим детям.
Итак, проблема мониторинга результатов большого количества тестирований рано или поздно встает перед каждым заинтересованным учителем. Для создания данной технологии, на наш взгляд, лучше всего подходит MS Excel. Результатом плодотворной работы стала книга, состоящая из: листов статистики выполнения работ; отчетного листа(статистика выполнения всех работ, средний балл); индивидуальная траектория (сводная таблица, позволяющая увидеть статистику выполнения задач группы В и С на протяжении всех написанных работ и плюс средний балл); диаграмм (графическое представление данных по каждому учащемуся из листов «Отчет» и «Индивидуальная траектория»). Рабочие листы (листы статистики) представляют собой таблицы, в которых учитель отмечает выполнение учащимися заданий теста. Показатели качества выполнения заданий и отметка выставляется автоматически.
.
На основе рабочих листов формируется лист «индивидуальная траектория», где в автоматическом режиме вычисляется процент качества выполнения каждого задания учеником за определенный период.
Применение ИКТ на уроках математики при подготовке к ЕГЭ и ГИА. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на: использовании участниками образовательного процесса некоторых формализованных моделей содержания; деятельности учителя, управляющего этими средствами; повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера. Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах: использование диагностических и контролирующих материалов; выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; использование компьютера для вычислений, построения графиков; создание уроков с помощью программы «Notebook», «PowerPoint» Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения: графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения; возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации. На практике реализуется принцип успешности(компьютер позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь).
При применении компьютера и внедрения ИКТ на уроках учитываются возрастные возможности и образовательные потребности учащихся, специфика развития мышления и других психических процессов в условиях информатизации учебной деятельности. Здесь решается задача — закладываются основы рационального и эффективного общения учащегося с компьютером, как главным инструментом нового информационного общества. Использование программы PowerPoint на уроках математики способствует: стимулированию процесса обучения, таких как восприятие и осознание информации; повышению мотивации учащихся; развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых; развитию у учащихся более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала; осуществлению дифференцированного подхода; формированию коммуникативных и учебно-познавательных компетенций учащихся; развитию вычислительных навыков учащихся; формированию навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самообучения; реализации межпредметных связей; включению у учащихся всех каналов восприятия информации. Применение информационных технологий помогают: создать у школьника положительную мотивацию в изучении нового материала; развить познавательный интерес к предмету; первично закрепить знания учащихся; проверить прочность усвоения знаний.
Применение презентации, созданной в среде PowerPoint. Нестандартная подача материала в виде электронной презентации повышает качество любого урока. При изучении нового материала она позволяет иллюстрировать учебный материал разнообразными наглядными средствами. Это могут быть: слайды, в которых отсутствует текст; презентация, которая состоит только из текста, если это урок лекция; конспект урока. В этом случае презентация состоит из темы урока, цели, ключевых понятий и домашнего задания. Очень часто у учителя нет времени на составление презентации. Тогда нам на помощь в этом случае приходят интернет-ресурсы:
А) Серверы образовательных центров, где учителя обмениваются своим опытом:
Б) энциклопедические ресурсы: www.rubricon.ru — группа энциклопедических ресурсов «Рубрикон»; www.mega.km.ru — виртуальная энциклопедия Кирилла и Мефодия; www.college.ru — «Открытый колледж» компании «Физикон». На уроках закрепления знаний хорошо применять программы — тренажеры для отработки теоретических знаний и развития практических умений и навыков. Здесь на помощь учителю может прийти тренажер по математике издательства «Кирилл и Мефодий» для 11 классов, «Математика — семейный наставник» фирмы «1С» для 5-6 классов, а для 5-9 классов «Витаминный курс по математике». А также тренажеры можно найти у своих коллег на сайте «Первое сентября». Они более адаптированы к нашим учебникам
И я считаю, что кропотливая совместная работа учителя и учеников способна повысить математическую грамотность школьников и дать возможность успешно сдать ГИА, ЕГЭ.
|