Приложение к письму Гособрнадзора
от «__»_______ 2011 № СЭД-54-04-
Справка
по итогам плановой выездной комплексной проверки муниципального органа управления образованием и образовательных учреждений Горнозаводского муниципального района В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2011 № 164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования», Положением о Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 24.12.2008 № 792-п, и приказом Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края от 24.12.2010 г. № СЭД-54-04-08-265 «Об утверждении графика плановых проверок на 2011 г» в период с 14 по 18 ноября 2011 г. проведена плановая выездная комплексная проверка муниципального органа управления образованием (далее – Управление) и образовательных учреждений Горнозаводского муниципального района.
Проверено 25 образовательных учреждений (83% от общего числа) и Управление образования администрации Горнозаводского муниципального района.
Итоги проверки Управления образования
В целях реализации Управлением образования установленных законодательством полномочий на муниципальном уровне приняты соответствующие нормативные правовые акты, в том числе утверждены:
решением Земского собрания Горнозаводского муниципального района от 26.10.2011 № 69 «Положение об Управлении образования администрации Горнозаводского муниципального района»;
постановлениями администрации Горнозаводского муниципального района:
от 31.10.2011 № 786 «Правила приема граждан в муниципальные образовательные учреждения Горнозаводского муниципального района, реализующие основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»;
от 31.10.2011 № 787 «Порядок и основания отчисления обучающихся из муниципальных образовательных учреждений Горнозаводского муниципального района, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»;
от 31.10.2011 № 785 «Порядок приема и отчисления детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей Горнозаводского муниципального района»;
от 09.11.2011 № 799 «Порядок комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Горнозаводского муниципального района»;
от 10.12.2010 № 933 «Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений»;
от 03.11.2011 № 792 «Порядок проведения предварительной экспертной оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, изменении назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, находящегося в муниципальной собственности»;
от 31.10.2011 № 788 «Порядок учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на территории Горнозаводского муниципального района»;
приказами Управления образования:
от 24.03.2011 № 54 «Положение о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Горнозаводского муниципального района»;
от 24.03.2011 № 57 «Состав районной комиссии по комплектованию образовательных учреждений и Порядок ее работы».
Управлением в соответствии с Законом об образовании и Положением об Управлении обеспечивается выполнение следующих полномочий:
1. Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам
Общедоступное начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование предоставляется всем гражданам, проживающим на территории Горнозаводского района и подлежащим обучению по указанным программам, в соответствии с разработанными и принятыми на муниципальном уровне Правилами приема.
Отчисление граждан из образовательных учреждений осуществляется без нарушений в соответствии с разработанным и утвержденным Порядком.
Все первоклассники школ района с 1 сентября 2011 года обучаются по новым стандартам в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373. Для организации обучения по новым стандартам все учителя первых классов прошли соответствующие курсы повышения квалификации, закуплены новые учебники и учебно-методическая литература. Для всех первоклассников организована внеурочная деятельность, которая является частью их основной образовательной программы. Управлением образования осуществляется поэтапный переход на новые стандарты общего образования: составлен план-график мероприятий по обеспечению введения стандартов начального общего образования, разработана карта самооценки готовности школ к их введению, проведен анализ готовности общеобразовательных учреждений к реализации основной образовательной программы начального общего образования, проведены семинары для руководителей и их заместителей, обеспечивается методическое и информационное сопровождение.
Для создания необходимых условий и подготовке к введению федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в районе определены апробационные площадки (СОШ № 1, СОШ № 3, СОШ п. Теплая гора, СОШ п. Пашия), обеспечено участие Учреждений в межмуниципальном проектно-аналитическом семинаре по введению стандартов.
С целью создания условий для воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разработаны и утверждены приказом Управления Положения: о специальном (коррекционном) классе VII вида, о специальном (коррекционном) классе VIII вида.
В рамках реализации краевого проекта по обучению детей-инвалидов поставлено оборудование для дистанционного обучения семи учащимся СОШ № 1,СОШ № 3, СОШ п. Промысла в комплекте с обучающими дисками для родителей. Дистанционное обучение организуется совместно с МОУ ДПОС «МИМЦ».
Государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных учреждений организуется Управлением в соответствии с нормативными требованиями. Имеются необходимые документы федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующие организацию государственной (итоговой) аттестации выпускников, в том числе в форме ЕГЭ. Своевременно издаются и доводятся до образовательных учреждений соответствующие приказы Управления. Утверждены локальные акты: Положение о муниципальной конфликтной комиссии, Положение о муниципальных предметных комиссиях. Вопросы государственной (итоговой) аттестации выпускников регулярно рассматриваются на совещаниях специалистов Управления, на совещаниях директоров и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, что отражено в соответствующих протоколах и планах работы. Единый государственный экзамен проводился в 2011 году в соответствии с утвержденной организационно-территориальной схемой. Организована работа общественных наблюдателей в период проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников. Аккредитация общественных наблюдателей осуществлена в соответствии с нормативными требованиями.
При проверке Управления был осуществлен анализ результатов мониторинговых обследований качества общего образования и государственной (итоговой) аттестации выпускников.
15,4% (по краю 16%) первоклассников района показали низкие и ниже среднего результаты готовности к обучению в школе. Высоких результатов меньше, чем в среднем по краю – 16,3% (по краю – 29,4).
Место в рейтинге территорий по результатам тестирования учащихся 4-х классов по русскому языку изменилось с 40 в 2010 году на 28 в 2011 году, по математике с 36 на 26. Улучшились результаты по русскому языку у семиклассников: место в рейтинге территорий 36 (было 42). По математике место в рейтинге не изменилось – 42. Средние баллы учащихся 4-х и 7-х классов по этим предметам остаются ниже среднекраевых показателей.
По сравнению с 2010 годом снизился средний балл государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов по русскому языку – 54,6 (было 64,8). По математике, напротив, произошло повышение балла – 44,5 (было 43,8). Тем не менее, результаты девятиклассников района ниже средних показателей по краю. Из предметов по выбору баллы выше краевых только по химии и биологии.
За три последних года наблюдается положительная динамика в результатах единого государственного экзамена по обязательным предметам: повысился средний балл, изменилось место в рейтинге территорий края - по русскому языку с 32 на 23, по математике с 37 на 28.
В ходе проверки общеобразовательных школ было проведено тестирование школьников по предметам учебного плана: литература (6 классы), география (7 классы), геометрия (8 классы), иностранные языки (9 классы). Всего протестировано 128 человек. Успешно справились с тестами 53 человека (41%).
В планах Управления отражается методическая, воспитательная работа, работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в соответствии с полномочиями.
Проводится работа по реализации требований Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Мероприятия осуществляются в соответствии с планами работы и в рамках краевых проектов «Ранняя профилактика социально опасного положения и социального сиротства», «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних». Ведётся ежеквартальный учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам. Начальник Управления является заместителем председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав администрации Горнозаводского муниципального района (Постановление администрации Горнозаводского района от 11.07.2011 № 508).
Управлением реализуется требование пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ в части разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, используются возможности МОУ ДПОС «Межшкольный информационно-методический центр». Результатом целенаправленной деятельности Управления и образовательных учреждений является снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними: в 2007 году – 65, в 2008 – 49, в 2009 – 33, в 2010- 28, за 10 месяцев 2011 года - 22.
В ходе проверки был проведен сравнительный анализ соответствия представленного общеобразовательными учреждениями перечня учебников, используемых для ведения образовательного процесса, федеральному перечню учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в 2011-2012 учебном году (приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2080), и выявлено следующее: общая обеспеченность школ учебниками, соответствующими перечню, составляет 93 %. При этом в большинстве школ в образовательном процессе используются учебники 1998-2003 годов издания.
2. Организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования
Прием детей в учреждения дополнительного образования осуществляется в соответствии с утвержденным Порядком. В проверенных учреждениях созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Реализация образовательных программ осуществляется на достаточном уровне качества, что подтверждается успешностью освоения программ воспитанниками учреждения, сохранностью контингента. В учреждениях имеются квалифицированные кадры.
Управление образования проводит целенаправленную работу в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников через наличие и реализацию краевых («Спортивный клуб+спортивный сертификат», мониторинг состояния физического здоровья и физического развития обучающихся, по массовому обучению школьников 3-4 классов плаванию) и районных проектов и программ (чемпионат школьной баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ», совместно с управлением культуры, спорта и молодежной политики «Развитие физической культуры и спорта в Горнозаводском районе на 2011-2015 г.г., «Межшкольный стадион»).
Комплектование дошкольных учреждений осуществляется на основании разработанного Управлением Порядка.
На территории района осуществляется внедрение федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования. В 2010-2011 году прошли курсы повышения квалификации по данной проблеме 70% педагогов.
В учреждениях созданы рабочие группы по обсуждению подходов к практическому внедрению федеральных требований к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования, данные вопросы рассматриваются на заседаниях педагогических советов учреждений, практических семинарах на уровне района. Во всех проверенных детских садах разработаны проекты образовательной программы, соответствующей федеральным государственным требованиям.
Условия образовательной деятельности в проверенных учреждениях соответствуют федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
Во всех проверенных дошкольных учреждениях созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников в соответствии с Федеральными требованиями.
В ходе проверки дошкольных учреждений проводилось анкетирование родителей, по его итогам 94 % родителей удовлетворены качеством предоставляемой услуги дошкольного образования.
3. Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений
В соответствии со ст. 31 (п.3) Закона об образовании в районе создана межведомственная комиссия по предварительной оценке последствий принятия решений о реконструкции, модернизации, изменении назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, находящегося в муниципальной собственности (далее – Межведомственная комиссия). Состав и Положение о Межведомственной комиссии утверждено Постановлением администрации Горнозаводского муниципального района от 03.11.2011 № 792. Межведомственная комиссия организует свою деятельность в соответствии с утвержденным «Порядком проведения предварительной экспертной оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, изменении назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, находящегося в муниципальной собственности».
4. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий
Деятельность Управления по созданию условий по стабильному функционированию и развитию системы образования осуществляется на основании Плана мероприятий, утвержденного приказом Управления от 29.01.2010 № 11, в том числе по созданию оптимальной сети образовательных учреждений и по приведению учреждений в нормативное состояние.
В целях контроля соблюдения лицензионных требований и условий было проверено 13 образовательных учреждений Горнозаводского муниципального района: 6 детских садов, 5 общеобразовательных школ, районный дом творчества детей, центр психолого-медико-педагогического сопровождения «Созвучие».
В проверенных учреждениях соблюдаются контрольные нормативы, указанные в лицензиях: укомплектованность штатов и образовательный ценз педагогических работников, численность контингента обучающихся и воспитанников. Материально-техническая оснащенность соответствует требованиям приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных кабинетов».
Управлением проводится системная работа по лицензированию образовательных учреждений различных типов: организовано взаимодействие с надзорными органами, своевременно осуществляется прохождение процедуры лицензирования. По всем проверенным образовательным учреждениям изданы распоряжения Главы администрации Горнозаводского муниципального района о передаче муниципального имущества в оперативное управление без срока действия, имеются акты приема-передачи.
В ходе встречи с начальником Управления земельно-имущественных отношений администрации Горнозаводского муниципального района, представителем Чусовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю по вопросам регистрации в Росреестре зданий, помещений и земельных участков образовательных учреждений установлено, что данную процедуру должны пройти 7 образовательных учреждений Горнозаводского района: МДОУ «Детский сад № 10», МДОУ «Детский сад № 26», МДОУ «Детский сад № 29», МОУ «СОШ п. Пашия», МОУ «СОШ п.Старый Бисер», МОУ «ООШ п. Медведка», МОУ «ООШ п. Вильва».
5. Учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
В соответствии с пунктом 5 ст. 31 Закона об образовании осуществляется учет детей, подлежащих обучению, на основании утвержденного Порядка. Определен порядок взаимодействия образовательных учреждений, Управления образования, учреждений здравоохранения, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению и учету детей, подлежащих обучению, сроки представления информации.
В Управлении ведётся ежеквартальный учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам. Сформирована электронная база данных на всех детей, подлежащих обязательному обучению. При этом исполняются требования Федеральных законов от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
В соответствии с полномочиями, установленными для органов управления образованием иными законодательными актами Российской Федерации, Управлением осуществляется следующее.
В Управлении разработаны Положения о структурных подразделениях. Должностные инструкции соответствуют нормами делопроизводства и требованиям Государственного стандарта РФ (ГОСТ Р 6.30 - 2003). Все сотрудники Управления и руководители образовательных учреждений с должностными инструкциями ознакомлены.
Утвержден План повышения квалификации руководителей образовательных учреждений. Профессиональную переподготовку или повышение квалификации в 2011 году прошли 18 руководителей образовательных учреждений, в том числе 8 руководителей дошкольных образовательных учреждений, 7- общеобразовательных, 3- дополнительного образования.
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ведётся Журнал регистрации жалоб, предложений и заявлений граждан. Журнал внесён в номенклатуру дел.
Управлением проводится работа по комплектованию заявок на документы строгой отчетности, хранение, учет и выдачу бланков документов государственного образца. Условия хранения бланков аттестатов об основном общем и среднем (полном) общем образовании, свидетельств об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида удовлетворительные. Накладные, подтверждающие получение бланков аттестатов, свидетельств, медалей в 2009, 2010, 2011 годах в Министерстве образования Пермского края, имеются в наличии.
Ежегодно оформляются и предоставляются в Министерство образования Пермского края отчеты о выданных бланках строгой отчетности. Акты списания испорченных и морально устаревших бланков строгой отчетности имеются в наличии. Списание осуществляется в соответствии с нормативными требованиями. Выдача учреждениям дубликатов документов об образовании производится с соблюдением установленного образца. Выведен количественный остаток бланков документов и установлено соответствие остатка бланков отчетным данным, представленным в 2009, 2010, 2011 годах в Министерство образования Пермского края.
Выявлены нарушения требований законодательства в области образования:
1. На момент проверки МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Пашия» своевременно не переоформило лицензию в связи с реорганизацией.
2. В большинстве проверенных учреждений либо отсутствуют документы, подтверждающие законные основания использования зданий, помещений, сооружений, территорий для образовательной деятельности, либо процедура регистрации данных документов в Росреестре не завершена.
3. Положение об Управлении не соответствует Закону об образовании в части принятия решения об исключении из образовательного учреждения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и органами опеки и попечительства; не отражена компетенция учредителя в области управления автономными учреждениями, установленная статьей 9 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
4. Порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений не соответствует Закону об образовании: не отражены особенности ликвидации муниципальных образовательных учреждений, не установлены особенности и не определён порядок реорганизации муниципальных образовательных учреждений.
5. Правила приёма граждан в муниципальные общеобразовательные учреждения не соответствуют Закону об образовании в части определения порядка приёма обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные классы, учредителю не предоставлено право по заявлению родителей (законных представителей) разрешить прием детей в первый класс образовательного учреждения для обучения в более позднем возрасте (до 8 лет).
6. В нарушение пункта 5 статьи 55 Закона об образовании в Управлении отсутствует нормативный правовой акт, определяющий порядок и условия предоставления педагогическим работникам Учреждения не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы длительного отпуска сроком до одного года.
7. Квалификационные характеристики руководителей 16 образовательных учреждений не соответствуют требованиям «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н.
8. Нарушается порядок организации хранения, учета и выдачи бланков документов государственного образца.
Итоги проверки образовательных учреждений
Соблюдение законодательства в области образования.
Проверены: СОШ п. Старый Бисер, СОШ п. Кусье-Александровский, СОШ п.Теплая Гора, ООШ п.Промысла, СОШ п. Пашия, ВСОШ, детские сады №№ 1, 3,5, 6,8, 29, 32, Центр ПМСС «Созвучие», Дом детского творчества, ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом».
Установлено:
- лицензионные требования и условия проверенных учреждений соответствуют требованиям законодательства;
- разработаны и приняты в установленном порядке уставы и локальные акты, отражающие полномочия учреждений в области образования;
- созданы и ведутся сайты в сети Интернет;
- соблюдаются требования статьи 65 Трудового кодекса: на всех работников учреждений имеются заключения (справки) об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования;
- реализуются дополнительные образовательные программы, ориентированные на формирование здорового образа жизни (приказ Минобрнауки от 28.12.2010 №2106);
- соблюдается требование к обязательной защите персональных данных, установленное Законом о защите персональных данных;
- организация образовательного процесса и режим занятий соответствуют нормам СаНПиН;
- выполняется требование Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в части обязательности размещения установленной законом информации в местах, доступных для детей и их родителей;
- проводится систематическая работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Выявлены нарушения:
- содержание уставов и локальных актов не соответствует законодательству РФ в области образования: не отражены полномочия учредителя, отсутствуют нормы, определяющие порядок предоставления платных образовательных услуг и порядок осуществления приносящей доходы деятельности;
- в нарушение статьи 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности СОШ п. Пашия не подтверждена законность основания пользования объектами по адресам: п. Пашия, ул. Луначарского 44 и п. Вильва, ул. Пионерская, 6. Не подтверждено также соответствие данных объектов обязательным требованиям пожарной безопасности и требованиям СанПиН;
- СОШ п. Пашия ведется реализация программ специального (коррекционного) образовательного учреждения VII вида, дополнительного образования детей, не заявленных при лицензировании и не указанных в лицензии;
- в нарушение статьи 33.1 Закона РФ «Об образовании» СОШ п. Пашия не переоформлена лицензия на образовательную деятельность после реорганизации Учреждения;
- в детском саду № 8 п. Пашия не соблюдается температурный режим. На момент проверки в групповом помещении зафиксирован показатель температуры, соответствующий +15;
- в детском саду № 26 п. Сараны не анализируется заболеваемость, не отслеживается динамика показателей здоровья воспитанников, не выполняются требования Санитарных норм и правил СаНПиНа 2.4.1.2660-10 в части регулярности и обязательности проведения прогулки с детьми, режима проветривания помещений, соответствия маркировки мебели росту детей;
- не в полной мере выполняются учреждениями требования об обеспечении открытости и доступности информации, подлежащей размещению на официальном сайте учреждения в сети Интернет: содержание и структура сайтов не соответствуют требованиям законодательства;
- локальные акты, регламентирующие указанные в статье 13 Закона об образовании стороны деятельности учреждения, не утверждены учредителем и не зарегистрированы в качестве дополнений к Уставу.
Качество образования
Дошкольное образование.
Проверены: детские сады №№ 19, 26, 36, 37.
Установлено:
- в образовательных учреждениях осуществлен переход на федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- условия образовательной деятельности соответствуют федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010№ 986);
- в документах, регулирующих деятельность образовательных учреждений, и образовательной программе отражена система работы по вопросам здоровьесбережения, руководители анализируют заболеваемость воспитанников.
Выявлены нарушения:
- отсутствуют разработанные и утвержденные должным образом основные общеобразовательные программы (детский сад № 26 п. Сараны, детский сад № 19 п. Кусье-Александровский, детский сад № 36 п. Промысла);
- отсутствует система внутреннего мониторинга качества образования (детский сад № 26 п. Сараны, детский сад № 19 п. Кусье-Александровский, детский сад № 36 п. Промысла).
Общее образование.
Проверены: СОШ п. Сараны, СОШ п. Станция Бисер, ООШ п. Медведка, СОШ п.Ср.Усьва, СОШ Старый Бисер, СОШ п.Кусье-Александровский.
Установлено:
- во всех проверенных школах ведется целенаправленная работа по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, организована внеурочная деятельность во второй половине дня, используются возможности учреждений культуры, учащиеся 1-х классов полностью обеспечены учебной литературой, иными средствами обучения;
- государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных школ проводится в соответствии с нормативными требованиями;
- во всех школах созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106).
Выявлены нарушения:
- отсутствуют разработанные и утвержденные должным образом основные образовательные программы (СОШ п. Станция Бисер, ВСОШ);
- локальные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса и государственной (итоговой) аттестации не соответствуют нормативным требованиям (СОШ п. Медведка и СОШ п. Станция Бисер);
- учебные планы коррекционного обучения СОШ п. Медведка и СОШ п. Станция Бисер не соответствуют нормативным требованиям, не созданы условия для реализации обязательных коррекционных занятий;
- в проверенных учреждениях отсутствует система внутреннего мониторинга качества образования, обязанность по функционированию системы внутреннего мониторинга качества не закреплена в нормативных документах и локальных актах;
- нарушаются требования к хранению и выдаче документов государственного образца.
Выводы:
1. В Горнозаводском муниципальном районе общедоступное начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование предоставляется всем гражданам, проживающим на территории Горнозаводского района и подлежащим обучению по указанным программам.
1.1. Управлением образования и образовательными учреждениями осуществляется целенаправленная деятельность по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
1.2. Государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных учреждений организуется Управлением в соответствии с нормативными требованиями.
1.3.Организация обучения по программам специального (коррекционного) образования в общеобразовательных учреждениях района осуществляется с нарушениями требований законодательства.
1.4. Промежуточный контроль качества образования в 4-х, 7-х классах в ходе мониторинговых обследований, результаты тестирования, проведенного при проверке школ, а также государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах свидетельствуют о недостаточной общеобразовательной подготовке школьников: показатели ниже краевых. Результаты ЕГЭ свидетельствуют о положительной динамике результатов. Можно констатировать концентрацию усилий педагогов в старшей школе и недооценку обеспечения качества освоения общеобразовательных программ на I, II ступени.
1.5. Общая обеспеченность школ учебниками, соответствующими перечню, составляет 93 %. При этом в большинстве школ в образовательном процессе используются учебники 1998-2003 годов издания. В 4-х школах отсутствуют в штатном расписании должности библиотекарей, нет помещений библиотек.
1.6. Управление образования и образовательные учреждения проводят работа по реализации требований Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Активно внедряются в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Результатом является снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними с 65-ти в 2007 году до 22-х в 2011 году.
2. Предоставление дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования осуществляются в соответствии с требованиями законодательства.
2.1. Реализация образовательных программ дополнительного образования детей осуществляется на достаточном уровне качества, что подтверждается успешностью освоения программ и сохранностью контингента. В учреждениях имеются квалифицированные кадры.
2.2. Управление образования проводит целенаправленную работу в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников и формирование основ здорового образа жизни через наличие и реализацию краевых и районных проектов и программ.
2.3. Осуществляется внедрение федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования. В 2010-2011 году прошли курсы повышения квалификации по данной проблеме 70% педагогов.
2.4. В 3-х дошкольных учреждениях отсутствуют основные общеобразовательные программы и система внутреннего мониторинга качества образования.
2.5. Условия образовательной деятельности в проверенных дошкольных образовательных учреждениях соответствуют федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
2.6. Результаты анкетирования родителей дошкольников показали, что 94 % из них удовлетворены качеством предоставляемой услуги дошкольного образования.
3. Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с требованиями законодательства.
3.1. В районе создана межведомственная комиссия по предварительной оценке последствий принятия решений о реконструкции, модернизации, изменении назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, находящегося в муниципальной собственности.
3.2. Решения о реорганизации, ликвидации учреждения проводятся на основании предварительной экспертной оценки последствий принятия решений.
4. Деятельность Управления по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий осуществляется на основании Плана мероприятий по созданию оптимальной сети образовательных учреждений и по приведению учреждений в нормативное состояние.
4.1. Во всех проверенных учреждениях соблюдаются контрольные нормативы, указанные в лицензиях: укомплектованность штатов и образовательный ценз педагогических работников, численность контингента обучающихся и воспитанников.
4.2. Материально-техническая оснащенность проверенных учреждений в основном соответствует нормативным требованиям. В большинстве проверенных общеобразовательных учреждений отсутствуют помещения библиотеки и читального зала.
4.3. Управлением проводится системная работа по лицензированию образовательных учреждений различных типов: организовано взаимодействие с надзорными органами, своевременно осуществляется прохождение процедуры лицензирования. Однако на момент проверки МОУ СОШ п. Пашия не переоформлена лицензия на право ведения образовательной деятельности.
4.4. В большинстве проверенных учреждений либо отсутствуют документы, подтверждающие законные основания использования зданий, помещений, сооружений, территорий для образовательной деятельности, либо процедура регистрации данных документов в Росреестре не завершена.
4.5. На момент проверки все образовательные учреждения имели государственную аккредитацию.
5. Управлением образования и образовательными учреждениями осуществляется учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
5.1. Определен порядок взаимодействия образовательных учреждений, Управления образования, учреждений здравоохранения, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению и учету детей, подлежащих обучению, сроки представления информации.
5.2. Ведётся ежеквартальный учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам. Сформирована электронная база данных на всех детей, подлежащих обязательному обучению.
5.3. Исполняются требования Федеральных законов «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «О персональных данных».
6. В ходе проверки образовательных учреждений также выявлены следующие нарушения:
- уставы и локальные акты образовательных учреждений содержат несоответствия законодательству Российской Федерации в сфере образования;
- не в полной мере реализуется требование Закона об образовании о создании и ведении образовательными учреждениями официальных сайтов в сети Интернет, к их содержанию и структуре;
- учет и выдача бланков документов государственного образца в общеобразовательных учреждениях осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий и действий Управлению образования и всем проверенным образовательным учреждениям направлены предписания об устранении выявленных нарушений.
Государственная инспекция
по надзору и контролю
в сфере образования Пермского края |