Диагностические методики
1. Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «натурафил»
Инструкция:
«Перед Вами ряд вопросов о Вашем отношении к природе, на которые мы просим ответить "да" или "нет" (на вопросы, отмеченные «*» можно отвечать "не знаю"). Отвечать на вопросы следует быстро, так как первая реакция лучше всего отражает Ваш выбор.
В данной методике нет "хороших" и "плохих" ответов. Ваше мнение ценно для нас именно таким, какое оно есть. При ответе «да» на бланке ответов ставьте «+» рядом с номером вопроса, при ответе "нет" - "-", "не знаю" – «н».
При проведении методики «на слух» вопросы зачитываются один раз. Время на ответ 3—5 секунд. Общее время проведения методики с учетом самостоятельной подготовки испытуемыми бланка для ответов — около 25—30 минут.
Испытуемым раздаются бланки следующего образца.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
1. 6. 11. 16. 21. 26. 31. 36. 41. 46.
2. 7. 12. 17. 22. 27. 32. 37. 42. 47.
3. 8. 13. 18. 23. 28. 33. 38. 43. 48.
4. 9. 14. 19. 24. 29. 34. 39. 44. 49.
5. 10. 15. 20. 25. 30. 35. 40. 45. 50.
Текст методики:
1. Вас радует, когда тигр в цирке прыгает сквозь огонь?
2. Верно ли, что, придя к кому-то в гости, и увидев там библиотечку, Вы невольно ищете глазами книги, связанные с природой?
3. Вам было бы чуждо ухаживать за животными, принадлежащими кому-то из членов Вашей семьи?
4. Проходя мимо, Вы бы стали освобождать животное из капкана?! •5. Верно ли, что хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что не сбрасывают свою хвою?
6. Комнатные растения улучшают Ваше настроение?
7. Увидев в лесу незнакомое растение, Вы постараетесь узнать как оно называется?
8. Вы специально покупаете растения, чтобы ухаживать за ними?
9. Правда ли, что Вы скорее всего не станете мешать близкому человеку нарвать в лесу букет красивых, но редких цветов? (да - не стану; нет - стану)
*10. Алоэ относится к кактусам?
11. Мох на деревьях портит их внешний вид?
12. Листая книгу и встретив в ней изображение незнакомого растения, Вы захотите прочесть и его описание?
13. Если в Вашей семье заводят комнатные растения, то они буду посажены и Вашими руками?
14. Верно ли, что если Вы очень торопитесь и на Вашем пути оказались заросли ландышей, то вы, вероятно, не станете их обходить? (да - не стану; нет - стану)
*15. Семена ели созревают осенью?
16. Как Вам кажется, Вы способны пожалеть раздавленного таракана?
17. Вам приходилось переписываться со специалистами-биологами или задавать вопросы редакциям научных журналов?
18. Вы тратите деньги на Ваши увлечения, связанные с природою
19. Вы можете сказать, что благодаря Вашим стараниям у кого-нибудь отношение к природе в чем-то улучшилось?
*20. Окунь — это хищная рыба?
21. Вы считаете крыс противными?
22. Если началась передача или фильм о животных, то Вы, скорее всего, переключите телевизор на другую программу?
23. Если Вам на день рождения принесут хомячка, рыбок или других животных, то Вы удивитесь такому подарку и растеряетесь?
24. Вам приходилось помогать животным в трудное для них время?
*25. Паук — это насекомое?
26. Вы бы стали любоваться ядовитыми змеями в зоопарке?
27. Вы встанете в длинную очередь за билетами на выставку ее кошек, птиц, рыбок или других интересных Вам животных?
28. Вам приходилось получать потомство от Ваших животных?
29. Вам случалось по собственному желанию делать заметки о животных для журнала, газеты или стенгазеты?
*30. Спаниель — это служебная собака?
31. Вы считаете крапиву неприятным растением?
32. Вы находите интересным послушать сообщения знатоков природы об их наблюдениях?
33. Вы готовы потратить время, чтобы научиться у специалиста собирать, засушивать и сохранять природные материалы для композиций?
34. Правда ли, что Вы вряд ли отзоветесь на объявление в газете с предложением поехать в воскресенье расчищать лес от мусора?
*35. Бамбук — это трава?
36. Вы согласны, что серьезный человек не станет просто так бродить по лесу? (да, не станет; нет, станет)
37. Вы испытываете потребность в поиске новых знаний о природе?
38. Вы согласитесь по просьбе музея собрать и оформить ботаническую или зоологическую коллекцию природы Вашей местности?
39. Вы стремитесь раскрывать людям красоту, тайны природы?
*40. Биология — это наука об изучении всей природы?
41. Вы сочтете чудаком человека, который находит приятным кваканье лягушек на болоте?
42. Просматривая научно-популярные журналы, Вы в первую очередь обращаете внимание на статьи о природе?
43. Вы согласны часами проводить время с человеком, который научил бы Вас вести наблюдения за жизнью природы?
44. Вы участвуете в работе экологических групп, движении «зеленых» и т.п.?
*45. В пустыне можно замерзнуть, простудиться?
46. У Вас вызывают неприязнь бродячие собаки и кошки?
47. Вы бы поехали специально в другой город на зоологическую выставку, в ботанический сад, музей природы?
48. Вам трудно умело оборудовать аквариум или клетку для попугаев?
49. Вам приходилось вступать в конфликт с людьми, которые сильнее Вас или выше по своему положению, если они могли нанести ущерб природе?
*50. Белый медведь охотится на пингвинов?
Обработка и интерпретация результатов
Результаты методики обрабатываются с помощью специального ключа. «Результативным» считается ответ испытуемого, который совпадает с ключом, и за него дается один балл. (Отметим, что ответ «не знаю» по шкале натуралистической эрудиции всегда считается «нерезультативным».)
КЛЮЧ ОПРОСНИКА «НАТУРАФИЛ»
Растения Животные Природа
1.- 6.+ 11.. 16.+ 21- 26.+ 31.-36.- 41.- 46.- ПА
2.+ 7.+ 12.+ 17.+ 22.- 27.+ 32.+37.+ 42.+ 47.+ К
3.- 8.+ 13.+ 18.+ 23.- 28.+ 33.+38.+43.+ 48.- Пк
4.+ 9.- 14.- 19.+ 24+29.+ 34.-39.+44.+49.+ Пс
5.- 10.- 15.- 20.+ 25- 30.- 35.+40.- 45.+ 50.- НЭ
Интенсивность отношения = ПА + К + Пк + Пс;
Результат по шкале определяется как сумма баллов в данной строке. Первая строка — перцептивно-аффективная шкала (ПА), вторая — когнитивная (К), третья — практическая (Пк), четвертая — поступочная (Пс), пятая — дополнительна шкала натуралистической эрудиции (НЭ). Параметр интенсивного субъективного отношения к природе определяется как сумма баллов по четырем основным шкалам.
Результаты по каждой шкале (от 0 до 10 баллов) переводят в стандартную Шкалу станайнов с М = 5 и s = 2 с помощью таблицы 1.
и т.д.................
|
|
| Скачать полный текст работы
2.1. Описание базы и методик исследования
В первой главе мы рассмотрели теоретические основы экологической культуры у младших школьников. В практической части мы решили экспериментальным путем изучить уровень сформированности экологической культуры младших школьников.
Мы предположили, что у младших школьников существуют возможности формирования ответственного отношения к природе.
Экспериментальная база нашего исследования: Косолаповская средняя школа Мари-Турекского района. В исследовании приняли участие 10 учеников 2-го класса, в возрасте от 8 до 9 лет. Их вниманию были предложены следующие диагностические методики:
1. Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «натурафил»
Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе непрагматической модальности и его структуры. Под интенсивностью отношения понимается его структурно-динамическая характеристика, показывающая, в каких сферах и в какой степени проявляется отношение.
Опросник включает 4 основных шкалы, соответствующих четырем теоретически выделенным компонентам интенсивности: перцептивно-аффективному, когнитивному, практическому и поступочному, а также дополнительную шкалу натуралистической эрудиции.
Описание методик дается по тексту книги: С.ДДерябо, В.А.Ясвин. Экологическая психодиагностика. Даугавпилс, 1994.
Перцептивно-аффективная шкала (ПА) направлена на диагностику степени изменений в системе аффективно окрашенных «эталонов» личности эстетического, этического и витального характера, обусловленных отношением к природе, которые проявляются на уровне эстетического и этического освоения объектов природы, повышенной восприимчивости к их чувственно-выразительным элементам, стремлении их «получать» — своеобразном «сенсорно-эстетическом голоде», свободе от неадекватных социальных эстетических стереотипов, отзывчивости на витальные проявления природных объектов, реализующейся через эмпатию и идентификацию и т.д.
Когнитивная шкала (К) направлена на диагностику степени изменений в мотивации и направленности познавательной активности, связанной с объектами природы, обусловленных отношением к ней, которые проявляются в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию об этих объектах, в особой «информационной сензитивности» к ним.
Практическая шкала (Пк) направлена на диагностику степени изменений в мотивации и направленности практической деятельности с природными объектами, обусловленных отношением к ней, которые проявляются в готовности и стремлении к непрагматическому практическому взаимодействию с природными объектами.
Поступочная шкала (Пс) направлена на диагностику изменений и поступках личности, обусловленных отношением к природе, проявляющихся в активности личности по изменению окружения в соответствии с этим отношением.
Дополнительная шкала натуралистической эрудиции (НЭ) направлена на диагностику совокупности имеющихся у личности сведений об объектах природы.
Каждая шкала состоит из 10 дихотомических пунктов (по принципу «да—нет»), всего — 50 пунктов.
Ретестовая надежность методики — по параметру интенсивности — на интервале в 2 недели по критерию Пирсона для испытуемых 14—15 лет (п= 172) равна 0.829.
Надежность — как внутренняя согласованность по методу Кьюдсра-Ричардсона на выборке, состоящей из разных социально-возрастных групп (п=719) равна 0.693.
Валидность по содержанию обеспечивалась при составлении матрицы-спецификации.
Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики интенсивности отношения к природе, в первую очередь у школьников 10—17 лет, поскольку нормы разработаны именно идя этой категории испытуемых. Методика проводится в устной или письменной форме, испытуемые на специальном бланке отмечают свои ответы. Возможен индивидуальный и групповой вариант проведения.
2. Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП»
Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы. В ней использовались принципы вербальных ассоциативных Методик (Залевская, 1982; Клименко, 1975, 1982; Леонтьев, 1967; Титова, 1975).
Можно выделить четыре типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты («эстетическая» установка); как объект изучения, получения знаний («когнитивная»); как объект охраны («этическая») и как объект пользы («прагматическая»). «ЭЗОП» — это «эмоций», «знания», «охрана», «польза» — такие рабочие названия типов установок использовались во время создания методики.
Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций. Например: ЛОСЬ — Следы, лесник, трофей, камни, рога. Эти слова отобраны как наиболее характерные, но «неявные» ассоциации, возникающие у людей, с четко выраженным доминированием соответствующей установки. (Четыре слова соответствуют четырем типам установки, пятое — для отвлечения внимания, «мусорное» слово).
Методика проводится в устной форме. На бланке испытуемый фиксирует только ответ. Возможен индивидуальный и групповой вариант. В письменном варианте методика может использоваться с испытуемыми, начиная с 10—11 лет. (Возраст ограничен лишь умением быстро писать). В индивидуальном варианте можно не использовать бланк для ответов: испытуемый сообщает их экспериментатору устно. В этом случае минимальный возраст испытуемого 6—7 лет и ограничен только его способностью понять инструкцию.
Испытуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое, по его мнению, больше всего «к нему подходит». Слова предъявляются в высоком темпе, у испытуемого не остается времени осмыслить варианты (5 вариантов оказалось для этого наиболее оптимальным) и он вынужден выбирать тот, который «первым пришел в голову». Этот вариант как раз и характеризует доминирующую экологическую установку.
Количество выборов того или иного типа представляется (в процентном отношении от максимально возможного, а затем присваивается соответствующие ранги: 1, 2; 3 и 4. Тип установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности.
Полный вариант методик находится в Приложении 1.
2.2. Диагностика и анализ результатов изучения сформированности экологической культуры у младших школьников
В результате исследования уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе по методике «натурафил» мы получили следующие данные. Как видно из таблицы 1, половина детей обнаруживает средний уровень интенсивности отношения к природе (50%). Треть испытуемых показали высокий уровень интенсивности, а пятая часть – очень высокий уровень.
Таблица 1. Результаты исследования по методике «натурафил»
Показатели
| Очень высокий
| Высокий
| Средний
| Низкий
| Очень низкий
| Субъективное отношение к природе
| 20%
| 30%
| 50%
| -
| -
| Невербальная эрудиция
| 20%
| 20%
| 40%
| 20%
| -
| Из таблицы 1 видно, что большая часть наших испытуемых имеет довольно высокий уровень натуралистической эрудиции. Результаты исследования представлены в Приложении 3, протоколы исследования – в Приложении 2.
Полученные результаты мы наглядно отобразили в диаграммах 1 и 2.
Диаграмма 1. Результаты исследования интенсивности субъективного отношения к природе младших школьников по методике «натурафил»
Диаграмма 2. Результаты исследования натуралистической
эрудиции младших школьников по методике «натурафил»
Итак, мы видим, что большинство младших школьников имеют достаточно высокий уровень развития интенсивности субъективного отношения к природе и показывают высокую натуралистическую эрудицию.
Далее мы провели диагностику доминирующей установки в отношении природы по методике «ЭЗОП». Результаты показаны в таблице 2.
Таблица 2. Результаты исследования по методике «ЭЗОП»
Установки
| Кол-во детей, имеющих данную установку
| Кол-во детей, у которых данная установка отсутствует
| Объект красоты
| 20 %
| -
| Объект изучения
| 20 %
| -
| Объект охраны
| 50 %
| -
| Объект пользы
| 10 %
| 20 %
|
Как видно из таблицы 2, половина наших испытуемых воспринимает природу как объект охраны (50%), а у пятой части детей (20%) установка на природу, как объект пользы, не проявляется вообще. Полученные результаты мы изобразили графически в диаграмме 3.
Диаграмма 3. Результаты исследования типа
доминирующей установки в отношении природы.
Итак, как видно из диаграммы 3, преобладающая установка в отношении природы, у младших школьников, - эстетическая, когда природа воспринимается, как объект охраны. Следующие по популярности установки в отношении природы, когда она воспринимается как объект красоты и объект изучения. Лишь пятая часть младших школьников имеют прагматическую установку, то есть относятся к природе, как к объекту пользы. Более того, у пятой части испытуемых установка на природу, как объект пользы, не проявляется вообще.
Таким образом, изучив полученные в ходе психологического эксперимента данные, мы пришли к выводу, что у младших школьников существуют возможности формирования ответственного отношения к природе.
|
| |