государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
министерства здравоохранения российской федерации
(ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России)
Кафедра терапевтической стоматологии
Учебно-методическое пособие для студентов
Стоматологического факультета
2 курса по модулю
«Кариесология и заболевания твердых тканей зубов»
IV семестр
Краснодар 2014
УДК 616.314-002-08
ББК 56.6
М
Составители:
| зав.кафедрой терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России, к.м.н, доцент А.А.Адамчик, доцент И.О. Камышникова, доцент В.В. Зорина, доцент И.В. Хромцова, ассистент Вас.В.Таиров, ассистент В.В. Таиров, ассистент Ж.В. Соловьёва, ассистент Д.Н.Бондаренко, ассистент Н.Т.Подварко, ассистент И.В. Петренко, ассистент Т.В.Северина, ассистент К.Д. Кирш, ассистент А.В. Тропина.
| Рецензенты:
| 1. зав.кафедрой пропедевтической стоматологии и профилактики стоматологических заболеваний ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России, д.м.н, профессор Л.А.Скорикова
2. д.м.н., профессор кафедры стоматологии ФПК и ППС ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
С.И.Рисованный.
| «Кариесология». Учебно-методическое пособие для студентов стоматологического факультета IV семестра: учебно-методическое пособие. Краснодар, КубГМУ, 2014. – 151 с. Учебно-методическое пособие посвящено одному из важнейших разделов терапевтической стоматологии «Кариесология». Составлено в соответствии с примерной программой по стоматологии (2011) и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060201 Стоматология (2011).
Предназначено для студентов 3 курса стоматологического факультета. Сведения, изложенные в пособии, необходимы для дальнейшего успешного освоения предмета терапевтическая стоматология.
Настоящее пособие может быть использовано для изучения раздела «Кариесология» студентами стоматологических факультетов медицинских ВУЗов, интернами, клиническими ординаторами, а так же врачами-стоматологами. Рекомендовано к изданию ЦМС КубГМУ,
протокол № 6 от 06.02.2014 года
ПРЕДИСЛОВИЕ В учебно – методическом пособии на основе анализа данных литературы изложены причины возникновения кариесаи некариозных поражений, а так же даны рекомендации по диагностике, лечению и профилактике кариеса и некариозных поражений.
Определены показания и противопоказания к проведению лечения кариеса и некариозных поражений. Проанализированы основные ошибки, возникающие при лечения кариеса и некариозных поражений, даны рекомендации по предотвращению этих ошибок и невилированию побочных действий.
Использование данного учебно – методического пособия позволит лучше ориентироваться в различных видах реставрационных материалов, показаниях их к применению, в зависимости от клинической ситуации.
Настоящее пособие может быть использовано для изучения раздела терапевтической стоматологии «Кариесология» студентами стоматологических факультетов медицинских ВУЗов, интернами, клиническими ординаторами, а так же врачами-стоматологами.
ВВЕДЕНИЕ В сегодняшнем обществе, которое уделяет много значения привлекательной внешности, зубы. Изменение цвета, формы или кариозное разрушение, становится обычной жалобой пациентов стоматологов.
Для зубов, в значительной степени утративших естественный цвет или форму, показано применение эстетических реставраций.
Значительное количество реставрационных композитных материалов требует специфических знаний для того, чтобы ориентироваться в различных типах этих материалов. Появление современных реставрационных материалов требует особого подхода к препарированию, изоляции рабочего поля и подготовке твердых тканей зуба перед нанесением данных материалов. Немаловажно знание приемов окончательной обработки реставраций из композитных материалов.
ЗАНЯТИЕ №1.
ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КАБИНЕТА.
Продолжительность занятия __ мин.
1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ:
Для возможности самостоятельной работы в кабинете по специальности терапевтической стоматологии, необходимо прежде всего знать, как организован кабинет и его оснащение.
2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Ознакомить студентов с организацией работы стоматологического кабинета терапевтической стоматологии и его оснащением.
В результате освоения темы занятия студент должен:
Знать: устройство универсальной стоматологической установки.
Уметь: организовать рабочее место врача-стоматолога.
Владеть: работой универсальной стоматологической установки.
3. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Организация работы регистратуры.
Устройство универсальной стоматологической установки, виды стоматологических бормашин, принципы их работы.
Организация работы рабочего места врача-стоматолога.
Мероприятия по технике безопасности, соблюдаемые в стоматологическом кабинете.
Обязанности медсестры и санитарки стоматологического кабинета.
4. АННОТАЦИЯ:
Прием больного в клинике терапевтической стоматологии начинается с регистратуры, где на больного заполняется первичная история болезни, куда регистратор заносит паспортные данные, адрес больного и сведения о работе. В более современных медицинских учреждениях эта формализованная история болезни заносится в компьютер, легко извлекается, анализируется для получения необходимой информации, выявления закономерностей. В обычной картотеке история болезни сохраняется 3 года, хотя есть и одноразовые истории болезни по экстренной обращаемости. В картотеке истории болезни располагаются по алфавиту или номерам.
Оборудование рабочего места стоматолога должно создавать максимум удобств для врача и больного. Все машины должны быть заземлены. Для работы врача терапевта-стоматолога необходимо следующее: кресло стоматологическое, стул стоматологический для врача, установка стоматологическая, передвижной столик для врача, письменный стол, раковина для мытья рук, раковина для мытья инструментов, тумбочка для амальгамосмесителя, вытяжной шкаф со стерилизаторами, стол со стерильными инструментами, столик для медикаментов, пломбировочных материалов, шкаф для хранения медикаментов, (запирающийся для лекарств групп А и Б), инструментария, перевязочных и других материалов.
Стоматологическое кресло предназначено для фиксации больного в положении сидя или лежа. Во время лечения оно обеспечивает соответствующие удобства больному, необходимое положение его головы, что облегчает доступ врачу к операционному полю больного. Правильное, с точки зрения требований современной эргономики, положение больного в кресле устраняет дискомфорт и напряженность, создавая врачу наилучшие условия для манипулирования в полости рта. Все стоматологические кресла можно разделить на механические и электрические. Модели кресел постоянно совершенствуются, дополняются программируемыми комплексами.
Основным лечебным мероприятием в клинике терапевтической стоматологии является препарирование твердых тканей зубов при помощи вращающихся боров, приводимых в движение электрической или пневматической бормашиной. Бормашины могут быть стационарными или переносными. Самая простая машина БЭС-10 состоит из основания и крепящейся к ней стойки, в верхней части которой вмонтирован электромотор. Максимальная скорость вращения 10000 об/мин. Бормашина электрическая портативная безрукавная БЭНБ-З имеет скорость работы от 3000 до 10000 об/ мин.(предусмотрена возможность автономного питания). Бормашина пневматическая со встроенным компрессором: скорость работы 100000 до 300.000 об/мин., что позволяет быстро и безболезненно проводить препарирование тканей зуба.
Стоматологические установки, смонтированные в одном агрегате, содержат комплекс аппаратов и приспособлений, необходимых для оказания высококвалифицированной стоматологической помощи.
Рабочее место медицинской сестры должно включать стол для сортировки инструментов, суховоздушный шкаф, стерильный стол. Успешная работа стоматологического кабинета во многом зависит от четкого выполнения своих обязанностей медицинской сестрой и санитаркой. Медицинская сестра отвечает за сохранность и состояние оборудования кабинета, техническую исправность аппаратуры, установок, кресел. Перед началом работы она стерилизует инструментарий и материалы, готовит рабочее место врача. В ее обязанности входит руководить поступлением больных в кабинет во время приема, подавать врачу необходимые инструменты и материалы, замешивать пломбировочные материалы по указанию врача.
Медицинская сестра полностью отвечает за хранение медикаментов, следит за санитарным состоянием кабинета.
Санитарка ежедневно производит влажную уборку помещения после завершения приема. Во время работы кабинета лотки и инструменты, бывшие в употреблении, поступают на рабочий стол санитарки, где она производит их тщательную механическую обработку и мытье. 5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1. Перечислить мероприятия по технике безопасности, соблюдаемые в стоматологическом кабинете. 6. ЛИТЕРАТУРА:
Боровский Е.В. с соавт. Терапевтическая стоматология, 2010, С. 12-19.
Яковлева В.И. с соавт. Диагностика, лечение и профилактика стоматологических заболеваний, 1994.
Магид, Мухин Атлас по фантомному курсу в терапевтической стоматологии. 1987, С.64-108. 7. УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Основным оборудованием стоматологического кабинета является зубоврачебное кресло и стоматологическая установка. Какое еще необходимо оборудование для обеспечения нормальной работы в данном кабинете? Сколько кв. метров должно быть в комнате, где размещается кабинет на одно кресло? На какое число кв. метров должна увеличиться площадь комнаты при добавлении каждого последующего кресла? Как рационально разместить оборудование?
ЗАНЯТИЕ №2.
ТЕМА: ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ.
Продолжительность занятия __ мин.
1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ:
Для работы стоматологического кабинета необходимо строго соблюдать принципы асептики и антисептики в терапевтической стоматологии.
2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Ознакомить студентов с организацией работы стоматологического кабинета терапевтической стоматологии, санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемые к стоматологическому кабинету и к месту врача-стоматолога.
В результате освоения темы занятия студент должен:
Знать: принципы асептики и антисептики в терапевтической стоматологии.
Уметь: контролировать работу медицинской сестры и санитарки.
Владеть: соблюдением принципов асептики и антисептики при работе в кабинете терапевтической стоматологии.
3. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Санитарные требования, предъявляемые к стоматологическому кабинету.
2. Способы и режимы дезинфекции изделий медицинского назначения.
3. Предстерилизационная обработка. Этапы предстерилизационной очистки.
4. Контроль качества предстерилизационной очистки.
5. Основные методы стерилизации стоматологического инструментария и перевязочного материала.
6. Контроль работы стерилизаторов.
3. АННОТАЦИЯ:
К стоматологическому кабинету предъявляют санитарно-гигиенические требования: площадь кабинета на одно кресло должна быть не менее 14 кв.м., а для каждого последующего кресла не менее 7 кв.м. Освещение - достаточное естественное и обязательно искусственное (осветитель на стоматологической установке), горячая и холодная вода, канализация, наличие отдельных раковин для мытья рук и инструментов, вентиляция приточно-вытяжная, обеспечивающая 3 кратный обмен воздуха в течение 1 часа, отделка помещения - стены окрашены краской (масляной или нитро) светлых тонов, пол покрыт линолеумом или пластиком (бесшовным).
При работе врача- стоматолога соблюдаются основные принципы асептики и антисептики. Виды стерилизации, применяемой в стоматологии: обработка паром под давлением, сухожаровая и холодная.
Обработка паром под давлением - при давлении пара 16 кг/см.кв., температура 120-45 минут.
Воздушный метод стерилизации (сухой горячий воздух) в воздушных стерилизаторах - сухожаровый шкаф при температуре 180-1 час, при температуре 160 - 2, 5 часа.
Химический метод стерилизации - 6% перекись водорода при температуре 50 - 3 часа, 6% перекись водорода при температуре 18-6 часов.
Для дезинфекции изделий мед. назначения используют методы: Физический - кипячение изделий мед. назначения в дистиллированной воде - 30 минут, кипячение в дистиллированной воде с 2% р-ром соды - 15 минут, паровой - при температуре 110° - 20 минут, воздушный стерилизатор - при температуре 120° - 45 минут.
Химический - тройной раствор (формалина-2.0, фенола 0,3, двууглекислого натрия- 1.5) полным погружением на 45 минут. Хлорамин 1% - 30 минут при гнойных заболеваниях, 5% - 4 часа при туберкулезе, хлорамин 3% -1 час при вирусном гепатите.
С определенными трудностями связана стерилизация наконечников. Кипячением в воде их стерилизовать нельзя. Надежно их кипятить в вазелиновом масле, однако обильное вытекание его из наконечника после подобной стерилизации делает этот метод неудобным в практической работе. Поэтому в клинике обычно протирают наконечник 2% раствором хлорамина или спиртом с обжиганием на пламени спиртовой или газовой горелки.
Использованные в работе боры рекомендуется на 2 часа положить в 2% раствор хлорамина или 6% раствор перекиси водорода. Затем их очищают с помощью металлической щетки от дентинных опилок, кладут в лоток для инструментов и промывают горячей водой с мылом под краном. После высушивания стерилизуют в сухожаровом шкафу (режим стерилизации см. выше).
Зеркало стерилизуют методом холодной обработки в спирте или перекиси водорода. После употребления зеркало тщательно моют с мылом, опускают на 1-2 секунды в кипящую воду стерилизатора, после чего помещают в стакан со спиртом или 6% р-ром перекиси водорода. В спирте зеркало должно находиться не менее 1.5-2 часа, а в р-ре перекиси водорода - не менее 40 минут.
Для дезинфекции кабинета используют влажную уборку. Дня дезинфекции воздуха помещений применяют бактерицидный облучатель потолочный ОБП-З00. Бактерицидные лампы излучают ультрафиолетовые лучи с длиной волны 253.7 нм, близкой к максимуму бактерицидного действия лучистой энергии. В связи с тем, что излучение такой длины волны вызывает фотоофтальмию и эритему кожи, в облучателе предусмотрено ограждение от действия прямых лучей. Для этого в облучателе помимо открытых ламп, осуществляющих быструю дезинфекцию воздуха и предназначенных для облучения помещения свободного от людей, имеются экранированные лампы, облучающие в присутствии людей верхние слои воздуха в помещении. Нижние слои воздуха при работе экранированных ламп обезвреживаются за счет конвекции. Режим дезинфекции воздуха в помещении 1 час.
Успешная работа врача-стоматолога во многом зависит от четкого выполнения своих обязанностей медицинской сестрой и санитаркой. 5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1. Выписать рецепты 2%, 3%,4%,5% р-ра хлорамина, 6% р-ра перекиси водорода.
2.Написать принципы асептики в терапевтической стоматологии. 6. ЛИТЕРАТУРА:
Боровский Е.В. с соавт. Терапевтическая стоматология, 2010, С. 12-19.
Яковлева В.И. с соавт. Диагностика, лечение и профилактика стоматологических заболеваний, 1994. 7. УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. В стоматологическом кабинете имеются зубоврачебные зеркала, шпатели, боры, финиры, полиры, пульпоэкстракторы, и др. мелкий инструментарий. Отберите мелкий инструментарий, необходимый для диагностики заболеваний и лечения зубов в пределах коронковой части зуба и отдельно корневой.
Рассчитать площадь стоматологического кабинета на 5 рабочих мест врачей- стоматологов.
На основании изучения кабинета, в котором проводится занятие дать оценку его соответствия санитарно-гигиеническим требованиям.
Составить список необходимого оборудования для организации стоматологического кабинета на 4 рабочих места.
ЗАНЯТИЕ №3.
|