Е. Ю. Попова государственный советник налоговой службы РФ I ранга


Скачать 65.33 Kb.
НазваниеЕ. Ю. Попова государственный советник налоговой службы РФ I ранга
ТипДокументы
blankidoc.ru > Бланки > Документы
Подготовлено на базе материалов БСС «Система Главбух»

В каких случаях можно использовать бланки строгой отчетности при расчетах наличными



Е.Ю. Попова

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Вместо ККТ при оказании платных услуг населению организация может применять бланки строгой отчетности (БСО) (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Принадлежность к услугам, предоставляемым населению, определите в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163 (письма Минфина России от 3 февраля 2009 г. № 03-01-15/1-42, от 27 января 2009 г. № 03-01-15/1-29, от 26 января 2009 г. № 03-01-15/1-27).

Бланки строгой отчетности должны содержать следующие обязательные реквизиты:
– наименование документа, шестизначный номер и серия;
– наименование организации и ее организационно-правовая форма;
– местонахождение постоянно действующего исполнительного органа организации (в случае его отсутствия – иного уполномоченного лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности);
– ИНН, присвоенный организации;
– вид услуги;
– стоимость услуги в денежном выражении;
– размер оплаты наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
– дата расчетов и составления документа;
– должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации;
– иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги, и которыми организация вправе дополнить документ.

Такие требования содержатся в пункте 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.

Исключением из данного правила являются утвержденные формы БСО, в том числе БСО, применяемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа или при оказании услуг учреждениями культуры. Реквизиты данных документов устанавливают федеральные ведомства, уполномоченные на это законодательством. Об этом сказано в пунктах 5–6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359, и Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112.

Перечень действующих форм бланков строгой отчетности приведен в таблице.

Подробнее о составлении и учете бланков строгой отчетности см.:
– Как выписывать, хранить и уничтожать бланки строгой отчетности при расчетах наличными;
– Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении бланки строгой отчетности.

Ситуация:  может ли организация изготовить (разработать) бланки строгой отчетности самостоятельно

Да, может.

Порядок осуществления наличных расчетов без применения ККТ регламентируется Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359. Оно вступило в силу 20 мая 2008 года. В этом документе сказано, что бланки строгой отчетности вправе утверждать федеральные ведомства, уполномоченные на это законодательством (п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359).

Вместе с тем, указанным Положением не ограничено право организаций самостоятельно разрабатывать бланки строгой отчетности. Подтверждением данного вывода является перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать БСО. Из него исключены такие реквизиты, как:
– сведения об утверждении формы бланка;
– код формы бланка по ОКУД.

Таким образом, организация вправе использовать БСО, разработанные самостоятельно. Подтверждает указанную позицию и Минфин России в информационном письме от 22 августа 2008 г. и в письмах от 23 июня 2008 г. № 03-01-15/8-239, от 16 июня 2008 г. № 03-01-15/8-230.

Однако в отношении этого порядка предусмотрен ряд исключений и ограничений.

Исключение действует в отношении организаций, оказывающих услуги, БСО для которых (до вступления в силу нового порядка) были утверждены:
– Минфином России – во время действия Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171, то есть в период с 12 апреля 2005 года до 19 мая 2008 года (включительно);
– другими уполномоченными на это ведомствами – до 19 мая 2008 года (включительно) (п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359).

Такие организации могут самостоятельно не разрабатывать свои формы, а применять утвержденные.

Ограничение действует в отношении:
– организаций, которые оказывают услуги в сфере культуры и спорта;
– организаций, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

При разработке бланков строгой отчетности организации культуры и спорта вправе изменять обязательные реквизиты, предусмотренные подпунктами «ж»–«и» пункта 3 Положения, только по согласованию с Минкультуры России (п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359).

Документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать обязательные реквизиты, установленные Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 (п. 5.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359). При этом допускается размещение дополнительных реквизитов (п. 43, 58, 66, 111 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112).

Бланки, которые были утверждены Минфином России до 11 апреля 2005 года (включительно) (например, письмом от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-33), с 1 декабря 2008 года утратили силу. Следовательно, применять их для оформления наличных расчетов без использования ККТ или самостоятельно разработанных БСО нельзя.

Это следует из пункта 2 постановления Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.

Для применения самостоятельно разработанных бланков БСО вместо ККТ необходимо, чтобы они удовлетворяли требованиям законодательства к их оформлению и изготовлению. Такие бланки должны:
– содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359;
– быть изготовлены одним из двух возможных способов (типографским или с помощью автоматизированной системы) (п. 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359).

Ситуация:  можно ли применять бланки строгой отчетности вместо кассового аппарата в случае отключения электричества

Нет, нельзя.

Ранее Минфином России был утвержден специальный бланк, который можно было выдавать гражданам в этом случае (письмо Минфина России от 12 марта 1999 г. № 16-00-24-32). Однако теперь Закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ не содержит такого основания применения бланков строгой отчетности как отключение электричества. Поэтому бланк, действующий в случае отключения электроэнергии, утвержденный письмом Минфина России от 12 марта 1999 г. № 16-00-24-32, применять нельзя как противоречащий действующему законодательству. Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 13 февраля 2006 г. № 03-01-15/1-32 и ФНС России от 9 марта 2006 г. № ШТ-6-06/245.

При этом за неприменение ККТ в случае отключения электроэнергии организация может быть привлечена к ответственности по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Ситуация:  можно ли применять ККТ при расчетах за оказанные населению услуги, если для вида деятельности организации утверждены формы бланков строгой отчетности

Да, по общему правилу можно.

Организация имеет право оформлять получение денег от населения либо бланками строгой отчетности, либо чеком ККТ (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Исключения могут быть установлены только в специальных нормативных актах, регулирующих деятельность организации. Например, деятельность ломбардов регулирует Закон от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ, который обязывает их использовать сохранные квитанции и залоговые билеты (ст. 7 и 9 Закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ). Поэтому ломбард не имеет права применять ККТ вместо бланков строгой отчетности. Аналогичную точку зрения высказывает и Минфин России в письме от 18 марта 2008 г. № 03-01-15/3-67.

Ситуация:  можно ли использовать приходный кассовый ордер (форма № КО-1) в качестве бланка строгой отчетности

Нет, нельзя.

Приходный кассовый ордер (форма № КО-1) в качестве бланка строгой отчетности не соответствует требованиям действующего законодательства (постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359). В частности, в нем не предусмотрены такие обязательные реквизиты, как шестизначный номер и серия бланка. Таким образом, использовать приходный кассовый ордер как бланк строгой отчетности при расчетах с населением нельзя. Организацию могут оштрафовать за неприменение ККМ (ст. 14.5 КоАП РФ).

Арбитражная практика по этому вопросу в соответствии с действующим законодательством пока не сложилось. Однако до этого момента решения судей были противоречивы. В некоторых судебных решениях судьи подтверждали, что приходный кассовый ордер не является бланком строгой отчетности (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 мая 2008 г. № А33-2667/08-Ф02-2137/08, от 22 февраля 2007 г. № А33-15385/06-Ф02-478/07, Дальневосточного округа от 15 октября 2008 г. № Ф03-4405/2008, от 17 января 2007 г. № Ф03-А51/06-2/5168, от 23 января 2006 г. № Ф03-А04/05-2/4774, Уральского округа от 19 июля 2007 г. № Ф09-5519/07-С1). В то же время были и противоположные решения (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 апреля 2009 г. № А33-8434/07-Ф02-1511/09, от 11 февраля 2008 г. № А69-443/07-8-Ф02-59/08, от 2 октября 2007 г. № А69-443/07-9-Ф02-3802/07, Западно-Сибирского округа от 23 апреля 2009 г. № Ф04-2353/2009(5033-А67-3), от 23 декабря 2008 г. № Ф04-7997/2008(18316-А03-3), от 9 декабря 2008 г. № Ф04-7705/2008(17431-А67-29), Московского округа от 8 октября 2003 г. № КА-А41/7753-03, Поволжского округа от 18 декабря 2007 г. № 65-18000/2007, Северо-Западного округа от 22 января 2007 г. № А21-5801/2006, от 30 ноября 2007 г. № А56-7746/2007, Центрального округа от 15 мая 2007 г. № А64-5088/06-19, Уральского округа от 20 ноября 2008 г. № Ф09-8648/08-С1).

Поэтому, если организация применяла приходный кассовый ордер как бланк строгой отчетности при расчетах наличными до 1 декабря 2008 года, санкций по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях можно избежать.

Ситуация:  нужно ли перед применением регистрировать бланки строгой отчетности в налоговой инспекции

Нет, не нужно.

На сегодняшний день ни в Законе от 22 мая 2005 г. № 54-ФЗ, ни в постановлении Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 нет требования о регистрации бланков строгой отчетности в налоговой инспекции. Поэтому регистрировать их не нужно. Аналогичная точка зрения выражена в письме Минфина России от 16 ноября 2006 г. № 03-01-15/11-297. В приведенном письме Минфин России комментирует утратившее силу постановление Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171. Однако в отношении вопроса регистрации бланков строгой отчетности в налоговой инспекции они актуальны и сейчас.

Подготовлено на базе материалов БСС «Система Главбух»

Похожие:

Е. Ю. Попова государственный советник налоговой службы РФ I ранга iconМ. М. Щербинина, советник налоговой службы РФ ш ранга
М. М. Щербинина, советник налоговой службы РФ ш ранга, Управление налогообложения прибыли (дохода) фнс россии

Е. Ю. Попова государственный советник налоговой службы РФ I ранга iconВ. В. Петрунин, государственный советник РФ III класса
Р. Л. Кошкин, советник налоговой службы РФ III ранга, Управление ресурсных и имущественных налогов фнс россии

Е. Ю. Попова государственный советник налоговой службы РФ I ранга iconК. В. Новоселов, советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
...

Е. Ю. Попова государственный советник налоговой службы РФ I ранга iconТ. И. Постникова, государственный советник налоговой службы РФ I...

Е. Ю. Попова государственный советник налоговой службы РФ I ранга iconИ. М. Андреев, государственный советник налоговой службы РФ II ранга
Усн, обязанность представлять налоговую декларацию по единому налогу установлена пунктом 1 статьи 346. 23 Нк РФ. Отчитаться перед...

Е. Ю. Попова государственный советник налоговой службы РФ I ранга iconК. В. Новоселов, советник налоговой службы РФ III ранга, Управление...

Е. Ю. Попова государственный советник налоговой службы РФ I ранга iconН. А. Нечипорчук, советник налоговой службы РФ III ранга, канд экон...

Е. Ю. Попова государственный советник налоговой службы РФ I ранга iconН. А. Нечипорчук, советник налоговой службы РФ III ранга, канд экон...

Е. Ю. Попова государственный советник налоговой службы РФ I ранга iconКодекс РФ. Глава 23 "Налог на доходы физических лиц"
Лермонтов Юрий Михайлович консультант Департамента бюджетной политики Минфина России, советник налоговой службы II ранга, специалист...

Е. Ю. Попова государственный советник налоговой службы РФ I ранга iconТ. И. Постникова государственный советник налоговой службы РФ I ранга,...
Однако заполнение этого документа по-прежнему вызывает много вопросов. Например, как правильно составить расчет, если организация...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru