МПС РОССИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения
Министерства путей сообщения Российской Федерации»
(РГУПС)
Г.И. Большакова, Н.В. Тельных ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ» Методические указания
Ростов-на-Дону
2003
ББК 60.5:ББК 65.9(2) –212 я7
Большакова Г.И., Тельных Н.В.
Практикум по курсу «Социология управления»: Методические указания. – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2003. – 72 с.
Методические указания представляют материалы для проведения практических занятий по курсу «Социология управления». Они включают 2 практикума, состоящих из тестов и ситуационных задач.
Методические указания адресованы, прежде всего, студентам очной и заочной формы обучения РГУПС.
Табл. 14. Ил. 3. Библиогр.: 14 назв.
Рецензент д-р социол. наук, проф. И.В. Мостовая (Ростовский филиал Российской академии правосудия государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования)
Учебно-практическое издание
Большакова Галина Ивановна
Тельных Нина Васильевна
Практикум по курсу «Социология управления»
Методические указания
Редактор Н.С. Федорова
Корректура Н.С. Федорова
Подписано в печать 15.07.03. Формат 60х84/16.
Бумага офсетная. Ризография. Усл. печ. л. 4,16.
Уч.-изд. л. 3,97. Тираж 100 экз. Изд. № 50. Заказ № 706.
Ростовский государственный университет путей сообщения.
Ризография РГУПС.
Адрес университета: 344038, г. Ростов н/Д, пл. Народного ополчения, 2. © Ростовский государственный университет путей сообщения, 2003
Содержание Практикум 1
Практикум 2
1. Тест «Групповые роли»
2. Изучение психологического климата коллектива
3. Тест «Психологический климат»
4. Изучение сплоченности коллектива (показатели ценностно-ориентационного единства
5. Тест «Уровень организационной культуры»
6. Тест «Оценка конкурентоспособности фирмы»
7. Тест «Потребность в перестройке»
8. Тест «Формирование положительной групповой ориентации»..
9. Как улучшить настроение Ваших служащих и свое собственное
10. Тест «Иерархия потребностей»
11. Тест «Способы преодоления конфликта внутри малой группы»
12. Тест «Менеджер и преобразования»
Рекомендуемая литература
ПРАКТИКУМ 1 I. Рассматривая влияние социальной среды на деятельность предприятия, американский социолог Н. Смелзер предлагает сравнить способы урегулирования отношений, принятые в США, Франции и бывшем СССР. В качестве повода для обострения отношений в трудовом коллективе он предлагает рассмотреть увеличение объема работ по техническому обслуживанию приборов: вместо обычных двух приборов, работникам предлагают ремонт трех приборов. «В отличие от представителей американской бюрократии, – пишет Смелзер, – которые принимают решение на основе совместного обсуждения проблемы заинтересованными сторонами, французы передают этот вопрос на рассмотрение посторонней организации. Это объясняется тем, что французы считают целесообразным поручить принятие решений посторонней беспристрастной организации, имеющей право устанавливать правила... А сейчас представим себе, как та же самая проблема решается в тоталитарной стране вроде Советского Союза». И далее он излагает свое представление о способе решения проблемы на бывшем советском предприятии (Смелзер Н. Социология // Социол. исследования. – 1991. – № 11. – С. 152).
А как Вы представляете себе этот способ? Сверьте свое решение с ответом Смелзера.
II. В статье «Об авторитете» Ф. Энгельс писал: «Механический автомат большой фабрики оказывается гораздо более деспотичным, чем были когда-либо мелкие капиталисты, на которых работают рабочие. По крайней мере, что касается часов труда, то над воротами эти фабрик можно написать: «Оставьте всякую автономию, вы, входящие сюда!» Если человек наукой и творческим гением подчинил себе силы природы, то они ему мстят, подчиняя его самого... настоящему деспотизму, независимо от какой-либо социальной организации. Желать уничтожения авторитета в крупной промышленности – значит желать уничтожения самой промышленности»... (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. М.: Госкомиздат, 1958. – С. 303–304).
Прочитайте статью Энгельса и уясните его понимание авторитета в промышленности. Можно ли над воротами современных предприятий написать такой лозунг? Чей авторитет, чья воля определяют деятельность предприятия?
III. Социологический практикум
Трудовые коллективы со сходными существенными чертами и сходной социальной структурой образуют различные в социальном отношении типы (тип коллектива – это комплексная характеристика, социальный портрет предприятия, цеха, бригады). «Нарисуйте» социальный портрет коллектива, в котором Вы работаете или где проходили практику. При выполнении задания используйте критерии типологизацни трудовых коллективов, разработанные авторами «Социологии экономической жизни» (Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории. – Новосибирск, 1991). Таблица 1
Черты коллектива (критерии)
| Показатели
| Значение
показателей
| Субъектность
| Идентификация с группой и ее целями
Развитость коллективного сознания
Отношение к труду
| Полная
Частичная
Нет
Высокая
Средняя
Низкая
Хорошее
Среднее
Плохое
| Внутригрупповая интеграция
| Развитость контактов
Конфликтность
| Высокая
Средняя
Низкая
Высокая
Средняя
Низкая
| Самоуправляемость
| Принятие коллективом значимых решений Наличие права вето
| Есть
Нет
Есть
Нет
| Стабильность
| Текучесть кадров
Сменяемость руководителей
| Высокая
Средняя
Низкая
Высокая
Средняя
Низкая
| Кадровый состав
| Квалификационный уровень
Возрастной состав
| Высокий
Средний
Низкий
Молодой
Средний
Пожилой
| Характер трудовой деятельности
| Эффективность труда
Качество продукции
| Высокая
Средняя
Низкая
Высокое
Среднее
Низкое
|
IV. Тест «Администратор или лидер» (автор Е. Жариков) Инструкция Тщательно продумав нижеследующие высказывания, постарайтесь определить по 11-балльной шкале (от 0 до 10) степень Вашего согласия с каждым из них. Зафиксируйте результаты Ваших размышлений в соответствующих клетках регистрационного бланка. Имейте в виду, что «10» здесь означает полное согласие с высказыванием, «0» – полное несогласие, «5» – согласие наполовину. Остальные степени согласия располагаются по восходящей от «0» до «5» и от «5» до «10».
1. Я доверяю людям.
2. Я считаю, что о решении своих социально-бытовых проблем должны заботиться сами люди, а не их руководители.
3. Я за то, чтобы члены трудовых коллективов сами выбирали себе руководителей.
4. Когда это необходимо, я умею заставить людей «крутиться».
5. Люди хорошо знают, что я умею хранить доверяемые мне их личные тайны.
6. Все люди хотят одного – власти, я не исключение.
7. Я склонен и готов вступиться за членов коллектива всякий раз, когда с ними обходятся несправедливо.
8. Думаю, что в интересах дела людям выгоднее иметь руководителем человека непреклонного и жестокого (безжалостного).
9. Я за полную гласность.
10. Согласен с тем, что основное для достижения успеха в управлении – умение любыми средствами принудить людей выполнять полезную работу.
11. Я могу ладить (срабатываться) даже с теми людьми, которые мне не по душе.
12. Я отдаю команды, распоряжения, приказы, указания всем подчиненным в одинаковой форме.
13. Я склонен и способен использовать в интересах дела мнения, противоположные моей собственной точке зрения.
14. Мое глубокое убеждение состоит в том, что преуспевающим может быть лишь тот руководитель, которого боятся.
15. Мне кажется, что я хорошо знаю общие нужды и проблемы своего коллектива.
16. Мне легче руководить людьми, когда я знаю то, что они не хотели бы афишировать.
17. Я лично заинтересован в том, чтобы общие проблемы и трудности членов коллектива, в котором я работаю, разрешились.
I8. Я уверен, что боязнь наказания – более сильный стимул для любого работника, чем ожидание поощрения.
19. Я чувствую в себе способности и готовность практически действовать для решения общих для коллектива проблем.
20. Когда надо, я умею поставить себя так, что люди соглашаются со мной из опасения «нарваться на неприятности».
Регистрационный бланк Л
| 1
| 3
| 5
| 7
| 9
| 11
| 13
| 15
| 17
| 19
| А
| 2
| 4
| 6
| 8
| 10
| 12
| 14
| 16
| 18
| 20
|
Ключ
1. Суммируйте все баллы по шкале «Л» («Лидер»; нечетные высказывания), итог запишите.
2. Ту же операцию произведите со шкалой «А» («Администратор»; четные высказывания), итог запишите.
Результат
Отношение Л/А отражает соотношение в Вашей деятельности черт лидера и администратора.
Например, Л = 90, А = 60, значит на 60 % Вы – лидер, на 40 % – администратор. V. Социологический практикум (заимствован из Смелзер Н. Социология: Практикум. – М., 1993. – С. 103).
В США был проведен эксперимент в бригадах плотников и каменщиков с изменявшимся по мере производственной необходимости составом: 20 плотников и 16 каменщиков были распределены по бригадам на основе взаимных симпатий, выявленных в результате социометрического опроса. Контрольными группами служили бригады, состав которых определялся на случайной основе. По удовлетворенности работой, текучести кадров и другим показателям до начала эксперимента контрольные и экспериментальные бригады не различались между собой. После эксперимента между ними обнаружились существенные различия, представленные в табл. 2: Таблица 2 Показатели эффективности работы
| Контрольные группы
| Экспериментальные группы
| До начала эксперимента
| После эксперимента
| До начала эксперимента
| После эксперимента
| Затраты рабочей силы
Материальные затраты
Текучесть кадров
| 3,59
3,60
2,30
| 3,49
3,32
3,70
| 3,66
3,34
2,70
| 2,87
3,14
0,30
| Удовлетворенность работой
| 39,3
| 39,3
| 38,5
| 44,8
| |