Скачать 284.65 Kb.
|
Методические рекомендации по противодействию случаям взяточничества, должностным и иным правонарушениям в налоговых органах округа Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях противодействия случаям взяточничества как одного из наиболее опасных проявлений коррупции, минимизации и (или) ликвидации последствий должностных и иных правонарушений, связанных со взяточничеством. Рекомендации направлены на оказание помощи руководящему составу налоговых органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, сотрудникам, в функции которых входит организация работы по противодействию коррупции, в проведении профилактических мероприятий по выполнению требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Указа Президента РФ от 13.03.2012 № 297 "О национальном плане противодействии коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" приказа ФНС России от 16.07.2012 № ММВ-7-4/502@ "Об утверждении Плана противодействия коррупции в Федеральной налоговой службе". Основные понятия Государственные гражданские служащие, исходя из верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, исполняют свои должностные обязанности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Деятельность государственного гражданского служащего налоговых органов, направленная против интересов службы, влечёт для него наступление уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наиболее опасным по своим последствиям является группа (блок) преступлений, связанных с понятием взятки. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает четыре вида преступлений, связанных с данным юридическим понятием: "Получение взятки" (ст. 290 УК РФ); "Дача взятки" (ст. 291 УК РФ); "Посредничество во взятке" (ст.291.1 УК РФ); "Провокация взятки либо коммерческого подкупа" (ст. 304 УК РФ). Опасность взяточничества заключается в том, что, посягая на нормальное функционирование аппарата управления государством, распространение этого вида преступления дезорганизует деятельность органа управления, дискредитирует государственные институты в глазах населения, способствует совершению должностных и иных правонарушений: "Кража" (ст.158 УК РФ) "Мошенничество" ст. 159 УК РФ); "Присвоение или растрата" (ст.160 УК РФ); "Вымогательство" (ст. 163 УК РФ); "Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета" (ст. 170.1. УК РФ); "Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну" (ст.183 УК РФ); "Злоупотребление должностными полномочиями" (ст.285 УК РФ); "Превышение должностных полномочий" (ст.286 УК РФ); "Нецелевое расходование бюджетных средств" (ст.285.1 УК РФ); "Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений" (ст. 285.3 УК РФ); "Незаконное участие в предпринимательской деятельности" (ст. 289 УК РФ) "Служебный подлог" (ст.292 УК РФ); "Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (статья 327 УК РФ) Получение взятки - получение должностным лицом, лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно и органа местного самоуправления лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо за незаконные действия (бездействие), либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе, за незаконные действия (бездействие). Дача взятки - дача взятки должностному лицу лично или через посредника, дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) - Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Провокация взятки либо коммерческого подкупа - попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа. Взяткой могут быть: Предметы - деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость. Услуги и выгоды - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости. Завуалированная форма взятки - банковская ссуда беспроцентная либо по явно заниженным процентным ставкам, передача денег в долг или под видом погашения несуществующего долга, предложение товаров по заниженной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, завышение гонораров за лекции, статьи, и книги, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по депозиту и т.д. Верховный суд Российской Федерации разъяснил, что надлежит выяснять и отражать в приговоре, за выполнение или невыполнение каких действий должностным лицом получена взятка. При этом следует иметь в виду, что ответственность за получение взятки не зависит от того, до или после получения взятки совершены действия (бездействие) в пользу взяткодателя. Подарок - Верховный суд Российской Федерации также разъяснил, что статья 575 ГК РФ позволяет государственным и муниципальным служащим получать обычный подарок стоимостью не свыше трёх тысяч рублей в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Но если вручение "подарка" предшествовало действиям должностного лица либо если такие действия были обусловлены последующим вознаграждением в виде "подарка", его следует квалифицировать как получение взятки. Работник, получивший взятку и позже сообщивший об этом в правоохранительные органы, не освобождается от уголовной ответственности в отличии от взяткодателя. Организационные основы предупреждения взяточничества – деятельность руководства налогового органа по подбору и расстановке кадров, проведению воспитательной работы с подчинёнными работниками налогового органа, направленной на неукоснительное исполнение ими своих должностных обязанностей, созданию нетерпимого отношения в подчинённом коллективе к фактам взяточничества, осуществлению контроля за деятельностью подчинённых, своевременное, правомерное и адекватное применение мер дисциплинарного воздействия к работникам, совершившим деяния против интересов службы. Минимизации и (или) ликвидации последствий взяточничества – деятельность руководителя (начальника) налогового органа по исправлению неправомерных решений и наступивших последствий этих решений государственного гражданского служащего налогового органа, совершённых этим работником в следствие получения взятки, устранения причин и условий, способствующих получению взятки и совершения работником в результате получения взятки деяния в интересах взяткодателя. Последствия, наступающие для взяткополучателя (ст. 290 УК РФ), взяткодателя (ст. 291 УК РФ): Взяткополучатель и взяткодатель привлекаются к уголовной ответственности согласно указанным статьям Уголовного кодекса, которые предусматривают наказание в зависимости размера взятки, обстоятельств и субъекта правонарушения в виде штрафа от пятнадцатикратной до девяностократной суммы взятки, дополнительного наказания в виде лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, лишения свободы на срок до 12 лет. Лицо, давшее взятку, а также посредник освобождаются от уголовной ответственности, если они активно способствовали раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщили о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Однако, в отношении взяткополучателей такая мера действующим законодательством не предусмотрена. Следует учитывать, что противоправная деятельность по незаконному получению работником налогового органа материального либо иного вознаграждения нередко провоцируется и документируeтся представителями криминального сообщества или отдельными криминально настроенными гражданами. В дальнейшем такая информация используется в качестве инструмента для компрометации или шантажа, в целях склонения государственного служащего к продолжению противоправной деятельности, либо к совершению иных видов преступлений. В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае наличия у него не снятой или непогашенной в установленном Федеральным законом порядке судимости. Деятельность руководства налогового органа по предупреждению взяточничества. В современных российских условиях содержание понятия коррупционная выгода является экономическим по содержанию, но криминальным, по сути. Присвоение материальных благ и преимуществ получает распространение и в области политических интересов отдельных групп лиц или сообществ, что подрывает веру народа в демократию, деморализует общество, создавая благоприятные условия для существования самого феномена коррупции. В этом заключается важная социальная особенность коррупции, её опасность для общества. С практической точки зрения коррупция – это реализация собственных корыстных интересов чиновников в форме незаконно взимаемой ренты коррумпированным государственным аппаратом с общества. В отличие от законных налогов и сборов эта «дань» используется не в интересах общества, а присваивается чиновниками. Деятельность руководителя (начальника) налогового органа, кадрового аппарата и представителя подразделения безопасности (сотрудника безопасности) по предупреждению коррупционных, должностных и иных правонарушений должна начинаться с подбора и расстановки кадров в налоговом органе. При оформлении на государственную гражданскую службу в налоговые органа необходимо проводить проверку и изучение кандидатов по учётам правоохранительных органов, предыдущим местам работы, учёбы и месту жительства. В соответствии с Распоряжением ФНС России от 26.11.2012 № 240 дсп @ "О порядке истребования и предоставления информации при трудоустройстве лиц, имеющих стаж работы в налоговых органах" следует запрашивать на таких граждан характеризующие данные по предыдущему периоду работы в налоговых органах и, с учётом полученной информации и рекомендаций, исключить приём на работу и выдвижение на руководящие должности в налоговом органе лиц, скомпрометировавших себя на прежнем месте работы фактами коррупции, халатного отношения к служебным обязанностям, имеющих низкие морально-волевые качества, судимость за тяжкие уголовные правонарушения, поддельные документы, несоответствующих квалификационным требованиям, либо представляющих интересы теневого бизнеса и криминального сообщества. Необходимо создавать и поддерживать в налоговом органе обстановку нетерпимости к фактам недобросовестного отношения к своим служебным обязанностям работников налогового органа, использования ими своего служебного положения для получения личной выгоды, своевременно и адекватно применять меры дисциплинарного воздействия к работникам, допускающим неправомерное использование своего служебного положения. Необходимо разъяснять сотрудникам налогового органа, что обо всех случаях обращений к ним с целью склонения работника к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими работниками налогового органа коррупционных правонарушений согласно приказу УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 02.03.2011 № 02-40/067 @ "О Порядке уведомления государственными гражданскими служащими УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и территориальных налоговых органов округа о фактах их склонения к совершению коррупционных правонарушений" они обязаны уведомить руководителя (начальника) налогового органа и представителя подразделения безопасности (сотрудника безопасности). Следует отметить, что такое уведомление в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» для государственных гражданских служащих является обязанностью. Невыполнение государственным служащим этой должностной (служебной) обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.3, ст.9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ). С целью активизации гражданской позиции государственного служащего по вопросам противодействия коррупции в процессе профилактических мероприятий следует объяснять, что "государственный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.4, ст.9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Одной из важнейших мер профилактики коррупционных правонарушений является строгое соблюдение государственными служащими требований приказа ФНС России от 20.04.2011 №ММВ-7-4/277 "Об организации уведомления государственными гражданскими служащими Федеральной налоговой службы о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения". Учитывая, что при конфликте интересов, личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего налогового органа влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих служебных (должностных) обязанностей, при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства, следует организовать в налоговом органе мониторинг конфликта интересов государственных служащих. При исполнении должностных (служебных) обязанностей у сотрудника налогового органа может возникнуть личная заинтересованность в получении незаконных доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. Согласно ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Непринятие таким государственным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного с государственной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Руководитель (начальник) налогового органа (если ему стало известно о возникновении конфликта интересов у подчинённого) также обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов государственного служащего, организовать работу Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих налогового органа (далее - Комиссия) в соответствии с письмом ФНС России от 20.06.2011 №4-4-10/0012@ " О направлении методических рекомендаций по организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в федеральных государственных органах, одобренные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции" (протокол № 24 от 13.04.2011). Руководителю (начальнику) налогового органа, кадровому подразделению, подразделению безопасности (сотруднику безопасности) необходимо организовать контроль за служебной деятельностью работников налогового органа, позволяющий поэтапно получать данные о результатах осуществляемых работником контрольных мероприятий и их соответствия прогнозировавшимся результатам до начала осуществления контрольных мероприятий. В случае выявления явного несоответствия прогноза и факта, делать анализ причин такого несоответствия и принимать меры к устранению подобных причин в будущем. Следует также обращать внимание на нарушения, совершаемые гражданскими служащими налоговых органов округа, имеющие признаки совершения должностного правонарушения и коррупции, подпадающие под юрисдикцию перечисленных статей Уголовного кодекса Российской Федерации и принимать меры по их предупреждению, пресечению и минимизации вредных последствий: - незаконные возмещения НДС; - незаконные возмещения налогового вычета по фиктивным документам; -ввод в системе ЭОД фиктивных платежей, -пропуски юристами сроков исковой давности при направлении материалов в арбитражный суд либо при направлении материалов на привлечение к административной ответственности; - проигрыш исков в судах по формальным признакам; -доначисления, произведенные в результате выездной проверки, не обеспеченные доказательной базой; - несвоевременное направление в правоохранительные органы материалов выездных проверок; -несвоевременное блокирование счетов налогоплательщиков, имеющих задолженность перед бюджетом, либо незаконное их разблокирование; -снятие с учета и ликвидация предприятий, имеющих задолженность перед бюджетом; - кураторство и администрирование руководящим составом структурных отделов налоговых органов, а отдельных случаях и руководящим составом инспекций (при наличии явного или косвенного конфликта интересов) коммерческих предприятий своих родственных и иных связей (родителей, братьев и сестёр, жен и детей, сокурсников по учебным заведениям и т.п.); -оказание платных услуг по оформлению и сдаче в Инспекцию налоговой отчетности, частные консультации по вопросам налогообложения и так называемой минимизации налогов, занижение налогооблагаемой базы, налоговых доначислений по результатам контрольных мероприятий и как следствие - получение денежного вознаграждения, различных подарков, услуг, путёвок в курортные заведения и туристических путёвок за границу; -представление в бухгалтерии Инспекций и Управлений фиктивных отчетных финансовых документов о нахождении в командировках на выездных проверках, в связи бесплатным проживанием в гостиницах либо квартирах, принадлежащих проверяемым предприятиям; -предоставление в отдел кадров недостоверных сведений по имуществу или получаемым доходам, представление поддельных документов об образовании; -предоставление налогоплательщикам, имеющим задолженность, фиктивных документов об отсутствии задолженности (для участия в тендерах, конкурсах, для получения кредитов и т.п.). Руководителям (начальникам) налоговых органов, кадровому аппарату, сотрудникам безопасности, начальникам структурных отделов в целях профилактики рекомендуется: - не реже одного раза в полугодие проводить занятия и знакомить подчинённых государственных служащих с основными нормативными документами по противодействию коррупции с учётом изменений и дополнений, используя материалы оформленных номенклатурных дел "Документы по безопасности личного состава, противодействию коррупции, профилактике должностных и иных правонарушений"; - результаты рассмотрения Комиссией вопросов по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, а также дисциплинарную практику по этому направлению доводить до сведения всех государственных служащих налогового органа; - направлять на выезды вне служебных помещений для осуществления контрольной работы подчиненных сотрудников группами в составе не менее двух человек; - обеспечивать сотрудников для поездок по служебным вопросам служебным транспортом. - организовать в мониторинг публикаций в СМИ, поступающих жалоб и обращений налогоплательщиков на действия работников налогового органа (письмо ФНС России от 03.02.2013 №4-5-12/0012 "О мониторинге СМИ". - обеспечить анализ и систематизацию информации получаемой от налогоплательщиков по телефону "Доверия", ЭПЯ "Доверия" и почтовых ящиков "Доверия", отладить систему реагирования по этой информации. |
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях противодействия случаям взяточничества как одного из наиболее опасных проявлений... | Чукотского автономного округа, органах местного самоуправления и подведомственных им учреждениях | ||
Российской Федерации по достижению их целей и решению поставленных задач утвердить прилагаемые Методические рекомендации по внедрению... | Ой налоговой службы по Новгородской области сообщает, что 14, 15, 21 и 22 апреля 2017 года в налоговых органах Новгородской области... | ||
Сведения о подразделениях и специалистах по защите информации (по противодействию иностранным техническим разведкам и технической... | Настоящие методические рекомендации разработаны в целях совершенствования работы кадровых служб и развития системы формирования квалифицированного... | ||
Настоящие методические рекомендации разработаны в рамках реализации мер, предусмотренных частью 4 статьи 5 и частями 3,4 статьи 6... | Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной... | ||
Обобщенные сведения о подразделениях и специалистах по защите информации (по противодействию иностранным техническим разведкам и... | Настоящие методические рекомендации разработаны в целях совершенствования и развития системы подбора кадров в органах местного самоуправления... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |