Методические рекомендации по представлению к награждению государственными наградами работников системы образования области 1. Общие положения.
1.1. Награждение государственными наградами регулируется Указом Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» (вместе с «Положением о государственных наградах Российской Федерации», «Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описаниями названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации»).
1.2. Государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области культуры, искусства и просвещения, в воспитании, развитии спорта и иные заслуги перед государством.
1.3. Виды государственных наград: 1.4. Очередное награждение государственной наградой производится за новые заслуги и достижения не ранее чем через пять лет после предыдущего награждения.
1.5. Повторное награждение одной и той же государственной наградой не производится.
1.6. Награжденный может быть лишен государственной награды только вступившим в законную силу приговором суда при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; 2. Порядок представления к награждению государственными наградами.
2.1. Ходатайство о награждении государственной наградой возбуждается по месту основной (постоянной) работы лица, представленного к государственной награде:
а) коллективами организаций;
б) государственными органами или органами местного самоуправления.
2.2. В случае отсутствия у лица, представляемого к государственной награде, основного (постоянного) места работы, ходатайство о награждении указанного лица может быть возбуждено по месту его общественной деятельности.
2.3. По результатам согласования документов о награждении руководители федеральных органов исполнительной власти могут принять следующие решения:
о нецелесообразности награждения лица государственной наградой,
об изменении вида или степени государственной награды, к награждению которой представлено лицо.
2.4. Руководители федеральных органов исполнительной власти также вносят Президенту Российской Федерации представления о награждении граждан Российской Федерации - работников организаций в соответствии с отраслевой принадлежностью.
2.5. Представление о награждении государственными наградами, внесенное Президенту Российской Федерации, признается недействительным в случаях:
установления недостоверности сведений, содержащихся в наградных документах;
изменения сферы деятельности лиц, представленных к награждению государственными наградами;
смерти лица, представленного к государственной награде;
возбуждения уголовного дела в отношении лица, представленного к государственной награде;
невыполнения иных требований Положения о государственных наградах.
2.6. Срок рассмотрения наградных документов согласующими инстанциями не может превышать 30 дней со дня поступления соответствующих документов (глава муниципального образования, Губернатор-Председатель Правительства области; Полномочный представитель Президента в Приволжском федеральном округе).
2.7. Представления о награждении государственными наградами до их внесения Президенту Российской Федерации рассматриваются Комиссией, которая может принять следующие решения:
о поддержке представления о награждении государственной наградой;
об изменении вида или степени государственной награды, к награждению которой представлено лицо;
о нецелесообразности награждения лица государственной наградой;
иные решения.
2.8. Повторное представление к награждению государственной наградой лица, в отношении которого Комиссия приняла решение о нецелесообразности награждения государственной наградой, возможно не ранее чем через год со дня принятия Комиссией указанного решения;
2.9. Государственные награды и документы к ним вручаются награжденным в торжественной обстановке не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу указа Президента Российской Федерации о награждении. 3. Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством».
3.1. Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» награждаются граждане за особые заслуги в науке, образовании, и в других областях трудовой деятельности.
3.2. Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» имеет 2 степени: I и II. 4. Почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»
4.1. Почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» присваивается высокопрофессиональным учителям и преподавателям
общеобразовательных школ;
колледжей;
лицеев;
гимназий;
учреждений начального образования;
институтов подготовки и повышения квалификации работников образования
за личные заслуги:
в педагогической деятельности, обеспечивающей получение обучающимися и воспитанниками высококачественного общего образования;
в выявлении и развитии индивидуальных способностей обучающихся и воспитанников, раскрытии их научного и творческого потенциала;
в подготовке победителей региональных, всероссийских и международных олимпиад;
в научно-методическом и методологическом совершенствовании образовательного процесса и образовательных стандартов, в создании инновационных учебно-методических пособий, программ и авторских методик;
в подготовке и переподготовке квалифицированных педагогических кадров.
4.2. Требования к кандидатам, представленным на почетное звание «Заслуженный учитель РФ»:
присваивается, как правило,
не ранее чем через 20 лет с начала осуществления преподавательской деятельности;
при наличии у представленного к награде лица отраслевой награды (почетный знак, отраслевое почетное звание или медаль К.Д. Ушинского) федерального органа государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Почетное звание «Народный учитель Российской Федерации»
5.1. Почетное звание «Народный учитель Российской Федерации» является высшим званием Российской Федерации за выдающиеся заслуги в области педагогики.
5.2. Почетное звание «Народный учитель Российской Федерации» присваивается учителям, преподавателям и другим работникам образовательных учреждений, которые внесли выдающийся вклад:
в развитие отечественного образования,
его популяризацию,
ученики которых добились высоких результатов в научной, общественной и производственной сферах.
присваивается, как правило, не ранее чем через 10 лет после присвоения почетного звания "Заслуженный учитель Российской Федерации" или "Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации".
5.3. Президент Российской Федерации издает указ о присвоении почетного звания «Народный учитель Российской Федерации» один раз в год в преддверии празднования Дня учителя (первое воскресенье октября). 6. Документы для представления к государственным наградам.
Ходатайство о представлении к награждению на главу департамента образования;
Наградной лист установленной формы (4 экз.);
Выписка из протокола общего собрания коллектива организации, ее совета или собрания участников (собрания коллектива, возбудившего ходатайство), заверенная руководителем ОУ и скрепленная печатью (4 экз.);
Отзыв Института развития образования Кировской области (2 экз.);
Справка о причинах перерыва в работе более трех месяцев (2 экз.);
Копия трудовой книжки (заверена руководителем ОУ, скреплена печатью, обязательна запись «работает по настоящее время»);
Копия диплома о профессиональном образовании;
Копия удостоверения к ведомственной награде;
Копия аттестационного листа;
Копия паспорта, если ФИО содержит буквы е,ё.
На руководителей (директор, заместитель):
Справка МРИ ФНС России о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (форма № 39-1) на текущую дату (отсутствие задолженности обязательно);
Справка ОУ о своевременности выплаты заработной платы работникам (на бланке ОУ, подпись руководителя, главного бухгалтера, скреплена печатью) (2 экз.);
Справка ОУ о динамике основных финансово-экономических показателей работы ОУ за 3 года (на бланке ОУ, подпись руководителя, главного бухгалтера, скреплена печатью) (2 экз.).
7. Общие требования к кандидату на государственные награды.
Высшая квалификационная категория;
Рекомендуемый стаж работы в занимаемой должности - не менее трех лет;
8. Наградной лист для представления на государственную награду.
8.1. Форма наградного листа утверждена Указом Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 (форма № 1).
8.2. При заполнении наградного листа не допускаются:
сокращения;
аббревиатуры;
неточности;
исправления.
. Формат наградного листа – А3.
8.4. Образец заполнения наградного листа прилагается.
8.5. Особенности заполнения пунктов наградного листа:
Пункт 1. ФИО - в именительном падеже (буквы е, ё в соответствии с паспортом).
Пункт 2. Должность, место работы - в соответствии с трудовой книжкой (наименование ОУ по уставу).
Пункт 5. Место рождения - в соответствии с паспортом.
Пункт 6. Образование – высшее, наименование ОУ по диплому, год окончания.
Пункт 8. Государственные награды – награды РФ, СССР, РСФСР.
Пункт 9. Ведомственные и региональные награды –Министерства образования и науки РФ, Правительства области, департамента образования Кировской области.
Пункт 11. Общий стаж работы – учеба не включается, военная служба включается, не допускается округление стажа.
Пункт 13. Стаж работы в должности – только для руководящих работников.
Пункт 14. Трудовая деятельность – по трудовой книжке с указанием всех ранее занимаемых должностей с разбивкой по годам, включая учебу по очной форме обучения, военную службу.
Адрес организации: указывается фактический адрес последнего места работы, при перечислении прежних мест работы – только субъект РФ и МО.
Пункт 15. Характеристика с указанием заслуг представляемого к награждению отражает вклад:
Личность награждаемого,
Квалификация,
Конкретные трудовые заслуги,
Сведения об эффективности и качестве работы,
Участие в общественной жизни.
Не допускается:
Описывать жизненный путь, послужной список,
Перечислять должностные обязанности.
При необходимости допускается продолжение характеристики на дополнительном отдельном листе – вкладыше в наградной лист, но не более 1 страницы.
8.6. Наградной лист подписывается руководителем организации с указанием должности.
8.7. Наградной лист согласовывается с
главой муниципального образования,
Губернатором-Председателем Правительства области,
Полномочным представителем Президента РФ в Приволжском федеральном округе.
9. Общие рекомендации по представлению к государственным наградам:
Соответствие вида награды характеру и степени заслуг;
Принцип последовательности награждения;
Наличие ведомственных и региональных наград;
Стремиться к пропорции не более 1 руководителя учреждения к 5 рядовым работникам.
10. Примерная структура характеристики руководителя ОУ (динамика количественных и качественных показателей за 3 года):
Квалификационная категория (по руководящей и – если имеется педагогическая нагрузка – преподавательской должности), наличие лицензии и государственной аккредитации у учреждения;
Краткие сведения о педагогическом коллективе:
количество работающих,
качественный состав работников с указанием наличия у педагогических работников квалификационных категорий,
рост профессионального мастерства,
награждения ведомственными и государственными наградами,
победы в конкурсах профессионального мастерства;
Результативное участие учреждения в конкурсах, мероприятиях областного и выше уровня;
Краткие сведения об ученическом коллективе:
Контингент,
Динамика качества обучения, уровень обученности, результаты итоговой аттестации, ЕГЭ, медалисты, поступление в ВУЗы,
Результативное участие в олимпиадах и конкурсах областного и выше уровня,
Уровень воспитанности, в том числе правонарушений (не должно быть);
Материальная база учреждения, ее совершенствование;
Организация питания и оздоровления учащихся;
Результаты по формированию стратегии развития учреждения, подготовке и реализации программ в учреждении, планированию и организации образовательного процесса, организации и внедрению инноваций, организации внеклассной и внешкольной работы, профессиональной ориентации учащихся;
Взаимодействие и сотрудничество с организациями, общественностью, родителями;
Обобщение опыта руководителя на областном уровне и выше;
Участие в общественной жизни;
Личностные качества руководителя;
Наличие поощрений и награждений.
Результаты преподавательской деятельности при наличии педагогической нагрузки.
11. Примерная структура характеристики заместителя руководителя ОУ (динамика количественных и качественных показателей за 3 года):
Квалификационная категория (по руководящей и – если имеется педагогическая нагрузка – преподавательской должности), наличие лицензии и государственной аккредитации у учреждения;
Курируемые направления деятельности;
Краткая характеристика курируемого педагогического коллектива;
Краткие сведения об ученическом коллективе:
Контингент,
Динамика качества обучения, уровень обученности, результаты итоговой аттестации, ЕГЭ, медалисты, поступление в ВУЗы,
Результативное участие в олимпиадах и конкурсах областного и выше уровня,
Результативность методической работы в учреждении;
Работа с молодыми специалистами, аттестация педагогических кадров;
Работа по планированию и организации образовательного процесса;
Результаты работы по внедрению передового педагогического опыта и достижений педагогической науки в практику учреждения; внедрение инноваций;
Работа с методическим советом учреждения, педагогическим советом;
Организация внутришкольного контроля за качеством знаний и преподаванием предметов (формы и методы);
Организация внеучебной работы с учащимися (охват факультативами, кружками, секциями);
Обобщение опыта, публикации заместителя директора;
Организация работы органов ученического самоуправления;
Участие в общественной работе;
Личностные качества;
Наличие поощрений и награждений.
Результаты преподавательской деятельности при наличии педагогической нагрузки.
12. Примерная структура характеристики учителя ОУ (динамика количественных и качественных показателей за 3 года):
Краткие сведения: в каких классах в основном работает, значимость работника в учреждении, муниципальной и региональной системе образования, квалификационная категория;
Формы и методы работы, инновации в работе, авторские программы (наличие рецензии), результаты работы (качество знаний, уровень обученности, итоговая аттестация, результаты ЕГЭ, участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях (областного и выше уровня);
Внеклассная работа по предмету, результаты;
Состояние учебного кабинета, работа по его сохранению и укреплению;
Методическая работа (участие в работе методического объединения, открытые уроки), обобщение опыта на областном и выше уровня, публикации;
Результативное участие в конкурсах профессионального мастерства (областного и выше уровня);
Результаты работы как классного руководителя;
Результаты участия в общественной жизни;
Личностные качества;
Наличие поощрений и награждений.
|