Программа интегрированного элективного курса предпрофильной подготовки «Подготовка к гиа по иностранным языкам»


Скачать 242.11 Kb.
НазваниеПрограмма интегрированного элективного курса предпрофильной подготовки «Подготовка к гиа по иностранным языкам»
страница1/3
ТипПрограмма
blankidoc.ru > Бланки > Программа
  1   2   3
Программа интегрированного элективного курса предпрофильной подготовки «Подготовка к ГИА по иностранным языкам».

Автор-составитель: Н.П. Морянова, старший научный сотрудник ОИПП
Пояснительная записка.

В практику современной школы введена новая модель экзамена ГИА для выпускников основной школы, учащихся 9-х классов. В России ее проводят с 2004 года. Сейчас на федеральном уровне изучается возможность введения в течение нескольких лет ГИА в качестве основной формы аттестации выпускников девятых классов.

Цель новой формы проведения итоговой аттестации в 9 классах - создание независимой и объективной системы оценки качества образования, совершенствование организационной формы проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников.

Эта задача особенно актуальна в связи с введением в средней школе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся.

На основании результатов ГИА будет проходить зачисление в 10 класс по выбранному профилю обучения. Задания для государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов разрабатываются специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

Новая версия контрольных измерительных материалов (9 классов) отвечает важным целям:

  • Приблизить экзамен к практике языка;

  • Сделать его ступенью к ЕГЭ;

  • Обозначить определенные ориентиры и тем самым наметить приоритеты в обучении русскому языку.

Особенности проведения итоговой аттестации выпускников девятых классов изложены в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.05.2006 г. № 01-235/07-01 «О проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в условиях введения единой независимой системы оценки качества образования». Содержание экзаменационной работы определяется следующими нормативными документами:

  • Обязательный минимум содержания основного общего образования по иностранному языку;

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Иностранный язык. Кроме того, при разработке экзаменационного материала учитывается содержание Примерной программы основного общего образования. Этими новыми тенденциями образовательной политики на современном этапе объясняется актуальность данного интегрированного элективного курса. Данный элективный курс может использоваться в образовательных учреждениях, где наряду с первым иностранным языком изучают второй.

Цели и задачи данного элективного курса:

  • познакомить учащихся с новой формой проведения итоговой аттестации в 9 классах – как созданием независимой и объективной системой оценки качества образования;

  • развить умения учащихся вырабатывать и аргументировать собственную точку зрения на страноведческие факты, события, явления, процессы;

  • развить умения учащихся вести дискуссию, участвовать в диспутах;

  • уточнить степень готовности осваивать материал на повышенном уровне в профильных классах;

  • способствовать мотивации выбора иностранного языка для последующего изучения в профильной старшей школе и, возможно высших учебных заведениях.

Количество часов – 18 для предпрофильного курса.

Содержание программы

Тема 1. Введение. Подготовка учащихся к сдаче ГИА по иностранным языкам (1 час).

Подготовка учащихся к сдаче ГИА по иностранным языкам, помимо собственно обучения соответствующему языку и развития умений и навыков в четырех видах речевой деятельности, должна включать в себя следующие аспекты:

  • ознакомление с форматом заданий, в том числе заданий со свободно конструируемым ответом, то есть заданий части С (по письму);

  • отработку четкого следования инструкций к заданию, в том числе соблюдения предписанного объема письменного высказывания;

  • развитие умения укладываться в регламент времени, отведенного на выполнение конкретного задания;

  • ознакомление с критериями оценивания заданий части С (по письму); объяснение предъявляемых требований;

  • включение в практику записи устных ответов учащихся на магнитофон с последующим прослушиванием и анализом;

  • отработку стратегий выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом.

При ознакомлении с Демонстрационным вариантом 2011 года следует иметь в виду, что задания, включенные в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2011 году. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2011 года, приведен в кодификаторе.

Назначение элективного курса заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. Приведенные критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, включенные в материалы элективного курса , позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности развернутого ответа.

На занятии следует проследить преемственность КИМ-ов ЕГЭ и материалов ГИА для 9-ых классов. Стоит обратить внимание на то, что в материалах для 9 классов учитывается структура и типы заданий ЕГЭ (группа А – задания с выбором одного ответа из четырех предложенных вариантов; группа В – задания с кратким открытым ответом, который нужно записать словами или цифрами; группа С – задания с развернутым ответом); соблюдается преемственность в видах проверяемых предметных умений (проверяются как аналитические языковые, так и коммуникативные умения) и в компетентностном подходе к их проверке (проверяются не отдельные умения, а их комплекс).

Содержание контрольных измерительных материалов напрямую связано с востребованными в жизни практическими умениями и навыками. Отсюда и такая форма предъявления языковых явлений, как текст (используемый и в ЕГЭ).

Следует отметить, что выбор видов работ с текстом – сжатое изложение (С1), сочинение-рассуждение (С2.1 и С2.2) – обусловлен практическими умениями, которые должны быть сформированы у учеников 9-ых классов: в процессе обучения на любом этапе им приходится воспринимать на слух и перерабатывать большое количество информации по разным предметам. Вне сферы обучения часто необходимо разобраться в услышанном или прочитанном, будь то радио- или телепередача, журнальная статья или книга. Одним словом, в наш информационный век умение воспринимать и обрабатывать информацию – это отнюдь не школьно – академическое, отвлеченное требование, а действительно важное умение, постоянно используемое в жизни.

Тема 2. Подготовка учащихся к сдаче Аудирования по иностранным языкам (3 часа).

Аудирование является одним из наиболее сложных видов речевой деятельности. В этот раздел экзаменационной работы входят 3 задания разного уровня сложности и разного типа:

  • первое задание направлено на проверку умения понимать основное (общее) содержание аудиотекста;

  • второе задание направлено на проверку умения полного( детального) понимания содержания аудиотекста;

  • третье задание направлено на проверку умения целенаправленно извлекать заданную информацию из аудиотекста.

Продолжительность звучания всех аудиоматериалов раздела составляет около 30 минут. Во время экзамена экзаменуемые прослушивают записи аудиотекстов, начитанных носителями немецкого языка, два раза. Темп звучания текста – средний. Дикторы читают текст выразительно, делая логические ударения, смысловые паузы. С вопросами к заданиям испытуемые знакомятся до презентации аудиотекста.

Для успешного выполнения заданий раздела «Аудирование» в экзаменационной работе ГИА необходимо иметь опыт аудирования, а именно:

  • уметь приспосабливаться к слушанию в условиях презентации материала с пленки или иного носителя аудиоинформации;

  • уметь приспосабливаться к слушанию голосов различных тембров (например, мужской/женский, взрослый/детский, низкий/высокий);

  • уметь различать аудиотексты различных жанров как монологического, так и диалогического характера;

  • владеть стратегиями глобального, селективного и детального понимания услышанного.

Для выполнения заданий по аудированию в вариантах ГИА испытуемые должны обладать следующими умениями, связанными с развитием способности к аудированию как виду речевой деятельности:

  • умение понимания основного (общего) содержания аудиотекста;

  • умение полного (детального) понимания содержания аудиотекста;

  • умение целенаправленно извлекать («выслушивать») необходимую или заданную информацию из аудиотекста.

Озвученные материалы подбираются из аутентичных источников (например, материалы СМИ страны изучаемого языка, сборники текстов и др.) При подборе материала важно учитывать, имеют ли учащиеся достаточный словарный запас для понимания, и, возможно, адаптировать выбранный текст в соответствии с уровнем знаний учеников. С самого начала следует приучать к восприятию речи в нормальном темпе и обязательно использовать возможность слушать устную речь в исполнении носителей языка.

Аудирование диалогов необходимо включать с первых этапов обучения. Они содержат все типы предложений: вопросы, ответы, приказания, просьбы, советы и являются образцом живой повседневной речи. Диалоги имеют цель в разговорной форме дать образец лексических и грамматических моделей.

Изменения в разделе «Аудирование» могут коснуться лишь формата самих текстов, предлагаемых на экзамене.

Тема 3. Подготовка учащихся к сдаче Чтения по иностранным языкам. (2 часа).

Как и аудирование, чтение является рецептивным видом речевой деятельности, что существенно влияет на становление компетенций, связанных с извлечением информации различного типа из текстов.

Этот раздел экзаменационной работы включает также три задания разного уровня сложности и разного типа. Они проверяют умения и навыки в разных типах чтения. Расположение заданий внутри раздела не отличается от общепринятого во всех вариантах принципа «от простого к сложному». Первые два задания базового и повышенного уровней сложности – задания типа В (на установление соответствия), третье составное задание типа А предполагает выбор ответа из 4-х предложенных альтернатив. Подбор текстов отвечает критериям аутентичности, информативности, содержательности, актуальности. В них содержится ценный материал страноведческого характера.

Условиями успешного развития умений чтения является использование учебников, в которых предусмотрены подходы к работе с текстами разных жанров и предлагается система заданий, обеспечивающая дифференцированный подход к развитию умений и навыков работы с печатными текстами. Для успешного решения заданий раздела «Чтение» в экзаменационной работе ГИА испытуемые должны иметь в разной степени сформированные умения, а также иметь опыт коммуникативно ориентированного чтения, то есть:

  • рассматривать текст как источник информации, которую потенциально можно использовать для коммуникативных целей;

  • иметь представление о том, как текст структурируется (обращать внимание на заголовок, подзаголовок, зачин, концовку; понимать значение абзацного членения и пр.);

  • уметь различать тексты различных жанров;

  • уметь применять различные как интенсивные, так и экстенсивные стратегии (виды) чтения в соответствии чтения:

1. стратегия, направленная на общее понимание текста,

2. стратегия на понимание конкретной требуемой или запрашиваемой информации,

3. стратегия, предполагающая детальное понимание текста. Все они позволяют учащимся:

  • понимать тип, специфику и целевое назначение текстов;

  • ориентироваться в этом тексте с учетом его специфики и в соответствии с коммуникативной задачей (понять текст полностью или избирательно);

  • извлекать информацию на разном уровне;

  • пользоваться компенсационными умениями, как например: догадываться о значении незнакомых слов по контексту, созвучию с родным языком, словообразовательным элементам; игнорировать незнакомые слова, не занимающие в тексте ключевых позиций;

  • пользоваться имеющимися в тексте опорами (ключевые слова, рисунки, пояснения, фотографии, иллюстрации, сноски и др.);

  • пользоваться справочной литературой и словарями разного рода.

Следовательно, для выполнения заданий по чтению в экзаменационной работе ГИА испытуемые должны обладать следующими умениями, связанными с развитием способности к чтению как виду речевой деятельности:

  • умение понимания основного (общего) содержания текста информационного характера;

  • умение полного (детального) понимания содержания текста;

  • умение целенаправленно извлекать необходимую или запрашиваемую информацию из текста, пользуясь селективной стратегией чтения.

Тема 4. Подготовка учащихся к сдаче Лексике и Грамматике по иностранным языкам (3 часа).

Задания, связанные с проверкой уровня становления навыков употребления грамматического и лексического материала, выведены в отдельный раздел письменной части работы. Данный раздел проверяет языковую компетенцию учащихся, т.е. их владение грамматическими и лексическими ресурсами изучаемого языка, но поскольку задания строятся не на отдельных предложениях, а на связных текстах, они имеют коммуникативную направленность.

В раздел «Грамматика и лексика» контрольных измерительных материалов ГИА включены два задания базового и повышенного уровня сложности по грамматике и задание высокого уровня сложности по лексике. Задания базового и повышенного уровня сложности ставят задачу проверки навыка употребления основных грамматических форм немецкого языка в контексте. Задание высокого уровня сложности нацелено на проверку уровня развития навыка употребления лексических единиц немецкого языка в контекстном окружении. Очень важно отметить, что выполнение заданий в условиях помещения опрашиваемого материала в широкий контекст (связный текст) повышает коммуникативную направленность всего раздела.

В ходе выполнения грамматических заданий испытуемые должны произвести трансформацию исходной формы глагола, существительного, прилагательного, наречия и т.д.

Что касается лексических заданий, то здесь требуется выбор правильной пропущенной лексемы из 4-х предложенных вариантов. Успешное выполнение задания также предполагает наличие умения опираться на контекст, то есть при выборе ответа исходить не только из смысла прочитанного и своих знаний в области лексики, но и учитывать грамматические параметры окружения искомого слова. Полезными являются умения, связанные с компенсаторными способностями, например, контекстуальная догадка. Анализ ответов участников ЕГЭ говорит о том, что выбор часто делается «наугад», без опоры на контекст, в то же время навык прогнозирования появления лексических единиц в контексте необходимо отрабатывать специально.

Для подготовки к выполнению лексического задания можно дать следующие рекомендации:

  • лексическую единицу следует с самого начала выучивать, не отделяя ее от грамматических параметров: рода существительного, управления глагола и существительного, категории возвратности для глагола, значения приставки или предлога, в том числе, и в контексте употребления;

  • при обсуждении синонимов или близких по значению слов следует обращать внимание на те ситуации, где данные лексемы не являются взаимозаменяемыми;

  • рассматривать лексику не абстрактно, а обязательно в контекстах употребления;

  • больше уделять внимания контекстуальным «подсказкам»;

  • использовать специальные упражнения на развитие способности к контекстуальной догадке и вероятностному прогнозированию;

  • распознавать и употреблять в речи основные морфологические формы;

  • обновлять знания об основных способов словообразования;

  • распознавать и употреблять в речи изучаемые лексические единицы (с особым вниманием к лексической сочетаемости);

  • больше уделять внимания на правила орфографии.

  1   2   3

Похожие:

Программа интегрированного элективного курса предпрофильной подготовки «Подготовка к гиа по иностранным языкам» iconПояснительная записка рабочая программа элективного курса по русскому...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка обучающихся 9 класса к гиа по русскому языку» разработана в соответствии...

Программа интегрированного элективного курса предпрофильной подготовки «Подготовка к гиа по иностранным языкам» iconПрограмма элективного курса для учащихся 9 класса «Подготовка к гиа по русскому языку»

Программа интегрированного элективного курса предпрофильной подготовки «Подготовка к гиа по иностранным языкам» iconПрограмма консультаций "Подготовка обучающихся 11-х классов к егэ по английскому языку"
Целью данного курса является подготовить выпускников средней общеобразовательной школы к сдаче егэ по иностранным языкам

Программа интегрированного элективного курса предпрофильной подготовки «Подготовка к гиа по иностранным языкам» iconПрограмма элективного курса по английскому языку «Практикум английского языка»
Егэ по иностранному языку, который является обязательным для поступления в вузы на многие специальности и требует практической подготовки...

Программа интегрированного элективного курса предпрофильной подготовки «Подготовка к гиа по иностранным языкам» iconПрограмма элективного курса по русскому языку «гиа: курс подготовки...
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для обучающихся 9 класса и рассчитан на 68 часов. Он отвечает важным...

Программа интегрированного элективного курса предпрофильной подготовки «Подготовка к гиа по иностранным языкам» iconПрограмма элективного курса по русскому языку в 9 классе «гиа: курс...
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Цель: знакомит с практикой...

Программа интегрированного элективного курса предпрофильной подготовки «Подготовка к гиа по иностранным языкам» iconПрограмма элективного курса по русскому языку в 9 классе «гиа: курс...
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям:...

Программа интегрированного элективного курса предпрофильной подготовки «Подготовка к гиа по иностранным языкам» iconРабочая программа элективного курса по русскому языку в 9 классе...
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям:...

Программа интегрированного элективного курса предпрофильной подготовки «Подготовка к гиа по иностранным языкам» iconАвторы Ю. В. Ваулина, Дж. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эвенс
Программа предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений и составлена на основе Примерных программ по иностранным языкам,...

Программа интегрированного элективного курса предпрофильной подготовки «Подготовка к гиа по иностранным языкам» iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе: Примерной...
Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык) и авторской программы М. З. Биболетовой,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru