Скачать 242.11 Kb.
|
Программа интегрированного элективного курса предпрофильной подготовки «Подготовка к ГИА по иностранным языкам». Автор-составитель: Н.П. Морянова, старший научный сотрудник ОИПП Пояснительная записка. В практику современной школы введена новая модель экзамена ГИА для выпускников основной школы, учащихся 9-х классов. В России ее проводят с 2004 года. Сейчас на федеральном уровне изучается возможность введения в течение нескольких лет ГИА в качестве основной формы аттестации выпускников девятых классов. Цель новой формы проведения итоговой аттестации в 9 классах - создание независимой и объективной системы оценки качества образования, совершенствование организационной формы проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников. Эта задача особенно актуальна в связи с введением в средней школе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. На основании результатов ГИА будет проходить зачисление в 10 класс по выбранному профилю обучения. Задания для государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов разрабатываются специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Новая версия контрольных измерительных материалов (9 классов) отвечает важным целям:
Особенности проведения итоговой аттестации выпускников девятых классов изложены в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.05.2006 г. № 01-235/07-01 «О проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в условиях введения единой независимой системы оценки качества образования». Содержание экзаменационной работы определяется следующими нормативными документами:
Цели и задачи данного элективного курса:
Количество часов – 18 для предпрофильного курса. Содержание программы Тема 1. Введение. Подготовка учащихся к сдаче ГИА по иностранным языкам (1 час). Подготовка учащихся к сдаче ГИА по иностранным языкам, помимо собственно обучения соответствующему языку и развития умений и навыков в четырех видах речевой деятельности, должна включать в себя следующие аспекты:
При ознакомлении с Демонстрационным вариантом 2011 года следует иметь в виду, что задания, включенные в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2011 году. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2011 года, приведен в кодификаторе. Назначение элективного курса заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. Приведенные критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, включенные в материалы элективного курса , позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности развернутого ответа. На занятии следует проследить преемственность КИМ-ов ЕГЭ и материалов ГИА для 9-ых классов. Стоит обратить внимание на то, что в материалах для 9 классов учитывается структура и типы заданий ЕГЭ (группа А – задания с выбором одного ответа из четырех предложенных вариантов; группа В – задания с кратким открытым ответом, который нужно записать словами или цифрами; группа С – задания с развернутым ответом); соблюдается преемственность в видах проверяемых предметных умений (проверяются как аналитические языковые, так и коммуникативные умения) и в компетентностном подходе к их проверке (проверяются не отдельные умения, а их комплекс). Содержание контрольных измерительных материалов напрямую связано с востребованными в жизни практическими умениями и навыками. Отсюда и такая форма предъявления языковых явлений, как текст (используемый и в ЕГЭ). Следует отметить, что выбор видов работ с текстом – сжатое изложение (С1), сочинение-рассуждение (С2.1 и С2.2) – обусловлен практическими умениями, которые должны быть сформированы у учеников 9-ых классов: в процессе обучения на любом этапе им приходится воспринимать на слух и перерабатывать большое количество информации по разным предметам. Вне сферы обучения часто необходимо разобраться в услышанном или прочитанном, будь то радио- или телепередача, журнальная статья или книга. Одним словом, в наш информационный век умение воспринимать и обрабатывать информацию – это отнюдь не школьно – академическое, отвлеченное требование, а действительно важное умение, постоянно используемое в жизни. Тема 2. Подготовка учащихся к сдаче Аудирования по иностранным языкам (3 часа). Аудирование является одним из наиболее сложных видов речевой деятельности. В этот раздел экзаменационной работы входят 3 задания разного уровня сложности и разного типа:
Продолжительность звучания всех аудиоматериалов раздела составляет около 30 минут. Во время экзамена экзаменуемые прослушивают записи аудиотекстов, начитанных носителями немецкого языка, два раза. Темп звучания текста – средний. Дикторы читают текст выразительно, делая логические ударения, смысловые паузы. С вопросами к заданиям испытуемые знакомятся до презентации аудиотекста. Для успешного выполнения заданий раздела «Аудирование» в экзаменационной работе ГИА необходимо иметь опыт аудирования, а именно:
Для выполнения заданий по аудированию в вариантах ГИА испытуемые должны обладать следующими умениями, связанными с развитием способности к аудированию как виду речевой деятельности:
Озвученные материалы подбираются из аутентичных источников (например, материалы СМИ страны изучаемого языка, сборники текстов и др.) При подборе материала важно учитывать, имеют ли учащиеся достаточный словарный запас для понимания, и, возможно, адаптировать выбранный текст в соответствии с уровнем знаний учеников. С самого начала следует приучать к восприятию речи в нормальном темпе и обязательно использовать возможность слушать устную речь в исполнении носителей языка. Аудирование диалогов необходимо включать с первых этапов обучения. Они содержат все типы предложений: вопросы, ответы, приказания, просьбы, советы и являются образцом живой повседневной речи. Диалоги имеют цель в разговорной форме дать образец лексических и грамматических моделей. Изменения в разделе «Аудирование» могут коснуться лишь формата самих текстов, предлагаемых на экзамене. Тема 3. Подготовка учащихся к сдаче Чтения по иностранным языкам. (2 часа). Как и аудирование, чтение является рецептивным видом речевой деятельности, что существенно влияет на становление компетенций, связанных с извлечением информации различного типа из текстов. Этот раздел экзаменационной работы включает также три задания разного уровня сложности и разного типа. Они проверяют умения и навыки в разных типах чтения. Расположение заданий внутри раздела не отличается от общепринятого во всех вариантах принципа «от простого к сложному». Первые два задания базового и повышенного уровней сложности – задания типа В (на установление соответствия), третье составное задание типа А предполагает выбор ответа из 4-х предложенных альтернатив. Подбор текстов отвечает критериям аутентичности, информативности, содержательности, актуальности. В них содержится ценный материал страноведческого характера. Условиями успешного развития умений чтения является использование учебников, в которых предусмотрены подходы к работе с текстами разных жанров и предлагается система заданий, обеспечивающая дифференцированный подход к развитию умений и навыков работы с печатными текстами. Для успешного решения заданий раздела «Чтение» в экзаменационной работе ГИА испытуемые должны иметь в разной степени сформированные умения, а также иметь опыт коммуникативно ориентированного чтения, то есть:
1. стратегия, направленная на общее понимание текста, 2. стратегия на понимание конкретной требуемой или запрашиваемой информации, 3. стратегия, предполагающая детальное понимание текста. Все они позволяют учащимся:
Следовательно, для выполнения заданий по чтению в экзаменационной работе ГИА испытуемые должны обладать следующими умениями, связанными с развитием способности к чтению как виду речевой деятельности:
Тема 4. Подготовка учащихся к сдаче Лексике и Грамматике по иностранным языкам (3 часа). Задания, связанные с проверкой уровня становления навыков употребления грамматического и лексического материала, выведены в отдельный раздел письменной части работы. Данный раздел проверяет языковую компетенцию учащихся, т.е. их владение грамматическими и лексическими ресурсами изучаемого языка, но поскольку задания строятся не на отдельных предложениях, а на связных текстах, они имеют коммуникативную направленность. В раздел «Грамматика и лексика» контрольных измерительных материалов ГИА включены два задания базового и повышенного уровня сложности по грамматике и задание высокого уровня сложности по лексике. Задания базового и повышенного уровня сложности ставят задачу проверки навыка употребления основных грамматических форм немецкого языка в контексте. Задание высокого уровня сложности нацелено на проверку уровня развития навыка употребления лексических единиц немецкого языка в контекстном окружении. Очень важно отметить, что выполнение заданий в условиях помещения опрашиваемого материала в широкий контекст (связный текст) повышает коммуникативную направленность всего раздела. В ходе выполнения грамматических заданий испытуемые должны произвести трансформацию исходной формы глагола, существительного, прилагательного, наречия и т.д. Что касается лексических заданий, то здесь требуется выбор правильной пропущенной лексемы из 4-х предложенных вариантов. Успешное выполнение задания также предполагает наличие умения опираться на контекст, то есть при выборе ответа исходить не только из смысла прочитанного и своих знаний в области лексики, но и учитывать грамматические параметры окружения искомого слова. Полезными являются умения, связанные с компенсаторными способностями, например, контекстуальная догадка. Анализ ответов участников ЕГЭ говорит о том, что выбор часто делается «наугад», без опоры на контекст, в то же время навык прогнозирования появления лексических единиц в контексте необходимо отрабатывать специально. Для подготовки к выполнению лексического задания можно дать следующие рекомендации:
|
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка обучающихся 9 класса к гиа по русскому языку» разработана в соответствии... | |||
Целью данного курса является подготовить выпускников средней общеобразовательной школы к сдаче егэ по иностранным языкам | Егэ по иностранному языку, который является обязательным для поступления в вузы на многие специальности и требует практической подготовки... | ||
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для обучающихся 9 класса и рассчитан на 68 часов. Он отвечает важным... | Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Цель: знакомит с практикой... | ||
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям:... | Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям:... | ||
Программа предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений и составлена на основе Примерных программ по иностранным языкам,... | Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык) и авторской программы М. З. Биболетовой,... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |