Учебно-методический комплекс Содержание учебно-методического комплекса по дисциплине «Криминалистика»


НазваниеУчебно-методический комплекс Содержание учебно-методического комплекса по дисциплине «Криминалистика»
страница1/19
ТипУчебно-методический комплекс
blankidoc.ru > Туризм > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Ярослава Мудрого

Гуманитарный институт

Кафедра уголовно-правовых дисциплин



КРИМИНАЛИСТИКА

дисциплина по специальности 021100 (по ОКСО 030501) - «Юриспруденция»

Учебно-методический комплекс



Содержание учебно-методического комплекса по дисциплине

«Криминалистика»

  1. Пояснительная записка

  2. Программа курса «Криминалистика»

  3. Учебно-методический план по курсу «Криминалистика»

  4. Тематический план изучения дисциплины «Криминалистика»

  5. Карта учебно-методического обеспечения дисциплины

  6. Методические рекомендации по проведению семинарских занятий и организации самостоятельной работы студентов

  7. Методические указания по организации лекционных и практических занятий для преподавателя

  8. Лекционный материал по курсу дисциплины

  9. Тематика и содержание практических занятий

  10. Методические рекомендации по написанию выпускной квалификационной работы

  11. Контрольно-диагностические материалы

2

Пояснительная записка

Курс «Криминалистика» является дисциплиной цикла ОПД (федеральная компонента) и является одной из основных дисциплин, предусматривающую изучение криминалистических теорий, различных понятий, определений, систем и классификаций, ориентирующих на специальное изучение правовых норм, необходимых для теоретического освоения криминалистики, ее связей с правом, науками уголовно-правового цикла и другими отраслями права.

Криминалистика как юридическая наука о борьбе с преступностью является обязательной дисциплиной в системе подготовки юристов широкого профиля и одной из важных профилирующих дисциплин в системе профессиональной подготовки кадров для правоохранительных и судебных органов, адвокатуры. Криминалистика дает студентов разнообразные знания об арсенале технико-криминалистических средств, методах и тактике их применения при расследовании уголовных дел, по использованию и применению в практической деятельности современных достижений различных наук. Целевое назначение курса «Криминалистика» состоит в овладении студентами комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для профессионального выполнения ими в дальнейшем своих служебных обязанностей.

Данный курс рассчитан на 188. Из них лекций 36 часов, практических занятий - 32 часа, самостоятельной работы -120 часов.

- Структура обучения студентов основам криминалистики строится с учетом
требований, предъявляемых к его теоретической и практической подготовке, характера
взаимосвязи теоретических, идейно-нравственных и практических начал в формировании
специалистов в области юриспруденции, соотношению общей подготовки и
специализации.

  • Криминалистика в системе всего цикла юридических наук отличается практической направленностью своих рекомендаций, в связи с чем, усвоение теоретического материала связано с практикой. Программой предусмотрено проведение семинарских занятий, целью которых является проверка знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, а также для повышения теоретического уровня знаний студентов, формирования и закрепления правильного понимания сущности рассматриваемых вопросов.

  • Выполнение лабораторных и практических работ приучает студентов и самостоятельной работе, правильному составлению процессуальных документов, помогает и расширяет теоретические знания, пробуждает у них стремление к приобретению практических навыков в различных видах производства криминалистических исследований.

  • Лабораторные и практические работы студенты выполняют письменно, проверяются преподавателем, ведущим практические занятия и с его помощью сосредотачиваются в специальной папке.

- На заочном обучении по окончании семестра студенты предоставляют
преподавателю контрольные работы по разработанной тематике.

  • В самостоятельную работу студентов входит изучение теоретического материала, выполнение практических и контрольных работ.

  • В течение семестра проводится текущий контроль, который заключается в оценке знаний студентов по теоретическим и практическим вопросам дисциплины.

По результатам изучения 1-2 разделов криминалистики применяется зачетная система, в т.ч. тестирование по определенным темам. При завершении преподавания криминалистики итоговым контролем является экзамен, к которому допускаются студенты, аттестованные по результатам обоих семестров. В случае отсутствия материалов лабораторно-практических и контрольных работ студенты к экзамену не допускаются.

3

ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН, ЗНАНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ «КРИМИНАЛИСТИКИ»

Дисциплина

Вопросы, усвоение которых необходимо для эффективного изучения

«Криминалистики»

Уголовный процесс

Уголовно-процессуальное законодательство

Принципы уголовного судопроизводства

Уголовное преследование

Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

Доказательства в уголовном судопроизводстве

Предварительное следствие

Судебное следствие

Уголовное право

Понятие и виды преступлений Принудительные меры медицинского характера Все разделы особенной части

Криминология

Проблемы изучения причин и условий, способствющих совершению преступления.

Личность преступлника

Юридическая психология

Закономерности психических явлений в сфере судопроизводства

Учебный процесс по преподаванию криминалистики обеспечивается комплексом предметов уголовно - правового цикла, ряда смежных дисциплин и поэтому студенты, приступая к изучению данной дисциплины, должны обладать достаточным объемом теоретических знаний в области уголовного права, уголовного процесса, криминологии, иметь определенные навыки в правовой информатике и т.д.

4

ПРОГРАММА КУРСА

Раздел 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И НАУКОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

КРИМИНАЛИСТИКИ

Тема 1. Криминалистика как наука и учебная дисциплина.

Общие и частные задачи криминалистики как прикладной науки применительно к раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений.

Объект криминалистического изучения с точки зрения деятельностного подхода. Структура преступной и криминалистической деятельности. Предмет криминалистического изучения в объектах криминалистики. Понятие науки криминалистики.

Криминалистика в системе научного знания и в системе юридических наук криминально-правового цикла. Характер ее взаимосвязи с указанными науками. Криминалистическое, уголовно-правовое, процессуальное и криминалистическое знания о преступлении. Взаимосвязь криминалистики с судебной медициной, судебной психиатрией, судебной статистикой, общей и юридической психологией и логикой. Роль и место естественных и технических наук в системе криминалистических знаний.

Система криминалистики. Теория и методология криминалистики. Криминалистическая техника, тактика и методика расследования отдельных видов преступлений.

Тема 2.

Информационно-структурные основы криминалистического изучения преступной деятельности и ее расследования

Информационное отражение события преступления вовне в виде материальных и нематериальных (идеальных) следов последствий. Закономерности возникновения информации о преступлении. Классификация информации о расследуемой доказательственной и иной криминалистически значимой информации о расследуемом преступлении. Структурный характер степени проявления информации о преступлении вовне. Средства фиксации указанной информации.

Криминалистическая характеристика преступления. Ее информационные основы, понятие и структура. Понятие и содержание отдельных элементов криминалистической характеристики. Основные направления их криминалистического изучения. Характер закономерных связей и взаимосвязей между элементами характеристики.

Криминальные и криминалистические ситуации. Понятие и классификация криминальных и криминалистических ситуаций. Следственная ситуация — понятие, классификация. Следственная ситуация и криминалистическая характеристика преступления.

Тема 3.

Методология криминалистики.

Диалектический метод как основа методологии криминалистики и базовый метод познания ее объектов. Взаимодействие общественных, естественных и технических наук и его влияние на методологию криминалистики.

Уровни методологии криминалистических исследований и характерные для них научные категории и методы познания. Общенаучные методы и подходы. Метод системного анализа-синтеза, роль дедукции, индукции, традукции, аналогии. Гипотетический метод познания. Метод моделирования. Значение формализации информации, создание криминалистических алгоритмов и программ для ЭВМ. Использование логических приемов: анализа, синтеза, сравнения, абстракции, обобщения, классифицирования.

5

Научно-практические методы: наблюдение, измерение, описание, эксперимент,

моделирование.

Частнонаучные методы физики, химии, социологии, психологии и других наук. Специальные методы криминалистики, их характеристика, критерии их допустимости.

Изучение способа преступного действия.

Научное обобщение следственной, судебной и экспертной практики как источник формирования специальных криминалистических методов и средств. Инструментально-аналитические методы. Криминалистические методики.

Соотношение и связь методов научного и практического криминалистического исследования.

Криминалистическое прогнозирование, его методы и его роль в разработке криминалистических средств и методов.

Криминалистическое моделирование. Понятие. Связь с другими методами познания. Материальное, мыслительное, логико-математические и другие виды моделирования, используемые в криминалистике как науке и практической деятельности.

Тема 4.

Криминалистическая идентификация (теоретические основы).

Понятие криминалистической идентификации. Задача идентификации, ее связь и соотношение с классификацией, дифференциацией, поисковой деятельностью и доказыванием.

Объекты идентификации. Понятие и принцип разграничения искомого и поверяемого объектов, идентифицируемых и идентифицирующих объектов. Идентификационные признаки и свойства. Классификация идентификационных признаков. Идентификационное поле.

Стадии процесса идентификации: предварительное исследование, раздельное исследование, сравнительное исследование, оценка результатов. Общая методика исследования на каждой стадии.

Уровни и циклы идентификационного исследования. Классификация выводов о тождестве.

Классификация форм идентификации:

а) по процессуальным условиям ее проведения;

б) по субъекту;

в) по типу идентифицируемого объекта;

г) по характеру идентификационного поля;

д) по механизму отражения свойств в идентифицирующих объектах;

е) по форме выражения информации.

Роль идентификации в исследовании причинной связи по уголовному делу и в установлении доказательственных фактов и предмета доказывания. Криминалистическая диагностика. Дифференциация.

Тема 5.

Криминалистические версии и основы планово-организационного обеспечения криминалистической деятельности

Криминалистическая версия. Роль гипотетических форм мыслительной деятельности в познании события прошлого. Криминалистическая версия как вид гипотетического познания при расследовании и других видах криминалистической деятельности. Ее понятие и логическая природа. Основания построения версии. Классификация криминалистических версий по объему, субъектам выдвижения, степени определенности, степени сложности и др. Процесс построения версий. Требования, предъявляемые к процессу проверки версий.

Планово-организационное обеспечение расследования как одного из сложнейших видов криминалистической деятельности. Планирование и организация расследования. Понятие и предмет их интереса.

6

Плановые начала расследования. Принципы, условия, функции, элементы и формы планирования. Планирование экспертно-криминалистической деятельности.

Организационно-управленческие начала расследования. Организационная и управленческая деятельности следователя. Уровни и принципы указанной деятельности следователя.

Тема 6.

Криминалистическая профилактика. Прогнозирование и диагностика

Основы криминалистической профилактики. Предмет, задачи и виды указанной
профилактики. Обще-методические аспекты криминалистической профилактики.

Профилактическая деятельность следователя. Экспертно-криминалистическая профилактика. Методы выявления причин преступлений и способствующих им условий и объектов профилактического воздействия. Следственные ситуации профилактического характера.

Основы криминалистического прогнозирования. Понятие и виды криминалистического прогнозирования. Научное и практическое прогнозирование. Исходные данные для криминалистического прогнозирования. Виды и характер следственного прогнозирования.

Основы криминалистической диагностики. Понятие, задачи и виды криминалистической
диагностики и криминалистическая идентификация. Классификация объектов

криминалистической диагностики.

Тема 7.

Информационно-компьютерное обеспечение криминалистической

деятельности.

Информационно-аналитическая работа при расследовании преступлений. Источники доказательственной и ориентирующей информации. Повышение эффективности информационно-аналитической работы путем внедрения в деятельность следователей средств вычислительной техники. Компьютерные системы поддержки процесса принятия следователем криминалистических решений, их виды.

Использование средств вычислительной техники при составлении процессуальных документов. Автоматизированные информационно-поисковые системы в деятельности следователя, их виды, основные направления использования. Использование в процессе расследования компьютерных данных межрегиональных криминальных связей.

Перспективы расширения использования в процессе расследования средств вычислительной техники.

Тема 8.

Криминалистическое изучение личности.

Понятие, значение и задачи криминалистического изучения личности. Решение идентификационных задач при изучении личности. Тактический аспект криминалистического изучения личности. Использование данных о личности при решении задач криминалистической профилактики.

Объем криминалистического изучения личности. Криминалистическое изучение преступного поведения. Криминалистически значимые психологические свойства личности.

Методы криминалистического изучения личности. Система методов криминалистического изучения личности и субъекты их применения.

Особенности криминалистического изучения личности участников процесса расследования в зависимости от их процессуального положения и роли (личности предполагаемого преступника, скрывающегося от следствия, подозреваемого и обвиняемого, потерпевшего и свидетеля). Значение и особенности криминалистического изучения личности, иных участников процесса

7

расследования: понятых, педагога, переводчика.

Тема 9.

*

История криминалистики.

Возникновение криминалистики и основные направления ее развития в первоначальный период.

Зарождение криминалистических рекомендаций в трудах западноевропейских ученых по уголовному процессу (30—40-е гг. XIX в.). Роль естественных наук в зарождении криминалистической техники (60—70-е гг. XIX в.). Работы Г. Гросса, А. Бертильона, Э. Лонара, Ф. Гальтона и др. Германская, романская и англосаксонская модели криминалистики.

Криминалистика в развитых странах (США, Великобритания, Франция, Германия, Япония).

Основные достижения современной криминалистики в США, странах Западной Европы, Японии. Использование информатики и кибернетики, математизация криминалистики — главное направление ее развития.

Особенности формирования и развития криминалистики в странах Центральной и Восточной Европы после Второй мировой войны.

История отечественной криминалистики. Основные этапы развития отечественной
криминалистики. Криминалистические знания отечественной криминалистики.

Криминалистические знания в дореволюционной России. Первые кабинеты научно-судебной экспертизы в Петербурге, Москве, Киеве. Роль Е. Ф. Буринского.

Развитие криминалистических знаний в советский период:» накопление эмпирического материала (1917—1930 гг.); формирование частных криминалистических теорий (1940—1950 гг.); формирование и развитие общей теории криминалистики, математизация и кибернетизация криминалистики (1960—1980 гг.).

Современный этап развития криминалистики (1990-е гг.).

Криминалистические экспертные и научные учреждения в России.

Раздел П КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Учебно-методический комплекс Содержание учебно-методического комплекса по дисциплине «Криминалистика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «аудит»
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены

Учебно-методический комплекс Содержание учебно-методического комплекса по дисциплине «Криминалистика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине таможенное дело
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены

Учебно-методический комплекс Содержание учебно-методического комплекса по дисциплине «Криминалистика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине таможенное дело
При разработке учебно методического комплекса учебной дисциплины в основу положены

Учебно-методический комплекс Содержание учебно-методического комплекса по дисциплине «Криминалистика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине английский язык
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены

Учебно-методический комплекс Содержание учебно-методического комплекса по дисциплине «Криминалистика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине таможенное дело
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены

Учебно-методический комплекс Содержание учебно-методического комплекса по дисциплине «Криминалистика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине налоги и налогообложение
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены

Учебно-методический комплекс Содержание учебно-методического комплекса по дисциплине «Криминалистика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине таможенное дело
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены

Учебно-методический комплекс Содержание учебно-методического комплекса по дисциплине «Криминалистика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине английский язык
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены

Учебно-методический комплекс Содержание учебно-методического комплекса по дисциплине «Криминалистика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Казначейское дело»
Рубцовск 2011При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены

Учебно-методический комплекс Содержание учебно-методического комплекса по дисциплине «Криминалистика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский финансовый учет
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru