| УТВЕРЖДНЕНО
приказом Минтранса России
от ______________ № ______
|
ПОЛОЖЕНИЕ
о морских лоцманах Российской Федерации
Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с пунктом 2 статьи 87 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации»1) и определяет требования, предъявляемые к морским лоцманам, в том числе при осуществлении лоцманской проводки судов, порядок профессиональной подготовки морских лоцманов, порядок проведения аттестации кандидатов в морские лоцманы и морских лоцманов, а также права и обязанности морского лоцмана при осуществлении лоцманской проводки судна.
Правила, установленные настоящим Положением, применяются при осуществлении лоцманами лоцманских проводок судов, указанных в пункте 1 статьи 3 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – суда), независимо от их флага и принадлежности, на подходах к морским портам, в пределах акваторий морских портов, между морскими портами, а также в открытом море.
Требования, предъявляемые к морским лоцманам
Морской лоцман должен иметь:
гражданство Российской Федерации;
действующее лоцманское удостоверение;
диплом государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании по специальности «Судовождение» или «Морское судовождение»;
свидетельство о прохождении тренажерной подготовки по программам:
«Радиолокационное наблюдение и прокладка»;
«Использование средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП)»;
«Маневрирование и управление судном»;
«Использование электронных карт на морских судах»;
«Оператор глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ)» или «Оператор ограниченного района глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ)», если определенный район лоцманской проводки находится в пределах района А1 глобальной морской системы связи при бедствии (далее – ГМССБ);
начальную подготовку в соответствии с правилом VI/1 Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несения вахты 1978 года с поправками (далее – Конвенция ПДНВ)1);
свидетельство о прохождении профессиональной подготовки или подтверждении/повышении квалификации морского лоцмана;
справку об успешном прохождении стажировки в течение не менее 7 дней в качестве дублера оператора службы управления движением судов (далее – СУДС), в зоне действия которой находится район лоцманской проводки, обслуживаемый лоцманской организацией, работником которой является морской лоцман или свидетельство о подготовке на тренажере СУДС по программе для лоцманов, утвержденной Федеральным агентством морского и речного транспорта;
заключение медицинской комиссии о соответствии состояния здоровья требованиям, предъявляемым при дипломировании капитанов и вахтенных помощников капитана в соответствии с Конвенцией ПДНВ;
трудовой договор с лоцманской организацией на выполнение обязанностей морского лоцмана.
Морские лоцманы, высаживаемые (снимаемые) на судно (с судна) с помощью вертолета, должны пройти специальную подготовку.
Морской лоцман должен знать:
нормы международного права и законодательство Российской Федерации об обеспечении безопасности мореплавания, охране человеческой жизни на море и предотвращении загрязнения окружающей среды применительно к лоцманской деятельности;
требования по организации штурманской службы на судах, методы и способы решения задач судовождения;
границы и лоцийное описание района лоцманской проводки;
правила плавания и обязательные постановления в морском порту, действующие в районе лоцманской проводки судов;
климатические, гидрометеорологические, гидрологические и навигационно-гидрографические факторы, влияющие на судно при плавании в районе лоцманской проводки судов, и способы учета воздействия этих факторов при управлении судном, в том числе направления и скорости течений, высоту и продолжительность приливов, объявленные проходные осадки, глубины в районе лоцманской проводки судов с учетом приливно-отливных и сгонно-нагонных явлений, названия и характеристики каналов, мелей и мысов района лоцманской проводки судов;
любые иные особенности района лоцманской проводки судов, оказывающие влияние на безопасность плавания судов;
системы разделения движения, схемы судоходства, системы управления судами, характеристики и особенности навигационных путей в районе лоцманской проводки судов, в том числе рекомендуемые курсы и расстояния района лоцманской проводки судов;
виды и характеристики применяемых в районе систем плавучего и стационарного навигационных ограждений;
оборудование мостика и средства судовождения;
характеристику огней и их секторы видимости и туманные сигналы, радиолокационные отражатели и радиомаяки, другие электронные средства, используемые в районе лоцманской проводки судов;
названия, местоположение и характеристики плавучих маяков, буев, знаков, построек и других приметных ориентиров в районе лоцманской проводки судов;
названия, места расположения, характеристики и особенности средств навигационного оборудования и естественных навигационных ориентиров, имеющихся в районе лоцманской проводки судов;
порядок использования информации, предоставляемой СУДС в целях обеспечения безопасности движения судов в районе лоцманской проводки судов;
характеристики и порядок использования действующих в районе лоцманской проводки судов технических систем навигации, идентификации, сигнализации, связи, контроля и управления судоходством (глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС), глобальная система навигации и определения местоположения (GPS), автоматические идентификационные системы (АИС), ГМССБ, система опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (ОСДР);
названия, позывные служб морского порта, СУДС, судов и других участников обеспечения плавания судов в районе лоцманской проводки судов и способы осуществления связи с ними;
порядок использования навигационных карт и пособий по району лоцманской проводки судов;
способы аналитического, графического, инструментального и глазомерного ориентирования при осуществлении контроля местоположения судна применительно к району лоцманской проводки судов;
отличительные глубины над подводными навигационными опасностями и мелями в районе лоцманской проводки судов;
имеющиеся в районе лоцманской проводки судов системы передачи навигационных предупреждений мореплавателям, объемы и сроки передаваемой ими информации;
порядок получения и использования в районе лоцманской проводки судов навигационной и гидрометеорологической информации;
порядок использования и ограничения на использование радиолокатора и систем автоматической и радиолокационной прокладки;
особенности лоцманской проводки судов, перевозящих опасные грузы;
технические и эксплуатационные характеристики имеющихся в районе лоцманской проводки ледоколов, буксиров и способы их использования во время плавания, маневрирования и производства швартовных операций;
факторы, влияющие на управляемость судна;
особенности, недостатки и ограничения, присущие различным системам судовых движителей, подруливающих и рулевых устройств;
расположение портовых сооружений, якорных стоянок, мест расхождения при движении судов в узкостях и места убежища для них;
характеристики и особенности имеющихся в районе лоцманской проводки судов гидротехнических сооружений (причалы, пирсы, молы, дамбы, мосты, эстакады, судоходные шлюзы, каналы, выносные перегрузочные устройства), способы и приемы безопасного прохода, маневрирования и производства швартовных операций в районе лоцманской проводки судов этих сооружений в разное время суток и с учетом воздействия на судно гидрометеорологических факторов;
типовые планы действий членов судовых экипажей при чрезвычайных ситуациях на судне (пожарная (общесудовая) и шлюпочная тревоги, тревога «человек за бортом»);
расположение и характеристики имеющихся в районе лоцманской проводки судов аварийно-спасательных формирований и средств ликвидации аварийных разливов нефти;
способы производства швартовных операций и постановки судна на якорь в различных гидрометеорологических условиях;
управление судном при швартовке, постановке/снятии с якоря, швартовке и отшвартовке, маневрировании с буксирами и без них и при чрезвычайных ситуациях;
характерные обстоятельства и причины происшествий с судами в районе лоцманской проводки судов;
использование и ограничения различных типов буксиров;
безопасные процедуры посадки и высадки морского лоцмана;
английский язык в объеме, необходимом для осуществления лоцманской деятельности, не ниже знания «Стандартных фраз ИМО для общения на море»1);
Морской лоцман должен уметь:
применять свои профессиональные знания и опыт при осуществлении лоцманской проводки судна на практике (давать советы и рекомендации в процессе управления судном при его движении, маневрировании и производстве швартовных операций в целях обеспечения безопасности плавания судов, предотвращения происшествий с судами и защиты морской среды);
свободно ориентироваться на местности и в навигационной обстановке по пути следования судна в районе лоцманской проводки судов в различное время суток и при различных погодных условиях;
использовать искусственные и естественные навигационные ориентиры при определении и контроле за местоположением судна;
применять аналитические, графические, инструментальные и глазомерные методы определения и контроля за местоположением судна;
определять элементы движения встречных судов и решать задачи по безопасному расхождению с ними;
учитывать влияние гидрометеорологических и гидродинамических факторов, влияющих на судно при его движении и стоянке;
пользоваться судовыми и индивидуальными техническими средствами навигации, сигнализации и связи;
взаимодействовать с оператором СУДС при осуществлении лоцманской проводки судов;
давать рекомендации капитану обслуживаемого судна по работе с буксирами при осуществлении всех видов буксировочных и швартовных операций, применяемых в районе лоцманской проводки судов;
использовать русский и (или) английский язык в процессе общения с капитаном судна, лоцманскую проводку которого осуществляет, и другими участниками обеспечения плавания судов в районе лоцманской проводки судов, а в случае разногласий или непонимания – «Стандартные фразы ИМО для общения на море»;
оказывать первую медицинскую помощь и использовать способы личного выживания в соответствии с правилом VI/1 Конвенции ПДНВ.
Кандидат в морские лоцманы должен:
удовлетворять требованиям, указанным в пунктах 3, 4, 5, 6 настоящего Положения, за исключением требований о наличии у него действующих лоцманского удостоверения и трудового договора с лоцманской организацией на выполнение трудовых обязанностей морского лоцмана;
иметь действующий диплом о присвоении квалификации не ниже старшего помощника капитана;
иметь общий стаж работы не менее трех лет в должности капитана или старшего помощника капитана на морских судах валовой вместимостью 500 и более, подтвержденный справками о плавании;
иметь справку о прохождении стажировки в качестве ученика (стажера) лоцмана в соответствии с пунктом 28 настоящего Положения с указанием района лоцманской проводки судов, размеров и типов проводимых судов.
Морской лоцман обязан:
совершенствовать свои знания и опыт, необходимые для успешной профессиональной деятельности;
не реже одного раза в пять лет проходить подтверждение/повышение квалификации и аттестацию;
ежегодно проходить медицинские обследования для подтверждения соответствия состояния здоровья для работы морским лоцманом и получения заключения медицинской комиссии в соответствии с подпунктом 3.8 пункта 3 настоящего Положения;
соблюдать установленный режим труда и отдыха в целях обеспечения физической и психологической готовности к осуществлению надлежащей лоцманской проводки судна на всем ее протяжении;
при осуществлении лоцманской проводки иметь при себе лоцманское удостоверение, лоцманскую квитанцию, а для проводки судов, совершающих международные рейсы, – паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
во время посадки на судно и высадки с судна использовать индивидуальные спасательные средства.
Для осуществления лоцманских проводок судов лоцманская организация должна обеспечить морского лоцмана следующим материально-техническим снабжением и оснащением:
средства доставки морского лоцмана с берега на судно, обеспечивающие безопасную посадку и безопасную высадку морского лоцмана с судна, находящиеся в исправном состоянии и обладающие необходимыми техническими характеристиками исходя из протяженности района лоцманской проводки судов, продолжительности лоцманской проводки судов, интенсивности судоходства, гидрометеорологических и других особенностей района лоцманской проводки судов (лоцманский катер, буксир, вертолет);
автомобильный транспорт, функционирующий в круглосуточном режиме;
необходимые средства связи с судами, службами морского порта и СУДС;
индивидуальную систему позиционирования и идентификации судов, сопряженную с информационной базой СУДС и портовых служб;
помещения для работы и отдыха морских лоцманов, соответствующие санитарным нормам и оборудованные телефонной связью и необходимой оргтехникой;
помещение и оборудование для проведения технической учебы морских лоцманов;
помещение, имеющее оборудование для хранения и подогрева пищи;
морские навигационные карты и пособия на район лоцманской проводки судов, откорректированные по последним «Извещениям мореплавателям»;
навигационная, гидрометеорологическая и гидрологическая информация по району лоцманской проводки судов;
нормативные правовые акты, регулирующие лоцманскую деятельность в Российской Федерации, в электронном виде или на бумажных носителях;
спецодежду в соответствии с климатическими условиями района лоцманской проводки судов;
индивидуальные спасательные средства и средства индивидуальной связи одобренного типа;
медицинские средства оказания первой помощи в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 5 марта 2011 г. № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам»1).
|