Содержание основной образовательной программы
Наименование раздела
| стр.
| I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ основной образовательной программы
|
| 1. Пояснительная записка
| 4
| 1.1. Общие положения
| 5
| 1.2. Цели и задачи реализации основной образовательной программы
| 6
| 1.3. Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы
| 7
| 1.4. Значимые для реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста в МКДОУ
| 9
| 1.4.1. Характеристики особенностей развития детей раннего и
дошкольного возраста
| 10
| 1.5. Планируемые результаты освоения основной части Программы и части формируемой участниками образовательных отношений
| 22
| 1.5.1. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте.
| 22
| 1.5.2. Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте.
| 23
| 1.5.3.Система оценки результатов освоения программы
| 25
| II. Содержательный раздел основной образовательной программы
| 26
| 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в основной части Программы и части формируемой участниками образовательных отношений
| -
| 2.1.1 Образовательная область «Социально коммуникативное развитие»
| -
| Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности
| 27
| Патриотическое воспитание.
| 29
| Формирование основ безопасности жизнедеятельности
| 31
| Развитие трудовой деятельности.
| 32
| Формы работы с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
| 35
| Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (формируемая часть)
| 41
| 2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
| 42
| Развитие элементарных математических представлений
| 43
| Ребенок и мир природы
| 44
| Приобщение к социокультурным ценностям.
| 45
| Развитие познавательно-исследовательской деятельности
| 46
| Содержание образовательной области «Познавательное развитие» (формируемая часть)
| 52
| 2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»
| 54
| Развитие речи
| 55
| Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей с художественной литературой
| 63
| 2.1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие
| 68
| Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (формируемая часть)
| 77
| 2.1.5. Образовательная область « Физическое развитие»
| 78
| Здоровьесберегающие технологии
| 81
| 2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
| 85
| 2.2.1. Парциальные программы, в части формируемой участниками образовательного процесса
| -
| 2.2.2 Технологии личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми
| 88
| 2.2.3. Технологии проектной деятельности
| 90
| 2.2.4. Технологии исследовательской деятельности
| 91
| 2.2.5. Информационно - коммуникативные технологии
| 94
| 2.3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
| 94
| 2.3.1. Особенности образовательной деятельности разных видов
| -
| 2.3.2. Культурные практики
| 97
| 2.3.3. Региональный компонент
| 98
| 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
| 108
| 2.5.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
| 110
| 2.6. Коррекционная и инклюзивная педагогика.
| 121
| III. Организационный раздел Программы
| 138
| 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
| -
| 3.2. Предметно-пространственная среда помещений и групповых комнат МКДОУ «Михайловский детский сад №4»
| 139
| 3.3. Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой или иными информационными ресурсами и материально-техническим оснащением
| 144
| 3.4. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
| 153
| 3.5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
| 165
| 3.6. Модель организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду на день
| 170
| IV. Дополнительный раздел Программы
|
| 4.1. Тематическое планирование по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева О.Л., Маханева М.Д. (формируемая часть)
|
176
| 4.2. Педагогический мониторинг и педагогическая диагностика.
| 190
|
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
основной образовательной программы 1. Пояснительная записка. Под образовательной программой педагогический коллектив МКДОУ «Михайловский детский сад №4» Михайловского района Алтайского края понимает нормативный документ, определяющий стратегические приоритеты, содержательные организационные и методические аспекты образовательного процесса. Данное видение основывается на Законе «Об образовании (ст. 14 п.5), на нормативно-управленческих документах регионального и районного управлений образования.
Образовательная программа является внутренним стандартом содержания образования для дошкольного образовательного учреждения, так как в соответствии с законом «Об образовании» МКДОУ «Михайловский детский сад №4» Михайловского района Алтайского края на основании существующих образовательных стандартов самостоятельно выбирает программы воспитания и развития детей и формирует целостный пакет таких программ, составляющих ядро образовательной программы.
Исходя из этого, образовательная программа является проектом, интегрирующим и координирующим деятельность педагогического коллектива, и основанием для мониторинга и анализа качества образовательного процесса. Кроме того, программа способствует обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества получаемых услуг.
Данная программа разрабатывалась всем педагогическим коллективом с учётом следующих принципов проектирования управленческих и педагогических документов:
принцип актуальности разработки программы предполагает её
ориентацию на наиболее злободневные образовательные потребности детей, родителей, общественных и государственных институтов.
Принцип прогностичности предусматривает способность образовательной программы соответствовать возможным изменениям образовательного запроса к детскому саду.
Очевидно, что образовательная программа призвана не только удовлетворять сегодняшний образовательный запрос, но и формировать педагогически целесообразные и социально значимые потребности у родителей.
Программа должна предельно ясно излагать содержания образования, исключать возможность разнотолков, но в то же время оставлять простор для творческого и гибкого развития содержания образования.
Принцип реалистичности предполагает соответствие программы не только потребностям родителей и возможностям, интересам, склонностям детей, но и менталитету, профессиональному уровню педагогического коллектива, реальным материальным и финансовым ресурсам МКДОУ «Михайловский детский сад №4» Михайловского района Алтайского края.
Принцип контролируемости ориентировал педагогический коллектив на разработку программы, позволяющей отслеживать промежуточные и итоговые результаты образовательного процесса.
Принцип системности предполагает целостность программы, гармонизацию стратегических приоритетов МКДОУ «Михайловский детский сад №4» Михайловского района Алтайского края, образовательных программ групп и материально-технических, медико-социальных условий пребывания детей.
Педагогический коллектив и руководители МКДОУ «Михайловский детский сад №4» Михайловского района Алтайского края считают, что образовательная программа является основным проектом образовательного процесса, на эффективную реализацию которого направлены интегрированные усилия и воспитателей, и специалистов, и медицинских работников, и управленцев.
Общие положения
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Михайловский детский сад №4» Михайловского района Алтайского края (далее Учреждение) является муниципальной дошкольной образовательной организацией, созданной в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочий органов местного самоуправления Михайловского района Алтайского края в сфере образования.
Основной целью образовательной деятельности Учреждения является реализация образовательных программ дошкольного образования.
Образовательная программа дошкольного образования разработана Учреждением в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а так же с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников.
Муниципальное учреждение в своей деятельности руководствуется:
- Конституцией Российской Федерации; Гражданским кодексом; Бюджетным кодексом; Налоговым кодексом, Трудовым кодексом, Законом Российской Федерации «Об образовании» ФЗ № 273 от 29.12.2012, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования № 1155 от 17.11 2013;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15.05.2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
- Другими федеральными законами; указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ, иными федеральными нормативными актами,
- нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Алтайского края, правовыми актами органов местного самоуправления Михайловского района Алтайского края;
- а также уставом учреждения, договором о взаимоотношениях с Учредителем, договором между учреждением и родителем (законным представителем) воспитанника и другими локальными актами учреждения.
Муниципальное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научно-методической, финансовой и хозяйственной деятельности в пределах, определенных действующим законодательством и Уставом учреждения.
Предметно развивающая среда нашего учреждения соответствует требованиям СанПиНа, требованиям охраны труда, пожарной безопасности, требованиям реализуемой программы.
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается нами как нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в нашем дошкольном образовательном учреждении. Она является внутренним (для нашего учреждения) образовательным стандартом, обусловленным государственными целями развития образования, логикой развития самого образовательного учреждения, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков — родителей. В ней обосновывается содержание воспитательно-образовательного процесса, выбора общеобразовательной программы и.т.д. Она позволяет увидеть перспективы развития учреждения; оценить свои сильные и слабые стороны; более осознанно и целенаправленно управлять образовательным учреждением. Однако мы не рассматриваем программу как нечто незыблемое и не подлежащее изменению, наоборот это документ, который постоянно находится в работе у коллектива с целью его совершенствования в соответствии с требованиями быстро изменяющейся действительности.
Программа может корректироваться в связи с изменениями:
- нормативно-правовой базы МКДОУ,
- образовательного запроса родителей,
- видовой структуры групп. 1.2. Цели и задачи реализации основной образовательной программы МКДОУ «Михайловский детский сад №4» Михайловского района Алтайского края Цель и задачи деятельности МКДОУ по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом МКДОУ «Михайловский детский сад №4» Михайловского района Алтайского края, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой., развитием дошкольников с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей. Цель деятельности МКДОУпо реализации Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
|