Скачать 1.23 Mb.
|
УРОКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ Сборник методических материалов Пермь 2005 Уроки толерантности: Сборник методических материалов /под ред. А.Б.Суслова, Д.П. Поносова, П.В. Микова/ Пермь, 2005. С. Авторы-составители: Камакаева Л.И. (введение-2, уроки 1-3, 1-4, 1-6) Миков П.В. (уроки 1-5, 2-2, итоговое занятие) Поносов Д.П. (введение-3, уроки 1-1, 1-2, 1-3, 1-8, 2-3, 2-5) Русакова Н.А. (введение-3, уроки 2-3, 2-5) Сирина И.М. (введение-1, уроки 1-7, 2-4, приложение) Сухих А.Ю. (урок 2-1) В сборнике методических материалов представлены разработки занятий по курсу «Уроки толерантности» для учащихся старших классов школ, гимназий и лицеев. Курс нацелен на формирование основ толерантного поведения. Занятия представленного в пособии курса могут проводиться как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Сборник дополняет серию методических и справочных изданий пермского Центра гражданского образования и прав человека. Издание осуществляется в рамках проекта «Уроки толерантности» областного Конкурса образовательных грантов. Центр гражданского образования и прав человека, 2005. ОТ АВТОРОВ Одной из основных характеристик личности человека является «картина мира». В нее входят многие психологические компоненты: рациональные знания, чувства, воля поступать определенным образом, готовность внимательно рассматривать ту или иную информацию. «Картина мира» - основа мировоззрения человека. Для некоторых людей в этой картине мира преобладающее значение может иметь фактор опасности, угрозы. Любой человек при взаимодействии с окружающим его миром имеет свои внутренние страхи, причины для агрессии. Если человек начинает в первую очередь руководствоваться ими, то это ведет к формированию негативных эмоций, разрушающих человека и общество вокруг него. В этой ситуации возникает негативизм, который проявляется по поводу и без повода. С другой стороны, если человек умеет контролировать свои страхи, сдерживать агрессию и направлять энергию не в разрушающее, а в созидающее русло, то у человека формируется положительное отношение к миру, доверие к окружающим. Способность личности воспринимать без агрессии мнения, отличающиеся от собственных, а также особенности поведения и внешности других людей получило название толерантность. Взаимообратимым понятием толерантности является интолерантность: чем более личность толерантна, тем менее она интолерантна и наоборот. В системе отношений человека и окружающего мира толерантность и интолерантность играют роль базисных. Актуальность проблемы утверждения идеалов толерантности в нашем обществе сегодня не вызывает сомнений. Сложности общественного развития во многом обусловлены отсутствием развитого правового, демократического сознания. Ценности толерантности являются краеугольным камнем этого сознания. Поэтому дальнейшее движение общества по пути демократии и свободы невозможно без создания системы, которая воспитывала бы ценности толерантности среди подрастающего поколения. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны. Конфликт в этих условиях становится точкой отсчета для улучшения дальнейшей жизни и роста личности, а не основой для вражды с этим миром. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле. Осознание этих идей приводит к принятию Декларации принципов толерантности на Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1995 году. В Российской Федерации в августе 2001 года была утверждена Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе». Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. Однако, благодаря усилиям ЮНЕСКО, в последние десятилетия понятие толерантности становятся общепризнанным во всем мире. В основе этого понятия лежит признание каждого человека как высшей ценности. Толерантность основана на признании всего человечества единым целым, на уверенности в универсальности прав человека. Она состоит в уважении этих прав и в воздержании от необоснованной агрессии против человека, народа, страны. В условиях глобальных мировых конфликтов XXI в., когда важнее всего становится не межгосударственные конфликты, а конфликты между культурами и внутри разных культур, воспитание толерантности должно стать одной из важнейших составляющих образования. Необходимо целенаправленно формировать определенную модель взаимоотношения личности с другими людьми, с государством, с другими культурами, основанную на принципах толерантности. Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток активно включается во взрослую жизнь, ищет в ней свое место. Направленность формирования его личности зависит от того, как он будет относиться к миру, себе и другим в этом мире. Поэтому именно для учащихся старшего школьного возраста особо актуальными становятся обществоведческие курсы, в которых поднимаются вопросы саморазвития, взаимоотношений личности и общества. Именно поэтому курс «Уроки толерантности» ориентирован для учащихся старших классов. Он может использоваться в предпрофильной и профильной школе, т.к. в нем поднимаются многие философские, психологические и обществоведческие проблемы. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года довольно четко определены цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ключевых компетентностей» Под компетенциями в Концепции понимается готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Из основной цели формирования основных компетенций важнейшей задачей воспитания подчеркивается «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности и толерантности, способности к успешной социализации». Исходя из этих целей и задач, построена программа курса «Уроки толерантности». Изучение этого курса относится не столько к усвоению учениками нормативно-правовых вопросов, сколько к созданию условий для формирования у них гражданской компетентности и общегуманитарного мировоззрения. Курс «Уроки толерантности» может быть востребован в самой широкой среде педагогов. Наиболее полно он может быть использован в качестве факультатива или профильного курса в рамках предметной области «обществознание». Отдельные занятия могут неплохо вписаться в курс обществознания. Некоторые упражнения, представленные в методическом пособии, можно применять как вспомогательные для решения задач при проведении уроков по целому ряду дисциплин. Кроме учителей-обществоведов занятия данного курса могут заинтересовать психологов, классных руководителей, социальных педагогов и всех специалистов, занимающихся проблемами формирования гуманистических ценностей у подрастающего поколения. Нам представляется, что любой педагог, так или иначе связанный с воспитанием детей, с формированием детского коллектива, сможет найти применение представленных в книге методическим разработкам. Курс разработан методистами пермского Центра гражданского образования и прав человека. Некоторые занятия составлены на основе методик, созданных нашими коллегами; в таких случаях имеются указания на соответствующие издания. Уверены, когда мы признаем, что все мы разные, имеем на это право и должны быть разными, что все мы живем вместе и созданы для того, чтобы жить в мире, отношения между людьми разных культур будут терпимыми. Люди будут принимать людей такими, какие они есть, и видеть в них хорошее, которым обогащать себя самого, а взамен отдавать самое лучшее, что есть в нас самих. Если, прочитав введение, вы согласились с нами и решили, что формировать общество свободных толерантных людей необходимо, то в добрый путь! Мы будем рады, если наша книга сумеет вам чем-то помочь. Ваши авторы ПРОГРАММА КУРСА «УРОКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ» |
Библиотека в школе: сборник методических материалов и нормативных документов/ сост. Л. П. Кармановская. – Хабаровск: хк иппк пк,... | Формы организации образовательного процесса: традиционные уроки, уроки-викторины, уроки-игры, уроки совершенствования речевых навыков,... | ||
Сборник методических материалов по безопасности дорожного движения: сборник / сост. Н. А. Горохова, О. А. Коновалова, Е. В. Лежнина,... | Методических материалов по планированию работы и ведению делопроизводства в Советах территориального общественного самоуправления... | ||
Перечень методических материалов и методик компьютерной психодиагностики, включенных в сборник «Корпоративный психолог таможенного... | Альбом унифицированных форм первичной учетной документации. – М.: Нипистатинформ Госкомстата России, 1998 | ||
Составитель: Евстигнеева Марина Евгеньевна, главный специалист отдела инновационной педагогической практики гоу тоиуу | Составитель: Пинская М. А., ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы ниу вшэ, к п н | ||
Сборник методических материалов подготовлен коллективом авторов в составе: Савин Г. И. (руководитель коллектива), Кисина Т. С., Орлова... | Сборник методических материалов подготовлен коллективом авторов в составе: Лебедева Т. С., Тимофеева С. Н., Румянцева Л. Л., Савин... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |