Скачать 454.65 Kb.
|
Корчагина Ирина Николаевна, заместитель директора по УМР МАОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи» г.Хабаровска Организация образовательного процесса в объединении Аспекты подготовки и проведенияучебных занятий Содержание
Введение.Данный сборник содержит материалы, которые помогут как начинающим, так и опытным педагогам в планировании, организации и проведении учебного занятия кружка. Для построения занятия необходимо наличие взаимосвязи преподавания и учения с содержанием образования, воздействующего на эмоциональную сферу, формирующего эмоционально-ценностные ориентации школьников. Определяя в содержании материала занятия знания, способы деятельности, элементы, формирующие эмоциональные переживания, педагог тем самым планирует предполагаемые результаты обучения, воспитания и развития, четко выделяет цели занятия. Известно, что любые новые знания становятся достоянием воспитанника не в том неизменном виде, в котором они были заданы, а активно преобразуются им. Всех детей в группе педагог учит одинаково, но все они усваивают учебный материал по-разному. Поэтому необходима специальная работа на занятии для того, чтобы у каждого ученика сложились и закрепились не любые, а именно рациональные способы учебной работы. Известно, что знания, оторванные от собственного опыта усваиваются формально, т. е. без активной внутренней переработки учебного материала. По данным психологических исследований, субъективный опыт ребенка может оказывать и положительное, и отрицательное влияние на усвоение учебного материала. Именно поэтому требуется создание условий для правильного осмысления и обобщения им собственного опыта. Таким образом, планируя занятие, педагог должен ориентироваться на то, что ребенок знает и умеет, как он овладел этими знаниями и умениями, как они изменяются в процессе обучения, т. е. педагог должен владеть информацией не только о результативной, но и о процессуальной сторонах учебной работы школьника, его умениях учиться. Особенности современного учебного занятия
Основные задачи учебного занятия кружка • развитие познавательных интересов учащихся; • развитие интеллектуальных способностей; • обучение самообразованию; • овладение методами и приемами самостоятельной работы; • обучение методам научной, исследовательской, экспериментальной работы; • развитие изобретательских и конструкторских способностей; • развитие творческих способностей; • овладение практическими умениями и навыками; • формирование умений работать в коллективе, выполнять коллективные работы (задания); • содействие в профессиональном самоопределении учащихся; • формирование умения передавать свои знания другим; • выявление уровня знаний и умений учащихся. План и конспект учебного занятия Подготовка к учебному занятию — не формализм, а трудоемкая, порой филигранная работа, выверяющая и уточняющая задуманное, требующая инициативы и вдохновения. Письменный план или конспект занятия углубляет его замысел, уточняет разработку, укладывает задуманное во времени, буквально в минутах, отсекая все лишнее, малозначительное. Письменный план нужен, быть может, не столько на самом занятии (порой он так врезается в сознание педагога, что не возникает необходимость заглядывать в конспект), сколько до занятия — для того, чтобы состоялось именно такое занятие, какое было задумано. Письменная подготовка дает возможность руководителю кружка на самом занятии легко и гибко оперировать временем, не тратить его на подыскивание нужных слов и выражений, примеров и аргументов. Следовательно, письменное оформление занятия не убивает творчество, а высвобождает время, память, силы педагога, позволяет быть более внимательным к детям, более зорким, если угодно, более находчивым, дает возможность углублять объяснение, улавливать сложившуюся ситуацию и действовать соответственно ей, обеспечивает педагогическую импровизацию, экспромт. Опыт подтверждает целесообразность поурочно-тематического планирования, т. е. разработки планов сразу на несколько занятий вперед (по теме или подтеме). Это дает педагогу возможность разнообразить типы занятий, предусматривать целесообразные виды учебной деятельности школьников на протяжении изучения всей темы (раздела), проведение практических и контрольных работ, повторения, экскурсий. План занятия является рабочим документом педагога, и нельзя требовать от него составления плана по единой схеме с обязательным включением всех обязательных элементов. Опытные педагоги, имеющие конспекты или разработки занятий, составленные в предыдущие годы, могут пользоваться ими, внося дополнения и коррективы. План занятия педагога — его творческая лаборатория, при подготовке такого плана педагог прежде всего учитывает конкретные условия работы, максимально использует свои творческие возможности, свой опыт и опыт своих коллег. Конечно, бывают обстоятельства, когда в ходе занятия нужно что-то изменить, внести коррективы в задуманное. Но именно для того, чтобы не упустить намеченное и достигнуть поставленной цели, нужен написанный план занятия. Иное дело — какой должна быть письменная подготовка занятия, что нужно фиксировать. Очевидна необходимость четкой формулировки цели: только отчетливое знание педагогом того, чего он хочет добиться на данном занятии, обеспечивает структуру всего занятия и конструкцию его отдельных этапов. Цель занятия не должна носить обтекаемый характер: изучить то-то, рассказать то-то, а быть конкретной, диагностичной, реалистической. Кроме сообщения знаний и привития навыков, в цель занятия должны входить и органически связанные с ней задачи воспитания и развития. Вот почему, готовясь к занятию, педагог должен отдавать ясный отчет в том, к осознанию каких идей он будет подводить учащихся на материале данного занятия, каких микросдвигов в развитии внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения, эмоций, воли он будет добиваться у своих учеников. Цель занятия предполагает результат, который должен быть достигнут совместной деятельностью воспитанников и педагога. Правила постановки цели урока Правило 1.Каждый урок должен быть направлен на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить Правило 2.В формулировке цели использовать глаголы, определяющие личностно-ориентированную деятельность педагога: 1.Обучающие цели (процесс и результаты овладения знаниями, умениями, навыками, основами мировоззрения): Обеспечить:
2. Воспитывающие цели (процесс и результаты воспитания личности) Способствовать:
3. Развивающие цели (процесс становления и развития личности) Содействовать:
Правило 3.Учитывать конкретные условия обучения, на основе общих целей формулировать конкретные задачи. Правило 4.Даже самая совершенная система целей мало поможет, если не предусмотреть пути ее достижения через задачи.Структура задачи состоит из 2 частей:1 часть – процесс;2 часть – способы (методы, приемы) осуществления процесса Задача = цель + условия Правило 5.Для достижения цели на каждом этапе урока планируются дидактические задачи. Правило 6.Согласуйте цели собственной деятельности с целями деятельности учеников. Показывайте личностную, социальную, общественную значимость изучаемого. Фундаментом здесь станет внутренний мотив ученика: «Я хочу! Я могу!» Правило 7.Осуществляйте анализ оценки и самооценки педагогических умений в области целеполагания. Помните, что это системообразующий компонент урока Правило 8. Планируйте перспективные и актуальные цели урока на основе государственных целей, целей учебного предмета Правило 9. При наличии целей учащийся становиться субъектом своей деятельности. Типичные ошибки в постановке педагогических целей 1. Ошибка разведения обучающей, воспитывающей и развивающей целей урока 2. Отрыв целей от смысла предполагаемой деятельности 3. Отсутствие целей «творческого типа», целей, направленных на речевые действия, целей в сфере межличностного взаимодействия 4. В формулировке целей не включаются глаголы, отражающие деятельность учителя и деятельность учащихся 5. Отсутствие ожидаемого результата обучения 6. Отсутствие конкретности методов, приемов для реализации целей 7. Не учитывается уровень усвоения знаний, целей. Педагог может письменно фиксировать не только то, что изучается, но и то, какими педагогическими средствами и методическими приемами осуществляется это изучение. Отсюда ясно, что надо не пресловутые «организационный момент» или «подачу нового материала», а каждый макроэлемент и его внутренние микроэлементы, при помощи которых решаются конкретные дидактические задачи. Значит, описывать те педагогические действия педагога, которые определяют учебно-познавательную и воспитательную, развивающую деятельность. Не может быть, следовательно, установки на стабильное количество этапов занятия. Их столько, сколько видов работы наметил педагог, исходя из педагогически целесообразной организации занятия. Что же такое план и конспект занятия? План — это письменная формулировка основных этапов занятия, формулировка тематики опроса, вопросов беседы, для закрепления изучаемого материала, перечень задач, упражнений, фиксация основных положений рассказа или лекции педагога. Конспект занятия — подробное описание всего хода занятия с формулировками вопросов к учащимся; это описание наглядных пособий и методики их использования; это полный конспект излагаемого руководителем кружка материала. Короче, конспект занятия — это его сценарий. Мы выписываем из содержания занятия название этапа и раскрываем, как он будет осуществляться. Если намечена беседа, то мы формулируем ряд ее последовательных вопросов. Если намечена информация педагога, то мы даем план этой информации, или тезисы, или конспект. Если мы даем ребятам самостоятельное наблюдение, то указываем, каков материал этих наблюдений и порядок его анализа, какова технической аппаратуры, мера и продолжительность использования. Отступления от плана и конспекта возможны, если необходимы. Но чем точнее и продуманнее план, конспект, тем зорче педагог на занятии, тем яснее он видит надобность отступления, тем смелее его осуществляет. Выбор того, что писать — план или конспект, — индивидуальное право каждого педагога. Начинающим руководителям кружков конспект более надежно обеспечивает продуманность, четкость, последовательность, эффективность проведения учебного занятия. Максимальный набор этапов учебного занятия: 1 – организационный: 2 – этап проверки домашнего задания (по необходимости); 3 – этап актуализации личного опыта учащихся; 4 – этап изучения новых знаний и способов деятельности; 5 – этап первичной проверки понимания изученного; 6 – этап закрепления изученного; 7 – этап применения изученного; 8 – этап обобщения и систематизации; 9 – этап контроля и самоконтроля; 10 – этап коррекции; 11 – этап информирования о домашнем задании (по необходимости); 12 – этап подведения итогов учебного занятия; 13 – рефлексия. В живом образовательном процессе несколько этапов могут быть объединены в один. Например, изучение нового материала, его первичное закрепление и проверка понимания. Некоторые этапы имеют место на каждом занятии:
Педагог вправе выбрать удобную для себя модель плана занятия с учетом своих целей, задач, опыта работы. Основными требованиями, предъявляемыми к занятию, а значит, и к плану на каждое занятие, являются следующие :
|
«как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения... | |||
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» г. Оренбурга | «Лингвомарафон» по английскому языку организуется клубом «Лингва» отдела интеллектуального развития Муниципального автономного образовательного... | ||
Проекта. Организаторами проведения городского Конкурса являются отдел администрации г. Славгорода по делам молодежи, мбоу дод «Центр... | |||
Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Кемеровского муниципального... | Костяева Наталья Александровна, методист педагог дополнительного образования мбоудод «Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной... | ||
Международный фестиваль творчества детей и молодежи «Золотые купола» одна из форм проведения массовых мероприятий | Моу дод «Ишеевского Дома детского творчества». Образцы представленной документации соответствуют современным требованиям системы... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |