Скачать 2.7 Mb.
|
Очерки истории мировой культуры (В.А. Головашин) ВВЕДЕНИЕ Данное пособие содержит краткий теоретический курс и ряд очерков по истории мировой культуры, начиная с первобытнообщинного строя и кончая современностью. Термин " культура" взят из латинского языка, означал возделывание, обработку почвы и издавна употреблялся, когда говорили о чем-то сделанном человеком, а не природой. Известный русский философ Н.А. Бердяев считал, что " в наше время нет темы более острой для познания и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации, об их различии и взаимоотношении. Это тема об ожидающей нас судьбе". Все, что относится к культуре, изучают различные науки: история и социология, археология и этнография, не говоря уже о таких науках, как искусствоведение, философия, мораль. Своеобразную культуру несет в себе религия. У каждой из них свой интерес к культуре, и только философию она интересует не в своих частных, эмпирических проявлениях, а в целом, как феномен общественной жизни. Изучение культурологии важно уже хотя бы потому, что многие ее проблемы имеют международный и даже глобальный характер. Мир, в котором мы живем сегодня, далек от совершенства. Судьба человечества, вступившего в третье тысячелетие, не безразлична каждому мыслящему человеку. Культурология в этом смысле - указатель дороги в будущее. Существуют сотни более-менее верных определений феномена культуры. Это свидетельствует о разносторонности подходов к рассмотрению культуры как целого, о многомерности ее проявлений. Но вся множественность содержания этого феномена неразрывно связана с человеком - единственным творцом и носителем всего, что входит в понятие культуры. Иными словами, вся многоуровневая система культуры есть результат деятельности человека, который возделывает ее поле, как пахарь пашню. Изучение этого процесса, именуемого историей развития общества, и есть основное содержание науки " культурология", которая позволяет проследить взаимодействие и взаимное влияние друг на друга культуры и цивилизации, т.е. понять, как духовная сущность первой уживается с материальной сущностью второй. В конечном счете изучение культурологии помогает преодолеть односторонность в развитии индивидуума, в формировании человеческой личности в условиях цивилизованного общества с его наукой и техникой, комфортно удовлетворяющими материальные, но не духовные потребности человека. Культурология - область научного знания, стремящаяся подойти к пониманию культуры с разных сторон ее функционирования. Она дает возможность студенту разобраться не только в сложном взаимодействии духовного и материального аспектов культуры, но и рассматривать культуру как динамический процесс, в ходе которого качественно изменяются состояния различных областей человеческой деятельности. Достижению этой цели служат и таблицы, приведенные в пособии. Наиболее актуальной частью пособия, на наш взгляд, являются очерки по истории культуры нашей страны, представленные во второй части данного учебного пособия "Очерки истории русской культуры". Они раскрывают особенности развития России, позволяют составить более полное представление о характере и содержании так называемой "русской идеи", о которой много писалось в отечественной публицистике. При написании пособия автор сознательно исключил многочисленные ссылки на источники, которые помешали бы студентам полноценно усваивать материал очерков. В пособии используется комплексный подход к изучению тематики культурологии. Каждая тема рассматривается с точек зрения истории культуры, ее философии, социологии, культурной антропологии. Даны тесты для самопроверки и вопросы к зачетам и экзаменам по курсу, приведен краткий словарь распространенных культурологических терминов. К каждому разделу книги дан список литературы, который использовал автор-составитель, а также перечень рекомендуемой литературы, в который включены работы известных философов и культурологов О. Шпенглера, Н. Данилевского, Д. Фрезера, Ф. Ницше, Дж. Тойнби, К. Ясперса и др. КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ Культурология - сравнительно молодая наука. Только за последнее десятилетие она стала обязательной дисциплиной, изучаемой в высшей школе. Само название этой дисциплины говорит о предмете ее интереса - это так называемый феномен культуры. Первоначально, где-то с середины XVIII в. термин "культура" понимался, с одной стороны, как целенаправленное воздействие человека на природу, а с другой - как воспитание и обучение самого человека. Тогда же стали делить культуру на материальную и духовную: первая - продукт материальной деятельности в различных областях промышленного производства, а вторая - результат духовной деятельности человека. Это различные виды искусства, философия, этика, право, политика, религия и прочие нематериальные результаты деятельности человека. Подчеркивая разницу между материальными и духовными ценностями, надо помнить, что в этом разграничении есть рациональное зерно, но его нельзя абсолютизировать. Здесь всегда надо помнить об относительности границ материальной и духовной культур. Возможно даже, что точнее говорить о материальных и духовных сторонах единого феномена культуры. В самом деле, автомобиль материален, но он был бы только сопряжением металлических частей, если бы в нем не были воплощены мысль конструктора, таланты дизайнера, навыки рабочих, изготовивших его. Сегодня существует великое множество частных определений культуры: их число перевалило за пятьсот. Специалисты по теории культуры группируют основные определения ее следующим образом: 1. Описательные - восходящие в своей основе к концепции основоположника культурной антропологии Э. Тейлора. Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Она, как сокровищница всего созданного людьми, включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычаи, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками. 2. Исторические - подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению: орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования. 3. Нормативные - акцентирующие значение принятых правил и норм. Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением. 4. Ценностные: культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения. 5. Психологические - исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям, и складывается она из всех результатов такого приспособления 6. Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства. 7. Структурные - выделяющие важность моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры. 8. Идеологические: культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с помощью слов или подражаний. 9. Символические: культура - это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого. Каждая из перечисленных групп определений охватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом как сложный общественный феномен она ускользает от определения. Действительно, культура является результатом поведения людей и деятельности общества. Она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах и передается отличными от биологической наследственности механизмами. Она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами. Здесь надо пояснить, что принято считать культурными ценностями. Это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основы нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму, капиталу и т. д.). И каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является. Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они утверждают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми. Кроме ценностей в культуре усматриваются такие ее элементы, как понятия или концепты, отношения и правила. Понятия содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить все, что составляет опыт деятельности людей. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи предметов и явлений. Каждая из культур формирует свои определенные представления об этих взаимосвязях как в сфере реального, так и сверхъестественного. Эти отношения и составляют главные отличия культур. Одним из составляющих элементов культуры являются правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями данной культуры. Культура существует в обществе с тех пор и до того времени, пока она непрерывно воспроизводится в своих различных проявлениях, материальных и духовных. Различным историческим этапам развития человечества свойственны определенные типы общественного воспроизводства. В условиях первобытнообщинного строя существовал один тип воспроизводства. В рабовладельческом и феодальном обществах существовали свои типы воспроизводства. При господстве домашнего производства и аграрного труда воспроизводство культуры нацелено на максимальную адаптацию к природным ритмам, к чередованию времен года и погодных условий. Окружающая среда долгое время представлялась человеку как заранее заданная внешними, не зависящими от него силами. Человек не помышлял об изменении не им, а Богом созданной окружающей среды вплоть до начала эпохи капитализма. В культурах, сложившихся до этой эпохи, имеет место так называемое простое воспроизводство хорошо известного, ранее созданного. Деятельность человека этих культур мыслится и является как бы результатом действий не отдельных индивидов, а вне человеческих сил. Наглядное представление о культуре простого воспроизводства дает нам весь древнегреческий эпос. Особенно ярко эта культура проявляется в замечательных творениях Гомера - "Илиаде" и "Одиссее". Герои этих произведений действуют согласно прихоти богов, восседающих на Олимпе и считающих своим долгом постоянно вмешиваться в события, происходящие на земле. Между людьми и богами еще нет непроходимой пропасти, они даже находятся иногда в родственных отношениях, как, например, Ахилл, Геракл и другие. Интересно, что при таком многобожии нет ни малейшего представления о черте - верховном владыке сил зла. Мерилом всех ценностей в античном мире являлся человек. Совершенно другую этику видим мы в культуре средневековья и, по большей части, в эпоху Возрождения. Здесь Бог целиком и полностью отстранен от человека. "Пути Господни неисповедимы", - утверждает средневековая поговорка, смысл ее активно поддерживается до сих пор церковью. Человек всего лишь игрушка в руках Бога или черта. Таков смысл не только верований, но и действий человека в воспроизводстве культурных ценностей. Жить по божеским правилам и установлениям - первейшая обязанность человека средневековья. Но вместе с тем в эпоху Возрождения начинается новый этап осмысления культуры. Гордость человека и самоутверждение собственной силы и таланта становятся отличительными качествами гражданина этой эпохи. Вот почему в данный период истории особый смысл приобретает фигура художника, творца, создателя материальных и духовных ценностей. Ценностная система Возрождения ориентируется, в первую очередь, на творения рук, ума, гения человека. При этом он не просто удовлетворяет свои частные интересы, а творит мир, красоту, творит самого себя. Идея культуры (а значит, и толкование самого термина "культура") обретает новый смысл - человеческое, гуманистическое измерение становится главным. Культура в понимании выдающихся представителей Возрождения - это не только преобразованная человеком природа, но и преобразование самого человека. Здесь мы видим созвучие и возрождение античных принципов. В трудах просветителей - Вольтера, Гельвеция, Кондорсе, Тюрго и других - находим еще одну модель культуры. Смысл термина "культура" сводится ими к некоему культурно-историческому процессу и развитию разума. В их понимании цель культуры, соответствующая высшему назначению разума, - сделать всех людей счастливыми, живущими в гармонии с запросами естественной природы. Пожалуй, именно просветители впервые стали рассматривать культуру как связующий элемент истории, как некую "эстафету поколений". Культура становится соразмерна процессу исторического развития человеческого общества. Эта мысль для многих философов того времени и последующих веков становится стержневой. Сущность культуры они осмысливают в контексте единого, непрерывно развивающегося целого, закономерно проходящего определенные, вполне необходимые ступени. Для немецкой классической философии рассмотрение процесса развития культуры было неразрывно связано с нравственностью и личной свободой человека. Так, И. Кант в своих трудах доказывал, что нравственные поступки может совершать только свободный человек. Но если человек как сознательноморальное существо с уважением относится к себе, то с таким же уважением он должен относиться и к другим людям: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Если И. Кант изучал преимущественно нравственные аспекты культуры, то Ф. Шиллер - эстетические. Г. Гегель сосредоточил свое внимание на исследовании разума, который он возвел в ранг фундаментальной силы исторического процесса, толкуемого как процесс развития культуры. Фундаментальные идеи развития культуры содержатся в трудах философов различных эпох. Значительное влияние на кристаллизацию научных представлений о культуре оказали работы Н. Данилевского, Ф. Ницше, О. Шпенглера, П. Сорокина. Развитие человечества, почти повсеместный переход к условиям капиталистического производства, распространение атеизма породили новый тип воспроизводства, отличительной чертой которого стала интенсивность и поиск новаций. Культуре этого периода свойственно совершенствование и переосмысление всего ранее созданного. Интенсивный тип воспроизводства культуры (к нему, несомненно, относится вся наша современная культура экономически и духовно наиболее развитых стран) требует от каждого человека способность сконцентрировать все ранее произведенные ценности культуры, осмысленно преобразовать их, постоянно углублять сложившиеся понятия, формировать на их основе новые идеи, новые культурные ценности и инновации. Интенсивный тип воспроизводства характерен для качественно иного типа культуры, нацеленной на самосовершенствование человека и общества. Но при этом необходимо помнить, что наряду с интенсивным типом воспроизводства, в основном в последние два столетия, проявил себя и деструктивный тип воспроизводства, при котором создаются и воспроизводятся негативные материальные и духовные объекты деятельности человека. Деструктивное воспроизводство свидетельствует об упадке культуры в отдельных прослойках общества, неспособности и нежелании преодолевать внутренние и внешние противоречия, возникающие в нем, удерживать на необходимом уровне эффективность производства и воспроизводства. Такие деструктивные процессы, как правило, порождают конфликты в обществе вплоть до развязывания войн. При этом уничтожаются или значительно деформируются не только культурные ценности, но и экономические и социальные условия жизни людей, нарушаются традиционные нормы, обычаи, ценностные представления, резко изменяется образ и стиль жизни общества. Не станем брать на себя миссию оценочного определения социальных преимуществ и достоинств произошедшего у нас в стране коренного изменения общественного строя, скажем лишь, что возвращение от социализма к капитализму, создание буржуазных систем власти, ведения хозяйства и законности определились отношением общества к личной и частной собственности. Таким образом, итожа сказанное выше о культуре, можно составить хотя бы приблизительное и довольно общее представление о ней. Культура - это аккумулятор и транслятор исторического опыта, постоянное осознанное движение общественной практики, воспроизводство и создание новых культурных ценностей. Однако при этом нельзя забывать о постоянной угрозе существующим и вновь создаваемым культурным ценностям со стороны деструктивных, а проще говоря, антикультурных сил. Нельзя забывать также, что культурное есть нечто природное, только продолженное и переработанное в ходе человеческой деятельности. Иначе начнется процесс уничтожения природы, который неизменно приведет к умиранию культуры в условиях глобальной экологической катастрофы. Целенаправленная культурная деятельность человечества будущего должна представлять собой образец синтеза гуманитарных и естественнонаучных знаний, позволяющих рассматривать наш земной шар как космический корабль, управляемый единым человеческим разумом. Сохранение всех функций жизнедеятельности на этом корабле - первейшая и наиважнейшая обязанность всего человечества и каждого индивидуума. Отсюда следует, что человечество не может позволить себе продвигаться вперед, не определив путей продвижения. Выполнение этой задачи как раз и берет на себя культурология. Теперь, когда мы в общих чертах можем ответить на вопрос о том, что такое культура, возникает следующий, не менее трудный вопрос о закономерностях развития культуры. В западной социологии существует, по крайней мере, три альтернативные теории развития культуры. В XIX в. большой популярностью пользовалась теория линейной эволюции культуры. Согласно этой теории все общества проходят одни и те же стадии культурного развития. На смену этой теории пришло понятие культурного релятивизма, которое считает уникальными пути развития отдельных культур, и, следовательно, надо изучать индивидуальные черты этих культур. И, наконец, третья теория многолинейной эволюции культур. Она допускает, что различные культуры могут иметь сходные условия и пути развития, но степень этого сходства незначительна и имеет место только для ограниченного количества культурных компонентов. Нельзя не привести и марксистскую концепцию развития общества. Она отводит для его развития определяющую роль способам материального производства. Оставив в стороне различные концепции развития культуры, предлагаемые западными культурологами, остановимся на концепции Питирима Сорокина. Он считал, что "Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, существующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все основные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну и главную ценность... Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры". При этом он выделял три основных типа культур: идеальный, чувственный и идеалистический. Первый тип основывается на системе понятий, касающихся внемирового, сверхчувственного, неизменного абсолюта, поэтому цели и потребности таких культур в основном духовные. Второй тип признает единственной реальностью вечно изменчивый материальный мир, и поэтому цели и потребности его культур чисто физические. Наконец, третий тип синтезирует идеальное и чувственное на равных основаниях. Строго говоря, это все и не типы, а стадии развития культуры, следующие друг за другом. Так, возникшая в рамках античного мира идеальная культура сохраняется до XIII в., а затем уступает место идеалистической культуре (XIV - XVI вв.), которую в свою очередь сменяет чувственная культура, достигающая расцвета в XIX в. и приходящая в упадок в XX в. Сорокин объясняет развитие культур механизмом смены лежащих в их основе истин. Ни одна из культур не может быть вечной, потому что ни одна из систем истин не является абсолютной. С развитием и укреплением данной культуры ее истины подавляют истины других систем, также имеющих право на существование. Из-за этого господствующая система истин перестает удовлетворять запросы людей, служить основой их культурной и социальной жизни, она погибает, а ей на смену приходит новая, более жизнеспособная система. В изложенной концепции интересна мысль о закономерном характере развития культуры. Однако и им не решены центральные вопросы о причинах возникновения и смены истин, лежащих в основе конкретных типов и фаз развития культур. Для решения сложной проблемы типологии культуры необходимо найти объективные закономерности развития этого важного социального феномена. Марксистской культурологией используется концепция смены общественно-экономических формаций. Каждая такая формация, считают представители этой культурологии, порождает особый тип культуры со своей системой материальных и духовных ценностей и способов деятельности для их создания. Сравнивая этот подход с вышеизложенным легко заметить, что Сорокин, в отличие от представителей марксистской культурологии, кладет в основу классификации типов культуры объективные критерии, а не толкования. Наконец, остается ответить на вопрос о формах современной культуры. К началу XX в. сложились две формы культуры. Первая из них - высокая культура опирается на изящное искусство, классическую музыку и литературу - культура элитной части общества. Есть и второе понятие культуры как народного достояния - народная культура включает фольклор: песни, мифы, пословицы и поговорки, созданные в народе. Продукты каждой из этих культур предназначены для определенной публики. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становится "массовой", когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики. Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой. Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы. Термин "субкультура" не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Однако во многих случаях большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам инженеров, врачей или военных. Но иногда носители субкультуры активно стремятся выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известная контркультура в западном обществе - богема, а наиболее яркий пример в ней - хиппи 60-х гг. Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение не только в американском обществе, но и в нашей стране. Проникая прежде всего через средства массовой информации эти ценности стали менее вызывающими, поэтому привлекательными, для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для культуры господствующей. Конечно, феномен культуры настолько самобытен и широк, что рассмотрение его можно вести с самых различных точек зрения. Настоящий очерк никак не претендует на полноту этого рассмотрения. Он ставит перед собой лишь задачу первичного знакомства с этим необычайным, ни с чем не сравнимым продуктом развития общества. Cущностные признаки культуры Контрольные вопросы 1. Где и когда родилось понятие того содержания, которое несет в себе термин "культура"? 2. Что следует понимать под материальной и духовной культурами? Их взаимодействие. 3. Назовите группы основных определений культуры. 4. Что следует понимать под культурными ценностями? 5. Назовите типы воспроизводства культур. 6. Что следует понимать под деструктивным типом воспроизводства культуры? 7. Дайте характеристики существующим теориям развития культуры. 8. Каковы формы существования современных культур? |
Наступивший XXI в век колоссальных достижений науки и техники, век освоения космического пространства и развития компьютерных технологий... | |||
... | Утверждена на заседании кафедры теории и истории культуры «02» марта 2011 г., протокол №2 | ||
Северо-Западного отделения Российской академии образования (сзо рао) приглашает Ваше образовательное учреждение принять участие в... | Северо-Западного отделения Российской академии образования (сзо рао) приглашает Ваше образовательное учреждение принять участие в... | ||
Северо-Западного отделения Российской академии образования (сзо рао) приглашает Ваше образовательное учреждение принять участие в... | «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)», пунктом 3 Положения о Министерстве культуры Республики Бурятия,... | ||
«Золотое Руно». Участникам предлагается ответить на 60 вопросов (50 вопросов для 3-4 классов) различной сложности. Конкурсные задания... | Конкурс является частью программы «Продуктивные игровые конкурсы», входящей в план координационной деятельности Инновационного института... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |