АННОТАЦИИ
рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей
специальности 101101 Гостиничный сервис
СПО базовая подготовка
ОД
| Общеобразовательные дисциплины
| ОДБ
| Базовые общеобразовательные дисциплины
| ОДБ.01
| Русский язык
|
| ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специциальностей СПО нетехнического профиля и обучающиеся в учреждении СПО по данному профилю изучают русский язык в объеме 78 часов.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладения культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности; осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе(словарям, справочникам и др.).
При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности
Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.
При изучении русского языка как профильного предмета формируются умения и навыки анализа коммуникативных характеристик речи, углубляются знания по культуре речи. С этих позиций большое значение придается анализу единиц языка в речи, использованию их в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной целесообразностью, подробно рассматриваются такие вопросы, как лексическая и грамматическая синонимия, роль и стилистическая функция порядка слов в предложении, изобразительно-выразительные средства языка и др.
Изучение русского языка на профильном уровне предполагает обеспечить более высокий уровень языковой подготовки обучающихся. Особое внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией. Усилена речевая направленность примерного содержания, что проявляется в увеличении часов на разделы «Язык и речь», «Функциональные стили» и др., увеличении доли самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой деятельности (подготовка и защита рефератов).
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины:
закрепить и углубить знания, развить умения студентов по фонетике, графике, лексике, фразеологии, грамматике и правописанию;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность;
закрепить и расширить знания студентов о тексте, одновременно совершенствуя их умения передавать содержание прочитанного и прослушанного текста в виде плана, тезисов, контекста, реферата, доклада, а также самостоятельно строить текст;
давать общие сведения о языке в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего образования по русскому языку;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи;
обеспечить полноценное восприятие студентами содержания литературного произведения через его художественно-языковую норму.
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловых сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения(ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.)в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной(на материале изучаемых учебных дисциплин),социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствование коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной общественной жизни государства.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины.
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 час;
обязательная аудиторная нагрузка – 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 117
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 78
| в том числе:
|
| лабораторные работы
| 0
| практические занятия
| 0
| контрольные работы
| 1
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 39
| индивидуальные задания
| 30
| внеаудиторная самостоятельная работа
| 9
|
|
| Итоговая аттестация в форме экзамена
|
|
| ОДБ.02
| Литература
|
| ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специальностей СПО нетехнического профиля и обучающиеся в учреждении СПО по данному профилю изучают литературу в объеме 117 часов.
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
Освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;
Знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;
Овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
Развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
Воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
Применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
При изучении литературы как профильного учебного предмета перечисленные выше цели дополняются решениям задач формирования гуманитарно-направленной личности: развитие образного мышления, накопление опыта эстетического восприятия художественных произведений, понимания их связи друг с другом и с читателем в контексте духовной культуры человечества.
Особенность изучения литературы на профильном уровне заключается в проведении более глубокого анализа предложенных для освоения произведений, в расширении тематики сочинений, эссе, в целом, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой деятельности (подготовки и защиты рефератов, проектов).
Рабочая программа составлена с учетом необходимости провед6ения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.) Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных преподавателем целей и задач, а также уровня подготовленности обучающихся. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений.
Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию учащегося – читателя, развивает общие креативные способности.
При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся:
Работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);
Подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами Интернет - информация);
Составление текстов для самоконтроля;
Составление библиографических карточек по творчеству писателя;
Подготовка рефератов;
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующими выбором и изложением актуального значения).
При организации контроля используются такие его формы, как сочинения учащихся, зачеты, устные ответы, доклады, рефераты, исследовательские работы, конкурсы сочинений, литературные викторины, литературные турниры и т.д.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
Цели и задачи учебной дисциплины:
Приобщить студентов к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
Развить способность эстетического восприятия и оценки явлений литературы;
Воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции обучающихся;
Формирование представлений о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
Воспитание речевой культуры Студенов.
В результате освоения обязательного минимума содержания образовательной области «Литература» выпускники должны:
Чтение и восприятие: прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события).
Чтение, истолкование и оценка:
Анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительного главного конфликта и системы образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов (сцен); средства изображения образов-персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речь действующих лиц); род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображенному;
Давать оценку изученным лирическим произведениям на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;
Применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
Знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;
Характеризовать творческую историю романов «Евгений Онегин», «Война и мир»;
Объяснять связь произведений со временем написания и нашей современностью;
Объяснять сходство и различие произведений разных писателей, близких по тематике;
Соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи, (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом); называть основные черты этих направлений.
Чтение и речевая деятельность:
Владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;
Пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений, руководствуясь заданием (для характеристики образа-персонажа, основной проблемы, особенностей композиции);
Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения;
Составлять планы, тезисы статей на литературную и публицистическую темы;
Писать сочинения6 а) на литературную тему (о героях, художественном своеобразии и проблематике литературных произведений): в жанре рассуждения проблемного характера; характеристики героев; истолкования эпизода (сцены) небольшого прозаического произведения; истолкования небольшого стихотворения; рецензии на изученное произведение; б) на свободную тему, близкую учащимся, в жанрах: рассуждение проблемного характера, письмо, дневниковая запись, очерк, путешествие;
Выразительно читать изученные произведения, в том числе выученные наизусть (в соответствии с программой).
| |