О россии


НазваниеО россии
страница1/32
ТипДокументы
blankidoc.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


Рудольф Штейнер
О РОССИИ
Из лекций разных лет

Вторым изданием на русском языке публикуются тексты лекций основателя духовной науки Рудольфа Штейнера (1861-1925), дающие панораму фактов духовного бытия России. Для всех, стремящихся к осмыслению места России в современном мире и ее путей в будущее.

ISBN 978-5-905588-06-8

© Издательство «Ключи», Санкт-Петербург, 2013

© Г.А. Кавтарадзе, перевод, составление, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ
Ко второму изданию
I. Два обращения к русским слушателям лекционных курсов в Гельсингфорсе в 1912 и 1913 гг.

Обращение к русским слушателям цикла лекций

«Духовные существа в небесных телах и царствах природы»

Гельсингфорс, 11 апреля 1912 г. GA 158.

Обращение к русским слушателям цикла лекций «Оккультные основы Бхагавад Гиты»

Гельсингфорс, 5 июня 1913 г. GA 158.

Два текста для утренней и вечерней медитации, переданные Рудольфом Штейнером русским слушателям лекций в Гельсингфорсе в апреле 1912 г. GA 267.
II. Дух народа

Из лекции 30 марта 1918 г. в Берлине. GA 181. — Спиритуальная география Европы, Азии и Америки в связи с действием духов народов.

Из лекции 28 января 1917 г. в Дорнахе. GA 174. — Тело духа народа.

Из лекции 3 декабря 1914 г. в Мюнхене. GA 174а. — Человек в его отношении к духам народов в бодрствовании и во сне. Отношение духа народа к отдельным индивидам во Франции и России.

Из лекции 16 марта 1915 г. в Берлине. GA 157. — Духи европейских народов (за исключением русского) проходят своего рода воплощение в своем народе.

Из лекции 14 марта 1915 г. в Нюрнберге. GA 159/160. — Дух русского

народа не достигает отдельных индивидуумов своего народа.

Из лекции 23 октября 1905 г. (вечерней) в Берлине. GA 93. — Личность и народ. Посмертная судьба русских идеалистов.

Из лекции 29 мая 1907 г. в Мюнхене. GA 99. — Дополнение.
III. Инкарнация в России

Из лекции 17 января 1915 г. в Берлине. GA 157. — Откуда приходят души для инкарнации в России.

Из лекции 7 февраля 1920 г. в Дорнахе. GA 196. — Дополнительно о путях воплощающихся душ.

Из лекции 9 ноября 1914 г. в Дорнахе. GA 158. — Исторические особенности формирования телесной организации в России.

Значение инкарнации в русском теле, ее посмертные последствия.

11.1 лекции 18 мая 1915 г. в Линце. GA 159/160. — Русский наслаждается чувством своей национальности. О битве в духовном мире.
IV. Народ Христа

Из лекции 2 ноября 1918 г. в Дорнахе. GA 185. — Три модификации Импульса Христа в Европе.

Из лекции 3 ноября 1918 г. в Дорнахе. GA 185. — Продолжение предыдущего.

Из лекции 26 декабря 1916 г. в Дорнахе. GA 173. — Понятие «христианские народы» не отвечает действительности.
V. Проблема двойника

Из лекции 16 ноября 1917 г. в Санкт-Галлене. GA 178. — Понятие о двойнике. Географическая медицина. Русские в их отношении к собственной земле и к двойнику.

Из двух пояснений, данных Рудольфом Штейнером к росписи малого

купола Первого Гетеанума 29 июня 1921 г., Берн. GA 289.

30 декабря 1921 г., Дорнах. GA 288.
VI. Народный характер и культурные задатки

Из лекции 13 марта 1915 г. в Нюрнберге. GA 159/160.

Одаренность без продуктивной силы.

Из лекции 12 марта 1916 г. в Штутгарте. GA 174.

Три основные черты русского народного характера.

Из лекции 18 марта 1916 г. в Мюнхене GA 174а. Дополнительно о том же.

Из лекции 13 апреля 1916 г. в Берлине. GA 65. — Два полюса душевной жизни.

Из лекции 31 октября 1914 г. в Берлине. GA 157. —Русская история — история подготовки к восприятию Самодуха. Войны русских носят религиозный характер.

Из лекции 28 марта 1916 г. в Берлине. GA 167. — Основная душевная деятельность русских протекает в эфирном теле.

Из лекции 23 октября 1920 г. в Дорнахе. GA 200. — Вместо разумности — Откровение.

Из лекции 12 декабря 1918 г. в Берне. GA 186. — На Востоке люди хотят сохранить интеллект для шестой культурной эпохи.

Из лекции 7 июля 1923 г. в Дорнахе. GA 225. — На Востоке мало интереса к внешним процессам.

Из лекции 24 июля 1917 г. в Берлине. GA 176. — На место фиксированных понятий на Востоке ставят человека

Из лекции 23 октября 1920 г. в Дорнахе. GA 200. — Жизнь с языком.

Из лекции 22 октября 1906 г., утром в Берлине. GA 96. — Потребление сахара в России в начале XX века и в Англии.

Из лекции 8 декабря 1918 г. в Дорнахе. GA 186. — Понятие политики в связи с пороговой ситуацией представителей отдельных национальностей. Аполитичность русских.
VII. Вехи истории и культуры

1. Происхождение славян.

Из лекции 15 марта 1924 г. в Дорнахе. GA 353.

2. Территория и ее духовные силы.

Из лекции 14 ноября 1914 г. в Дорнахе. GA 158.

Из лекции 22 сентября 1912 г. в Базеле. GA 139.

3. Вместо мифологии.

Из лекции 16 июня 1910 г. в Христиании (Осло). GA 121.

4. Государственное строительство.

Из лекции 23 ноября 1918 г. в Дорнахе. GA 185а.

5. Основания религиозной жизни и наследие Византии.

Из лекции 1 октября 1922 г. в Дорнахе. GA216.

Из лекции 15 марта 1924 г. в Дорнахе. GA 353.

Из лекции 19 марта 1924 г. в Дорнахе. GA 353.

Из лекции 15 мая 1915 г. в Праге. GA 159/160.

Из лекции 30 июля 1918 г. в Берлине. GA 181. — Паралич сверхчувственных сил человека в исторической церкви.

Из лекции 20 октября 1918 г. в Дорнахе. GA 185.

6. Ништадтский мир 1721 г. Россия и Европа.

Из лекции 13 февраля 1921 г. (пополудни) в Штутгарте. GA 338.

7. Москва и Петербург.

Из лекции 26 августа 1922 г. в Оксфорде. GA 305.

8. Русское масонство 18 — начала 19 вв.

Из лекции 4 апреля 1916 г. в Берлине. GA 167.

9. М.В. Ломоносов (1711-1765).

Из лекции 7 марта 1909 г. в Мюнхене. GA 109.

10. Декларация императора Петра III от 12/23 февраля 1762 г.

о выходе России из Семилетней войны.

Из лекции 19 июня 1917 г. в Берлине. GA 176.

11. Духоборцы.

Из записи лекции 8 октября 1905 г. в Берлине. GA 93а.

12. Истоки славянофильства и панславизма.

Из лекции 15 марта 1916 г. в Штутгарте. GA 174b.

Из лекции 18 марта 1916 г. в Мюнхене. GA 174а.

Из лекции 9 мая 1915 г. в Вене. GA 159/160.

13. Ф.М. Достоевский (1821-1881).

Из лекции 13 февраля 1916 г. в Берлине. GA 167.

Из лекции 26 января 1915 г. в Берлине. GA 157.

Из статьи «Читатель и критик» (1899). GA 32.

14. Вл. Соловьев (1853-1900) «Владимир Соловьев — посредник между Западом и Востоком».

Статья в еженедельнике «Гетеанум» от 1 января 1922 г. GA 36.

Из лекции 7 марта 1922 г. в Берлине. GA 81.

Из лекции 29 июня 1909 г. в Касселе. GA 112.

Из лекции 11 сентября 1917 г. в Берлине. GA 176.

15. К.П. Победоносцев (1827-1907).

Из лекции 16 марта 1919 г. в Дорнахе. GA 189.

Из лекции 22 апреля 1919 г. в Штутгарте. GA 330/331.

16. Л.Н. Толстой (1828-1910).

Из лекции 27 сентября 1905 г. в Берлине. GA 93а.

Из лекции 30 сентября 1905 г. в Берлине. GA 93а.

Из лекции 24 июня 1908 г. в Нюрнберге. GA 104.

Из лекции 20 июня 1916 г. в Берлине. GA 169.

(в лекции речь идет об оккультном значении двух столпов Соломонова храма в Иерусалиме).

Из лекции 8 ноября 1920 г. в Штутгарте. GA 197.

Из статьи «Граф Лев Толстой. Что такое искусство?» (1898). GA 30.

17. Русская интеллигенция.

Из лекции 15 декабря 1918 г. в Дорнахе. GA 186.
VIII. Россия в поле мировой политики (XIX-XX вв.)

1. Оккультная биография Е.П. Блаватской — пролог истории России в XX в.

Из лекции 28 марта 1916 г. в Берлине. GA 167

2. «Завещание Петра Великого».

Из лекции 9 декабря 1916 г. в Дорнахе. GA 173а

3. О так называемых «протоколах сионских мудрецов»

Из лекции 5 апреля 1919 г. в Дорнахе. GA 190

4. Пример оккультного влияния в России в политических целях

Из лекции 4 апреля 1916 г. в Берлине. GA 167

5. Славянство в воззрениях оккультных школ Запада

Из лекции 17 декабря 1916 г. в Дорнахе. GA 173а

6. Балканы и Россия в планах оккультных братств Запада

Из лекции 4 декабря 1916 г. в Дорнахе. GA 173а

Из лекции 8 января 1917 г. в Дорнахе. GA 174

7. Россия в системе подготавливаемого в оккультных братствах Запада мирового порядка

Из лекции 13 января 1917 г. в Дорнахе. GA 174

Из лекции 14 января 1917 г. в Дорнахе. GA 174

Из лекции 15 января 1917 г. в Дорнахе. GA 174

8. Две недатированные записки, составленные Рудольфом Штейнером в связи с событиями Первой мировой войны. GA 173с

9. Социалистический эксперимент

Из лекции 1 декабря 1918 г. в Дорнахе. GA 186

Из лекции 21 марта 1921 г. в Штутгарте. GA 174b

Из лекции 14 ноября 1919 г. в Дорнахе. GA 191

10. Запад, Восток и Середина в свете трояких способностей будущего

Из лекции 1 декабря 1918 г. в Дорнахе. GA 186
IX. Русская революция и большевизм

Из лекции 19 марта 1920 г. в Цюрихе. GA 334. — Тенденция к трехчленному построению социального организма в России на рубеже XIX-XX вв.

Из лекции 11 сентября 1917 г. в Берлине. GA 176. — О Керенском

Из лекции 10 сентября 1920 г. в Дорнахе. GA 199. — Свастика на банкнотах

Из лекции 13 октября 1917 г. в Дорнахе. GA 177. — Россия уходит от своего прошлого

Из лекции 25 октября 1918 г. в Дорнахе. GA 185. — Революция 1917 г. как проблема идейного вакуума

Из лекции 30 апреля 1918 г. в Ульме. GA 182. — Большевистская революция — сочетание величайших противоположностей

Из лекции 22 октября 1920 г. в Дорнахе. GA 200. — Большевистская революция как религиозное движение

Из лекции 23 октября 1920 г. в Дорнахе. GA 200. — Продолжение

Из лекции 9 июля 1918 г. в Берлине. GA 181. — Ленин и Троцкий

Из лекции 7 августа 1920 г. в Дорнахе. GA 199. — Исторические прототипы вождей большевизма

Из лекции 9 марта 1919 г. в Цюрихе. GA 193. — Антисоциальное мышление как основа большевизма и наметки здорового социального мышления

Из лекции 7 августа 1920 г. в Дорнахе. GA 199. —Большевизм как реакция прошлого на ростки будущего

Из лекции 5 октября 1917 г. в Дорнахе. GA 292. — Общая характеристика XX столетия в кармическом аспекте
X. Главная задача постбольшевистской России. Имагинация Европы.

Лекция 15 июля 1923 г. в Дорнахе. GA 225
XI. Шестой послеатлантический культурный период

Из лекции 15 июня 1915 г. в Дюссельдорфе. GA 159/160. — Три основные черты культуры шестого послеатлантического периода

Из лекции 30 мая 1908 г. в Гамбурге. GA 103. — Общая мудрость шестой культурной эпохи

Из лекции 9 января 1912 г. в Мюнхене. GA 130. — Действие Самодуха в человеческой душе в шестой культурной эпохе

Из лекции 9 июля 1918 г. в Берлине. GA 181. — Выявление Самодуха в его отношении к человеческому мышлению

Из лекции 29 марта 1919 г. в Дорнахе. GA 190. — Инспирация как основа деятельности познания в шестом культурном периоде

Из лекции 23 октября 1905 г. в Берлине. GA 93. — Спиритуальная народная идея на Востоке, психическая на Западе.

Из лекции 13 февраля 1915 г. в Штутгарте. GA 174b. — О познании духа в физическом окружении человека в VI культурной эпохе.

Из лекции 7 ноября 1915 г. в Дорнахе. GA 254. — Физический облик человека культурного периода как выражение его морального существа.

Из лекции 6 ноября 1921 г. в Дорнахе. GA 208. — Палладий и Тайна Солнца в истории человечества.
Приложение I.

Из записи графа Людвига Польцер-Ходица о разговоре с Р.Шт. при последней встрече с ним в Дорнахе 3 марта 1925 г.

Приложение II.

О православии. — Из разговора Р.Шт. с Людвигом

Клеебергом и д-ром Людвигом Нолем 22 февраля 1908 г. в Касселе.

Приложение III

Два письма Р. Штейнера А.Р. Минцловой.

1. Берлин, 23 марта 1908 г.

2. Берлин, 16 ноября 1908 г.

Приложение IV

Из дневниковых записей М.В. Волошиной (Сабашниковой)

Приложение V

О русском языке. Из записей Марии Савич

Приложение VI

Из «Воспоминаний о Рудольфе Штейнере» Аси Тургеневой

Приложение VII

Недатированное письмо Михаэля Бауэра М.А. Чехову
Комментарии

  1. Два обращения

II. Дух народа

III. Инкарнация в России

IV. Народ Христа

V. Проблема двойника

VI. Народный характер и культурные задатки

VII. Вехи истории и культуры

VIII. Россия в поле мировой политики

IX. Русская революция и большевизм.

X. Главная задача постбольшевистской России

XI. Шестой послеатлантический культурный период

Приложения.

Штайнер или Штейнер?

Ко второму изданию.

Новое издание сборника «Р. Штейнер о России» выходит в свет в обстановке, мало похожей на ту, в которой было осуществлено первое издание 15 лет назад. С тех пор многое изменилось, но верно и то, что несмотря на стремительность изменений, захвативших мир, на самом деле, по высшему счету, ничего не произошло, и, может быть, стало хуже. Ростки нового нельзя не заметить, но направление роста не определилось. Антропософам даны средства сильно влиять на ход вещей, но ими надо пользоваться. «Помогают не в одиночку, а в единении с другими в урочный час».

Настоящее издание выходит в свет в значительно расширенном виде по сравнению с предыдущим.

I.

Два обращения к русским слушателям лекционных курсов в Гельсингфорсе, в 1912 и 1913 г.г.
Обращение к русским слушателям цикла лекций

«Духовные существа в небесных телах и царствах природы»,

Гельсингфорс, 11 апреля 1912 г. GА* 158.

Мои дорогие теософские друзья!

Мы пытаемся постепенно проникнуть в теософскую жизнь и теософское познание, но, наверное, во время этого проникновения мы часто имеем сердечную потребность спросить самих себя, почему мы стремимся и почему ищем теософию в духовной жизни настоящего времени. Нам, наверное, не придется слишком напрягать нашу душу, наше сердце, когда появится такой вопрос. В нашу душу войдет слово, которое тотчас подействует, проясняя, и даже более чем проясняя, наше чувство. Это слово — ответственность. Ответственность! Это слово должно дать нам нечто такое, что с самого же начала исключит из нашей души, из нашего сердца стремление заниматься теософией из какой-либо личной потребности. Если мы проследим, быть может, даже не вполне это сознавая, что охватывает нас при слове «ответственность» перед лицом той духовной жизни, которую мы называем теософией, то мы будем все больше и больше приходить к тому, что заниматься теософией мы обязаны перед современным человечеством и перед тем лучшим в нас, что может служить этому современному человечеству. Мы не смеем заниматься теософией только для удовольствия, только для того, чтобы получать удовлетворение от теософии, имея тот или иной личный интерес, но должны чувствовать, что теософия есть нечто, в чем современное человечество нуждается, если процесс его развития должен вообще продолжаться. Нам достаточно лишь отдать себе отчет в том, что без теософии или как бы это ни называлось, без той спиритуальной жизни, которую мы имеем в виду, человечеству на Земле пришлось бы идти навстречу безотрадному будущему, поистине безотрадному будущему. И это по той простой причине, что все духовные импульсы прошлого, все, что из духовных импульсов могло быть дано людям в прошлом, исчерпано, понемногу изживает себя и не может уже вносить новые зачатки в развитие человечества. Если бы продолжали действовать только старые импульсы, то ныне наступило бы, — быть может еще и не предвидимое, — не только торжествующее над людьми (торжествующее во внешнем смысле), но притупляющее доминирование, преобладание чисто внешней техники и гибель, — потому что все это уйдет из человеческой души, — гибель всякого религиозного, научного, философского, художественного, а также в высшем смысле этического интереса. Люди сделались бы своего рода живыми автоматами, если бы сегодня не пришли новые духовные импульсы. Так должны мы, думая о теософии, чувствовать себя теми, кого их карма привела к пониманию того, что человечество нуждается в новых импульсах.

* GA (от Gesamtausgabe) — аббревиатура Полного собрания сочинений автора в немецкоязычных странах; здесь и далее за GA следует указание номера тома в полном собрании трудов Р.Шт., где в оригинале опубликован приводимый в настоящем сборнике текст.

Здесь мы, пожалуй, вправе поставить вопрос: «Что же мы можем, что может каждый из нас в отдельности, со всеми его особыми качествами, с отличительными его чертами, что же мы можем сделать перед лицом этого чувства всеобщей ответственности?» — Для ответа на этот вопрос нашего чувства и сердца поучительно, — и быть может, особенно для вас, мои дорогие друзья, — то, каким образом теософия в последнее время входила в мир и как она развивалась в течение последних десятилетий и до наших дней. Мы никогда не должны забывать, что в том, каким образом слово «теософия» вошло в мир в новейшее время, заключено нечто вроде чуда духовной культуры. Это чудо духовной культуры связано с личностью, которая особенно близка вам как личность, мои дорогие друзья, так как в известном отношении свои духовные корни она получила от вашего народа. Я имею в виду Елену Петровну Блаватскую. Для западноевропейца неоспоримо, во всех отношениях неоспоримо, что тело, в котором была заключена индивидуальность, носившая в этой инкарнации имя Елены Петровны Блаватской, могло выйти только из среды Восточной Европы, из России. Ибо у нее были все отличительные русские черты. Однако по обстоятельствам совершенно особого рода Елена Петровна Блаватская была отнята у вас; в силу особых кармических отношений нашего времени Елена Петровна Блаватская была перенесена на Запад. Отдадим же себе отчет в том, что за необыкновенное чудо культуры это было.

Возьмем личность Елены Петровны Блаватской. Она была, в сущности, личностью, которая в течение всей своей жизни оставалась во многих, многих отношениях ребенком, просто ребенком; личностью, которая за всю свою жизнь так и не научилась действительно логически мыслить; личностью, которая за всю свою жизнь не научилась хоть сколько-нибудь обуздывать свои страсти, влечения и вожделения, которая была способна постоянно впадать в крайности; личностью, которая, в сущности, имела весьма незначительное научное образование. Через эту личность миру открывается, — я бы сказал, что это и не могло быть иначе, — через эту личность как через проводник хаотично, сбивчиво, вперемешку миру открывается сумма величайших вечных сокровищ человеческой мудрости. Тот, кто сведущ в этих вещах, найдет в трудах Елены Петровны Блаватской сокровища мудрости, истины, знания всего человечества, которых интеллектуальность и душа самой Елены Петровны Блаватской не могла понимать даже сколько-нибудь отдаленно. Если непредубежденно вникнуть во все эти факты, то нет ничего яснее, как то, что для всего того, что заключалось в произведениях Елены Петровны Блаватской, внешняя сторона души, внешняя сторона интеллектуальности Елены Петровны Блаватской были лишь окольным путем, лишь средством к тому, чтобы значительные, великие духовные власти человечества могли сообщить себя человечеству. И также нет ничего яснее, что таким образом, как это тогда, в начале последней трети XIX столетия должно было происходить, это не могло бы оказать впечатления ни на кого в Западной Европе. Необходима была совершенно необыкновенная, — с одной стороны, самоотверженная, почти самоотрешенная, а с другой стороны, опять-таки исключительно личностная, эгоистическая, — натура Елены Петровны Блаватской, чтобы благодаря высоким духовным властям дать произойти тому, что произошло. Самоотверженная натура была необходима по той причине, что всякая западноевропейская душа перевела бы в собственные мыслительные формы, в собственный интеллект то, что давалось в откровении. И требовался совершенно личностный, эгоистический склад души, потому что при тогдашнем грубо материалистическом образе жизни Западной Европы не представлялось никакой возможности иначе, как исходя из такого крайнего душевного склада создать, я бы сказал, железные рукавицы для тех нежных рук, которые должны были взлелеять оккультизм Нового времени. Это своеобразное явление. Но, мои дорогие друзья, Елена Петровна Блаватская ушла на Запад, ушла в ту культурную область, которая во всем ее своеобразии, во всей ее структуре и конфигурации везде, даже не считая Америки, является областью наиболее материалистической культуры нашего времени, которая по своему языку, по своему мышлению движется абсолютно в материалистических мыслях и живет в материалистических чувствах. Здесь слишком далеко завело бы, излагать, какая сила привела Елену Петровну Блаватскую именно в Англию. Но мы видим, что вся сумма оккультизма, который удивительным для культуры образом изживается в этом медиуме, — я имею в виду медиума не в спиритическом смысле, — устремляется сначала на европейский Запад.

В пределах этого европейского Запада судьба этого оккультизма была в определенном отношении окончательно решена, ибо не могло быть иначе, чтобы с основанием теософского движения на этом материалистическом европейском Западе не исполнилась одна значительная карма. Эта карма и исполнилась. Этот европейский Запад несет одну тяжелую кармическую вину; он не может проникнуть в тайны бытия без того, чтобы эта кармическая вина не дала о себе определенным образом знать. Когда где-либо дело идет об оккультизме, там тотчас же углубляется карма, там сразу же на поверхности появляются силы, иначе остающиеся скрытыми. И не для того, чтобы критиковать, а чтобы характеризовать, говорится здесь то, что должно быть сказано: европейский Запад, осуществляя то, что было исторически необходимо, совершил несчетные несправедливости по отношению к носителю древней спиритуальной культуры, носителю древних оккультных тайн, в чьей жизни, правда, в настоящее время спириту-альные вещи застыли, больше уже не наличествуют, а живут только на дне души. Ибо дело действительно так обстоит в Индии, в Южной Азии. В тот момент, когда оккультные импульсы достигли Западной Европы, тотчас дала о себе знать реакция против них спиритуальных сил, действующих в глубинах Индии, и тогда сделалось невозможным, — невозможным это сделалось уже во времена Елены Петровны Блаватской, — сохранить то, что преследовалось известными спиритуальными властями как необходимое в наше время подлинное спиритуальное движение. Удержать это было невозможно. Первоначально имелось в виду дать человечеству сумму оккультных знаний, которые подходили бы всем людям, всем сердцам, с которыми бы мог жить каждый. Но так как в силу некоторой необходимости этот импульс был перенесен в Западную Европу, дала себя знать эгоистическая реакция. Те спиритуальные власти, которые хотели дать миру новый импульс без каких-либо дифференциаций внутри человечества, были оттеснены, и некогда подавленная в своем оккультизме Индия, при первой же возможности, когда оккультизм выступил на Западе, кармически отомстила, пропитав его, этот оккультизм своим собственным национальным, эгоистическим оккультизмом. И произошло это во времена Елены Петровны Блаватской. Это происходило уже, когда Елена Петровна Блаватская излагала великие истины и мудрость в своей «The Secret Doctrine». Ее первый труд, «Изида без покрывала», являет не только все, что было хаотичного, нелогичного, страстного и сумбурного в ее существе, но и везде показывает, что позади нее стоят бдительные силы, которые хотят вести ее в общечеловеческом направлении. В «Тайной доктрине» рядом с само собой разумеющимся величием везде царит человечески специальный интерес, такой интерес, который исходит из некоторых оккультных центров, имеющих сегодня в виду не общечеловеческий интерес, а частный, специальный интерес. Тибетское, индийское, а также египетское посвящение ныне всюду имеют в виду только частный человеческий интерес, хотят только отомстить западному миру за подавление восточного оккультизма, хотят отомстить за то, что западный мир одержал победу над восточным миром материалистическими средствами. Он одержал победу над восточным миром материалистическими средствами; он победил потому, что в подлинно поступательное культурное развитие человечества, в поступательно развивающуюся жизнь было принято христианство. На востоке Азии, также и на юге Азии, христианство не получило распространения, христианство ушло на Запад.

Теперь вы, быть может, скажете, мои дорогие теософские друзья, что это хорошо, ибо Запад принял христианство, а так как христианство — это этап в продвижении человечества вперед, то само собой разумеется, что Запад одержал победу над Востоком. — Да, если бы это было так! Если бы это было так, то это разумелось бы само собой. Однако это не так. Христианство, подготавливавшееся столетиями и тысячелетиями и пришедшее в мир, еще нигде на земле не победило. И тот, кто ныне полагал бы, что он мог бы представлять собой уже в настоящее время в истинном, подлинном смысле слова Принцип Христа и Импульс Христа, тот пал бы жертвой неописуемого высокомерия. Ибо что вообще происходило до сих пор? Не что иное, как то, что западные народы восприняли некоторые наиболее внешние проявления христианства, завладели именем Христа и облачили христианскими именами свои старые обосновавшиеся в Европе еще до христианства культуры, свои воинственные культуры, перешедшие в современный индустриализм. Царствует ли Христос в христианской Европе? Каждый, кто принадлежит к оккультному движению, никогда не согласится, что Христос царствует в христианской Европе, а скажет: «Вы говорите „Христос“, а подразумеваете вы все еще то же, что и древние среднеевропейские народности, говорившие о своем боге Саксноте». — Символ Распятия возвышается над европейскими народами. В определенном же отношении царят традиции бога Сак-снота, чьим символом является прежний короткий саксонский меч, который тогда служил только экспансии материальных интересов, ибо то было призвание европейских народностей. Потому это призвание и вызвало к жизни благороднейший цвет материалистической культуры, явление, которое в области материалистической культуры благородно, — рыцарство. Где еще в какой-либо культуре существует что-либо, подобное рыцарству западной культуры? Этого больше нигде нет. Никому не придет в голову сравнивать героев Троянской войны со средневековыми рыцарями. Христос еще мало живет среди людей. О Христе люди только говорят. Восточные народы чувствуют, что когда западные говорят о Христе, они, эти восточные народы, находятся гораздо, гораздо дальше (правда, в спиритуальном постижении мира, в том, что они знают о тайнах бытия). Об этом знают эти восточные народы.

Совсем простые вещи могут вам пояснить, что восточные народы некоторым образом уже умеют ценить свои преимущества в спиритуальном отношении. Что еще сегодня делают западные народы в их массе, в их большинстве, когда перед ними раскрываются тайны бытия? Вот мы сидим вместе еще совсем небольшим кругом, говоря, скажем, о чем-то, о чем говорилось вчера вечером, о действующих повсюду вокруг нас спиритуальных силах и тайнах. Для обыкновенного западноевропейца это глупость или безумие, ибо он все еще не может понять апостола Павла: «Мудрость перед Богом — это часто глупость перед людьми, и безумие перед людьми - мудрость перед Богом». — И только те на Востоке, кто заражен западноевропейцами, отважились бы, и то едва-едва, толковать вкривь и вкось глубокие истины о спиритуальных тайнах Космоса, если услышат о них, — а ведь мы пытаемся вновь их приоткрыть, — ибо такие вещи, как те, что, к примеру, говорились вчера, означают нечто само собой разумеющееся для людей, находящихся в восточной спиритуальной жизни. Не будем поэтому удивляться, что когда европейцы нападали на эти восточные народы, те чувствовали себя подобно людям, навстречу которым попадается стая диких зверей, от которых защищаются, но которым не вменяют в вину то, что они творят, считая их чем-то низшим. По приведенным причинам, — справедливо это теперь или же нет, дело не в этом, — а также согласно восточным традициям каждый из тех, кто принадлежит, например, к брахманизму, смотрит на нас, западных людей, разумеется, как на людей низшего порядка. А если отвлечься от брахманизма и посмотреть, например, на культуры Центральной Азии, на тибетскую или китайскую культуру, которые в ближайшее время приобретут для мира значение, которое сейчас людям и не снится, хотя от этого нас и отделяет всего лишь короткое время; если посмотреть на все эти вещи и учесть, что души многих учеников Заратустры еще воплощены в этих культурах, то к этим вещам нам придется отнестись весьма серьезно. Мы сможем также понять, что в то, что сумела дать Елена Петровна Блаватская, индийский, тибетский, египетский оккультисты постарались ввести, — каждый исходя из своей души, — достояние своей собственной мудрости, которое однако в процессе становления человечества принадлежит прошлому. И мы должны понимать, что характер этой восточной мудрости, кроющейся в учении Блаватской, указывает на прошлое. Нам ведь не требуется недооценивать такие вещи, не требуется недооценивать, что когда, я бы сказал, разорвавший свои оковы Китай наводнит западные страны, тогда вместе с этим придет спиритуальность, которая поистине является наследием, еще во многих отношениях не померкшим наследием древней Атлантиды. Оно будет действовать так, как если бы взорвалось нечто, что было сжато и что теперь может распространяться по всему свету, — оно разольется, как при первой же возможности в малых размерах разлилось достояние древней Индии.

Из-за этого, мои дорогие теософские друзья, стало возможно, чтобы начиная с того времени выступило все то, для обозначения чего в каждом оккультизме имеется соответствующее выражение; чтобы, в сущности, с той поры теософское движение уже не являлось подходящим орудием поступательного движения культуры Европы. Каждый оккультист хорошо знает это выражение, которое гласит: никогда у руководящих сил оккультизма или у тех, кто действует как-либо оккультно, какой бы то ни было специальный интерес не может перевешивать интерес всего человечества. — Не существует возможности действовать благоприятно в оккультном смысле, если специальный интерес берет верх над общечеловеческим интересом. В то мгновение, когда вместо общечеловеческого интереса в оккультизм проникает специальный интерес, появляется возможность реальных заблуждений. Отсюда, получается, что с того времени в теософском движении стало возможным любое заблуждение. Просто вследствие того, каким образом в мировой взаимосвязи Англия кармически связана с Индией, существовала возможность подмены тех возвышенных сил, что стоят у исходного пункта теософского движения. Ибо это обычное явление в оккультизме, что силы, преследующие свои специальные интересы, принимают облик тех, которые прежде дали настоящие импульсы. Таким образом, с определенного момента в теософском движении не стало более никакой возможности безоговорочно принимать все, что в нем заключено, и карма распорядилась так, что это становилось все менее и менее возможным. И таким образом не могло быть сделано ничего иного, как в мгновение, когда к нам был направлен призыв присоединиться к этому теософскому движению, не могло быть сделано ничего иного, как вновь вернуться к первоначальным истокам, к тем истокам, которые в противоположность специальным мы можем назвать общечеловеческими. И вы, может быть, видели, что мы в Средней Европе пытаемся подойти к этим оккультным истокам так, что во всем, что встречает вас там, вы не заметите, чтобы с этим был связан какой-либо специальный интерес. Попытайтесь сравнить все, что может быть найдено в виде специального интереса в Средней Европе, с тем, что вы знаете в качестве теософии, развивающейся у нас. То и другое действительно нельзя сочетать. Вы можете взять эту теософию, и, вероятно, кроме того, что мои книги написаны мной на немецком языке (потому что надо было все-таки писать на каком-нибудь языке), вы не найдете в теософии ничего немецкого, ничего, что каким бы то ни было образом было связано с внешними традициями Средней Европы. А когда где-нибудь появляется тенденция соединить теософию со специальным интересом, то обнаруживается, что это невозможно.

В этом состояла особая задача Средней Европы — освободить теософию от того специального свойства, которое она приобрела на европейском Западе. Это было нашей миссией — в полной чистоте освободить теософию от всех специальных интересов. И углубляясь далее в эти вещи, вы увидите, что и я сам сумел освободить все, что я мог дать теософски, от всякого специального интереса. Это символическое указание, мои дорогие теософские друзья, но, говоря символически, мне надо было лишь дать вести себя тому, что действовало в виде непосредственного импульса в нынешней инкарнации, — не поймите это ложно, этим воспроизводится только факт: те, к примеру, кто были внешними носителями той крови, из которой я происхожу, происходили из немецких областей Австрии, но там я не мог родиться. Сам я родился в славянской местности, местности, совершенно чуждой всей той среде и всему своеобразию, из которых происходят мои предки. Таким образом в исходном пункте моей нынешней инкарнации, — я хочу привести это лишь символически, — мне само собой прообразно было задано, чтобы мы в Средней Европе освободили теософию от всякого специального интереса, так что она в Средней Европе действительно стоит перед нами подобно богине, подобно чему-то Божественному, совершенно свободному от примеси чего-либо человеческого, имеющему с человеком, который живет здесь, столько же дела, сколько с человеком, который живет там, и так должно будет оставаться всегда.

Идеал, который мы имеем, мои дорогие теософские друзья, — это так просто, когда о нем говоришь, — будет всегда стоять перед нами, потому что его труднее исполнить, нежели высказать. Перед нами всегда должны будут стоять в качестве идеала истина и искренность, неприкрашенная Божественная Истина. Может быть, если таково наше стремление, мы найдем путь, — не для себя, а для того, что в Средней Европе было внеличным соответственно всей миссии Европы, — путь для этой Божественной Теософии на Восток. И тут, описывая теперь далее тот путь, каким, я бы сказал, теософия распространялась на Западе, каким она идет по Европе и должна прийти на Восток, тут я хотел бы снова четко, очень четко вставить слова «чувство ответственности». Культуры развиваются в мире так, что одна, словно в духовной оболочке, развивается вместе с другой. Одна культура соединяется с другой. Благодаря тому, что в Средней Европе теософия должна была быть столь внеличной, она приобрела известный характер, характер отрешенной от всяких интересов духовности. Из-за этого, мои дорогие теософские друзья, эта теософия имеет нечто неприступное (Sprödes); она имеет нечто неприступное, обладающее незатронутостью специальными интересами; поэтому она не понравится людям, которые не могут открыть свое сердце тому, что совсем не служит какому-либо специальному интересу.

Однако то духовное, что заключено в этой теософии, может быть найдено душой, жаждущей этого духовного, тоскующей по этому духовному. И тут, мои дорогие теософские друзья, я должен сказать, что в самом духовном мире я встретил душу, которая очень тоскует по духу, выражающемуся через теософию. Я встретил эту душу в чисто духовном мире. Когда в последовательности Иерархий мы восходим к отдельным народным духам и говорим в пределах (innerhalb) отдельных народных духов о народных душах, тогда среди народных душ, которые сегодня еще, так сказать, молоды и должны, как и всякое существо, развиваться дальше, мы приходим и к русской народной душе. От этой русской народной души я знаю, что она тоскует по духу, который находит выражение в теософии. Она тоскует всеми силами, какие может развить. Я говорю о чувстве ответственности потому, что вы, мои дорогие теософские друзья, — дети этой русской народной души. Она царит и действует в вас, и вы отвечаете перед ней. Ответственность, сумейте научиться ей! Не обижайтесь; многое могла часто говорить мне эта русская народная душа. Трагичнее всего встало у меня перед глазами то, что эта русская народная душа могла мне сказать, приблизительно около 1900 года. Тогда это обнаруживалось трагичнее всего, потому что в это время могло броситься в глаза нечто, что я сам смог правильно интерпретировать только спустя долгое время, — потому что тогда могло броситься в глаза, сколь мало еще, в сущности, сегодня понимается эта русская народная душа. Мы в Западной Европе познакомились со многим, что пришло из России, и очень многое приходившее из России производило на нас большое, сильное впечатление. Мы узнали великие импульсы Толстого, узнали столь глубоко захватившую Западную Европу психологию Достоевского и, наконец, мы узнали такой ум, как Соловьев, ум, который, если дать ему на нас воздействовать, во всем производит впечатление, что он и сам такой, как он пишет. И то, как он пишет, получает верное освещение, если чувствуешь стоящую позади него русскую народную душу. А эта русская народная душа может сказать намного, намного больше, нежели может сказать сам Соловьев, ибо у него нашему сердцу является все еще слишком много взятого у Западной Европы.

Подумайте хорошенько, мои дорогие друзья, над словами «чувство ответственности», подумайте о том, что на вас лежит задача быть достойными русской народной души и что вы должны понять тоску русской народной души по внеличной теософии. Познавая теософию в том, что она волит в своем наивнутреннейшем существе, вы сможете, мои дорогие друзья, ставить всевозможные вопросы, какие могут прийти только из русской души, — вопросы души, обращенные к духовным вопросам теософии. Я пережил, сколь много благородных, прекрасных, добрых чувств шло мне навстречу из Восточной Европы, сколько подлинного, истинного человеколюбия и доброты, человеческого сострадания, избытка чувств, какие только можно себе представить, тонкого, интимного наблюдения над тем, что есть в мире, интенсивной личной связи с силами бытия. И из глубины таких милых, прекрасных и благородных чувств мне задавалось много, много вопросов со стороны тех, кто принадлежит к русскому народу, много вопросов, вопросов, которые однажды должны быть поставлены, потому что это вопросы, без ответа на которые человечество не сможет жить в будущем. Вопросы, которые могут прийти только с востока Европы, доселе их ставила мне на более высоких планах только русская народная душа. Часто приходилось мне думать, что детям этой народной души предстоит еще пройти путь, чтобы понять свою народную душу, понять, о чем, собственно, тоскует эта народная душа и сколь многое еще отделяет их, детей народной души, от самой этой народной души. поэтому не бойтесь искать путь, который вы, если захотите, сможете найти к вашей народной душе. Из вашей народной души найдете вы те вопросы, без ответа на которые человечество будущего не сможет существовать. Но не бойтесь при этом подниматься над личными интересами, ибо помните о чувстве великой ответственности, которое вы должны иметь перед русской народной душой, помните об этом чувстве, ибо в будущем народные души будут нуждаться в своих детях, чтобы достигнуть своих целей. И не забывайте при этом одного. То, что может поднять человека выше всего, что может привести его к самым прекрасным, самым светлым вершинам в мире, в наибольшей мере подвержено опасности впадения в заблуждение. — Вы должны, мои дорогие теософские друзья, одушевить духовное, вы должны найти душу для духа. Вы можете это, потому что русская народная душа обладает неизмеримыми глубинами и возможностями для будущего. Но необходимо, чтобы вы сознавали, что душевное, которое может подниматься до духа, которое может одушевить сам дух, ставит вас перед великой опасностью потерять себя и застрять в личном, в индивидуально-личном, потерять себя в личном как таковом. Личное становится особенно сильным, когда проистекает из душевного.

Вам не встретится тех препятствий, что так часто выступают в Западной и Средней Европе. Для скепсиса вы едва ли рождены; скепсис мог появиться у вас только благодаря прививке с Запада. Благодаря определенному чувству вы научитесь отличать истину от не-истины и нечестности в области оккультизма, где шарлатанство и истина оказываются так близко друг к другу. Вашу опасность составит то, что ваша личная душевная мощь может распространить вокруг вас облака, астральные облака, сквозь которые вы не сможете проникнуть к объективному духу. Ваш огонь, ваше тепло могут простереться вокруг вас наподобие облачной ауры, не пропуская духовного, потому что вы будете думать, будто воодушевлены духом, тогда как своим воодушевлением будете препятствовать Духу найти к вам путь. Постарайтесь же иметь в виду, что вы обладаете великим преимуществом, — в идеальном, спиритуальном смысле, — вы можете иметь специальный интерес, потому что вы, то есть ваша народная душа, предназначены воспринять в специальный интерес русского народного существа ту теософию, которую в Средней Европе нужно было принимать еще как божественную, возвышающуюся над всем человеческим силу; вы же как никакой другой народ можете воспринять ее как нечто, что вы можете беречь и лелеять как свое самое кровное. Ибо вашим предназначением вы наделены способностью вдохнуть душу в дух. Об этом часто говорилось в наших рядах, но от вас зависит, как можно скорее создать возможность, — не упустить ее! — к развитию не просто чувства и воли, но прежде всего энергии и выдержки. Меньше говорить, — если уж касаться практической стороны дела, — меньше говорить о том, какой должна быть теософия на Западе и какой она должна быть в России, и о том, что хорошо для одного и что для другого, но сначала принять теософию, принять, соединить с душой и сердцем. Остальное приложится, приложится непременно.

Вот кое-что из того, что я хотел сказать вам, мои дорогие друзья. Я хотел сказать об этом потому, что везде, где мне приходится обращаться непосредственно к человеку, перед глазами должно стоять чувство ответственности, которую мы, современные люди имеем перед теософией. Люди на Западе должны иметь чувство, что они грешат перед человечеством, когда могут получать что-либо от теософии и не хотят этого, отметают это. Это грех перед человечеством. Иногда это довольно трудно понять, ибо надо иметь почти трансцендентальное чувство долга, мои дорогие друзья, чтобы иметь подобное обязательство, подобное чувство ответственности перед человечеством. Ваша народная душа говорит вам, что она, эта народная душа, обязывает вас. Душа народа уже приняла за вас это обязательство перед человечеством. Вам нужно только найти ее, эту душу народа. Вам нужно только дать ей говорить через ваши мысли, ощущения и волевые импульсы, и если вы почувствуете ответственность перед народной душой, вы тотчас же исполните и долг перед человечеством. Ради этого вы и внешне, своим местонахождением поставлены между европейским Западом, которому нужно иметь теософию, но для которого она не может стать личным делом в той степени, как для вас, и азиатским Востоком, который обладает оккультной и спиритуальной культурой с древнейших времен. Вы поставлены между ними. Может быть вы бы никогда не пришли к исполнению вашей задачи перед спиритуальной культурой человечества в этом, я бы сказал, географически трудном положении, если бы вам приходилось думать только об обязательстве перед человечеством. Ибо искушения будут необычайно велики, если с одной стороны действует не только европейский Запад, который заставил многих детей вашей народной души, в сущности, изменить самим себе. В отношении большей части того, что пишется русскими и попадает к нам на Запад, у нас есть чувство, что это не имеет ничего общего с русской народной душой, а является лишь отражением всевозможных западных вещей. Второе искушение будет с Востока, когда настанет власть спиритуальной культуры. Тогда вашим долгом будет знать, что при всем величии этой спиритуальной культуры Востока человек настоящего времени должен сказать себе: не прошлое мы должны вносить в будущее, а новые импульсы. Надо будет не просто воспринимать какой-нибудь спиритуальный импульс с Востока, а взращивать то, что Запад может извлечь из самих спиритуальных источников.

Тогда придет время, когда Европа начнет, — если только и вы исполните свой долг перед вашей народной душой, — понемногу понимать, чем является в духовном развитии человечества Импульс Христа. Ищите все то, что я хотел сказать этими словами и в этих словах, мои дорогие друзья, ищите в них прежде всего то, что может стать в вас самих импульсом не просто чувствовать и ощущать, что теософия это что-то значительное, что-то великое, но старайтесь прежде всего принять теософию в действие и в волевые импульсы ваших душ и из нее устраивать вашу жизнь, ваши дела.
Обращение к русским слушателям цикла лекций

«Оккультные основы Бхагавад Гиты»,

Гельсингфорс, 5 июня 1913 г. GА 158.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Похожие:

О россии iconОб утверждении административного регламента
Приказ фмс россии n 1, Минздравсоцразвития России n 4, Минтранса России n 1, Госкомрыболовства России n 2 от 11. 01. 2008

О россии iconОбщероссийский классификатор управленческой документации ок 011-93
Вниидад) Росархива, Департаментом информатизации Центрального Банка России, Акционерным обществом "Финтех", Вычислительным центром...

О россии iconФакультет Права Программа дисциплины
Требования к студентам: приступая к изучению курса Личные и имущественные права детей и их защита, студент должен знать гражданское...

О россии iconФакультет Права Программа дисциплины
Требования к студентам: приступая к изучению курса Личные и имущественные права детей и их защита, студент должен знать гражданское...

О россии iconФедеральный горный и промышленный надзор россии (госгортехнадзор россии)
Рди 12-450(88)-02), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 9 сентября 2002 г. №55)

О россии iconIii. История государственного управления в России и СССР
Одним из важнейших направлений своей деятельности – создание в России народного представительства, парламента – определили создаваемые...

О россии iconЭта брошюра продолжает серию изданий, выпускаемых в рамках реализации...
России, федеральные законодательные акты, нормативные документы Банка России, иные открытые источники. Кроме того, значительная часть...

О россии iconФакультет Права Программа дисциплины
Требования к студентам: приступая к изучению курса Имущественные отношения супругов, студент должен знать гражданское право России,...

О россии iconВсероссийский детский конкурс «Куклы в национальных костюмах народов России»
Конкурс) проводится Федеральным агентством по делам национальностей России (фадн россии) и Издательским домом «Аргументы и Факты»...

О россии iconПриказ мвд россии от 02. 04. 2013 n 187 "о признании утратившим силу...
Перечень нормативных правовых актов умвд россии по Оренбургской области, регулирующих оперативно – служебную деятельность, сведения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru