Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет» Институт филологии
Кафедра риторики и культуры речи
Кондратюк Ксения Павловна ЯЗЫКОВАЯ ИГРА В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННОЙ РЕКЛАМЫ
Код и направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль) образовательной программы:
Филологическое образование
Выпускная квалификационная работа
бакалавра
Научный руководитель –
кандидат филологических наук, доцент
О.В. Грызина Заведующий кафедрой
риторики и культуры речи
кандидат педагогических наук, доцент
О.К. Князева Проверка на объем заимствований:
71,67 % авторского текста Москва 2017
Оглавление Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения языковой игры в печатной рекламе 5
1.1.Реклама как форма массовой коммуникации. 5
1.2 Виды рекламных текстов и их особенности 15
1.3 Роль языковой игры в заголовках и текстах современной рекламы 21
Глава 2. Приемы и особенности создания языковой игры в текстах печатной рекламы. 28
2.1 Фонетические средства создания языковой игры в текстах печатной рекламы. 28
2.2 Игровые приемы современной рекламы на лексическом уровне языковой системы 36
2.3 Синтаксические приемы как экспрессивные средства создания языковой игры в рекламных текстах 43
2.4.Основные виды ошибок в рекламных текстах 50
50
Глава 3. Методические аспекты использования языковой игры в рамках спецкурса, спецсеминара в вузе при подготовке копирайтеров и менеджеров по рекламе. 56
Заключение 73
Список литературы 75
Введение
В современном мире объем информации, обрушивающийся на человека, растет с геометрической прогрессией. В связи с этим верным будет утверждение, что реклама всевозможных видов выходит на лидирующие позиции по уровню воздействия на каждого из нас. Согласно последним исследованиям, на среднестатистического жителя развитого государства ежедневно отводится в среднем около 1500 различных образцов рекламной продукции. Поэтому пристальное изучение рекламы как одного из основных инструментов воздействия в сфере торговли является крайне важным и актуальным в стремительно развивающемся обществе.
Большие объемы рекламы повлекли за собой необходимость повышения уровня качества и изобретательности соответствующих специалистов, зарождение и развитие специфического стиля подачи информации и текстов, фундаментом которых зачастую является принцип языковой игры.
Актуальность данной работы заключается в том, что социолингвистическое изучение языка в целом и человеческой речи в частности не теряют актуальности при исследованиях изменений в течение длительного времени. Развитие любого общества неминуемо влечет развитие конкретного языка. Аспекты его изучения изменяются не только качественно, но и, благодаря непрерывному обновлению предмета исследования, количественно.
Естественно, тема данной работы не может претендовать на роль малоизученной, однако в ней всё еще можно изыскать «черные дыры» и спорные утверждения. Технический и интеллектуальный прогресс ведут к появлению новых профессий и устройств, которые оказывают большое влияние на расширение языковой сферы.
Цель исследования – подробный анализ роли языковой игры в реализации функционала заявленного для рекламного текста.
В соответствии с обозначенной выше целью, автор данной работы ставит перед собой несколько задач:
Проанализировать примеры современных рекламных текстов, принимая их как образец специфического направления публицистического стиля.
Изучить наиболее распространенные приемы языковой игры в рекламных текстах.
Выявить особую структуру построения текстов в рекламе с различных точек зрения: синтаксической, лексической и фонетической.
Найти и рассмотреть примеры рекламы, использующие различные приемы языковой игры.
Рассмотреть методику внедрения языковой игры в рамках специальных курсов и семинаров в ВУЗах в процессе обучения будущих копирайтеров (создателей рекламных текстов) и менеджеров по рекламе.
Объектом дипломной работы является языковая игра как инструмент создания рекламных текстов.
Предметом данного труда являются приемы и средства создания языковой игры в современной текстовой рекламе.
Практический материал – тексты интернет-контента, баннерная реклама, рекламные брошюры, радио-реклама, листовки, газеты 2005-2017 годов выпуска («Комсомольская Правда», «Жизнь», «МК Московский Комсомолец», «Коммерсантъ», и др.), а также телевизионная реклама.
Лексические значения слов и выражений, а также их толкование даны в соответствии с «Толковым словарем русского языка» С.И. Ожегова под редакцией Н.Ю. Шведовой (М., 2006.).
Используемые в работе методы исследования:
- индуктивный метод анализа;
- метод классификации;
- метод обобщения;
- метод лингвистического наблюдения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в данной работе будет осуществлено обобщение всей собранной информации о применении языковой игры в существующих на данный момент рекламных текстах. Полученные в ходе работы выводы могут послужить основой для положительного разрешения ряда вопросов, всплывающих в процессе создания рекламных слоганов. Материалы проведенного исследования могут быть использованы как дополнительный источник информации для студентов филологических факультетов, а также будущих маркетологов и копирайтеров.
Практическая значимость работы состоит в изучении функциональных возможностей применения языковой игры в существующих СМИ. Кроме того, результаты исследования и собранный языковой материал могут принести пользу при подготовке учебников и методичек для использования на факультативных занятиях в школах, где есть классы с углубленным изучением русского языка.
Структура работы. Дипломное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии, насчитывающей 53 наименования.
|