Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов российской федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проектв «формирование современной городской среды»


Скачать 369.42 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов российской федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проектв «формирование современной городской среды»
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
blankidoc.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3
ПРОЕКТ 19.01.2017
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТВ «ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ»
НА 2018-2022 ГГ.

(включая механизмы вовлечения людей и общественного участия
в принятии решений и реализации проектов комплексного благоустройства и развития городской среды)


Москва 2017 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ



Приложение № 3 Перечень основных мероприятий Государственной (муниципальной) программы Error: Reference source not found1

Приложение № 4 Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы (муниципальной) на 2017 год Error: Reference source not found

Приложение № 5 План реализации Государственной программы (муниципальной программы).22

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


    1. Настоящие Методические рекомендации по подготовке государственных (муниципальных) (муниципальных программ) «Формирование современной городской среды на 2018 -2022 гг.» (далее – Методические рекомендации) разработаны в целях оказания методологического содействия субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям) в реализации приоритетного проекта «Формирование комфортно городской среды» (далее – Приоритетный проект).

    2. Государственные программы субъектов Российской Федерации (муниципальные программы) «Формирование современной городской среды на 2018-2022 гг.» (далее – региональные (муниципальные) программы) должны обеспечивать, прежде всего, реализацию комплекса мероприятий, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее – Правила предоставления федеральной субсидии), и направленных на развитие городской среды в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации: благоустройство муниципальных территорий общего пользования, дворовых территорий многоквартирных домов, а также других мероприятий, реализуемых в указанной сфере.

    3. Настоящие Методические рекомендации содержат основные рекомендации к региональным (муниципальным) программам, принятие и реализация которых является одним из условий предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по благоустройству территории поселений.

    4. Региональная программа предусматривает софинансирование за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации муниципальных программ, и содержит правила предоставления и распределения субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам в целях софинансирования муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 - 2022 гг., соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерацииi.

    5. Разработка региональной (муниципальной) программы должна осуществляться на основе следующих принципов:

  • полнота и достоверность информации;

  • прозрачность и обоснованность решений органов местного самоуправления о включении объектов комплексного благоустройства в муниципальную программу, предусматривающую комплексное благоустройство муниципального образования;

  • приоритет комплексности работ при проведении благоустройства;

  • эффективность расходования федеральной субсидии.

    1. Разработка проекта региональной программы осуществляется на основании Перечня государственных программ субъекта Российской Федерации, утвержденного соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и сформированного в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере социально-экономического развития региона и задачами, утвержденными в Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

    2. Ответственный исполнитель региональной (муниципальной) программы обеспечивает ее разработку, координацию деятельности соисполнителей и участников региональной программы, а также мониторинг ее реализации и предоставление отчетности о достижении целевых показателей (индикаторов) программы.


2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ПРОГРАММii
2.1. Региональная (муниципальная) программа должна состоять из следующих основных разделов:

а) титульный лист, включающий:

- наименование программы;

- наименование субъекта Российской Федерации, на территории которой реализуется программа;

- наименование муниципального образования, на территории которого реализуется программа (для муниципальных программ);

- сроки и этапы реализации программы в целом;

- номер и дату нормативного правового об утверждении программы;

б) текстовую часть программы, включающую:

- характеристику текущего состояния сектора благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации;

- описание приоритетов региональной (муниципальной) политики в сфере благоустройства, формулировка целей и постановка задач программы;

- прогноз ожидаемых результатов реализации программы, характеристику вклада субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) в достижение результатов Приоритетного проекта;

- объем средств, необходимых на реализацию программы за счет всех источников финансирования на каждый год реализации программы;

- мероприятия, предусмотренные разделом 3 настоящих Методических рекомендаций;

- иные мероприятия по усмотрению субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

в) приложения к программе, в том числе:

паспорт программы по форме согласно приложению №1 к настоящим Методическим рекомендациям;

сведения о показателях (индикаторах) программы по форме согласно приложению №2 к настоящим Методическим рекомендациям;

сведения об основных мероприятиях программы по форме согласно приложению №3 к настоящим Методическим рекомендациям;

сведения о ресурсном обеспечении программы за счет всех источников финансирования с расшифровкой по главным распорядителям средств областного бюджета, целевым программам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации по форме согласно приложению №4 к настоящим методическим рекомендациям;

план реализации программы по форме согласно приложению № 5 к настоящим Методическим рекомендациям;

г) софинансирование за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации муниципальных программ;

д) иные мероприятия по усмотрению субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ (МУНИЦИПАЛЬНОЙ) ПРОГРАММЫ
3.1. Характеристика текущего состояния сферы благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации.
3.1.1. В данном разделе проводится анализ сферы благоустройства в муниципальных образованиях с численностью населения свыше 1000 человек субъектов Российской Федерации, которым планируется предоставление субсидии в 2017 году, в рекомендуемой ретроспективе не менее, чем за 3 года, предшествующих году начала реализации региональной (муниципальной) программы.

3.2.2. Региональную (муниципальную) программу рекомендуется разрабатывать с учетом проведенной на территории субъекта Российской Федерации оценки потребностей и спроса населения в реализации комплексных проектов благоустройства. При описании текущего состояния городской среды муниципального образования целесообразно выделить наиболее интенсивно используемые территории горожанами (территории жилой застройки, общественные пространства, многофункциональные территории, дворовые пространства и т.д.).

3.3.3. Рекомендуется проводить оценку по следующим показателям:

Количество и площадь благоустроенных дворовых территорий (полностью освещенных, оборудованными местами для проведения досуга и отдыха разными группами населения (спортивные площадки, детские площадки и т.д.), малыми архитектурными формами);

Доля благоустроенных дворовых территорий от общего количества дворовых территорий;

Охват населения благоустроенными дворовыми территориями (доля населения, проживающего в жилом фонд с благоустроенными дворовыми территориями от общей численности населения муниципального образования субъекта Российской Федерации);

Количество муниципальных территорий общего пользования (парки, скверы, набережные и т.д.)

Доля и площадь благоустроенных муниципальных территорий общего пользования (парки, скверы, набережные и т.д.) от общего количества таких территорий

Доля и площадь муниципальных территорий общего пользования (парки, скверы, набережные и т.д.) от общего количества таких территорий, нуждающихся в благоустройстве

Объем финансового участия граждан, организаций в выполнении мероприятий по благоустройству дворовых территорий, муниципальных территорий общего пользования (при наличии такой практики)

Информация о наличии трудового участия граждан, организаций в выполнении мероприятий по благоустройству дворовых территорий, муниципальных территорий общего пользования (при наличии такой практики);

Иные показатели по усмотрению субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

3.3.4. В целях организации процесса комплексного благоустройства по результатам оценки текущего состояния сферы благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, в том числе оценки состояния дворовых территорий, целесообразно составить итоговый документ, содержащий инвентаризационные данные о территории и расположенных на ней элементах (паспорт благоустройства территорий), который позволит оптимизировать как процесс ухода и содержания территории, так и ее дальнейшего развития (например, осуществить проектирование и строительство детских площадок, размещение мест отдыха, выделение дополнительных мест для парковки и т.д.).

Паспорт разрабатывается по результатам натурного обследования территории и расположенных на ней элементов.

В паспорте рекомендуется указать границы и общую площадь территории, присутствующие и планируемые к размещению объекты благоустройства и их характеристики (в том числе общий уровень благоустройства- состояние дорожного покрытия, освещенность территории, наличие и состояние малых архитектурных форм, и т.д.). Состав и форма паспорта благоустройства территории устанавливаются субъектом Российской Федерации (органами местного самоуправления).

По результатам оценки необходимо описать ключевые проблемы территории, на которых предполагается реализация мероприятий по благоустройству. К проблемам могут быть отнесены низкий уровень общего благоустройства территории, низкий уровень экономической привлекательности территории из-за наличия инфраструктурных проблем, наличие на территории ветхих и аварийных зданий и сооружений, неудовлетворительный внешний вид зданий, находящихся в муниципальной и государственной собственности и другие.
3.2. Приоритеты политики благоустройства,

формулировка целей и постановка задач региональной (муниципальной) программы
В текстовой части региональной (муниципальной) программы приводится описание приоритетов государственной политики в сфере благоустройства субъекта Российской Федерации, характеристика вклада субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) в достижение результатов Приоритетного проекта, осуществляется постановка целей и задач региональной (муниципальной) программы.

Основные приоритеты государственной политики в сфере благоустройства субъекта Российской Федерации должны соответствовать приоритетам, отраженным в паспорте приоритетного проекта, стратегических документах по формированию комфортной городской среды федерального уровня, стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, муниципальных образований и иных документах стратегического планирования.

Цели региональной (муниципальной) программы определяются как планируемый конечный результат решения проблемы развития сектора благоустройства в регионе посредством реализации региональной (муниципальной) программы, или как ожидаемое (планируемое) состояние дел в сфере благоустройства.

Цели региональной (муниципальной) программы должны иметь конкретный, определенный характер, подразумевать количественную измеримость результата, быть адекватными сложившейся ситуации и ресурсному обеспечению, а также достижимыми в определенном отрезке времени.

Формулировка цели должна быть краткой и ясной. Она не должна содержать указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели. Формулировка цели региональной (муниципальной) программы должна иметь связь с формулировкой соответствующей цели Приоритетного проекта.

При формулировании цели лучше всего использовать описание характера изменений, осуществляемых в ходе реализации региональной (муниципальной) программы (например, повышение, ускорение, улучшение, развитие, снижение, укрепление и т.п.) и не использовать формулировки, характеризующие процесс, текущую деятельность (например, реализация задач, создание условий, проведение политики и т.п.).

В процессе формирования региональной (муниципальной) программы для стратегической цели рекомендуется сформировать дерево задач, увязанных друг с другом и направленных на достижение стратегической цели. Комбинация задач должна обеспечивать наилучшую отдачу от вложенных финансовых и иных ресурсов. Формулировка и состав задач должны обеспечивать достижение поставленной цели.
Например:


цель региональной программы:

Повышение качества и комфорта городской среды на территории субъекта Российской Федерации

задачи региональной программы:

Обеспечение формирования единых ключевых подходов и приоритетов формирования комфортной городской среды на территории субъекта Российской Федерации с учетом приоритетов территориального развития

Создание универсальных механизмов вовлеченности заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территории муниципальных образований субъекта Российской Федерации

Обеспечение проведения мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований в соответствие с едиными требованиями



Например:


цель муниципальной программы:

Повышение качества и комфорта городской среды на территории муниципального образования

задачи муниципальной программы:

Обеспечение формирования единого облика муниципального образования

Обеспечение создания, содержания и развития объектов благоустройства на территории муниципального образования, включая объекты, находящиеся в частной собственности и прилегающие к ним территории

Повышение уровня вовлеченности заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территории муниципального образования



Формулировка задач региональной (муниципальной) программы должна отражать измеримый конечный результат и не быть сформулированной как мероприятия, поскольку в этом случае она будет отражать процесс достижения целей.
3.3. Особенности формирования региональных (муниципальных) программ
3.3.1. Региональная (муниципальная) программа должна предусматривать:

а) адресный перечень всех дворовых территорий многоквартирных домов, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в указанный период исходя из минимального перечня работ по благоустройству (очередность благоустройства определяется в порядке поступления предложений заинтересованных лиц об их участии в выполнении указанных работ);

б) адресный перечень всех муниципальных территорий общего пользования, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в указанный период;

в) адресный перечень объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих благоустройству не позднее 2020 года за счет средств указанных лиц в соответствии с заключенными соглашениями с органами местного самоуправления;

г) мероприятия по инвентаризации уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, с заключением по результатам инвентаризации соглашений с собственниками (пользователями) указанных домов (земельных участков) об их благоустройстве не позднее 2020 года в соответствии с требованиями утвержденных в муниципальном образовании правил благоустройства;

д) адресный перечень подлежащих созданию (восстановлению, реконструкции) объектов централизованного питьевого водоснабжения сельских населенных пунктов (при необходимости, определяемой уполномоченным органом местного самоуправления сельского поселения).

3.3.2. Форма паспорта программы приведена в приложении № 1 к настоящим Рекомендациям.

3.3.3. При формировании региональных программ рекомендуется осуществить следующие мероприятия на уровне муниципальных образований (в том числе в порядке подготовки к формированию муниципальных программ):

3.3.3.1. Анализ состояния территориального развития на территории субъекта Российской Федерации, в том числе выявление «вымирающих» муниципальных образований, а также перспективных к развитию муниципальных образований. Формирование соответствующих перечней и определение приоритетов развития региона с учетом полученной информации.

3.3.3.2. Постановка муниципальным образованиям задачи по анализу к определенному сроку текущего состояния территории муниципальных образований: проведение инвентаризации и составление документов (в том числе в электронном виде), описывающих все объекты благоустройства, расположенные на территории муниципального образования, их техническое состояние, типологизацию указанных объектов, а также структуру собственности земельных ресурсов и объектов благоустройства (по видам собственности)).

3.3.3.3. Постановка муниципальным образованиям задачи по описанию к определенному сроку существующих проблем на основании проведенного анализа, формулированию предложений по их решению.

3.3.3.4. Проведение экспертного анализа полученных материалов, в том числе с привлечением соответствующих муниципальных образований, и выработка по их результатам предложений по мероприятиям для включения в региональную программу.

3.3.3.5. Проведение общественного обсуждения проекта региональной программы. Порядок общественного обсуждения, сроки представления, рассмотрения и оценки предложений граждан, организаций к программе, порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки указанных предложений рекомендуется утверждать одним распорядительным документом (но в виде отдельных порядков).

3.3.3.6. Иные этапы.

К указанным порядкам рекомендуется также прилагать унифицированные формы, по которым заинтересованные лица (граждане, организации) представляют соответствующие предложения.

Вышеуказанные мероприятия рекомендуется осуществлять с привлечением специализированных организаций и экспертов в вопросах формирования городской среды.

3.3.4. Формирование муниципальных программ рекомендуется осуществлять с учетом следующих этапов и положений утвержденных региональных программ или их проектов (если к моменту начала работы по формированию муниципальной программы утвержденная региональная программа будет отсутствовать):

3.3.4.1. Анализ текущего состояния территории муниципального образования: проведение инвентаризации и составление документов (в том числе в электронном виде), описывающих все объекты благоустройства, расположенные на территории муниципального образования, их техническое состояние, типологизацию указанных объектов, а также структуру собственности земельных ресурсов и объектов благоустройства (по видам собственности)).

3.3.4.2. Описание существующих проблем на основании проведенного анализа, предложение по их решению, систематизированные в проект адресного перечня с разбивкой по типам объектов благоустройства.

3.3.4.3. Проведение общественного обсуждения проекта адресного перечня, в том числе организация приема предложений заинтересованных лиц по дополнению указанного перечня. Порядок общественного обсуждения проекта муниципальной программы, порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки предложений граждан, организаций к программе, порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки указанных предложений рекомендуется утверждать одним распорядительным документом (но в виде отдельных порядков) в целях синхронизации процесса формирования муниципальной программы и представления предложений заинтересованных граждан и организаций.

К указанным порядкам рекомендуется также прилагать унифицированные формы, по которым заинтересованные лица (граждане, организации) представляют соответствующие предложения.

3.3.4.4. Доработка адресного перечня по итогам обсуждения и утверждение муниципальной программы.

3.3.4.5. Иные этапы.
3.3.4. Особенности осуществления контроля реализации региональной (муниципальной) программы
3.3.4.1. Осуществление контроля и координации за ходом выполнения региональной программы, муниципальных программ, в том числе реализацией конкретных мероприятий в рамках указанных программ, рекомендуется осуществлять с участием созданной субъектом Российской Федерации межведомственной комиссии, в состав которой включаются представители заинтересованных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, политических партий и движений, общественных организаций, объединений предпринимателей и иных заинтересованных лиц а также представителя Администрации Президента Российской Федерации (по согласованию) (далее – МВК).

Организацию деятельности МВК рекомендуется осуществлять в соответствие с Положением о МВК, утвержденным с учетом типовой формы, подготовленной Минстроем России. При этом, проведение заседаний МВК рекомендуется осуществлять в открытой форме с использованием видеофиксации с последующим размещением соответствующих записей, протоколов заседаний в открытом доступе на сайте субъекта Российской Федерации.

3.3.4.2. В целях осуществления контроля и координации реализации муниципальной программы рекомендуется создавать на уровне муниципального образования общественную комиссию из представителей органов местного самоуправления, политических партий и движений, общественных организаций, иных лиц для организации такого обсуждения, проведения комиссионной оценки предложений заинтересованных лиц, а также для осуществления контроля за реализацией программы после ее утверждения в установленном порядке (далее – муниципальная общественная комиссия).

Организацию деятельности муниципальной общественной комиссии рекомендуется осуществлять в соответствие с Положением об общественной комиссии, утвержденной с учетом типовой формы, подготовленной Минстроем России. При этом, проведение заседаний муниципальной общественной комиссии рекомендуется осуществлять в открытой форме с использованием видеофиксации с последующим размещением соответствующих записей, протоколов заседаний в открытом доступе на сайте органа местного самоуправления.

3.3.5. Вовлечение граждан, организаций в процесс обсуждения проекта муниципальной программы, отбора дворовых территорий, муниципальных территорий общего пользования для включения в муниципальную программу

а) принципы организации участия граждан, организаций в процессе обсуждения проекта муниципальной программы, отбора дворовых территорий, муниципальных территорий общего пользования для включения в муниципальную программу:
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов российской федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проектв «формирование современной городской среды» iconПриказ от 6 апреля 2017 г. N 691/пр об утверждении методических рекомендаций...
Российской Федерации на поддержу государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной...

Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов российской федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проектв «формирование современной городской среды» iconПостановление от 01. 03. 2017 №74 Об утверждении Порядка отбора дворовых...
В соответствии с Федеральным законом от 06. 10. 2003 №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской...

Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов российской федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проектв «формирование современной городской среды» iconАдминистрация Балахнинского муниципального района
Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 24. 11. 2017 №1601 «Об утверждении положений по проведению общественного...

Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов российской федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проектв «формирование современной городской среды» iconМетодические материалы по формированию системы мониторинга реализации...
Целью мониторинга является содействие обеспечению реализации программ инновационного развития компаний в полном объеме и в установленные...

Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов российской федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проектв «формирование современной городской среды» iconМетодические рекомендации по календарному планированию и контролю...
Методические рекомендации предназначены для определения правил формирования субъектами РФ (далее в том числе регионы) календарных...

Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов российской федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проектв «формирование современной городской среды» iconРуководство пользователя портала государственных программ российской федерации
Аналитическая информационная система обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, реализуемой в...

Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов российской федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проектв «формирование современной городской среды» iconПроведения отбора граждан для заключения в 2016 году договора о целевом...
Дизайн архитектурной среды по профилю: проектирование городской среды (далее Отбор)

Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов российской федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проектв «формирование современной городской среды» iconДоклад «Об итогах социально-экономического развития муниципального...
Указами и Перечнями поручений Президента Российской Федерации, Планом мероприятий администрации Невельского городского округа по...

Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов российской федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проектв «формирование современной городской среды» icon«Развитие творческого потенциала учащихся в условиях современной образовательной среды»
Коллектив школы достиг цели «Формирование в школе социально-адаптированной, конкурентоспособной, духовно богатой личности, освоившей...

Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов российской федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проектв «формирование современной городской среды» iconАдминистрации Кировского района Исполнительного комитета г. Казани Д. И. Фаттахов 15. 01. 2010
Правительства Российской Федерации, и граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для постоянного проживания, согласно...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru