ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменский государственный нефтегазовый университет»
Институт Транспорта
Кафедра «Эксплуатация автомобильного транспорта»
МЕТОДИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ
к практическим работам по дисциплине
«Грузоведение»
для студентов специальности 240100 “Организация перевозок и управление на транспорте (Автомобильный транспорт)”
очной и заочной форм обучения
Часть 1
Тюмень 2005
Утверждено редакционно-издательским советом
Тюменского государственного нефтегазового университета
Составители: Смирнова Ольга Юрьевна, ст. преподаватель
Эртман Юлия Александровна, к.т.н., доцент
Методическое указание предназначено для закрепления теоретического знаний и формирования практических умений и навыков по дисциплине «Грузоведение». Методическое указание может быть использовано как задание для семестрового контроля знаний студентов. Предназначено для студентов специальности 240100 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)» очной, заочной и заочной сокращенной форм обучения. © государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменский государственный нефтегазовый университет» 2005 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………
| 4
| Практическая работа № 1……………………………………...…………….
| 5
|
| Тема: Контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей при осуществлении международных автомобильных перевозок
|
| Практическая работа № 2……………………………………...…………….
| 7
|
| Тема: Выбор оптимального типа складского оборудования предприятия
|
| Практическая работа № 3……………………………………...…………….
| 14
|
| Тема: Определение стоимости необходимого складского подъемно-транспортного оборудования
|
| Практическая работа № 4……………………………………...…………….
| 17
|
| Тема: Нормы естественной убыли продовольственных товаров при хранении на складах и при транспортировке
|
| Практическая работа № 5……………………………………...…………….
| 22
|
| Тема: Документооборот при внутренних перевозках грузов
|
| Ситуационные задачи ……………………………………………………….
| 29
| Список рекомендуемой литературы………………………………………...
| 30
| ВВЕДЕНИЕ «Грузоведение» является одной из основных профильных дисциплин специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (Автомобильный транспорт)». В рамках этого курса студенты получают профессиональные знания, умения и навыки инженера, необходимых для решения задач повышения качества транспортировки и хранения грузов.
В первой части настоящих Методических указаний содержатся инструкции к выполнению пяти практических работ для закрепления теоретических знаний, полученных в лекционной части курса и получению практических навыков
чтения диаграммного листка бортового контрольного устройства (тахографа) для контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителей при выполнении международных автомобильных перевозок;
комплексного метода оценки при принятии управленческих решений на примере задачи выбора оптимального типа подъемно-транспортного складского оборудования,
расчета необходимого количества подъемно-транспортного оборудования, его стоимости, исходя из потребного количества;
расчета естественной убыли продовольственных товаров при транспортировке автомобильным транспортом и при хранении на складах;
заполнения товарно-транспортной накладной,
а также ситуационные задачи на основании пройденного за первый семестр изучения курса материала.
Для удобства использования Методические указания структурно подразделяются на 5 отдельных практических занятий, состоящих из теоретической части, необходимой для выполнения работы и практического задания, индивидуального или группового. В конце Методических указаний приведен в виде отдельного раздела ряд ситуационных задач, а также краткий список литературных источников, в которых содержится материал по приведенным темам.
Практическая работа № 1
Тема: Контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей при осуществлении международных автомобильных перевозок Цель работы: приобретение навыков чтения диаграммного листка бортового контрольного устройства (тахографа) Контрольное устройство - ТАХОГРАФ (в переводе с греческого означает «скорописец») – оборудование, предназначенное для установки на АТС в целях показания и записи в п/автоматическом и автоматическом режиме на специальных регистрационных листках (диаграммных дисках) данных о движении этих АТС и об определенных периодах работы и отдыха их водителей.
В России с 24 апреля 1995 года предусматривается обязательное применение тахографов на АТС, участвующих в МАП грузов и пассажиров.
Задачи, решаемые с помощью установки на автомобили тахографов:
Исключаются несанкционированные перевозки и приписки невыполненных работ (фиксируется значения пробега и рабочего времени).
Обеспечивается реальное повышение безопасности движения (фиксируется скорость движения и время нахождения за рулем).
Обеспечивается соблюдение предписанных режимов движения, что способствует повышению ресурса двигателя, шин, тормозных систем и автомобиля в целом, а также снижению потребления топлива и расходов на ТО и, как следствие, расходов на эксплуатацию).
Обеспечивается социальная и правовая защита водителей.
Обеспечение объективных расчетов с заказчиками по фактическим объемам выполненных работ по перевозке и за простои по различным причинам.
Оптимизация маршрутов перевозок и графиков движения по результатам сравнительного анализа записей на регистрац. листках.
Объективная оценка профессиональных качеств водителей по характеру записи скорости.
Беспрепятственное участие в перевозочных процессах, как по территории России, так и любых европейских государств.
Зона записи пробега ограничена двумя штриховыми линиями. На стоящем автомобиле перо самописца пробега прописывает в этой зоне часть окружности, а при движении зигзагообразно отклоняется вверх-вниз. Каждый 1 мм отклонения соответствует 1 км пробега. Вся ширина зоны записи составляет 5 мм и соответствует 5 км пробега, следовательно, полный размах (зигзаг) линии записи соответствует 10 км пробега. Для подсчета пробега достаточно сосчитать количество вершин полных зигзагов и умножить на 10, а потом прибавить значение не полных загзагов из учета 1 мм – 1 км.
Каждый случай открывания крышки тахографа отмечается на диаграммном диске в виде маленьких «запятых» на всех линиях записи тахограммы.
Примерный вид диаграммного листка (тахограммы), лицевой и оборотной стороны представлен на рис. 1.1 и 1.2.
Рис.1.1. Регистрационный листок тахографа
Рис. 1.2. Регистрационный листок тахографа (оборотная сторона)
Практическое индивидуальное задание:
Записать, используя данные диаграммного листка (тахограммы):
Пункт отправления
Пункт прибытия
Дата и время установки диска
Дата и время снятия диска
Время начала движения
Какое расстояние водитель проехал до первой значимой (более 15 мин) остановки, сколько времени водитель провел за рулем до первой значимой остановки
Каково максимальное время непрерывного управления
Каково максимальное время управления в сутки (до междусменного перерыва на сон и отдых)
Охарактеризовать (устно) режим движения водителя
Устно - нарушения режима труда и отдыха водителями
Практическая работа № 2
Тема: Выбор оптимального типа складского оборудования предприятия Цель работы: Изучение метода комплексной оценки при принятии управленческих решений на примере задачи выбора оптимального типа подъемно-транспортного складского оборудования На складе все транспортные пути можно разделить на две категории: внутрискладские транспортные пути и внешние транспортные пути.
Каждая из этих категорий может быть разделена на вертикальные, горизонтальные перемещения и перемещения, требующие совмещения, которые составляют определенные маршруты, обусловленные технологическим процессом.
В качестве расчетного примера принят условный склад, этапы перемещения товара на котором имеют следующие опорные пункты:
транспортное средство,
площадка погрузки-разгрузки транспортного средства,
площадка подъемного механизма,
место складирования,
цех контроля качества товара.
Рассмотрим технологический процесс складских перемещений.
Категория внутрискладских перемещений разделяется на маршруты «площадка подъемного механизма - место складирования» и
«площадка погрузки-разгрузки транспортных средств - площадка подъемного механизма».
Категория внешнетерриториальных перемещений также разделяется на маршруты:
погрузка-разгрузка транспортного средства,
складское помещение – цех контроля качества товара.
Каждый из этих маршрутов включает в себя несколько разного рода перемещений грузов в двух видах тары: одиночные бочки, поддоны, груженые двумя бочками, для каждой их которых требуется разного вида оборудование.
Рассмотрим каждый из маршрутов отдельно:
Операция погрузки-разгрузки транспортного средства состоит из вертикального перемещения «транспортное средство – площадка погрузки-разгрузки транспортного средства» и горизонтального перемещения «площадка погрузки-разгрузки транспортного средства – площадка подъемного механизма складского помещения». От оборудования требуется совмещение двух этих операций.
Маршрут «площадка подъемного механизма – место складирования» требует два вида оборудования:
*для перемещения одиночных бочек на первый уровень хранения (горизонтальное перемещение бочек) и
*для перемещения поддонов на второй уровень хранения (маршрут делится на горизонтальное перемещение «площадка подъемного механизма – место складирования» и вертикальное перемещение «помещение поддона на второй уровень»). От оборудования требуется возможность совмещения этих операций.
Маршрут «складское помещение – цех контроля качества» состоит из горизонтального перемещения одиночных бочек или поддонов.
Различные виды складского подъемно-транспортного оборудования представлены в табл.2.1. Чтобы принять решение по выбору подъемно-транспортного оборудования для каждого вида перемещений груза применяется метод комплексной оценки:
Для каждого вида перемещения формируется система требований к оборудованию.
Определяются физические значения выявленных параметров, а где невозможно – их экспертная оценка.
По каждому параметру устанавливается эталон.
Значения физических величин посредством эталона переводят в относительные. В случае, если эталон является максимальным значением параметра, то все значения данного параметра делятся на эталон. Если же эталон является минимальным значением по данному параметру, значение этого эталона делится на все значения данного параметра.
Производится ранжирование параметров.
Производится корректировка относительных значений параметров путем их деления на ранг.
Таблица 2.1
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Внутрипроизводственные транспортные системы
| Стационарные транспортеры
| Нестационарные транспортеры
| Не связанные с полом
| С опорой на площадь пола
| Не связанные с полом
| С опорой на площадь пола
| Подъемники
| Транспортеры
| Картраки
| Штабелеры
| Электроподъемники
.
Подъёмник, грузоподъёмная машина прерывного или непрерывного действия для подъёма груза в специальных грузонесущих устройствах, движущихся по жёстким вертикальным направляющим или рельсовому пути. В канатных подъемники грузонесущие устройства подвешиваются на стальных канатах, огибающих канатоведущие шкивы или навиваемых на барабаны подъёмных лебёдок.
| Несущий цепной транспортер,
Скрытый под полом цепной транспорте,
Ременной транспортер
Транспортёр (конвейер) - машина непрерывного действия для перемещения сыпучих, кусковых или штучных грузов.
| Подвесные
тележки
| Вилочные штабелеры
Штабелер, сопровождаемый пешим водителем, предназначен для транспортировки и складирования материалов, помещенных на поддон или транспортную платформу, по ровным твердым поверхностям.
| Монорельсовые подвесные
тележки
| Тали
| Тали
электрические
| Рольганги
|
Роликовые конвейеры (рольганги) служат для перемещения штучных грузов с плоской, ребристой или цилиндрической поверхностью.
Бывают 2 типов: гравитационные и приводные. Применяются для перемещения несыпучих грузов, в случае, когда применение ленточных конвейеров невозможно или нецелесообразно.
| Тележки
| Тележки с платформой
Ручные тележки
| Тали ручные
|
| Подъемники
|
| Погрузчики
Электропогрузчик
Электропогрузчик представляют собой самоходную тележку, оборудованную специальными приспособлениями для захвата, подъема и опускания груза.
| Полочный подъемник
Стеллаж с подъемной полкой
Подъемный стол
,
Подъемники, имеющие опору на площадь пола, устанавливаются на неподвижной платформе, которая, в зависимости от грузоподъемности и габаритов подъемника, может быть одностоечной или двухстоечной. Перемещают грузы в вертикальном, реже наклонном, направлении.
| Дизельный автопогрузчик
По своему устройству автомобильные погрузчики аналогичны электропогрузчикам. Характерным для автопогрузчиков является то, что в их конструкции использованы узлы серийно выпускаемых грузовых автомобилей. Конструкция самоходного шасси на колесах автомобильного типа позволяет автопогрузчику перемещаться по проездам и площадкам, не имеющим твердого покрытия.
| Цепной транспортер-подъемник
Подъемник оснащен ленточным транспортером. Перемещает грузы в смешанном (вертик. и горизонт. направлениях).
| Электроштабелеры
Гидравлические штабелеры
Применение штабелеров особенно эффективно на складах с небольшим объемом штучных и тарно-упаковочных материалов, когда укладывать их необходимо в штабеля или стеллажи на высоту 1,5-2 м, а использование для этого высокопроизводительных сложных машин экономически нецелесообразно.
|
Определяется комплексный показатель качества путем сложения полученных относительных значений по вариантам оборудования.
Выполняется анализ полученных результатов.
Система требований к оборудованию для каждого вида перемещений изложена в табл. 2.2-2.5. Также в каждой из таблиц в столбце «ранг» содержится информация о значимости каждого из требований, предъявляемых к оборудованию. Ниже, под таблицами, для упрощения расчетной части работы предлагаются варианты складского оборудования для расчета.
Таблица 2.2
Маршрут «Погрузка-разгрузка транспортного средства»
Ранг
| Требования
| 1
| Возможность совмещения вертик. и горизонт. перемещений грузов
| 2
| Проходимость
| 3
| Мобильность
| 4
| Цена оборудования
| 5
| Эксплуатационные расходы
| 6
| Грузоподъемность
| 7
| Высота подъема груза
| 8
| Использование поддонов
| Варианты: гидравлический штабелер, электроштабалер, электропогрузчик, дизельный автопогрузчик.
Таблица 2.3
Маршрут «Площадка подъемного механизма – место хранения»
(одиночные бочки)
Ранг
| Требования
| 1
| Трудозатраты
| 2
| Цена оборудования
| 3
| Грузоподъемность
| 4
| Ширина проезда
| Ширина разворота
| 5
| Маневренность
| 6
| Эксплуатационные расходы
| Варианты: ручная тележка для перемещения бочек, платформенная тележка
Таблица 2.4
Маршрут «Площадка подъемного механизма – место хранения»
(поддоны)
Ранг
| Требования
| 1
| Трудозатраты
| 2
| Цена оборудования
| 3
| Эксплуатационные расходы
| 4
| Ширина проезда
| 5
| Ширина разворота
| 6
| Грузоподъемность
| 7
| Высота подъема груза
| 8
| Маневренность
| Варианты: гидравлический штабелер, электроштабалер, электропогрузчик
Таблица 2.5
Маршрут«складское помещение – цех контроля качества товаров»
Ранг
| Требования
| 1
| Возможность совмещения маршрутов с одиночными бочками и поддонами
| 2
| Скорость передвижения
| 3
| Грузоподъемность
| 4
| Трудозатраты
| 5
| Цена оборудования
| 6
| Проходимость
| 7
| Мобильность
| 8
| Эксплуатационные расходы
| Варианты: ручная тележка, платформенная тележка, электропогрузчик, дизельный автопогрузчик Технические характеристики приведенных выше параметров для каждого вида подъемно-транспортного оборудования приведены в табл. 2.6-2.11.
Таблица 2.6
Технические характеристики оборудования ручная тележка
Грузоподъемность
| 1 бочка, 400 кг
| Ширина проезда
| 0,8 м
| Ширина разворота
| 1,2 м
| Маневренность
| экспертная оценка 5 (по 5-балльной шкале)
| Трудозатраты
| экспертная оценка 1
| Цена
| 140 $
| Эксплуатационные расходы
| экспертная оценка 5
| Мобильность
| экспертная оценка 3
| Проходимость
| экспертная оценка 5
| Возможность совмещения маршрутов с одиночными бочками и поддонами
| экспертная оценка 1
| Скорость
| 1,1 м/с
|
Таблица 2.7
Технические характеристики оборудования платформенная тележка
Грузоподъемность
| 2 бочки, 800 кг
| Ширина проезда
| 1 м
| Ширина разворота
| 1,5 м
| Маневренность
| экспертная оценка 3 (по 5-балльной шкале)
| Трудозатраты
| экспертная оценка 3
| Цена
| 160 $
| Эксплуатационные расходы
| экспертная оценка 5
| Мобильность
| экспертная оценка 2
| Проходимость
| экспертная оценка 4
| Скорость
| 0,9 м/с
| Возможность совмещения маршрутов с одиночными бочками и поддонами
| экспертная оценка 3
| Таблица 2.8
Технические характеристики оборудования электроштабелёр
Грузоподъемность
| 2 бочки, 1000 кг
| Ширина проезда
| 1,5 м
| Ширина разворота
| 2,1 м
| Высота подъема
| 2,9 м
| Маневренность
| экспертная оценка 3 (по 5-балльной шкале)
| Трудозатраты
| экспертная оценка 4
| Цена
| 2990 $
| Эксплуатационные расходы
| экспертная оценка 3
| Возможность совмещения вертик. и горизонт. перемещений груза
| экспертная оценка 0
| Мобильность
| экспертная оценка 1
| Проходимость
| экспертная оценка 0
| Использование поддонов
| экспертная оценка 1
|
Таблица 2.9
Технические характеристики оборудования гидравлический штабелёр
Грузоподъемность
| 2 бочки, 1000 кг
| Ширина проезда
| 1,5 м
| Ширина разворота
| 2,1 м
| Высота подъема
| 1,6 м
| Маневренность
| экспертная оценка 3 (по 5-балльной шкале)
| Трудозатраты
| экспертная оценка 1
| Цена
| 860 $
| Эксплуатационные расходы
| экспертная оценка 5
| Возможность совмещения вертик. и горизонт. перемещений груза
| экспертная оценка 0
| Мобильность
| экспертная оценка 0
| Проходимость
| экспертная оценка 0
| Использование поддонов
| экспертная оценка 0
|
Таблица 2.10
Технические характеристики оборудования электрический погрузчик
1
| 2
| Грузоподъемность
| 2 бочки, 1000 кг
| Ширина проезда
| 1,8 м
| Ширина разворота
| 1,9 м
| Высота подъема
| 2,2 м
| Маневренность
| экспертная оценка 5 (по 5-балльной шкале)
| Трудозатраты
| экспертная оценка 5
| Цена
| 7600 $
| Эксплуатационные расходы
| экспертная оценка 3
| Возможность совмещения вертик. и горизонт. перемещений груза
| экспертная оценка 1
| Продолжение табл. 2.10
1
| 2
| Мобильность
| экспертная оценка 5
| Проходимость
| экспертная оценка 3
| Использование поддонов
| экспертная оценка 1
| Скорость
| 1,8 м/с
| Возможность совмещения маршрутов с одиночными бочками и поддонами
| экспертная оценка 5
|
Таблица 2.11
Технические характеристики оборудования дизельный автопогрузчик
Грузоподъемность
| 1250 кг
| Высота подъема
| 2,8 м
| Скорость
| 2 м/с
| Трудозатраты
| экспертная оценка 5
| Цена
| 12700 $
| Эксплуатационные расходы
| экспертная оценка 3
| Возможность совмещения вертик. и горизонт. перемещений груза
| экспертная оценка 1
| Мобильность
| экспертная оценка 5
| Проходимость
| экспертная оценка 4
| Использование поддонов
| экспертная оценка 1
| Возможность совмещения маршрутов с одиночными бочками и поддонами
| экспертная оценка 5
|
Практическая работа № 3
|