__________________________________________________________________
(наименование учреждения) СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель первичной Руководитель учреждения
организации профсоюза _______________________ ________________________
(подпись) (подпись)
м.п.
_______________________ ________________________
(инициалы, фамилия) (инициалы, фамилия) Протокол №__ от ________________________
(дата утверждения)
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 74
по охране труда для водителей всех типов автомобилей
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
К управлению автомобилями всех видов и марок допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обучение (курсы) и имеющие удостоверение на право управления автомобилем данной категории.
Водители допускаются к выполнению работ только после прохождения вводного инструктажа и инструктажа по охране труда непосредственно на рабочем месте, который проводится повторно не реже одного раза в квартал и при каждом изменении работы. Вновь принятые на работу водители должны пройти стажировку в течение 6 – 10 смен для освоения безопасных приемов труда с последующей проверкой знаний.
Водители должны выполнять все требования «Правил дорожного движения».
Водителю запрещается:
управлять автомобилем в болезненном состоянии, при переутомлении, при алкогольном или наркотическом опьянении или с остаточными явлениями опьянениями;
распитие спиртных напитков и курение на территории учреждения, в рейсе, в местах отдыха и работы на трассе; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах;
отдыхать или спать в кабине при работающем двигателе, использовать его для обогрева кабины на длительных стоянках;
устранять неисправности под поднятым кузовом самосвала, если отсутствуют упорные устройства под кузов.
Водитель при назначении на работу должен получить у администрации инструкции по охране труда, технический паспорт и спецодежду в соответствии с нормами выдачи спецодежды.
По прибытии на место назначения водитель обязан получить дополнительный инструктаж по охране труда у руководителя работ с учетом местных условий эксплуатации и рельефа местности.
Автомобили всех марок, типов и назначений, находящиеся в эксплуатации, должны быть полностью укомплектованы в соответствии с ГОСТом и действующими техническими условиями.
Техническое состояние автомобилей, прицепов, тягачей и т.п. должно обеспечить их безотказную работу на линии, отвечать правилам дорожного движения и настоящим инструкциям.
К кабине автомобиля предъявляются следующие требования: ветровое и боковое стекла не должны иметь трещин и затемнений; боковые стекла должны плавно передвигаться от руки или свеклоподъемными механизмами. Щетки включенного стеклоочистителя должны перемещаться свободно, обеспечивая нормальную очистку ветрового стекла.
Пол кабины должен быть исправным и застелен резиновым ковриком.
Системы питания, охлаждения, смазки не должны иметь течи топлива, масла, воды, а также пропускать газы через неплотности соединений в системах питания и выпуска.
При проверке технического состояния всех автомобилей проверять исправность рулевого управления, тормозов, освещения, сигнализации, шин, буксирного устройства, замков дверей кабин, замков бортов. На автомобилях – самосвалах дополнительно: исправность гидроподъемника, наличие и исправность кузовного упора и троса, ограничивающего подъем кузова.
Перевозка людей в кузове грузовых автомобилей запрещается.
Ручной тормоз на всех автомобилях должен удерживать полностью загруженный автомобиль на уклоне 20 0.
Каждый автомобиль должен иметь зеркало заднего вида.
Световая и звуковая сигнализация должны быть исправны.
Автомобиль должен быть укомплектован исправным инструментом.
Запрещается подогревать двигатель открытым огнем и протирать его ветошью, смоченной в бензине или керосине.
При пуске двигателя рукояткой запрещается принимать рычаги для пусковой рукоятки, держать рукоятку в «обхват». Автомобиль должен быть заторможен ручным тормозом, рычаг КПП в нейтральном положении.
В дождь, снегопад и гололед необходимо соблюдать осторожность при посадке и высадке из кабины, а также при проверке воды в радиаторе. Подножки и бампер должны быть всегда чистыми
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
Водитель перед выездом на линию должен проверить:
наличие при себе удостоверения установленного образца и технического талона;
оформление путевого листа, где указываются погодные условия и места отдыха;
техническое состояние автомобиля;
заправку автомобиля топливом, маслом, водой и тормозной жидкостью, уровень электролита в аккумуляторной батарее, давление воздуха в шинах, наличие инструментов и инвентаря, наличие огнетушителей, аптечки, знака аварийной остановки, противооткатных упоров.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
При работе на линии водитель обязан:
выполнять правила безопасности движения и указания регулировщиков уличного движения;
поддерживать скорость в соответствии с требованиями ПДД с учетом состояния дороги, но не свыше максимальной скорости, установленной технической характеристикой для данного автомобиля;
наблюдать за показаниями контрольных приборов автомобиля и правильностью работы всех механизмов;
при появлении неисправности, угрожающей безопасности движения и сохранности автомобиля, остановить автомобиль и продолжать движение только после устранения неисправности.
Водителю запрещается перевозить грузы, людей, не указанные в путевом листе, а также самовольно уклоняться от маршрута, определяемого характером перевозок.
Запрещается без разрешения администрации перевозить в автомобиле лиц, не имеющих отношение к выполняемой работе. Категорически запрещается перевозить людей на подножках, буферах, а также в кузове автомобиля.
Водитель отвечает за соблюдение правил техники безопасности всеми лицами, находящимися в автомобиле, и обязан требовать от них выполнения этих правил.
Перед выходом из кабины автомобиля на проезжую часть дороги, водитель предварительно должен убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлении.
С наступлением темноты при движении в ограниченной видимости (туман, дождь, снегопад, пыль) водитель обязан включать свет фар.
Порядок перевозки негабаритных грузов в каждом отдельном случае устанавливается ГИБДД.
Водителю запрещается допускать к работе лиц, не имеющих на это права (грузчиков, агентов, сопровождающих, пассажиров и т.д.).
Буксировка автомобилей должна проводиться техпомощью.
Сцепка автомобилей должна производиться тремя лицами.
При подаче автомобиля назад водитель должен открыть дверцу и убедиться, что его никто не объезжает и нет людей поблизости, при недостаточной видимости необходимо обойти автомобиль. На строительных площадках, местах погрузки и разгрузки перед движением задним ходом в отдельных случаях разрешается подавать звуковой сигнал.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РЕМОНТАХ И ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ АВТОМОБИЛЯ
Техническое обслуживание автомобилей должно производиться на специальных постах.
Посты, на которых производится обслуживание машин и ремонт, должны исключать опасность случайных наездов автомобилей на рабочих.
Автомобиль, направляемый на техническое обслуживание или ремонт, должен быть вымыт, очищен от грязи и снега.
При постановке автомобиля на пост технического обслуживания, его нужно поставить на ручной тормоз и выключить передачу. На рулевое колесо повесить табличку: «Двигатель не включать, работают люди». Под передние и задние колеса подставить противооткатные упоры (башмаки).
При ремонте автомобиля необходимо содержать рабочее место в чистоте. Масло и воду сливать только в тару. Образовавшиеся масляные пятна на полу необходимо немедленно удалить.
Работая с домкратом, нельзя допускать перекоса домкрата (он должен быть установлен строго вертикально). Под оси необходимо установить козелки.
Работая под автомобилем, необходимо использовать держаки.
При снятии и постановке тяжелых узлов, агрегатов нужно пользоваться подъемно – транспортными средствами. Запрещается использовать подъемные механизмы, находясь под поднятым грузом.
При разборочно – сборочных работах нужно применять соответствующий инструмент. Проверять совпадения отверстий необходимо с помощью бородка.
Смена шин, рессор выполняется только тогда, когда машина установлена на специальные подставки (козелки).
Производство работ технического обслуживания и ремонта автомобиля с работающим двигателем не разрешается, кроме случаев регулировки двигателя и тормозов.
ТО и ремонт автомобиля – самосвала при поднятом кузове можно производить только после укрепления кузова прочными металлическими упорами (штангами). Использование подручных средств запрещено. Без упора во всех случаях работать запрещается.
При ТО и ремонте автоцистерн для перевозки легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов сварочные работы разрешается производить только по наряду – допуску после заполнения емкости водой и отработанными газами, устройства надежного заземления и выполнения других мероприятий, определенных в наряде.
При ТО, ремонте автомобилей с высокими кузовами, автобусов нужно применять лестницы – стремянки, приставные лестницы применять запрещается.
При разборке автомобиля на агрегаты, снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, задний мост, кузов и раму следует при помощи подъемно – транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями, гарантирующими полную безопасность работ.
Инструменты и приспособления для технического обслуживания и ремонта автомобилей должны быть исправными и соответствовать своему назначению. Пользоваться неисправными инструментами запрещается.
Работать на заточных агрегатах, отрезных, сверлильных станках без разрешения и предварительного обучения запрещается.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
При авариях, наездах, других происшествиях водитель, совершивший аварию или допустивший несчастный случай, или обнаруживший это, независимо от назначения его автомобиля и выполняемой работы, обязан принять все необходимые меры для оказания помощи пострадавшим (сообщить органам здравоохранения, полиции, предоставить автомобиль под перевозку пострадавших и т.д.).
При необходимости водитель обязан оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.
О любой аварии или несчастном случае водитель обязан немедленно сообщить администрации.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИ РАБОТЫ
При техническом обслуживании и ремонте автомобиля в конце рабочей смены водитель обязан закончить установку деталей, узлов и обеспечить безопасность ведения дальнейших работ.
Убрать рабочее место, удалить пролитое масло или топливо при помощи песка или опилок, которые после употребления следует ссыпать в металлический ящик.
Доложить бригадиру, механику о выполнении работы.
Снять спецодежду, повесить в шкафчик, принять душ или вымыть руки.
При возвращении с линии в гараж водитель обязан поставить автомобиль на место стоянки и провести осмотр автомобиля при обнаружении неисправности, доложить механику автоколонны.
На выполнение других работ получить разрешение у администрации.
После всех работ снять спецовку, повесить в шкафчик, вымыть руки или принять душ.
Заместитель директора по АХР _________________ |