Программа социально-психологического тренинга формирования у учащихся общеобразовательных школ а. Л. Нелидов, Т. А. Попова, Л. В. Леднева


НазваниеПрограмма социально-психологического тренинга формирования у учащихся общеобразовательных школ а. Л. Нелидов, Т. А. Попова, Л. В. Леднева
страница1/4
ТипПрограмма
blankidoc.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
А.Л. Нелидов, Т.А. Попова, Л.В. Леднева

Психолого-педагогический отдел ОЦДЮТиЭ Министерства образования

и науки Нижегородской области

Арзамасский государственный педагогический институт

кафедра социальной педагогики и психологии

Нижегородская государственная медицинская академия

кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Наркологическая больница г. Нижнего Новгорода
(опубликовано: «Профилактика асоциального поведения среди детей и молодёжи. Из опыта работы органов управления образованием и учреждений образования Нижегородской области.

Министерство образования и науки. – Н.Новгород:

Нижегородский гуманитарный центр, 2003. – С. 166 - 222)
По областной программе «Профилактика асоциального поведения среди детей и молодежи» Министерства образования и науки Нижегородской области специалистами психолого-педагогического отдела ОЦДЮТиЭ был разработан семинар-тренинг подготовки добровольцев-волонтеров.

В 2000-2002 гг. под руководством Министерства образования и науки Нижегородской области программа саминара-тренинга была проведена на базе лагерей отдыха «Ласточка», «Красный плес», «Водопрь», «Чайка» и «им. Зои Космодемьянской». Участниками семинаров-тренингов были школьники 8-11 классов общеобразовательных школ различных районов области и Н. Новгорода (200 человек) и учащиеся учреждений начального профессионального образования (90 человек), а также воспитатели и педагоги учреждений, направивших учащихся на семинары-тренинги (26 человек).

Семинар-тренинг был апробирован также и в подготовке студентов педагогов-психологов и социальных педагогов АГПИ и НИРО (свыше 300 человек) и сотрудников подростковой наркологической службы (25 человек).

Методические рекомендации разрабатывались для реализации задач первичной и вторичной профилактики - в соответствии с утвержденной Министерством образования РФ «Концепцией профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» (от 5.09.2011г.). Распоряжением Губернатора Нижегородской области он рекомендован к внедрению в учреждениях образования области.

Семинар обеспечивает общий личностный рост участников, развивает их способность к самореализации и, тем самым, развивают личностные защиты от употребления алкоголя и наркотиков. Когнитивная защита состоит в эффективном усвоении участниками научных знаний по проблеме. Мотивационная защита состоит в формировании у детей гуманистических просоциальных мотивов, установок и ценностей здорового трезвого образа жизни. Деятельностная защита основана на активизации способности и интереса личности к различным видам практической деятельности - учебной, хобби. Коммуникативная защита заключается в развитии навыков общения с преодолением затруднений в этой сфере. Поведенческая защита состоит в развитии лидерских и волевых качеств, в освоении навыков поведения в трудных жизненных ситуациях и способности к отказу от предложений алкоголя и наркотиков. Эмоциональная защита включает обогащение эмоциональной жизни участников и при развитии навыков психологической защиты (совладающего поведения) от стрессов.

Семинар-тренинг включает применение трех групп методов.

Психолого-педагогические технологии: групповые дискуссии, "мозговой штурм", принятие ответственных групповых решений, конкурентные отношения между работающими группами учащихся, этика решений и др.

Психологические и психокоррекционные технологии: различные упражнения на основе когнитивно-поведенческих (ситуационных и ролевых) тренингов с использованием эффектов динамики социальных групп с их спонтанным или управляемым (самим ведущим) переходом в групповые социодрамы.

Психотерапевтические методы (гештальт-терапевтические, игровые и драматические), позволяющие участникам проживать и преодолевать их смысловые и невротические конфликты - тревоги, недоверия, сниженной автономности, инициативы и самооценки, эмоциональной отверженности.

Программа рассчитана на 8-11-е классы. Её проведение возможно в двух вариантах: первый - интенсивный тренинг продолжительностью 4-5 дней непрерывных занятий по 8 академических часов в день; второй – проведение по 1-2 занятия в неделю в течение учебного года. Программа сочетаема с преподаванием ОБЖ, биологии, истории. Она может использоваться для классных часов, психологического и наркологического консультирования учащихся, в подготовке актива учащихся, в общественной работе.

Значительная часть занятий семинара-тренинга может использоваться для проведения в школах тренинга родительской компетентности.

Семинар-тренинг состоит из двух взаимно дополняющих частей.

Первая часть дает основы подготовки учащихся-волонтеров к началу их работы волонтерами и минимально необходимую для этого тренировку личности. Вторая часть обеспечивает более глубокую подготовку личности: навыки эмоционального общения, уверенного поведения в кризисных и конфликтных ситуациях, психологические защиты.

Существенным фактором, обеспечивающим дополнительное развитие участников семинара-тренинга, была интенсивная культурная и спортивная программа, занимавшая у детей каждый день всё остающееся от семинара свободное время суток («огоньки», самодеятельность, конкурсы, спортивные игры, дискотеки и др.); она проводилась силами сотрудников лагерей отдыха и сопровождавших детей педагогов и воспитателей.

Контроль эффективности проводился путем наблюдения за участниками, сбором информации об их поведении от воспитателей и объективной психодиагностикой личности участников – сравнением результатов цветового теста отношений в первый и последний день тренинга. Установлено, что семинар-тренинг снижает тревогу и напряженность, формирует отношения дружбы, эмоциональное отвержение алкоголя и наркотиков, себе в опьянении, улучшает отношение к учебе, к родителям и к будущему.
Часть 1
ЗАНЯТИЕ 1: "ИСТОРИЯ И СОЦИОЛОГИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ".

Время проведения - час. Технология - групповая дискуссия "Круглый стол".

Основные концепции, подлежащие обсуждению. Алкоголь в древности: начало употребления алкоголя в доисторических племенах при хранении плодово-ягодных продуктов питания; роль ритуалов в выделении алкоголь-содержащих продуктов. Вхождение употребления алкоголя в культуру и экономику древних и средневековых стран.

"Либеральные" европейские культуры; ложные взгляды об алкоголе, обеспечивающие его производство и потребления. Восточные культуры, отвергающие алкоголь.

Характеристика алкоголя как наркотика, вызывающего зависимость.

Два этапа потребления алкоголя в России - начальный с древнего мира (слабые напитки, получаемые методом естественного винного брожения) и текущий - последние 400-500 лет (крепкие напитки, получаемые методом дистилляции).

Причины массовой алкоголизации населения и молодежи в России ХХ века.

Распространенность традиций, одобряющих и обосновывающих употребление алкоголя; отсутствие у населения развитых социально-психологических и культурных навыков поддержания трезвого образа жизни.

Хронический социальный стресс из-за сложных социальных процессов в ХХ столетии: предреволюционное развитие и революция, индустриализация и коллективизация, экономические реформы со снижением жизненного уровня, массовые миграции населения с отрывом от этно-культуральной среды, рост городов и разрушение "деревенской" культуры, войны и массовые репрессии с гибелью до 1/5 населения, быстрое изменение социальных моделей семьи (от большой патриархальной до малой демократической) с относительной социальной независимостью поколений, "эмансипация" женщин, политика государства на увеличение производства спиртного в 50-80-е годы.

Семейные механизмы: массовое "культурное" употребление алкоголя родителями, алкоголизм родителя (отца), конфликтные (дисфункциональные) семьи и кризисы их развития (возрастные, экономические).

Исчезновение в последней трети ХХ столетия бывших этно-культуральных защит молодежи и женщин от массового потребления ими алкоголя, их трезвеннической культуры и возникновение специфической "алкогольной" и "наркоманической" молодежной субкультуры.

Сравнение критического для нации уровня потребления алкоголя на душу населения (2-4 литра абсолютного этилового спирта в год на душу населения любого возраста) и нынешнего (почти 10 литров в год – при условии, что генетические последствия для нации наступаю уже при 6-8).

"Революционные" методы преодоления массового пьянства населения - "сухой закон" (США 1928-32 гг., Россия 1914-1922 гг.) и политические методы (СССР 1985-1988 гг.): их плюсы и минусы. Пороки профилактики на основе воспитания "культуры пития". Преобладание социальных и культурных подходов в современной профилактике.

Здоровый и трезвый образ жизни - естественная альтернатива массовому потреблению алкоголя и основа профилактики.
ЗАНЯТИЕ 2: "ИСТОРИЯ И СОЦИОЛОГИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ"

Время проведения - час. Технология - групповая дискуссия "Круглый стол".

Основные концепции, подлежащие обсуждению. Очаг производства и потребления наркотиков в странах произрастания наркогенных растений (Азиатские страны – Среднеазиатские республики, Афганистан, Пакистан, Бирма, Тайланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам; Латиноамериканские страны - Колумбия, Боливия и др.), наркотики в культуре и экономике этих стран.

Использование наркотиков в медицине (обезболивание и др. лекарственные эффекты). Исторический период некритического отношения к наркотикам - до конца Х1Х – начала ХХ века; резкое сокращение применения наркотиков в медицине со второй половины ХХ столетия.

Мифы о наркотиках и их роль в распространении наркотиков в Европе.

Роль криминальных среды и творческой интеллигенции ("богемы") в распространении наркотиков в России в Х1Х-ХХ веке. Удвоение потребления алкоголя в России каждым следующим послевоенным поколением, системный кризис и "открытость" общества конца ХХ столетия - основные факторы быстрого распространения токсикомании и наркомании в 80-90-х годах.

Краткая характеристика наркотиков по преобладающему типу токсического действия: Седативные ("успокаивающие"): опий и его синтетические производные (морфин, героин, кодеин). Стимуляторы: кокаин, эфедрон и его производные. Галлюциногены: марихуана, гашиш и др.

Молодежная "субкультура" и мотивации употребления алкоголя, наркотиков и курения. Примитивное развитие потребностей, мотивов, интересов и деятельностей/хобби, социально-психологическая неразвитость (инфантилизм). Распространение концепции "культуры" и "умеренности" пития, "дозволенности" наркотиков. Гедонистическая мотивация - получение удовольствий через "новые" ощущения. Мотивация "исследования", "риска", "приключений", ложно понимаемого престижа. Протест и оппозиция взрослым (родителям, учителям, школе). Реакции группирования и социализация ("взросление") в "алкогольной", "наркоманической" или асоциальной молодежной группе. Использование алкоголя и наркотиков вместо психологических защит "Я". Зависимость от взрослых лидеров. Мотивы "коррекции" черт характера. Сексуальная мотивация ("привлекательности", "шарма", сигналы о доступности, "стимуляции").
ЗАНЯТИЕ 3: "РАЗВИТИЕ СИНДРОМА ЗАВИСИМОСТИ ОТ АЛКОГОЛЯ И

НАРКОТИКОВ У ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ"

Время проведения 1,5 часа. Технология - групповая дискуссия или "Круглый стол".

Основные концепции, подлежащие обсуждению.

Понятие об основных факторах и группах риска.

Дисфункциональные семьи. Дизгармоничные стили воспитания. Алкоголизм родителя (отца). Инфантилизм. Невротические расстройства. Акцентуированные и психопатические черты характера. Конфликты перед разводом и после него. Эмоциональное отвержение детей (с их ранним девиантным поведением - лживостью, воровством, уходами из дома). Семьи с нарушением развития личности детей в связи с их болезнями. Неполные семьи.

Психологические "группы риска". Тяжелые возрастные кризисы развития. Психологически зависимое поведение от группы.

Педагогические "группы риска". Эмоциональное отвержение учителями и в классе. Педагогическая и последующая социальная запущенность.

Социальные "группы риска". Родители, судимые за преступления против личности. Вхождение в состав асоциальных ("алкогольных" или "наркотических") "уличных" групп. Усвоение норм "наркоманической" и "алкогольной" молодежной субкультуры.

Стадии развития синдрома наркоманической зависимости (от алкоголя и/или наркотиков). Начальная стадия – социо-культуральная и психологическая зависимость. Средняя стадия - физическая зависимость. Третья стадия - стадия истощения и социального снижения личности.

Участникам раздается памятка волонтера/родителя "Как определить начало наркотизации и развития зависимости у друга".

1. Оцените риск начала употребления алкоголя/наркотиков в подростковом возрасте: Семейный. Индивидуальный психологический. От нарушений учебной деятельности. В связи с социальной средой. Если есть факторы из двух групп, то риск - реален, если во всех, то - очень высок.

2. Распознавание начала употребления наркотиков: оцениваете четыре группы признаков опьянения. Состояния опьянения без запаха алкоголя, с временными появлениями и уменьшениями сонливости, но без присущего алкогольному опьянению двигательного возбуждения и "веселья", в сочетании с резким сужением зрачков (действие седативных наркотиков опийного ряда). Опьянение с приступами сильного веселья, вне связи с ситуацией (действие марихуаны). Опьянения с моторным возбуждением без типичных для алкоголя нарушений координации движений (действие стимуляторов). Поздние возвращения домой (заполночь) в состоянии "утомления" с быстрым засыпанием (косвенный признак перенесенного опьянения седативным наркотиком), либо с появлением аппетита (после марихуаны).

3. Признаки психологической зависимости от наркотиков: оцениваете три группы признаков. Психическое влечение к наркотику: возникновение у друга под влиянием ситуации или спонтанных мыслей о наркотике; эмоциональное оживление при разговоре об алкоголе или наркотике; внезапное стремление уйти из дома (обычно - вечером); необоснованные просьбы денег, особенно - с лживостью. "Защита" молодежной субкультуры и наркотиков. Некритичность - отказ признать сам факт опьянения.

4. Признаки физической зависимости: две группы признаков. Физическое влечение к алкоголю: стремление вырваться из дома на фоне опьянения; настойчивое выпрашивание денег с шантажом и угрозами. Признаки абстинентного синдрома; наиболее яркие - от опийных наркотиков: насморк, кашель, пот, дискомфорт в теле с ломотой и болями в конечностях, пояснице и всей спине, спазмы в кишечнике, бессонница или инверсия суточного ритма - сонливость днем, активность ночью, потеря аппетита, депрессия.

5. Признаки изготовления, приобретения, хранения наркотиков. Выявляются при кустарном приготовлении экстракта маковой соломки - плитка/спиртовка, препараты уксуса. Нахождение в карманах, столе, сумке Вашего друга подозрительных на наркотики веществ (пакетиков с порошками), снаряженных или использованных шприцев. Значительные и не объясняемые другом траты денег.

6. Признаки изменения личности в связи с употреблением наркотиков. Угасание эмоций радости от прежних успешных хобби, их утрата, потеря интереса к литературе, кино, к общению с природой (и животными), к спорту. Упрощение интересов - до "видика", "балдения" от боевиков, "гуляния" по улицам. Развитие защитной лживости для ухода от социальной ответственности и объяснения социальной неуспешности. Появление черт разражительности, агрессивности. Снижение интереса к учебе, к выбору будущей профессии, прогулы, прекращение учебы (в том числе - скрываемое от родителей). Утрата интереса к одноклассникам, особенно к хорошо успевающим. Переход в "уличную" или "богемную" (связанную с развлечениями) компанию. Появление безразличия к окружающим и уменьшение привязанности и любви к родителям, близким и друзьям. Утрата интереса и полового влечения (у юношей) к другому полу, возникновение половой холодности (у девушек, живших половой жизнью).
  1   2   3   4

Похожие:

Программа социально-психологического тренинга формирования у учащихся общеобразовательных школ а. Л. Нелидов, Т. А. Попова, Л. В. Леднева iconМетодические рекомендации по проведению социально-психологического...
Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. N 658 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования...

Программа социально-психологического тренинга формирования у учащихся общеобразовательных школ а. Л. Нелидов, Т. А. Попова, Л. В. Леднева iconПрограмма социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска»
Цели, задачи, этапы реализации программы, формы и методы работы

Программа социально-психологического тренинга формирования у учащихся общеобразовательных школ а. Л. Нелидов, Т. А. Попова, Л. В. Леднева iconФормирование социально-перцептивной компетентности менеджеров по...
Работа выполнена в государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования новосибирской...

Программа социально-психологического тренинга формирования у учащихся общеобразовательных школ а. Л. Нелидов, Т. А. Попова, Л. В. Леднева iconРоссийской федерации (минобрнауки россии) приказ
Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях

Программа социально-психологического тренинга формирования у учащихся общеобразовательных школ а. Л. Нелидов, Т. А. Попова, Л. В. Леднева iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Ием фгос − комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих...

Программа социально-психологического тренинга формирования у учащихся общеобразовательных школ а. Л. Нелидов, Т. А. Попова, Л. В. Леднева iconПрограмма разработана на основе Примерной программы общеобразовательных...
Программа разработана на основе Примерной программы общеобразовательных учреждений «Немецкий язык для общеобразовательных школ с...

Программа социально-психологического тренинга формирования у учащихся общеобразовательных школ а. Л. Нелидов, Т. А. Попова, Л. В. Леднева iconПрограмма курса построена методом объединения вариативных курсов «Основы правовых знаний»
Программа предназначена для учителей, работающих в классах с профильной подготовкой не только по гуманитарному, но другому профилю...

Программа социально-психологического тренинга формирования у учащихся общеобразовательных школ а. Л. Нелидов, Т. А. Попова, Л. В. Леднева iconСпецификация диагностической контрольной работы по математике для...
Назначение работы – оценить общеобразовательную подготовку по курсу математики выпускников XI классов общеобразовательных учреждений...

Программа социально-психологического тренинга формирования у учащихся общеобразовательных школ а. Л. Нелидов, Т. А. Попова, Л. В. Леднева iconРабочая программа предмета «Социально-бытовое ориентирование»
Курс социально-бытового ориентирования представляет собой специальные коррекционные занятия. Основной формой организации занятий...

Программа социально-психологического тренинга формирования у учащихся общеобразовательных школ а. Л. Нелидов, Т. А. Попова, Л. В. Леднева iconРуководство по проведению тренинга «Эффективная коммуникация»
Приветствие. Представление тренера, темы и целей тренинга. Тема и цели тренинга могут быть заранее зафиксированы на флип-чарте или...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru