Скачать 0.75 Mb.
|
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ А.Л. Нелидов, Т.А. Попова, Л.В. Леднева Психолого-педагогический отдел ОЦДЮТиЭ Министерства образования и науки Нижегородской области Арзамасский государственный педагогический институт кафедра социальной педагогики и психологии Нижегородская государственная медицинская академия кафедра общественного здоровья и здравоохранения Наркологическая больница г. Нижнего Новгорода (опубликовано: «Профилактика асоциального поведения среди детей и молодёжи. Из опыта работы органов управления образованием и учреждений образования Нижегородской области. – Министерство образования и науки. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003. – С. 166 - 222) По областной программе «Профилактика асоциального поведения среди детей и молодежи» Министерства образования и науки Нижегородской области специалистами психолого-педагогического отдела ОЦДЮТиЭ был разработан семинар-тренинг подготовки добровольцев-волонтеров. В 2000-2002 гг. под руководством Министерства образования и науки Нижегородской области программа саминара-тренинга была проведена на базе лагерей отдыха «Ласточка», «Красный плес», «Водопрь», «Чайка» и «им. Зои Космодемьянской». Участниками семинаров-тренингов были школьники 8-11 классов общеобразовательных школ различных районов области и Н. Новгорода (200 человек) и учащиеся учреждений начального профессионального образования (90 человек), а также воспитатели и педагоги учреждений, направивших учащихся на семинары-тренинги (26 человек). Семинар-тренинг был апробирован также и в подготовке студентов педагогов-психологов и социальных педагогов АГПИ и НИРО (свыше 300 человек) и сотрудников подростковой наркологической службы (25 человек). Методические рекомендации разрабатывались для реализации задач первичной и вторичной профилактики - в соответствии с утвержденной Министерством образования РФ «Концепцией профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» (от 5.09.2011г.). Распоряжением Губернатора Нижегородской области он рекомендован к внедрению в учреждениях образования области. Семинар обеспечивает общий личностный рост участников, развивает их способность к самореализации и, тем самым, развивают личностные защиты от употребления алкоголя и наркотиков. Когнитивная защита состоит в эффективном усвоении участниками научных знаний по проблеме. Мотивационная защита состоит в формировании у детей гуманистических просоциальных мотивов, установок и ценностей здорового трезвого образа жизни. Деятельностная защита основана на активизации способности и интереса личности к различным видам практической деятельности - учебной, хобби. Коммуникативная защита заключается в развитии навыков общения с преодолением затруднений в этой сфере. Поведенческая защита состоит в развитии лидерских и волевых качеств, в освоении навыков поведения в трудных жизненных ситуациях и способности к отказу от предложений алкоголя и наркотиков. Эмоциональная защита включает обогащение эмоциональной жизни участников и при развитии навыков психологической защиты (совладающего поведения) от стрессов. Семинар-тренинг включает применение трех групп методов. Психолого-педагогические технологии: групповые дискуссии, "мозговой штурм", принятие ответственных групповых решений, конкурентные отношения между работающими группами учащихся, этика решений и др. Психологические и психокоррекционные технологии: различные упражнения на основе когнитивно-поведенческих (ситуационных и ролевых) тренингов с использованием эффектов динамики социальных групп с их спонтанным или управляемым (самим ведущим) переходом в групповые социодрамы. Психотерапевтические методы (гештальт-терапевтические, игровые и драматические), позволяющие участникам проживать и преодолевать их смысловые и невротические конфликты - тревоги, недоверия, сниженной автономности, инициативы и самооценки, эмоциональной отверженности. Программа рассчитана на 8-11-е классы. Её проведение возможно в двух вариантах: первый - интенсивный тренинг продолжительностью 4-5 дней непрерывных занятий по 8 академических часов в день; второй – проведение по 1-2 занятия в неделю в течение учебного года. Программа сочетаема с преподаванием ОБЖ, биологии, истории. Она может использоваться для классных часов, психологического и наркологического консультирования учащихся, в подготовке актива учащихся, в общественной работе. Значительная часть занятий семинара-тренинга может использоваться для проведения в школах тренинга родительской компетентности. Семинар-тренинг состоит из двух взаимно дополняющих частей. Первая часть дает основы подготовки учащихся-волонтеров к началу их работы волонтерами и минимально необходимую для этого тренировку личности. Вторая часть обеспечивает более глубокую подготовку личности: навыки эмоционального общения, уверенного поведения в кризисных и конфликтных ситуациях, психологические защиты. Существенным фактором, обеспечивающим дополнительное развитие участников семинара-тренинга, была интенсивная культурная и спортивная программа, занимавшая у детей каждый день всё остающееся от семинара свободное время суток («огоньки», самодеятельность, конкурсы, спортивные игры, дискотеки и др.); она проводилась силами сотрудников лагерей отдыха и сопровождавших детей педагогов и воспитателей. Контроль эффективности проводился путем наблюдения за участниками, сбором информации об их поведении от воспитателей и объективной психодиагностикой личности участников – сравнением результатов цветового теста отношений в первый и последний день тренинга. Установлено, что семинар-тренинг снижает тревогу и напряженность, формирует отношения дружбы, эмоциональное отвержение алкоголя и наркотиков, себе в опьянении, улучшает отношение к учебе, к родителям и к будущему. Часть 1 ЗАНЯТИЕ 1: "ИСТОРИЯ И СОЦИОЛОГИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ". Время проведения - час. Технология - групповая дискуссия "Круглый стол". Основные концепции, подлежащие обсуждению. Алкоголь в древности: начало употребления алкоголя в доисторических племенах при хранении плодово-ягодных продуктов питания; роль ритуалов в выделении алкоголь-содержащих продуктов. Вхождение употребления алкоголя в культуру и экономику древних и средневековых стран. "Либеральные" европейские культуры; ложные взгляды об алкоголе, обеспечивающие его производство и потребления. Восточные культуры, отвергающие алкоголь. Характеристика алкоголя как наркотика, вызывающего зависимость. Два этапа потребления алкоголя в России - начальный с древнего мира (слабые напитки, получаемые методом естественного винного брожения) и текущий - последние 400-500 лет (крепкие напитки, получаемые методом дистилляции). Причины массовой алкоголизации населения и молодежи в России ХХ века. Распространенность традиций, одобряющих и обосновывающих употребление алкоголя; отсутствие у населения развитых социально-психологических и культурных навыков поддержания трезвого образа жизни. Хронический социальный стресс из-за сложных социальных процессов в ХХ столетии: предреволюционное развитие и революция, индустриализация и коллективизация, экономические реформы со снижением жизненного уровня, массовые миграции населения с отрывом от этно-культуральной среды, рост городов и разрушение "деревенской" культуры, войны и массовые репрессии с гибелью до 1/5 населения, быстрое изменение социальных моделей семьи (от большой патриархальной до малой демократической) с относительной социальной независимостью поколений, "эмансипация" женщин, политика государства на увеличение производства спиртного в 50-80-е годы. Семейные механизмы: массовое "культурное" употребление алкоголя родителями, алкоголизм родителя (отца), конфликтные (дисфункциональные) семьи и кризисы их развития (возрастные, экономические). Исчезновение в последней трети ХХ столетия бывших этно-культуральных защит молодежи и женщин от массового потребления ими алкоголя, их трезвеннической культуры и возникновение специфической "алкогольной" и "наркоманической" молодежной субкультуры. Сравнение критического для нации уровня потребления алкоголя на душу населения (2-4 литра абсолютного этилового спирта в год на душу населения любого возраста) и нынешнего (почти 10 литров в год – при условии, что генетические последствия для нации наступаю уже при 6-8). "Революционные" методы преодоления массового пьянства населения - "сухой закон" (США 1928-32 гг., Россия 1914-1922 гг.) и политические методы (СССР 1985-1988 гг.): их плюсы и минусы. Пороки профилактики на основе воспитания "культуры пития". Преобладание социальных и культурных подходов в современной профилактике. Здоровый и трезвый образ жизни - естественная альтернатива массовому потреблению алкоголя и основа профилактики. ЗАНЯТИЕ 2: "ИСТОРИЯ И СОЦИОЛОГИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ" Время проведения - час. Технология - групповая дискуссия "Круглый стол". Основные концепции, подлежащие обсуждению. Очаг производства и потребления наркотиков в странах произрастания наркогенных растений (Азиатские страны – Среднеазиатские республики, Афганистан, Пакистан, Бирма, Тайланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам; Латиноамериканские страны - Колумбия, Боливия и др.), наркотики в культуре и экономике этих стран. Использование наркотиков в медицине (обезболивание и др. лекарственные эффекты). Исторический период некритического отношения к наркотикам - до конца Х1Х – начала ХХ века; резкое сокращение применения наркотиков в медицине со второй половины ХХ столетия. Мифы о наркотиках и их роль в распространении наркотиков в Европе. Роль криминальных среды и творческой интеллигенции ("богемы") в распространении наркотиков в России в Х1Х-ХХ веке. Удвоение потребления алкоголя в России каждым следующим послевоенным поколением, системный кризис и "открытость" общества конца ХХ столетия - основные факторы быстрого распространения токсикомании и наркомании в 80-90-х годах. Краткая характеристика наркотиков по преобладающему типу токсического действия: Седативные ("успокаивающие"): опий и его синтетические производные (морфин, героин, кодеин). Стимуляторы: кокаин, эфедрон и его производные. Галлюциногены: марихуана, гашиш и др. Молодежная "субкультура" и мотивации употребления алкоголя, наркотиков и курения. Примитивное развитие потребностей, мотивов, интересов и деятельностей/хобби, социально-психологическая неразвитость (инфантилизм). Распространение концепции "культуры" и "умеренности" пития, "дозволенности" наркотиков. Гедонистическая мотивация - получение удовольствий через "новые" ощущения. Мотивация "исследования", "риска", "приключений", ложно понимаемого престижа. Протест и оппозиция взрослым (родителям, учителям, школе). Реакции группирования и социализация ("взросление") в "алкогольной", "наркоманической" или асоциальной молодежной группе. Использование алкоголя и наркотиков вместо психологических защит "Я". Зависимость от взрослых лидеров. Мотивы "коррекции" черт характера. Сексуальная мотивация ("привлекательности", "шарма", сигналы о доступности, "стимуляции"). ЗАНЯТИЕ 3: "РАЗВИТИЕ СИНДРОМА ЗАВИСИМОСТИ ОТ АЛКОГОЛЯ И НАРКОТИКОВ У ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ" Время проведения 1,5 часа. Технология - групповая дискуссия или "Круглый стол". Основные концепции, подлежащие обсуждению. Понятие об основных факторах и группах риска. Дисфункциональные семьи. Дизгармоничные стили воспитания. Алкоголизм родителя (отца). Инфантилизм. Невротические расстройства. Акцентуированные и психопатические черты характера. Конфликты перед разводом и после него. Эмоциональное отвержение детей (с их ранним девиантным поведением - лживостью, воровством, уходами из дома). Семьи с нарушением развития личности детей в связи с их болезнями. Неполные семьи. Психологические "группы риска". Тяжелые возрастные кризисы развития. Психологически зависимое поведение от группы. Педагогические "группы риска". Эмоциональное отвержение учителями и в классе. Педагогическая и последующая социальная запущенность. Социальные "группы риска". Родители, судимые за преступления против личности. Вхождение в состав асоциальных ("алкогольных" или "наркотических") "уличных" групп. Усвоение норм "наркоманической" и "алкогольной" молодежной субкультуры. Стадии развития синдрома наркоманической зависимости (от алкоголя и/или наркотиков). Начальная стадия – социо-культуральная и психологическая зависимость. Средняя стадия - физическая зависимость. Третья стадия - стадия истощения и социального снижения личности. Участникам раздается памятка волонтера/родителя "Как определить начало наркотизации и развития зависимости у друга". 1. Оцените риск начала употребления алкоголя/наркотиков в подростковом возрасте: Семейный. Индивидуальный психологический. От нарушений учебной деятельности. В связи с социальной средой. Если есть факторы из двух групп, то риск - реален, если во всех, то - очень высок. 2. Распознавание начала употребления наркотиков: оцениваете четыре группы признаков опьянения. Состояния опьянения без запаха алкоголя, с временными появлениями и уменьшениями сонливости, но без присущего алкогольному опьянению двигательного возбуждения и "веселья", в сочетании с резким сужением зрачков (действие седативных наркотиков опийного ряда). Опьянение с приступами сильного веселья, вне связи с ситуацией (действие марихуаны). Опьянения с моторным возбуждением без типичных для алкоголя нарушений координации движений (действие стимуляторов). Поздние возвращения домой (заполночь) в состоянии "утомления" с быстрым засыпанием (косвенный признак перенесенного опьянения седативным наркотиком), либо с появлением аппетита (после марихуаны). 3. Признаки психологической зависимости от наркотиков: оцениваете три группы признаков. Психическое влечение к наркотику: возникновение у друга под влиянием ситуации или спонтанных мыслей о наркотике; эмоциональное оживление при разговоре об алкоголе или наркотике; внезапное стремление уйти из дома (обычно - вечером); необоснованные просьбы денег, особенно - с лживостью. "Защита" молодежной субкультуры и наркотиков. Некритичность - отказ признать сам факт опьянения. 4. Признаки физической зависимости: две группы признаков. Физическое влечение к алкоголю: стремление вырваться из дома на фоне опьянения; настойчивое выпрашивание денег с шантажом и угрозами. Признаки абстинентного синдрома; наиболее яркие - от опийных наркотиков: насморк, кашель, пот, дискомфорт в теле с ломотой и болями в конечностях, пояснице и всей спине, спазмы в кишечнике, бессонница или инверсия суточного ритма - сонливость днем, активность ночью, потеря аппетита, депрессия. 5. Признаки изготовления, приобретения, хранения наркотиков. Выявляются при кустарном приготовлении экстракта маковой соломки - плитка/спиртовка, препараты уксуса. Нахождение в карманах, столе, сумке Вашего друга подозрительных на наркотики веществ (пакетиков с порошками), снаряженных или использованных шприцев. Значительные и не объясняемые другом траты денег. 6. Признаки изменения личности в связи с употреблением наркотиков. Угасание эмоций радости от прежних успешных хобби, их утрата, потеря интереса к литературе, кино, к общению с природой (и животными), к спорту. Упрощение интересов - до "видика", "балдения" от боевиков, "гуляния" по улицам. Развитие защитной лживости для ухода от социальной ответственности и объяснения социальной неуспешности. Появление черт разражительности, агрессивности. Снижение интереса к учебе, к выбору будущей профессии, прогулы, прекращение учебы (в том числе - скрываемое от родителей). Утрата интереса к одноклассникам, особенно к хорошо успевающим. Переход в "уличную" или "богемную" (связанную с развлечениями) компанию. Появление безразличия к окружающим и уменьшение привязанности и любви к родителям, близким и друзьям. Утрата интереса и полового влечения (у юношей) к другому полу, возникновение половой холодности (у девушек, живших половой жизнью). |
Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. N 658 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования... | Цели, задачи, этапы реализации программы, формы и методы работы | ||
Работа выполнена в государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования новосибирской... | Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях | ||
Ием фгос − комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих... | Программа разработана на основе Примерной программы общеобразовательных учреждений «Немецкий язык для общеобразовательных школ с... | ||
Программа предназначена для учителей, работающих в классах с профильной подготовкой не только по гуманитарному, но другому профилю... | Назначение работы – оценить общеобразовательную подготовку по курсу математики выпускников XI классов общеобразовательных учреждений... | ||
Курс социально-бытового ориентирования представляет собой специальные коррекционные занятия. Основной формой организации занятий... | Приветствие. Представление тренера, темы и целей тренинга. Тема и цели тренинга могут быть заранее зафиксированы на флип-чарте или... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |