Леонтьева Валентина Петровна, учитель географии МБОУ «Каменногорский ЦО»
Чернова Ольга Михайловна, учитель географии МБОУ «СОШ г.Светогорска»
Технологическая карта конструирования урока
Тип урока (по дидактической цели): урок изучения нового материала
Вид урока (по виду деятельности): частично-поисковый
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы проведения: постановка и решение учебной проблемы, беседа, наглядный, картографические методы, самостоятельная работа, объяснение.
Учебные проблемы урока:
Противоречия в содержании урока
| Учебная проблема урока
| 1. знают об открытии 5 материков и поисках Южного материка Джеймсом Куком
| 1. кем был открыт 6 материк- Антарктида
|
Тема
| Вокруг света под русским флагом.
| Цель
| Формирование представлений о роли русских путешественников в открытии Антарктиды и кругосветных плавания.
| Задачи
| 1.Познакомить учащихся с историей первых русских экспедиций вокруг света. Показать значимость экспедиций для науки и Отечества.
2.Способствовать формированию УУД через развитие умения работать с текстом учебника, географической картой, обобщение и систематизацию учебного материала.
3. На примере выдающихся путешественников воспитывать мужество и патриотизм, любовь к своему Отечеству.
| Основное содержание темы, термины и понятия
| Антарктида, Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский, Аляска, Камчатка, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев, айсберг.
| Планируемый результат
| Предметные
| УУД
| Учащиеся смогут:
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий.
Определять и описывать по карте маршруты путешествий.
Составлять описание жизни и деятельности Ивана Крузенштерна, Юрия Лисянского, Фаддея Беллинсгаузена,
Михаила Лазарева
| Метапредметные:
Ставить учебную задачу под руководством учителя.
Планировать свою деятельность под руководством учителя.
Выявлять причинно-следственные связи.
Определять критерии для сравнения фактов, явлений.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Работать с различными источниками информации.
Работать с текстом учебника.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее мнение.
Уметь преобразовывать текстовую информацию в табличную форму. Личностные:
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле,
уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей.
Вырабатывать эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу.
| Вид используемых на уроке средств ИКТ Образовательные интернет-ресурсы
| Мультимедийный проектор с экраном, цифровые изображения и карты.
Интернет-энциклопедия Википедия.
Фрагменты фильма о Крузенштерне, отрывок из мультфильма «Рассказы старого моряка».
Настенная карта «Географические открытия».
|
Мотивационный этап
|
| Цель
| Содержание
|
| Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью проблемной ситуации
Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях;
• развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
• формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;
• овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;
• формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;
Основные задачи учителя.
Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;
• определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
формирование способности каждого ученика к участию в работе
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
| Этап. Актуализация знаний.
Приветствие. Слайд №1.
Здравствуйте мои дорогие мореплаватели и путешественники. Я снова рада приветствовать вас и наших гостей в нашей уютной кают-компании. Сегодня нам предстоит выбрать новый маршрут для нашего очередного путешествия. Но вот сделать это будет очень непросто. К сожалению, наши судовые журналы оказались залиты водой и часть необходимой нам информации пропала. Помогите мне, пожалуйста, восстановить наши записи.
Слайд №2.
Давайте проверим, что мы смогли восстановить. 2.Этап. Проблемная ситуация.
Ребята, а что происходит? Почему последние строчки таблицы оказались незаполненными?
Да, действительно, с этими путешественниками мы еще не знакомы, пока незнакомы.
3.Этап. Целеполагания.
Так под флагом какой страны мы отправимся в плавание? Куда и с кем мы сегодня отправимся в путешествие?
Слайд№3
Запишите тему нашего плавания в свои судовые журналы.
4.Этап. Планирования.
А какие главные задачи нам сегодня предстоит решить в ходе нашего плавания?
|
Личностные УУД : Формирование положительного отношения к учебной и познавательной деятельности
Учащиеся преобразовывают текстовые данные в табличный вариант (время на работу 3 минуты)
Учащиеся по одному выстраивают 4 строчки таблицы.
Учащиеся отвечают (выслушиваем несколько мнений и подводим итог)
Учащиеся предлагают варианты ответа.
Учащиеся записывают тему урока. Учащиеся предлагают и обсуждают план изучения темы.
|
| Этап учебно-познавательной деятельности
|
| Цель
| Содержание
|
|
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
| Постановка учебной задачи и открытие новых знаний
Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
• воспитание способности высказывать свою точку зрения;
• формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
• овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:
• формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:
• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;
| 5 Этап"Открытие" нового знания. -Отдать швартовы! Поднять паруса !Полный вперед! Итак, мы отправляемся в путь с русскими мореплавателями и под русским флагом. Вы внимательно слушайте и запоминайте. Свои первые кругосветные экспедиции Россия начала организовывать позже всех европейских стран. Только в самом начале 19 века, в 1803 году состоялась первая русская кругосветка. Экспедицией командовали 2 капитана. Несмотря на молодость, они были очень опытными военными моряками.
Найдите и зачитайте в тексте учебника на стр.89 строки, где упоминаются имена этих мореплавателей.
Слайд№4
Посмотрите на портреты мореплавателей
Запишите их имена в судовой журнал
А что еще надо внести в записи судового журнала?
Город Кронштадт отправная точка плавания. Дата 1803 год начало плавания.
Как назывались корабли, когда и откуда они отправились в плавание?
Слайд№5
Давайте поближе рассмотрим суда. Если вы внимательны, то сможете сказать, сколько человек отправилось в первое кругосветное плавание! Запомните эту цифру!!!
Спасибо за помощь! Вы все правильно сделали и я продолжаю.
Слайд№6
Просмотр видеофрагмента.
По пути Магеллана экспедиция вышла в Тихий океан и сразу же направилась в северную его часть. А что стало причиной такого направления? Найдите в тексте учебника на стр.89. и зачитайте.
Посмотрите на карте форзаца учебника маршрут плавания. И давайте найдем два полуострова к которым устремились корабли Лисянского и Крузенштерна. Это Аляска и Камчатка. Спасибо. Правильно. Потом пути двух кораблей разошлись. Лисянский принял решение двигаться от Китая до России, не заходя в порты. И это ему удалось! Можно сказать, что он установил мировой рекорд.
- А какой рекорд установил, Лисянский я попрошу найти вас в тексте учебника на стр. 90 второго абзаца.
А о том, как закончилась экспедиция Крузенштерна и о Мы узнаем, посмотрев небольшой видеофрагмент.
Слайд№7. Давайте сравним 2 кругосветных плавания: плавание Ф.Магеллана и русских мореплавателей.
Как вы думаете, почему экспедиция русских моряков закончилась успешнее плавания Фернана Магеллана? Слайд №8
А знаете ли вы, что с именем одного из мореплавателей тесно связана и наша Гатчинская земля?
После успешного завершения «кругосветки» Ю.Ф.Лисянский уходит в отставку и с 1809 г. живет вместе с семьей в большом усадебном доме в Кобрино. Внесите эти уточнения в ваш судовой журнал. Слайд№9 -11
Результаты первого кругосветного плавания.
А теперь давайте подведем итог! Вернемся к нашим записям в начале урока и дополним таблицу полученными знаниями. Слад №12 Физкультминутка
Но посмотрите у нас остались еще не внесенные в таблицу сведения.
Слайд№13
В 1819 году Крузенштерн организует пятое кругосветное плавание. Главной его задачей было поиски земли в районе Южного полюса. В плавание отправились Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. Слайд №14.Эту землю искал и английский мореплаватель Джемс Кук.
Давайте послушаем рассказ бывалого моряка.
Ребята, на каких судах отправились в плавание отважные моряки?
Из кого состояли команды кораблей? Слайд №15 Открытие Антарктиды.
Какими качествами характера должны были обладать моряки путешествовавшие в таких условиях?
Так что же помешало Джеймсу Куку открыть Антарктиду? Слайд№16Айсберг
АЙСБЕРГИ — крупные глыбы льда, откалывающиеся от края Антарктиды, и других арктических островов. В поперечнике они иногда достигают десятков километров при высоте до 100-400 м в Антарктиде и в среднем до 70 м. Главный объем льда до 90% находится под водой. До 4-10 лет айсберги плавают или садятся на мель. Столкновение обычно с невидимой частью айсберга влечет гибель судов. Так, в 1912 г. затонул величайший пароход мира «Титаник», в 1959 г. — «Хежторф» и другие. Сейчас айсберги стали использоваться для водоснабжения. Их буксируют в разные страны.
Прошу вас записать в наш судовой журнал, что такое айсберг. Слайд №17
Итак, наше плавание к берегам Антарктиды завершено.
Давайте внесем полученные результаты в таблицу. А теперь проверим запас информации каждого участника плавания.
|
Новые слова записывают в тетрадь
Находят в тексте учебника имена русских мореплавателей зачитывают найденное и записывают в судовой журнал.
Работа с текстом учебника и слайдом презентации. Заполнение записей судового журнала с последующей проверкой.
122 члена экипажа на 2 судах
Поиск материала и чтение отрывка текста параграфа.стр.89-90 Дело в том, что поводом для организации этого плавания была необходимость оказать помощь русским поселениям на Аляске. Помощь пришла вовремя — морякам даже пришлось немного повоевать с коренным населением. На обратном пути корабли зашли в китайский порт, где очень выгодно были проданы меха, добытые русскими поселенцами на Аляске.
Работа со стенной картой и картой форзаца учебника
работа с учебником: читают текст на стр.90
за 4 месяца он обогнул половину земного шара ни разу не приставая к берегу
Просмотр видеофрагмента
Предположительные ответы учащихся. Учащиеся записывают в судовой журнал название Кобрино, где жил Лисянский.
Учащиеся заполняют таблицу под руководством учителя.
Запись в судовом журнале
Просмотр мультфильма и ответы на вопросы.
«Восток» и «Мирный» Добровольцы, отобранные Лазаревым
Просмотр мультфильма. Предположительные ответы учащихся
Запись в судовой журнал
Заполняют таблицу.
|
| Этап рефлексии
|
| Цель
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
| Оценка результатов деятельности
Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
|
Слайд №21 Выполнение задания «Лабиринт»:
Пройдите лабиринт от цифры 1 до цифры 2.Свой маршрут покажите стрелками, последовательно соединяя между собой прямоугольники. -
Слайд №22-23 Решение филвлорда
А теперь поменяйтесь с соседом по парте и давайте проверим вашу работу
9-8 слов - 5
7-6 слов - 4
5-4 слова -3
Поставьте оценку своему товарищу в судовом журнале
Слайд№18-20Ребусы
Ребята, отгадайте ребусы. И объясните значение разгаданных слов. А теперь самостоятельно решите ребусы в ваших судовых журналах
Оценка деятельности учащихся за урок и работа с лестницей успеха Эмблемка для лестницы успеха
|
Учащиеся выполняют задания и вместе с учителем осуществляют взаимопроверку.
Учащиеся разгадывают филворд и проверяют вместе с учителем
Восток - название судна, подошедшего к берегам Антарктиды
Надежда - название судна первой кругосветной экспедиции русских
Антарктида
айсберг
Лестница успеха.
Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке прикрепляя эмблемки на соответствующую ступеньку лестницы
Это же так просто!
Я уверен в своих знаниях
Мне комфортно
Я испытываю проблемы
|
| Этап домашнее задание
|
|
| Домашнее задание .§18Прочитать и ответить на вопросы. Выполнить тест по параграфу в тетради текущего контроля.
| Запись задания в дневники
|
|
Конспект урока географии 7 класс.
Учебник: География автор Е.М.Домагацких, Н.И.Алексеевский Москва «Русское слово» 2015 год
|