Имидж как репрезентация социально-культурных отношений


Скачать 288.43 Kb.
НазваниеИмидж как репрезентация социально-культурных отношений
страница1/3
ТипАвтореферат
blankidoc.ru > Туризм > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи

Муратова Ирина Анатольевна
ИМИДЖ КАК РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Специальность 09.00.11 – социальная философия
Автореферат

диссертации на соискание

ученой степени кандидата философских наук

Челябинск - 2014

Работа выполнена на кафедре гуманитарных и социальных наук ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»
Научный руководитель: Лезьер Виктория Александровна,

доктор философских наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет», профессор кафедры гуманитарных и социальных наук.


Официальные оппоненты:

Табуркин Вячеслав Иванович, доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Государственный аграрный университет северного Зауралья», зав. кафедрой философии;





Грунт Елена Викторовна, доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени Первого президента России Б.Н. Ельцина», профессор кафедры прикладной социологии


Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет»


Защита состоится 25 апреля 2014 г. в 15:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.296.07 по защите докторских и кандидатских диссертаций, созданного при ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», по адресу: г. Челябинск, ул. Бр. Кашириных, 129, I корпус, ЧелГУ, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Челябинского государственного университета.

Текст диссертации и автореферата размещен на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет» http://www.csu.ru/.

Автореферат разослан «____» _____________2014 г.




Учёный секретарь

диссертационного совета Куштым Евгения Александровна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ




Актуальность темы исследования. Актуальность исследования имиджа современного человека определяется научными и общественными потребностями, обусловленными ходом активной трансформации социокультурной реальности. Результатом происшедших изменений XX-XXI вв. явились негативные тенденции и процессы, связанные с разрушением нормативно-ценностной базы, снижением моральных критериев во взаимоотношениях между людьми. Коммерциализация социокультурной сферы, ориентация личности на чрезмерное потребление, привели к стандартизации социальных запросов и разрушением социально-культурной индивидуальности.

Символическая составляющая общественной жизни оказывает влияние на ценностное сознание, на установки и мотивацию поведения людей, тем самым трансформируя социально-культурное пространство. Распространенным в общественном сознании становится убеждение, что для жизнедеятельности, самореализации и карьерного роста современному человеку необходимо создание имиджа. Имидж современного человека воспринимается сегодня не как одномерная и однородная система элементов внешности, но как форма, репрезентирующая современные социокультурные отношения.

Актуальность обращения к феномену имиджа обусловлена и причинами социально – философского, аксиологического характера. Это связано со стремлением современного человека осуществлять идентификацию посредством самореализации. В современной системе ценностей имидж приобретает важное значение, как форма идентичности индивида, его выбора стиля жизни, произведенной «работы над собой».

Актуальность видится и в практическом отсутствии социально-философского описания имиджа, в интерпретационной неопределенности и многозначности понятия «имидж» и т.д. Наблюдается тенденция, что большинство исследований выступают как обобщение практических действий, как удовлетворение утилитарных задач социальных практик. За границами научной рефлексии остаются явления, напрямую не связанные с коммерческой или политической выгодой, но, в то же время, радикально трансформирующие социально-культурные ориентиры и активно участвующие в формировании новой, альтернативной реальности. Яркими примерами подобных явлений, иллюстрирующих состояние современного общества, выступают имиджи человека гламурного и представителя молодёжной неформальной организации. Став доступными для большинства и вызвав к себе массовый интерес, они обрели актуальность для населения России, как эпатажные, игровые формы социальных взаимодействий.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование проблемы имиджа человека в контексте современной социальности представляет определенные сложности. С одной стороны, тема имиджа является достаточно разработанной проблемой в политических, социальных, психологических, педагогических и т.д. научно-исследовательских направлениях. С другой стороны, налицо дефицит работ, посвященных социально-философскому анализу имиджа с учетом современных тенденций развития общества.

Впервые феномен имиджа стал исследоваться в США 1950-60-х гг. как представление о человеке, целенаправленно формирующееся в массовом сознании с помощью паблисити, рекламы либо пропаганды. А.Боулдинг стал одним из первых исследователей, кто рассмотрел междисциплинарную природу имиджа и обосновал его практическую необходимость для всех публичных людей. Среди зарубежных авторов, чьи работы стали основой европейской имиджелогии, выделяют П.Берда, Л.Браун, П.Вейла, Ф.Дэйвиса, А.Мехрабиана, Т.Д.Свана, К.Спенсера, М.Спиллейна, Э.Сэмпсона, Р.Хоффа, Дж.Честера, Дж.Шпингеля. Их работы посвящены особенностям неповторимого имиджа и его влияния в политике, шоу-бизнесе, в новом социальном пространстве конца XX и начала XXI веков.

Описание феномена имиджа в советской научной литературе появляется в 70-х гг. в трудах Е.Н.Карцевой, О.А.Феофанова. Их исследования представляют собой изучение и описание механизмов пропаганды буржуазного общества, с критической оценкой имиджа как субъективного образа, создающего иллюзии с последующим манипулированием сознания людей.

Становление современной теории имиджа в России связано с именем В.М.Шепеля. Его труды, вышедшие в середине 90-х годов, обозначили формирование новой области научного знания – имиджелогии.

В последние годы в российской науке сформировалось несколько направлений, рассматривающих феномен имиджа человека с разных мировоззренческих позиций. Имидж как массовый стереотип, отличающийся эмоциональной интенсивностью и повышенной устойчивостью, исследован Г.Г.Почепцовым и И.А.Федоровым.

Интерпретация имиджа как средства психологического воздействия на потребителя представлена в работах Е.Б.Карпова, А.В.Селезнёвой. Имидж с позиции мифологизации и архетипизации исследован В.Г.Горчаковой. В исследованиях Е.Г.Колюжной, Л.А.Соколовой-Сербской и В.И.Сороковиковой имидж рассматривается как культурный феномен, а в работах Д.Е.Братышева, Е.Л.Доценко – как зрелище и информационный продукт.

К следующей группе научных разработок на тему имиджа человека следует отнести узкоспециализированные исследования по отдельным его аспектам. Большинство из них посвящены анализу политического имиджа. Это труды О.П.Березкиной, Л.Я.Гозмана, Г.Г.Дилигенского, Е.В.Егоровой – Гантман, И.Е.Минтусова, О.В.Мякотина, Е.А.Рожковой, Е.Б.Шестопала. Данные исследователи анализируют технологии формирования имиджа политического лидера, механизмы воздействия на избирателя, особенности восприятия образа политика.

В особую группу следует отнести работы, посвященные исследованию имиджа как системы знаков. Эти работы особо важны для настоящего исследования, посвященного имиджу как текстуальному пространству. Так, Е.Б.Перелыгина и Е.А.Петрова описывают имидж в контексте семиотического подхода. Кроме того, имидж рассматривается и на семантическом уровне, включая предметные и оценочные значения (О.Н.Морозова, С.Э.Носкова и др.).

Несмотря на использование термина «имидж» в разных направлениях социально-гуманитарного знания, построение философской теории имиджа остается наименее разработанной. В диссертационных исследованиях и научных публикациях рассматриваются лишь отдельные, локальные аспекты данной проблемы. Одной из попыток философского обоснования имиджа является диссертационное исследование И.К.Черемушниковой. В своей работе «Имидж в смысловом пространстве культуры» она говорит о концептуальном оформлении теории имиджа, где обобщает исторический опыт становления феномена «имидж» и дает теоретическое обоснование этому явлению в современной действительности. У.С.Некрасова рассматривает имидж человека как социокультурный феномен, как форму организации социального пространства и заполнения информационной среды и дает теоретическое обобщение его философско-антропологического материала. В ее работе впервые ставится вопрос о необходимости формирования теории имиджа и её философско-методологической базы. Проблемы влияния имиджей на конструирование современной социально-коммуникативной среды рассматривает Н.И.Григорьева. Автор анализирует комплексное воздействие имиджей и симулякров на мир повседневности и духовно-нравственные установки человека.

Задачи настоящего диссертационного исследования предполагают анализ процессов, происходящих в обществе конца XX - начала XXI века. В связи с этим, важным было обращение к исследованиям социальных явлений в постсовременном ключе. Это работы Ч.Дженкса, А.Тойнби, а затем и в категориальном аппарате других философов: Т.Адорно, Р.Барта, Ж.Бодрийяра, Ф.Гваттари, Ги Дебора, Ж.Делёза, Ж.Деррида, Ж.-Ю.Кристевой, Ж.Лакана, Ф.Лиотара, Ц.Тодорова, У.Эко, а так же представителей критической школы Ю.Хабермаса, М.Хоркхаймера. Существенный вклад в разработку постсовременной философии и её основных принципов внес Ж.-Ф.Лиотар.

Прием декодирования смыслов современной социальной реальности выступает связующим звеном современной философской и культурологической мысли таких авторов, как В.А.Апрелева, А.К.Жолковский, М.Н.Золотоносов, В.Н.Курицын, Н.Л.Лейдерман, М.Н.Липовецкий, Б.М.Парамонов, И.С.Скоропанова и других.

Однако при наличии исследований, посвященных как общей характеристике современной социальной реальности, так и имиджевых явлений, до сих пор не осуществлен анализ имиджа человека как текстуальной форме идентичности и её актуальных видов в социальном российском пространстве последних десятилетий.

Объект исследования: современные социально-культурные отношения.

Предмет исследования: имидж как репрезентация социально-культурных отношений современности.

Цель исследования: осуществить социально-философский анализ имиджа человека как текстуальной репрезентируемой формы социально-культурных отношений современности.

Задачи исследования.

1. Осуществить анализ сложившихся в социально-гуманитарном познании подходов и интерпретаций имиджа и сформулировать авторское определение, аргументирующее логику и методологию социально-философского осмысления.

2. Определить социально-культурную специфику имиджа как формы репрезентации диалога с Другим.

3. Выявить определяющую роль телесности как основы репрезентации имиджа, охарактеризовать актуальные формы ее проявлений в современном социокультурном пространстве.

4. Определить симуляционную составляющую современной социальной идентификации, на примере гламурного имиджевого текста.

5. Рассмотреть игровой принцип социальных отношений на примере имиджа представителя молодёжной неформальной организации.

Методология и методы исследования.

В предлагаемом диссертационном исследовании были использованы приемы анализа и синтеза, логического обоснования, сравнения, наблюдения, обобщения.

Использование феноменологии  позволило представить имидж, как результат первичного опыта, полученный в процессе его познания; сосредоточить внимание на актах сознания, в которых конструируется имидж как феномен реальности, а так же обнаружить и описать интенциональные моменты в познании репрезентативной природы имиджа.

Постструктурализм определил исследование имиджа не как центрированного, структурного феномена, но как несистемное образование, которое является источником определенных форм социальной действительности. Благодаря его принципам – релятивизму и принципу методологического сомнения - имидж предстал как полемический конструкт, диалог, в котором сосуществуют разнородные образования и смыслы; формируются тексты социально-культурной действительности.

Герменевтика помогла осмыслить имидж как форму текстуализации социально-культурной реальности. Основные процедуры герменевтического анализа – понимание и интерпретация - выявили диалоговый характер имиджа. Применение метода герменевтического круга способствовало выявлению смыслового противоречия между частным и общим, между текстом и контекстом в структуре имиджа.

Источниковая база исследования. Теоретической основой диссертационного исследования являются три группы источников.

Первую группу источников составили труды по неклассической и современной философии, содержание которых, отдельные положения и выводы выступили основными ориентирами в дальнейшем анализе имиджа человека. Так, обозначенный в данной работе подход основывается на методологических принципах феноменологии, включающей идеи таких философов, как Э.Гуссерль, М.Мерло-Понти, В.Подорога, Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер, М.Шелер, Г.Шпет. В феноменологической трактовке имиджа человека важным моментом выступает его практическая реализация в индивидуальном пространственно-временном бытии. Имидж определяется в аспекте совместности, осуществляемом в телесном взаимодействии.

Значительную роль в описании топологических принципов имиджевого пространства сыграли работы П.Бурдьё, Ж.Делёза, Ж.-Л.Нанси, В.А.Подороги, М.Фуко и др. Работа С.А.Азаренко «Сообщество тела» помогла в описании топологии имиджа современного человека как телесного образования, сформированного языком, знаками и коммуникацией в целом.

Возможность определить имидж человека как социокультурный текст и описать его основные особенности интертекстуальности – «текст-наслаждение», «смерть автора», «власть интерпретаций», освобождение от границ и иерархий, и т.д. помогли работы Р.Барта, О.Б.Вайнштейна, В.Вельша, Л.Витгенштейна, А.В.Гараджи, Ф.Гваттари, А.В.Гулыги, Ж.Деррида, Ф.Джеймисона, Ю.Кристевой, Н.Б.Маньковской, Г.Л.Тульчинского, Ю.Хабермаса. В трудах названных философов содержатся различные интерпретации современного общества как текстуальной реальности, которые помогают осмыслить сложные и противоречивые социальные явления.

Возможность применения социально-философского подхода как нового методологического основания для теории имиджа современного человека рассматривалось в опоре на теоретические труды А.В.Дьякова, И.П.Ильина, Т.Х.Керимова, в которых анализируются особенности социума последних десятилетий с позиции интертекстуальности, интерсубъективности, гетерогенности, квазинатуральности и т.д.

Исследование проблемы идентичности основывалось на работах И. Гофмана, У. Джемса, Дж. Мида, Ж. Пиаже, К.Г. Юнга. Проанализировать особенности кризиса идентичности помогли работы постнеклассического периода следующих философов - Т. Адорно, Ж. Делёза, Ж. Дерриды, Э. Левинаса, М. Фуко.

Содержание произведения Ж.Делёза и Ф.Гваттари «Ризома» инициировало подход к имиджу не как к системному, а как к полифоническому, многогранному, сложно устроенному интертекстуальному образованию, с характеристиками ризомного строения. Важную роль для данного диссертационного анализа сыграли работы по описанию социальной гиперреальности - «Америка», «Символический обмен и смерть» Ж.Бодрийяра, «Логика смысла» Ж.Делёза, «Эстетика постмодернизма» Н.Б.Маньковской.

Для анализа имиджевого текста были использованы основные положения произведений Р.Барта, Ф.Гваттари и Ж.Делёза, Э.Кречмера, А.Лоуэна; понятия «смерть автора», «симулякр», «кризис идентичности», «интертекстуальность» были обозначены в качестве основных характеристик имиджа современного человека.

Игровая практика современности была описана на основе работ Т.Н. Голобородовой «Игра в культуре постмодернизма», Л.Т.Ретюнских «Игра как она есть, или онтология игры», Й. Хейзинга «Homo Ludens (Человек играющий)» которые позволили соотнести феномен игры и способ существования имиджевого текста молодежных субкультур.

Ко второй группе источников диссертации относятся работы современных исследователей в области отечественной имиджелогии – О.М.Володько, Д.А.Вылегжанина, В.Г.Горчаковой, А.Ю.Панасюка, Е.Б.Перелыгиной, Е.А.Петровой, Г.Г.Почепцова, О.А.Феофанова, И.А.Фёдорова, И.К.Черемушниковой, О.Л.Чулановой, В.М.Шепеля. Работы данных исследователей помогли определить контексты речевого употребления и научного описания категории «имидж», а также познакомили с основными положениями теории имиджа.

Третью группу источников составляют труды, содержащие теоретические основы, предоставляющие возможность анализа актуальных типов имиджа человека – гламурного и имиджа представителя молодёжной неформальной организации. Работы Е.В.Михайловой, Н.С.Платоновой, Л.В.Полубиченко, посвящены рассмотрению концепта «гламур». Анализ гламурного имиджа как явления гиперреальности опирался на социальные практики, описанные в исследованиях Д.Барлет, К.Ю.Точиловой, О.В.Шабуровой. Особое значение для темы исследования имеет содержание и выводы диссертации Д.А.Рудневой «Гламур и его презентации в культуре постиндустриального общества на рубеже XX – XXI».

Социально-философский анализ молодёжных неформальных организаций в современной научной литературе представлен слабо. Тем не менее, есть ряд работ, которые сыграли определяющую роль в данном исследовании. Это монографии С.И.Левиковой «Неформальная молодёжная субкультура», Т.Б.Щепанской «Система: тексты и традиции субкультуры», К.О’Хары «Философия панка». Были использованы научные статьи и публицистика таких авторов, как А.В.Гуринова, А.В.Карманова, А.Лебедева, В.А.Луков, С.А.Сергеев, А.С.Туркатенко, Н.Фрадкин, С.С.Фролов.

Для иллюстрирования основных теоретических положений диссертации использовались интернет-ресурсы, материалы публицистики и периодической печати, раскрывающие современные имиджевые тенденции представителей гламура и молодёжных неформальных организаций.
  1   2   3

Похожие:

Имидж как репрезентация социально-культурных отношений iconИмидж как репрезентация социально-культурных отношений
Имидж человека и современность: философские основания рассмотрения

Имидж как репрезентация социально-культурных отношений iconЛингвопрагматические особенности слогана как репрезентация рекламы...

Имидж как репрезентация социально-культурных отношений icon1 Коллективный договор заключается в целях стабилизации работы мау,...
Коллективный договор заключается в целях стабилизации работы мау, договорного регулирования социально трудовых отношений и согласования...

Имидж как репрезентация социально-культурных отношений iconПрограммам специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело»
...

Имидж как репрезентация социально-культурных отношений iconПрограммам специальность 31. 02. 02 «Акушерское дело»
...

Имидж как репрезентация социально-культурных отношений iconИнформация о порядке вывоза культурных ценностей за пределы российской федерации
«О перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15. 04. 1993 года №4804-1 «О вывозе и ввозе...

Имидж как репрезентация социально-культурных отношений iconАннотации к рабочим программам по специальности «Акушерское дело»
...

Имидж как репрезентация социально-культурных отношений iconАлександр Зубакин Создание имиджа руководителя как элемент pr организации (2010) Оглавление
Евгения Чичваркина? Какой зонтичный брэнд сильнее: слово Virgin или фамилия сэра Ричарда Брэнсона? Эти и многие другие руководители...

Имидж как репрезентация социально-культурных отношений iconМетодические рекомендации по заполнению статистической отчетности...
Поступления по коллективным договорам (соглашениям) на проведение социально-культурных и других мероприятий

Имидж как репрезентация социально-культурных отношений iconАннотации к рабочим программам по специальности «Сестринское дело»
России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru