ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МБОУ «Алексеевская средняя общеобразовательная школа
Яковлевского района Белгородской области»
Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»,
ФГОС,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция).
Программа духовно-нравственного развития и воспитания имеет своей целью достижение национального воспитательного идеала духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Основанием для разработки программы явился социальный заказ , основными заказчиками которого стали родители, администрация муниципалитета, общественность, государство.
Программа составлена на основании социального заказа на воспитание высоконравственного творческого компетентного гражданина Российской Федерации , принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, уверенного в культурных и духовных традициях многонационального государства , а так же на основании традиций школы.
В образовательном учреждении традиционно большое внимание уделяется решению задач гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников.
Воспитательная работа школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные знания, занятия в объединениях дополнительного образования, экскурсионную деятельность, внеклассные и внешкольные мероприятии.
На воспитание личности оказывает влияние тот факт, что обучающиеся из года в год проживают традиционные дела, к которым классные коллективы основательно готовятся на протяжении длительного периода под руководством опытных наставников.
Традиционные школьные мероприятия в начальной школе.
месяц
| мероприятия
| Сентябрь
| Праздник 1 звонка, День села, Школьная ярмарка
Легкоатлетический кросс «Золотая осень»
| октябрь
| День учителя, День самоуправления
| ноябрь
| Щепкинская неделя
| декабрь
| Конкурс «Зимняя сказка», Новогодние мероприятия
| Январь
| Неделя начальных классов
| февраль
| Месячник оборонно-спортивной работы
Конкурсы: «На старте взрослые и дети»,
| март
| Праздничные мероприятия, посвященные празднику 8 Марта
| апрель
| Экологические субботники, благоустройство территории школы
| май
| Вахта памяти, Зарница, Последний звонок, Прощание с начальной школой
| июнь
| Летние оздоровительные лагеря
| Все проводимые воспитательные мероприятия ставят своей целью формирование общечеловеческих ценностей.
В образовательном учреждении создана сеть объединений дополнительного образования, где заняты и учащиеся начальной школы.
Сложилась система взаимодействия на условиях социального партнерства с учреждениями социума: Домом культуры, модельной библиотекой, музеем М.С. Щепкина, музыкальной школой, Домом ремесел.
Большое внимание уделяется духовной безопасности школьников. В учреждении осуществляется реализация прав учащихся на защиту от информации , наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию .В целях предупреждения распространения подобной информации через систему в Internet на сервере установлен Коннет-филтр., родительский контроль.
Зеркалом, отражающим результативность воспитательной деятельности является уровень воспитанности школьников.
Диагностика уровня воспитанности
Результаты диагностики позволяют сделать следующие выводы:
На протяжении последних лет уровень воспитанности остается практически стабилен.
Число учащихся имеющих высокий и хороший уровень воспитанности составляет более 60%, что является высоким результатом воспитательной работы школы и семьи .
Исходя из сложившихся условий Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
В образовательном учреждении созданы условия для реализации указанной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Для организации и полноценного функционирования такого учебно-воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.
Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.
Цель и задачи
духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся
на ступени начального общего образования. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.
В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Учитывая, что в современном процессе развития и воспитания ребёнка активно участвуют не только традиционные субъекты (семья и образовательное учреждение), но и различные общественные, культурные, религиозные организации, средства массовой информации (СМИ), необходимо обеспечить согласованность действий между этими субъектами в решении принципиального вопроса о том, на воспитание какого человека направлены непосредственные или опосредованные их усилия.
Педагогическое сообщество, образовательное учреждение способны взять инициативу в определении и реализации национальных педагогических приоритетов. При этом национальный воспитательный идеал должен стать принципиальной основой социального партнёрства как способа взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи.
В соответствии с национальным воспитательным идеалом определена
основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания, приведённых в Концепции, а также с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование нравственного смысла учения;
формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзыв - чивости, понимания и сопереживания другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Реализация поставленных целей способствует приобретению выпускником начальной школы качеств и черт , присущих образу выпускника начальной школы. ОБРАЗ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Любящий свой народ, свой край, свою Родину;
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
Любознательный , активно и заинтересованно познающий мир;
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом
Доброжелательный , умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию высказывать свое мнение;
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Реализация задач может быть успешной, если учитель будет обладать следующими чертами ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО УЧИТЕЛЯ
Носитель традиционных ценностей Росси и гражданского общества.
Патриот , осознающий свою. Сопричастность к судьбам России.
Личность, способная к духовно-нравственному развитию и воспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций.
Владеющий содержанием избранной научной области, умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности.
Педагог, способный к проектированию образовательной среды учащихся, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде.
Личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями.
1.2. Ценностные установки
|