Методическое пособие для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов составитель: Яковлева Валентина Ивановна


НазваниеМетодическое пособие для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов составитель: Яковлева Валентина Ивановна
страница1/4
ТипМетодическое пособие
blankidoc.ru > Туризм > Методическое пособие
  1   2   3   4
Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум»


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ



Составитель: Яковлева Валентина Ивановна,
методист ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум»,

первая квалификационная категория.



Каменск-Уральский

2014

Составитель: Яковлева Валентина Ивановна, методист ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум», первая квалификационная категория.

Рецензенты: заместитель директора по методической работе Зарипова Миннигуль Минематовна, заместитель директора по учебной работе Щелева Татьяна Станиславовна.

Методическое пособие для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов. – ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум», 2014.-57с.

Методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов адресовано педагогическим работникам ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум». Методическое пособие содержит определение, цели и задачи самостоятельной работы студентов, характеристику различных видов самостоятельной работы, рекомендации по ее организации и контролю.

Методическое пособие рассмотрено на заседании методического совета ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум», протокол № 2 от 17.11.2014 г




СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………..…………………………………………………...4

1. Нормативное обеспечение самостоятельной работы студентов…………………..5

2 Определения и сокращения………….………………………………………………….5

3. Самостоятельная работа как важнейшая часть учебного процесса……………….....7

4. Основные характеристики самостоятельной работы студентов...…………………...8

5. Организация самостоятельной работы студентов……………………………………10

6. Методические рекомендации по отдельным видам самостоятельной работы……..15

7. Характеристика заданий………………...……………………………………………...17

8. Мотивация и эффективность самостоятельной работы студентов………………….36

9. Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов……………..37

Список литературы и информационных источников…………………………………….41

Приложения……………………………………………………………………….………...42

Приложение №1. Примерные нормы времени на выполнение студентами внеаудиторной самостоятельной работы………………………………………………....42

Приложение №2. Образец оформления конспекта……………………………..…….…43

Приложение №3. Образец оформления эссе…………………………………………….44

Приложение №4. Образец оформления рецензии………………………………...….…45

Приложение №5. Образец оформления аннотации………………………………….…46

Приложение №6. Образцы тестов……………………………………………………..…47

Приложение №7. Образец составления и решения ситуационных задач (кейсов)….49

Приложение №8. Образец оформления анкеты………………………………………....53

Приложение № 9. Образец программы внеаудиторной самостоятельной работы студента………………………………………………………………………………….…54

Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современного профессионального образования является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов.

Квалификационные характеристики по всем специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат основные требования:

уметь осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

заниматься самообразованием, самообучением.

Эти требования к подготовке студентов и обучающихся делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.

В соответствии с данными требованиями каждая профессиональная образовательная организация при формировании программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения, сопровождать её методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение (п. 7.1. федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – ФГОС СПО). ФГОС СПО регламентирует максимальный и обязательный объём учебной нагрузки обучающихся как по циклам дисциплин ( профессиональных модулей – ПМ), так и в целом по обязательной и вариативной частям ППССЗ – 54 и 36 академических часов в неделю соответственно.

Увеличение доли самостоятельной работы студентов, реализация ФГОС требует соответствующей организации образовательного процесса и составления учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения учебного материала.

Настоящее методическое пособие определяет сущность самостоятельной работы студентов в радиотехникуме, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля.

Цели методического пособия:

  1. Методическое сопровождение процесса введения и реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО), помощь при разработке рабочих учебных программ дисциплин и профессиональных модулей программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ).

  2. Создание в образовательном учреждении учебно-методического обеспечения образовательного процесса.



Методическое пособие предназначено для преподавателей ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум»

1. Нормативное обеспечение самостоятельной работы студентов

Настоящее пособие разработано в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г, №468;

  • Федеральные государственные образовательные стандарты;

  • Устав радиотехникума;

  • Локальные нормативные акты радиотехникума.

Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:

  • в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, профессиональных модулей и междисциплинарных курсов,

  • в рабочих программах учебных дисциплин, профессиональных модулей и междисциплинарных курсов с распределением по разделам или конкретным темам.

ФГОС СПО в части требований к результату освоения программ по профессии и специальности регламентирует максимальный объем учебной нагрузки студента и объем обязательной учебной нагрузки как в целом по теоретическому обучению, так и по циклам дисциплин и междисциплинарных курсов профессиональных модулей.

Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по ППССЗ в целом должен составлять 50% от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку.

2. Определения и сокращения

В методических рекомендациях используются следующие определения и сокращения:

Студенты - лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования.

Самостоятельная работа студентов – система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью студентов или деятельность студентов по освоению знаний и умений учебной и научной деятельности без посторонней помощи.

Синектика — метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Применяется как приём решения сложных творческих, в т.ч. технико-изобретательских задач, в педагогической практике используется для решения учебно-познавательных проблем, а также в целях обучения самому процессу творческого поиска.

Информационная модель — модель объекта, представленная в виде информации, описывающей существенные для данного рассмотрения параметры и переменные величины объекта, связи между ними, входы и выходы объекта и позволяющая путём подачи на модель информации об изменениях входных величин моделировать возможные состояния объекта. Основными классами информационных моделей. являются: наглядные (картинные) модели-изображения (фотография, кино, телеизображение), абстрактные знаковые модели (печатный текст, знаковое табло, формуляр), графические модели (график, диаграмма, чертеж, блок-схема) и комбинированные модели (мнемосхема, карта).

ВСРС – внеаудиторная самостоятельная работа студентов

ОП – образовательная программа;

ППКР - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих,

ППССЗ - программы подготовки специалистов среднего звена;

СПО – среднее профессиональное образование.

СРС – самостоятельная работа студентов

ЦК – цикловая комиссия

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

3. Самостоятельная работа как важнейшая форма учебного процесса

Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).
Цель самостоятельной работы - содействие оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании. Самостоятельная работа студентов должна способствовать развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению задач учебного и профессионального уровня.

Задачами СРС являются:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов, углубление и расширение теоретических знаний;




  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;




  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;




  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развитие исследовательских умений; использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.


Управление СРС включает:

  • четкое планирование содержания и объема самостоятельной работы;

  • организацию, контроль и анализ результатов самостоятельной работы;

  • необходимое учебно-методическое и материально-техническое обеспечение;

  • внедрение новых технологий обучения;

  • учет трудозатрат студентов и преподавателей в рамках СРС.


4 Основные характеристики СРС

1. Психологические условия успешности СРС.

Прежде всего – это формирование устойчивого интереса к избранной профессии и методам овладения ее особенностями, которые зависят от следующих параметров:

  • взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе;

  • уровень сложности заданий для самостоятельной работы;

  • включенность студентов в формируемую деятельность будущей профессии.

Как любой вид человеческой деятельности, учебная деятельность с психологической точки зрения представляет собой процесс решения специфических задач. Отличие учебных задач от всяких других состоит в том, что их целью является изменение самого субъекта, которое заключается в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Необходимость в постановке и решении таких задач возникает перед субъектом лишь в том случае, если ему необходимо овладеть такими способами действия, в основе которых лежат обобщения теоретического типа.

Рассматривая учебную деятельность как процесс решения задач, следует выделить следующие ее звенья.

Во-первых, постановка учебной задачи.

В психологии (педагогической психологии) известно, что цель возникает в результате конкретизации смыслообразующих мотивов деятельности. Функцию таких мотивов может выполнить только интерес к содержанию усваиваемых знаний. Без такого интереса невозможна не только самостоятельная постановка учебной задачи, но и принятие задачи, поставленной преподавателем. Поэтому обучение, имеющее своей целью подготовку студентов к самостоятельной учебной деятельности, должно обеспечить, прежде всего, формирование таких интересов.

Во-вторых, применение оптимальных способов решения задачи.

Между учебной деятельностью под руководством преподавателя и самостоятельными ее формами существует принципиальное различие, на которое не обращается достаточного внимания. Когда преподаватель ведет студентов от понятия к действительности, такой ход имеет силу только методического приема. Когда речь идет о формировании понятия путем самостоятельной работы с учебными материалами и средствами, условия деятельности решительно изменяются.

Первым среди этих условий является формирование способов логического анализа источников учебной информации, в частности, способы логического анализа информационных моделей, в которых фиксируется содержание научных понятий, что одновременно составляет одну из важнейших задач обучения, рассчитанного на подготовку студентов к самостоятельной учебной деятельности.

Вторым важным условием перехода к самостоятельной учебной деятельности является овладение продуктивными способами решения учебных задач, и обеспечение этого условия практически невозможно без активного методологического и методического участия преподавателя.

В-третьих, осуществление контроля и оценки за ходом и результатом решения задачи.

Формирование контрольно-оценочных операций должно идти от овладения способами контроля и оценки действия преподавателя и других студентов через контроль и оценку собственной работы под руководством преподавателя к самоконтролю и самооценке самостоятельной образовательной деятельности.

2. Профессиональная ориентация дисциплин.

Бесспорность этого учебно-содержательного тезиса с точки зрения знаний, приобщения к творческой профессиональной деятельности, эффективного личностного взаимодействия в профессии не должна умалять значение знаний общей гуманитарной культуры соответствующих блоков дисциплин учебного плана. Кроме того, глубина профилирования тех или иных дисциплин должна учитывать психологические закономерности многоуровневого деления будущих профессионалов: бакалавры, специалисты, магистры.

3. Ограниченный бюджет времени студента.

При формировании временного объема преподаваемой дисциплины преподаватель должен учитывать общую суммарную нагрузку студентов вне субъективного мнения о несомненной важности своей дисциплины.

Интенсификация образовательного процесса предполагает ритмичность СРС за счет уменьшения рутинной работы студента в семестрах.

4. Индивидуализация СРС, которая включает:

  • увеличение удельного веса интенсивной работы с более подготовленными студентами – деление занятия на обязательную и творческую части (для всех, пытающихся самостоятельно справиться с более трудными и, главное, – нестандартными задачами, дополнительными вопросами, учебно-проблемными ситуациями и т. д.)

  • регулярность консультаций с обучающимися;

  • исчерпывающее и своевременное информирование о тематическом содержании самостоятельной работы, сроках выполнения, потребности во вспомогательных средствах, формах, способах контроля и оценке итоговых результатов с обязательным сравнением их с ожидаемыми.

Формы СРС разнообразны. Они включают в себя:

  • изучение и систематизацию официальных государственных документов - законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем (Консультант «Плюс»), компьютерной сети "Интернет";

  • изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;

  • подготовку докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;

  • участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.

Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.

  1   2   3   4

Похожие:

Методическое пособие для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов составитель: Яковлева Валентина Ивановна iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е....

Методическое пособие для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов составитель: Яковлева Валентина Ивановна iconМетодические рекомендации по написанию рефератОВ, докладов, сообщений...
Рецензенты: заместитель директора по методической работе Зарипова Миннигуль Минематовна, заместитель директора по учебной работе...

Методическое пособие для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов составитель: Яковлева Валентина Ивановна iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки и отработки мануальных навыков сестринской практики в условиях...

Методическое пособие для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов составитель: Яковлева Валентина Ивановна iconМетодическое пособие для самоподготовки для специальностей 060101...
Методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов

Методическое пособие для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов составитель: Яковлева Валентина Ивановна iconМетодическое пособие для проведения внеаудиторной самостоятельной...
Методическое пособие предназначено для организации эффективной самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся, получающих образование...

Методическое пособие для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов составитель: Яковлева Валентина Ивановна iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов очной...
Методическое пособие предназначено для практических занятий и самостоятельной работы студентов специальностей 110400. 65-«Зоотехния»,...

Методическое пособие для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов составитель: Яковлева Валентина Ивановна iconМетодическое пособие для самостоятельной работы студентов 2 курса...
Методическое пособие предназначено для организации эффективной самостоятельной внеаудиторной работы студентов второго курса, получающих...

Методическое пособие для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов составитель: Яковлева Валентина Ивановна iconМетодическое пособие для самостоятельной работы студентов 35. 01....
Задания для самостоятельной работы №2 по теме «Множественное число существительного и падеж»

Методическое пособие для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов составитель: Яковлева Валентина Ивановна iconУчебно-методическое пособие по выполнению самостоятельной работы...
Учебно-методическое пособие по выполнению самостоятельной работы для студентов заочной формы

Методическое пособие для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов составитель: Яковлева Валентина Ивановна iconМетодическое пособие предназначено для студентов специальности «Социальная работа»
Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Социальная работа» юридического факультета, преподавателей кафедры...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru