Скачать 373.78 Kb.
|
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н.Э.Баумана Специализированный учебно-научный центр ГОУ ЛИЦЕЙ №1580 Практическое руководство для учащихся и педагогов Что необходимо знать участнику проектно-исследовательских работ естественнонаучного цикла в лицее №1580. Вязовец Н.В. Москва 2010 Вязовец Н.В. Что необходимо знать участнику проектно-исследовательских работ естественнонаучного цикла в лицее №1580. Практическое руководство для учащихся и педагогов. – М.: МГТУ, -40 с. Проектно-исследовательская деятельность школьников – современная инновационная педагогическая технология. Представленное пособие содержит: - методические рекомендации для учащихся и преподавателей, необходимых для работы над школьным проектом; - рекомендации к оформлению презентации; -перечень необходимых документов на этапе защиты проекта; - критерии оценки выступления на конференции; -требования к оформлению проектной работы школьника, к написанию аннотации и тезисов; -тематика возможных проектов по биологии и межпредметных направлениям. Все это поможет школьникам выбрать тему проекта, запланировать работу над ним, правильно оформить проектную папку и написать по форме аннотацию и тезисы. Введение Организация проектно-исследовательской деятельности школьников является одной из современных инновационных педагогических технологий. Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Считается,что успешная реализация технологии проектного обучения возможна,если учитель целенаправленно создает для учащихся благоприятные условия:
Классификация проектов Исследовательский проект Напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др. Информационный проект Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикация, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы. Творческий проект Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Практико-ориентированный проект Нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Очень разнообразны – от учебного пособия (листовка) до рекомендаций по сохранению здоровья. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. Ролевой проект Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор? Перечисленные целевые направления деятельности учащихся-проектантов могут реализовываться в каждом проекте. А значит каждый проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой практико-ориентированный или информационный. Поэтому у проекта может быть не единственная, а доминирующая направленность деятельности участников. Понятия, необходимые для проведения проектно-исследовательской работы. Гипотеза (греч. слово) – основание, предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее опытной проверки, подтверждения фактами для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования – то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Проблема (греч. слово – задача, задание) – теоретический или практический вопрос, требующий разъяснения. Последовательность хода проектно-исследовательской работы.
- виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная); - методы поиска информации. Содержание этапов работы учащегося На первом этапе Вам необходимо определить область исследования – явление, эпоху, процесс и т.п. Далее в этой области следует выбрать узко определенную и рабочую формулировку темы. Затем приступить к сбору разнообразной информации по проблеме исследования. Для этого следует поработать в библиотеке, обратиться к сети Интернет и другим источникам. Одновременно со сбором информации нужно создать базу данных, в которую включить отрывки текстов по проблеме исследования, библиографию, иллюстративные материалы. На втором этапе Вы под руководством учителя определяет структуру исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы, формулирует цель, задачи, объект и предмет исследования, выбирает методы и методики, необходимые для его проведения. На третьем этапе Вы проводит литературный обзор по проблеме исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит основную часть исследования. На заключительном этапе подводятся итоги – Вы формулируете результаты исследования, и делаете выводы. На данном этапе необходимо уточнить и окончательно сформулировать тему исследования. В любой исследовательской работе, как правило, выделяют три основных раздела: введение, основная часть и заключение. Таким образом, структура подготовки проектной работы выглядит таким образом: Организация деятельности учителя, учащихся в процессе работы над проектом
Требованиями к оформлению проектной работы школьника
ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ ЖИРНЫМ ШРИФТОМ Times New Roman, размер шрифта 14.
«ЭКСПЕРМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ», могут быть напечатаны как собственно в указанном разделе, так и вынесены в дополнительный раздел «ПРИЛОЖЕНИЕ», что должно быть отражено в разделе «ОГЛАВЛЕНИЕ» проектной работы. Работа должна быть сброшюрована. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗДЕЛУ Введение Введение представляет собой наиболее ответственную часть проектной и исследовательской работы, так как содержит в сжатой форме все основные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование (2-3 стр.) Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования на основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования. Далее, исходя из объекта и предмета, формулируется цель исследования, а на основании цели определяются его задачи. Объект исследования это процесс, явление и т.п., которое исследуется, а предмет – часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывается то, чему оно посвящено. Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. При формулировании задач целесообразно применять глаголы: «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить» и т.д. Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество – три-пять. Задачи исследования определяют его методы и методики. К ним относятся как общие методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование и др., так и специальные методы. Итак, введение должно включать в себя:
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗДЕЛУ Литературный обзор Работа с литературными источниками.
Специальные термины, используемые в работе, следует оформлять как литературные сноски. Термины нумеруются по порядку (для этого используется надстрочный знак), под текстом на данной странице проводится сплошная линия, под которой шрифтом № 12 печатается определение данного термина, приводятся необходимые разъяснения. Например: «…в процессе денатурации1 белка …» ________________________________________ 1 – процесс изменения физико-химических свойств белка … и т.д. В конце работы все специальные термины размещаются в словаре в алфавитном порядке. требования и ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ раздела Экспериментальная часть (материалы и методы) В настоящем разделе указываются этапы исследования, описываются материалы и методы, использованные в работе, методика выполнения эксперимента. Этапы исследования
Методы исследования.
а) …………………. (характеристика данного метода); б) …………………. (…………………); в) определение распространенности…, оценка качества… и т.д. по методике Иванова И.И.; г) определение распространенности…, оценка качества… и т.д. по данным анонимного анкетирования (социологического опроса и т.д.) Анкетирование по теме: «…………………………………………………….» Группы респондентов: ……………… Количество респондентов: ……………… Дата проведения тестирования: ………………………… Место проведения тестирования: …………………………… Образец теста или анкеты ………………………… 2. Теоретические методы. а) анализ и синтез (качественный и количественный анализ полученных результатов тестирования); б) сравнение (сравнение результатов тестирования различных возрастных групп); в) обобщение (формулирование выводов, обобщение результатов тестирования и т.д.) ТРЕБОВАНИЯ К РАЗДЕЛУ Обсуждение результатов Включает математическую обработку и анализ полученных данных, сопоставление результатов исследования с аналогичными данными, опубликованными в литературе; предусматривает построение таблиц, диаграмм, графиков и т.д. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗДЕЛУ Выводы Выводы обычно составляет не более 1—2 страниц, формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований. Выводы следует формулировать, исходя из цели и задач, заявленных в работе. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗДЕЛУ Список литературы Правила оформления в списке различных вариантов изданий. Книга одного и более авторов: Майоров А.Н. Теория и практика создания текстов для системы образования. – М.: Интеллектцентр, 2001-296с. Сборник с коллективным автором: Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании: Сб.науч.статей /Сост.О.С.Орлов. – Великий Новгород: РИС, 2000.-180с. Статьи из газеты и журнала: Михайлов Г.С. Психология принятия решений // Журнал прикладной психологии. -2001.-№5.-с.2-19. Статьи из энциклопедии и словаря: Гастев Ю.А., Геллер Е.С. Моделирование// БСЭ. – 3-е изд. – М., 1974.-т.16-с.393-395. Ресурсы Internet www. medtravi.ru Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы, и др. Основные требования при оформлении приложений можно сформулировать так:
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗДЕЛУ Словарь специальных терминов Словарь специальных терминов включает список специальных терминов, используемых в работе, в алфавитном порядке. ТРЕБОВАНИЯ К СрокАМ выполнения и сдачи проекта Подготовительный этап работы над Проектом (включает в себя определение структуры проекта, формы исследовательской деятельности, составление литературного обзор по данной теме, подготовку тезисов) должен быть завершен к 20 декабря текущего учебного года. В окончательном виде Проект должен быть представлен руководителю секции не позднее 20 января текущего учебного года, и включать в себя следующие материалы на электронном (CD−диск или DVD−диск) и бумажном носителях:
Требованиями к оформлению тезисов проектной работы школьника Тезисы работы необходимо напечатать, используя шрифт Times New Roman, размер 14 пт, через одинарный интервал, выравнивание текста по ширине, абзацные отступы отсутствуют, расстановка переносов автоматическая, поля справа и слева, а также сверху и снизу – 2 см. Сокращения не допускаются. Тезисы не должны содержать таблиц и графиков. Достоверность цитат, правильность формул и статистических выкладок должны быть тщательно проверены. Текстовый материал не должен содержать синтаксических и орфографических ошибок, исправлений и помарок. Всю ответственность за достоверность приводимых сведений полностью несёт (несут) автор (авторы) и научный руководитель (научные руководители). Название работы печатается ПРОПИСНЫМ полужирным шрифтом. Точка после названия работы не ставится. Фамилия и инициалы руководителя или куратора с указанием должности и звания печатаются обычным шрифтом. Цели и задачи (эти слова печатаются жирным шрифтом): далее обычный шрифт; Материалы и методы (эти слова печатаются жирным шрифтом): далее обычный шрифт; Результаты (это слово печатаются жирным шрифтом): далее обычный шрифт; Выводы (это слово печатаются жирным шрифтом): далее обычный шрифт; т.е. жирным шрифтом печатаются «подзаголовки», а содержательное наполнение каждого из них – обычным шрифтом. Защита научного проекта. Предоставляется автору работы 10 мин, за которые должны быть освещены:
Оценочный лист (балльный) примерно выглядит так…..
Внимание! Основные требования к оформлению разных типов проектных работ.
Таким образом, логическая схема оформления проектной работы выглядит так: Результаты В ходе данного исследования - проведен анализ… - выявлено - определено - установлено Необходимые материалы на этапе защиты проекта: Оформление проектной папки. Проектная папка (Портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите – показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:
В состав проектной папки (Портфолио проекта) входят:
Перечень возможных выходов проектной деятельности:
Тематика проектов по биологии
Рефераты предложены по пособию для учителей по интегрированному и глобально ориентированному образованию «Природа и человек». Авторы-составители: Т.В. Орлова, Р.А. Петросова, А.В. Теремов. – М.: АПК и ППРО, 2009.-300с.Темы возможных межпредметных проектных работ. 1.Химия
(Выяснить, каким образом «неживые молекулы, взаимодействуя друг с другом, поддерживают живое состояние и обеспечивают его воспроизведение».) 2.Физика
3.Математика
|
РФ, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Московский физико-технический институт (государственный университет),... | РФ, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Московский физико-технический институт (государственный университет),... | ||
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный... | «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова» | ||
Московский областной государственный колледж технологий, экономики и предпринимательства | «Московский государственный индустриальный университет» (фгбоу впо «мгиу»), далее мгиу, а также восстановления граждан, ранее обучавшихся... | ||
«московский государственный университет путей сообщения императора николая II (мгупс (миит))» | «Московский государственный академический театр оперетты» на 2018 год, утвержденного п. 1 приказа Департамента культуры города Москвы... | ||
Полное наименование – Предуниверситарий федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |