ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 10 КЛАСС
Практическая работа № 1.
Обозначение на контурной карте стран различных типов.
Ход работы:
Вариант 1. Обозначение на контурной карте крупнейших по территории и по численности населения стран мира.
Используя атлас (стр. 2 - 3), форзацы учебника Максаковского В.П. ”Экономическая и социальная география мира” или дополнительную литературу, подпишите на контурной карте названия и закрасьте красным цветом первые десять стран по площади территории и синим цветом – по численности населения . Подпишите их столицы.
Выпишите страны, вошедшие в эти группы ( и по площади территории, и по численности населения ).
Сделайте вывод о размещении крупнейших стран по регионам мира и по их отношению к социально-экономическим типам.
Вариант 2. Обозначение на контурной карте островных, полуостровных и внутриконтинентальных стран и их столиц.
Используя атлас (стр. 2 - 3), на контурной карте обозначьте границы и подпишите названия, стран, дополнительно заштриховав красным цветом островные, зелёным - полуостровные и жёлтым - внутриконтинентальные страны и подпишите их столицы.
Назовите регионы, в которых преобладают страны различные по географическому положению.
Вариант 3. Обозначение на контурной карте стран различных социально-экономических типов.
Используя текст учебника, дополнительную литературу и атлас (стр. 2 - 3), на контурной карте синим цветом обозначьте страны ”Большой семёрки”, серым - страны переселенческого капитализма, красным - социалистические, розовым - страны с переходным типом экономики, зелёным - ключевые развивающиеся страны, чёрным - нефтедобывающие, жёлтым - новые индустриальные страны. Подпишите их названия и их столицы.
Сделайте вывод о размещении этих типов государств по регионам мира.
Вариант 4. Обозначение на контурной карте богатейших и беднейших стран мира.
Используя атлас (стр. 2 - 3) и приведённую таблицу, на контурной карте подпишите и обозначьте различными цветами страны с максимальными и минимальными показателями ВВП на душу населения.
Сделайте вывод о размещении этих стран по регионам мира и их отношении к различным социально-экономическим типам.
Страны мира с самыми высокими и самыми низкими показателями ВВП на душу населения в 1998 году. Страны с самыми высокими показателями
| ВВП на душу населения (долларов США)
| Страны с самыми низкими показателями
| ВВП на душу населения (долларов США)
| Люксембург
Швейцария
Япония
Норвегия
Дания
США
Австрия
Сингапур
Канада
Франция
| 41210
40630
39640
31250
29890
26980
26890
26730
26210
24990
| Мозамбик
Эфиопия
Танзания
ДР Конго
Бурунди
Малави
Чад
Руанда
Сьерра-Леоне
Буркина-Фасо
| 80
100
120
130
160
170
180
185
190
230
| Вариант 5. Обозначение на контурной карте монархий и федеративных государств.
Ход работы:
Используя форзацы учебника Максаковского В.П. и атлас ( стр. 2 - 3 ), на контурной карте подпишите и обозначьте синим цветом абсолютные ( включая теократические ), зелёным - конституционные монархии и красным - федеративные государства; подпишите их столицы.
Подчеркните красным цветом названия федеративных монархий.
Сделайте вывод о размещении государств с монархической формой правления и федеративным административно-территориальным устройством по регионам мира.
Практическая работа № 2.
Составление таблицы ”Государственный строй стран мира”.
Ход работы:
Вариант 1. Составление таблицы ”Государственный строй отдельных стран мира”.
Используя учебник Максаковского В.П. и дополнительную литературу, заполните таблицу , приведя по несколько примеров стран с различным государственным устройством. Форма правления
| Унитарные государства
| Федеративные государство
| Президентская республика
|
|
| Парламентская республика
|
|
| Конституционная монархия
|
|
| Абсолютная монархия
|
|
| Абсолютная теократическая монархия
|
|
| Государства Британского Содружества
|
|
| Вариант 2. Составление таблицы ”Государственный строй отдельных стран мира по регионам мира”. Государственный строй
| СНГ
| Зарубежная Европа
| Зарубежная Азия
| Африка
| Америка
| Австралия и Океания
| Зависимые страны и колонии
|
|
|
|
|
|
| Унитарные государства
| Республика
|
|
|
|
|
|
| Конституционная монархия
|
|
|
|
|
|
| Абсолютная монархия
|
|
|
|
|
|
| Абсолютная теократическая монархия
|
|
|
|
|
|
| Государства Британского Содружества
|
|
|
|
|
|
| Федеративные государства
| Республика
|
|
|
|
|
|
| Конституционная монархия
|
|
|
|
|
|
| Абсолютная монархия
|
|
|
|
|
|
| Абсолютная теократическая монархия
|
|
|
|
|
|
| Государства Британского Содружества
|
|
|
|
|
|
| Используя учебник Максаковского В.П. и дополнительную литературу, заполните таблицу, приведя по несколько примеров стран с различным государственным устройством; в строке ”Зависимые страны и колонии” после названия стран укажите в скобках сокращённые названия метрополий ( Великобритания – брит., Дания – дат., Франция – фр., Нидерланды – нид. и Соединённые Штаты Америки – США ).
Сделайте вывод о размещении стран с различным государственным строем по регионам мира.
Практическая работа № 3.
Анализ политико-географического положения одной из стран мира.
Ход работы:
Работа выполняется письменно по типовому плану.
План описания
политико-географического положения страны:
Общие сведения о стране ( размеры страны, социально-экономический тип, столица ).
Положение страны на материке.
Вид страны по географическому положению.
Участие страны в международных военных, экономических и политических организациях.
С какими странами и где граничит страна.
Участие стран-соседей в международных организациях.
Выделение среди соседних стран союзных, враждебных и нейтральных государств.
Какими морями ( океанами ) и где омывается страна.
Выход страны к важнейшим линиям международных коммуникаций.
”Горячие точки”, угрожающие безопасности страны.
Вывод о политико-географическом положении страны.
Вариант 1. Характеристика политико-географического положения Израиля.
Вариант 2. Характеристика политико-географического положения Канады
Вариант 3. Характеристика политико-географического положения Бельгии.
Вариант 4. Характеристика политико-географического положения Эфиопии.
Вариант 5. Характеристика политико-географического положения Чехии.
Вариант 6. Характеристика политико-географического положения Республики Корея.
Практическая работа № 4.
Нанесение на контурную карту важнейших видов природных ресурсов мира.
Вариант 1. Нанесение на контурную карту главных ареалов размещения основных видов топливных ресурсов мира.
Ход работы:
Используя атлас ( стр. 4 ), текст учебника и дополнительную литературу, на контурную карту условными знаками нанесите крупнейшие угольные и нефтегазоносные бассейны и подпишите их названия.
Условными знаками нанесите крупнейшие месторождения нефти и природного газа.
Различными цветами обозначьте страны, обладающие наибольшими запасами каменного угля, нефти и природного газа.
Сделайте вывод о размещении топливных ресурсов по регионам мира и странам различных социально-экономических типов.
Вариант 2. Нанесение на контурную карту главных ареалов размещения основных видов рудных ресурсов мира.
Ход работы:
Используя знания полученные на уроке или дополнительную литературу, штриховкой различного цвета покажите основные металлогенические пояса мира ( алюминиевый, медный и оловянный ).
Используя атлас (стр. 4 ), условными знаками покажите крупнейшие месторождения железных руд, алюминиевых, медных, никелевых, полиметаллических, оловянных руд, золота и подпишите их названия.
Подпишите страны, выделяющиеся запасами железных, алюминиевых, медных, никелевых и оловянных руд и обозначьте их границы.
Сделайте вывод о размещении этих видов рудных ресурсов по странам и регионам мира.
Вариант 3. Нанесение на контурную карту главных ареалов размещения основных видов нерудных ресурсов мира.
Ход работы:
Используя атлас (стр. 4 ), условными знаками покажите крупнейшие месторождения апатитов, фосфоритов, калийных солей и алмазов и подпишите их названия.
Подпишите названия стран, выделяющиеся запасами данных видов минерального сырья.
Сделайте вывод о размещении нерудных ресурсов по странам и регионам мира.
Вариант 4. Нанесение на контурную карту главных ареалов размещения важнейших видов неминеральных ресурсов.
Ход работы:
Используя атлас ( стр. 5 - 8 ), учебник Максаковского В.П. ( стр. 31, рис. 8 и 9 ) и дополнительную литературу, покажите на контурной карте различными цветами страны, выделяющиеся по величине лесных, водных и агроклиматических ресурсов.
Нанесите различными цветами основные ареалы северного и южного лесных поясов, почвенных ресурсов и важнейшие рекреационные зоны мира.
Обозначьте основные аридные зоны мира и подпишите названия крупнейших пустынь.
Сделайте вывод о размещении лесных, водных, почвенных и рекреационных ресурсов по регионам мира.
Практическая работа № 5.
Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.
|